Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственно-общественная система управления образованием




 

Закон РФ «Об образовании» в качестве одного из основополагающих прин- ципов государственной политики в области образования определяет демокра- тический, государственно-общественный характер управления образованием. Это обусловлено не только потребностями демократизации общественной жиз- ни, но и спецификой образования как объекта управления.

В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в., представ-

ленном ЮНЕСКО, рассмотрены четыре основополагающих цели обра -

зования: научить жить вместе; научить приобретать знания; научить работать; научить жить. Решение этих задач предполагает создание учащи- мися и педагогами демократического уклада жизнедеятельности образователь- ного учреждения, законов, правил общей жизни, принятых путем демократиче- ских процедур, созданием модели гражданского общества в рамках учрежде- ния. Эксперты утверждают, что каждое третье правонарушение в России — это результат нереализованных в школе прав.

 

Модель демократического управления обусловливает необходимость орга- низации управления образованием как особой организации жизни ребенка, где бы он получал педагогическую помощь в самопознании и самовоспита- нии, самоопределении, раскрытии духовных устремлений.


В такой атмосфере формируется опыт гражданственности, демократии, кон- структивности взаимоотношений, где каждому обеспечена возможность понять и принять другого во всем его своеобразии, понять мир в его хаотичном движе- нии к некоему единству. Формирование подобного опыта и выработка на его основе гуманитарной жизненной позиции может содействовать созданию более совершенного мира, устойчивого человеческого развития, взаимопониманию между людьми, народами, развитию и совершенствованию демократии.

Согласно Конституции РФ (ст. 71, 72) общие вопросы образования отнесены к вопросам совместного ведения. На этом основании в законе РФ «Об образо-

вании» установлена компетенция различных уровней государственной власти в вопросах образования. Государственная политика Российской Федерации оформляется в законах, постановлениях и распоряжениях правительства, нор-

мативных документах различных министерств и других документах. Вне пре- делов ведения РФ ее субъекты осуществляют собственное правовое регулиро- вание, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Государственная политика претворяется в практическую деятельность феде- ральными агентствами, органами управления образованием, образовательными учреждениями, а также другими государственными и общественными органи-

зациями, решающими общеобразовательные и воспитательные задачи. Негосу- дарственные образовательные учреждения также обязаны соблюдать основные направления государственной политики в области образования.

 

Непосредственное управление государственным или муниципальным обра- зовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую ат- тестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (админист- ратор) соответствующего образовательного учреждения.

 

Руководитель несет персональную ответственность перед государством за управление и руководство всей деятельностью школы, за организацию и каче- ство учебно-воспитательной работы с учащимися, направленность воспитания и обучения, качество образования и поведение школьников, укрепление здоро- вья и физическое развитие, а также за финансово-хозяйственное состояние и технику безопасности в школе. Заместители директора выполняют функции ру- ководства по отдельным направлениям и аспектам деятельности школы.

Закон предусматривает два способа определения руководителя образова-

тельного учреждения: назначение или выборы. Руководитель государственного или муниципального образовательного учреждения, как правило, назначается соответствующим органом управления образованием. Руководитель негосудар- ственного образовательного учреждения может быть назначен учредителем (учредителями) по трудовому договору или попечительским советом, а может быть выбран советом попечителей, педагогическим советом, общим собранием, советом негосударственного образовательного учреждения с последующим за- ключением, трудового договора.


Управление и руководство образовательным учреждением осуществляется на основе сочетания единоначалия и самоуправления.

 

Формами самоуправления образовательного учреждения являют- ся совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет и другие органы, порядок выборов которых и компетенция определяются уставом учреждения.

Формы самоуправления в образовательном учреждении должны быть таки-

ми, чтобы обеспечить право на участие в управлении его работникам (ст. 52

Трудового кодекса РФ), обучающимся (ст. 50 Закона «Об образовании»), роди- телям, законным представителям (ст. 52 Закона). Такое право может иметь и учредитель, если это определено в договоре между ним образовательным учре-

ждением.

Совет образовательного учреждения может состоять из представителей всех групп коллектива, обучающихся и родителей. На его заседаниях рассматрива-

ются проекты некоторых локальных нормативных актов (например, положение о платных образовательных услугах, предпринимательской деятельности). Со- вет образовательного учреждения является общественным коллегиальным ор-

ганом, в задачи которого входит помощь, необходимая для эффективного функционирования и развития учреждения, реализации важнейших требований, предъявляемых государством и обществом к обучению и воспитанию учеников.

Совет оказывает конкретную помощь администрации учреждения по сле- дующим направлениям: реализация принятых решений по материальному обеспечению школы, организация внеклассной воспитательной работы и тру- довой подготовки школьников, привлечение родителей и общественности к со-

вместной работе по воспитанию детей и организации охраны здоровья, питания и отдыха детей.

В последние годы получает распространение такая форма самоуправления

общеобразовательного учреждения, как попечительский совет, порядок выбо- ров и компетенция которого, в соответствии с п. 2 ст. 35 Закона РФ «Об обра- зовании», определяются уставом общеобразовательного учреждения. В состав попечительского совета могут входить не только педагоги, родители и учащие- ся, но также заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии общеобразовательного учреждения политики, бизнесмены, общественные дея- тели.

Попечительский совет помогает в привлечении внебюджетных финансовых средств для совершенствования материально-технической базы, обеспечения

деятельности и развития учреждения, в улучшении условий труда педагогиче- ских и других работников; содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий; решает другие предусмотренные уставом вопросы. Попечительский совет осуществляет общественный контроль

за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридиче-

ских и физических лиц на нужды общеобразовательного учреждения.


Педагогический совет общеобразовательного учреждения определяет веду- щие направления деятельности школы, обсуждает состояние учебно- воспитательного процесса, программу основных учительских совещаний и об- щешкольных мероприятий. Педагогический совет образуется для коллегиаль- ного рассмотрения вопросов учебной, воспитательной и методической работы в школах, где имеется более трех учителей.

В состав педагогического совета входят педагогические работники, админи- страция учреждения, председатель родительского комитета. Педагогический совет рассматривает в основном ведущие научно-педагогические вопросы

учебно-воспитательного процесса: утверждает планы работы, дает оценку дея- тельности руководителей школы и учителей и решает организационные вопро- сы: утверждает распределение нагрузки учителей, назначение классных руко-

водителей, руководителей методических объединений, перевод обучающихся из класса в класс, утверждает аттестационные материалы. Члены совета могут вносить на его рассмотрение вопросы, связанные с улучшением работы школы.

Заседания педагогического совета проводятся обычно один раз в течение четверти; однако в случае необходимости директор имеет право созывать вне- очередные заседания совета. К каждому заседанию совета проводится заблаго-

временная подготовка.

Коллективная методическая работа учителей, кроме педагогического совета,

организуется в методических объединениях, деятельность которых в некоторых учреждениях координируется методическим советом. Необходимость в таком

совете возрастает при работе школы в инновационном режиме, когда требуется экспертиза и утверждение новых программ, разработок, проектов.

 

Участие общественности в управлении образованием обеспечивают проф-

союзные и общественные организации образовательного учреждения.

 

Следует подчеркнуть, что к таким организациям не относятся политические партии и движения, чьи организационные структуры создавать в государствен- ных и муниципальных образовательных учреждениях запрещено законом.

Особую роль в управлении образовательным учреждением играет проф -

союзная организация. Без согласия профсоюза, к примеру, нельзя ос- вободить от работы ни одного работника школы (исключение составляют слу- чаи, предусмотренные п. 3 ст. 56 Закона об образовании и ст. 336 Трудового кодекса РФ). Одной из действенных форм участия профсоюза в управлении об- разовательным учреждением являются производственные совещания, на кото- рых обсуждаются вопросы организации труда, техники безопасности, соблюде- ние трудового распорядка. Профсоюзная организация участвует в проведении профессиональных конкурсов педагогов, оценке их труда, внимательно изучает все вопросы приема и увольнения учителей.

Демократизация управления школой невозможна без помощи родитель - ского актива, который принимает участие в привлечении родительской общественности к активному участию в жизни школы, в развитии материаль-


ной базы образовательного учреждения и распределении средств, выработке режима дня, внеклассной воспитательной работе, ремонте школы и т.д. Роди- тельский комитет избирается общешкольным родительским собранием на один год. На своих заседаниях он обсуждает состояние учебно-воспитательного про- цесса, порядка в школе, уровня подготовки и воспитанности обучающихся, предъявляет претензии к учителям и администрации учреждения, может обсу- ждать и отдельные конфликтные ситуации, высказывать свое мнение о класс- ных руководителях и отдельных учителях. Председатель родительского коми- тета участвует в работе совета образовательного учреждения и педагогического совета,

На развитие демократизации управления образовательным учреждением влияют у ч енические о р ганизации. Участие в них помогает разви- вать у школьников инициативу, чувство человеческого достоинства, понимание демократии, свободы.

Согласованная деятельность различных органов управления образовательным учреждением позволяет установить в нем комфортный психологический микро- климат, утвердить нормы этики, демократии. М. Л. Портнов (Азбука школьного управления. М., 1991) в этой связи выделяет следующие основные нравственные требования к учителям:

– проявлять максимум уважения друг к другу, избегать замечаний, наносящих ущерб работоспособности, самочувствию коллег, и вместе с тем проявлять чест- ность, принципиальность и требовательность друг к другу;

– стремиться укреплять авторитет друг друга, не обсуждать с детьми деятель-

ность коллег, не разглашать педагогических тайн;

– доброжелательно относиться к детям и родителям, не переходя границ близо-

сти, не допуская фамильярности;

– не кричать на детей, не унижать их человеческого достоинства, быть внима-

тельными к их нуждам и заботам, оказывать помощь в учебе и труде;

– принимать участие в походах, играх, трудовых делах учащихся, показывая пример точности, аккуратности, организованности;

– быть строгими, требовательными, но справедливыми, открыто обсуждать по-

ступки детей, мотивировать свои замечания, наказания, оценки, всегда выполнять свои обещания.

Демократизм как основание гуманитарности предполагает умное, всесто- роннее, свободное обсуждение, поиски лучших решений, подготовленные, взвешенные рекомендации при действительной свободе обсуждений и выборов. Демократизация вовсе не требует единомыслия и единогласия, подлинно демо- кратические решения принимаются большинством голосов, при соблюдении права меньшинства быть услышанным и понятым, права на искренний поиск консенсуса или компромисса. А в случае их невозможности те, кто остался в меньшинстве, обязаны честно подчиниться, тогда работа будет идти продук- тивно.

 

Управление учреждением образования — это целенаправленная организа- ция отношений между людьми, которые складываются в образовательном процессе.


Демократический стиль руководства предполагает отчетность руководите- лей учреждения перед коллективом, свободу критики, гласность и право на лю- бую постановку вопросов, связанных с руководством школы и положением дел в коллективе. Общественный контроль стимулирует развитие демократизации в управлении учреждением и, главное, способствует формированию воспиты- вающей среды, гуманитарной атмосферы образовательного учреждения, кото- рая оптимизирует профессионально-педагогическую деятельность педагогов и обеспечивает помощь в самостановлении и саморазвитии школьников.

Участие общественности в управлении образовательным учреждением обес- печивается и тем, что оно представляет общественности ежегодные отчеты о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, в особенно- сти заработанных самим образовательным учреждением (хотя на практике поч- ти повсеместно руководители учреждений нарушают это положение п. 32 Зако- на РФ «Об образовании»). Этот отчет может быть опубликован в форме газет- ной статьи или просто вывешен в образовательном учреждении. С ним должны быть знакомы все сотрудники учреждения.

Участие в управлении администрации учреждения, коллегиальных органов и общественных организаций составляет систему управления.

 

Система управления — это совокупность человеческих, материальных, тех- нических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуются функции управления (М. М. Поташник, B. C. Лазарев).

 

Система управления — это в первую очередь система совместной деятель- ности. Чтобы быть эффективной, она должна быть целенаправленной и органи- зованной. Для этого требуется согласование интересов различных людей и групп, согласование их усилий на достижение общей цели.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.