Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательства РФ 3 страница




--------------------------------

<1> Российская газета. 2008. N 113.

 

г) закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях:

оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий;

разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

закупки товаров в государственный материальный резерв.

2. Социальное обеспечение населения. В соответствии с п. 1 ст. 74.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на:

а) предоставление социальных выплат гражданам, например: пособия по безработице, стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности (Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в ред. от 18 октября 2007 г.) <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915; 1997. N 51. Ст. 5878; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 18. Ст. 2211; N 29. Ст. 3696; N 47. Ст. 5613; 2000. N 33. Ст. 3348; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5024; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 160; ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 10; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21; N 43. Ст. 5084.

 

б) приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. Согласно ст. 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. от 18 октября 2007 г.) <1>, оказание государственной социальной помощи возможно в натуральной форме (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). Порядок оказания данной помощи регламентируется законодательством субъектов Российской Федерации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15; 2006. N 48. Ст. 4945; 2007. N 43. Ст. 5084.

 

3. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Общие условия и порядок предоставления бюджетных инвестиций определяются в ст. ст. 79 и 80 БК РФ. Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2008 г. N 324 утверждены Правила принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 2059.

 

Бюджетный кодекс РФ указывает на необходимость утверждения долгосрочных целевых программ и средств для их реализации. Предполагается, что такой подход позволит в наибольшей степени учесть социальные приоритеты. Практика свидетельствует о том, что в современных условиях продолжает превалировать ведомственный подход к социальному программированию. При разработке сценарных условий развития своих отраслей ведомства, как правило, принимаются во внимание только те факторы, которые отражают отраслевую специфику, и не всегда учитывают финансовые возможности выполнения таких программ.

4. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Общие условия и порядок предоставления указанных субсидий определены в ст. 78 БК РФ. В компетенцию главного распорядителя бюджетных средств входит конкретизация условий предоставления указанных субсидий. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных главным распорядителем бюджетных средств по кодам классификации расходов бюджетов в сводной бюджетной росписи соответствующего бюджета на текущий финансовый год на цели, установленные главным распорядителем бюджетных средств. Например, Приказом Минтранса России от 17 января 2008 г. N 3 утверждены Правила предоставления в 2008 - 2010 годах из федерального бюджета субсидий организациям, осуществляющим выполнение работ и оказание услуг для содержания запасных пунктов управления федеральных органов государственной власти <1>.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2008. N 36.

 

5. Предоставление межбюджетных трансфертов. Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов определены в гл. 16 ("Межбюджетные трансферты") БК РФ. Заметим, что указанная глава в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 310-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" дополнена ст. 142.5, согласно которой могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов поселений.

6. Предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права.

7. Обслуживание государственного (муниципального) долга. Структура и управление государственным и муниципальным долгом определены в гл. 14 ("Государственный и муниципальный долг") БК РФ.

8. Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Порядок исполнения судебных актов определен в гл. 24.1 ("Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации") БК РФ.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы по доходам и расходам осуществляется Федеральным казначейством и его территориальными органами.

Средства бюджетов предоставляются фактическим получателям бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, но при условии их целевого использования.

Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей причиной этого обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте определение расходам бюджета.

2. Каким образом расходы бюджета соотносятся с расходными обязательствами?

3. На каких принципах основано размещение средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, предназначенных для расходов?

4. Как соотносятся расходные и бюджетные обязательства?

5. Назовите основания возникновения расходных обязательств Российской Федерации. Приведите примеры.

6. Назовите основания возникновения расходных обязательств субъектов Российской Федерации. Приведите примеры.

7. Укажите источники финансирования государственных и муниципальных расходов.

8. В чем состоит порядок ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации?

 

Глава 6. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ

 

6.1. Понятие, виды и значение государственных и

муниципальных денежных фондов

 

Становление и развитие фондов как самостоятельного института финансовой системы государства были исторически предопределены. В XVI в. возникновение фондов было обусловлено потребностями в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне для обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. На современном этапе, с усложнением финансовой деятельности государства, ряд фондов начал создаваться в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета и сбережения части доходов от невозобновляемых ресурсов, чтобы использовать эти средства после того, как полезные ископаемые будут преимущественно исчерпаны. Однако смысл понятийного содержания данных фондов как совокупности денежных средств, направленных на достижение определенных социально-экономических целей и решение задач государства, не изменился и в настоящее время.

В Российской Федерации для финансирования отдельных направлений деятельности государства существует система денежных фондов, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Традиционной формой организации финансовых ресурсов в масштабе страны является бюджет. Ограниченность финансовых ресурсов в любой момент может вызвать необходимость в их перераспределении. Бюджет позволяет мобильно перераспределять финансовые ресурсы благодаря "незакрепленности" источников дохода бюджета за конкретными статьями расходов (ст. 35 БК РФ). Однако это преимущество бюджета в отдельных случаях превращается в его недостаток, так как расходы на некоторые программы оказываются, как правило, урезанными. Поэтому значение денежных фондов возрастает в условиях нестабильности экономических отношений, низкой собираемости бюджетных доходов, возрастания социальных расходов государства.

Создание денежных фондов позволяет влиять на процесс производства путем финансирования наиболее важных отраслей, проводить различные мероприятия социального характера путем выплаты пенсий, пособий, решать задачи в сфере образования, культуры, здравоохранения и т.д.

В финансовом праве под фондом понимается не только особая форма образования, распределения и использования денежных средств для обеспечения финансирования мероприятий государства, муниципальных образований и различных ведомств, но и собственно организация (орган), например Пенсионный фонд РФ.

Все множество денежных фондов, создаваемых органами власти, позволяет классифицировать их по различным основаниям.

В литературе предлагаются следующие виды классификаций денежных фондов:

по отношению к бюджетной системе;

по юридической природе;

по форме собственности;

по территориальному уровню;

по направлению расходования;

по целевому назначению расходования денежных средств;

по сроку действия;

по сфере финансирования;

по источникам формирования;

по форме расходования денежных средств;

от органов, их создающих.

По отношению к бюджетной системе выделяют бюджетные (образуемые в составе бюджета и исполняемые в рамках общего бюджетного процесса) и внебюджетные фонды (денежные средства, обособленные от бюджета и имеющие специфику в процедурах формирования, исполнения, представления отчетности и финансового контроля).

По юридической природе денежные фонды можно подразделить на фонды:

формируемые на основании федеральных законов;

создаваемые на основании законов субъектов РФ, в частности законов о бюджетах субъектов РФ, иных законов и подзаконных нормативных актов, принятых органами власти субъектов РФ;

создаваемые в силу указов Президента РФ;

образованные постановлениями Правительства РФ.

По форме собственности фонды подразделяются на негосударственные и муниципальные;

По территориальному уровню денежные фонды подразделяются на:

федеральные;

региональные (субъектов РФ);

местные (муниципальные).

По направлениям расходования денежных средств фонды бывают отраслевые и межотраслевые.

По целевому назначению расходования денежных средств фонды можно классифицировать на целевые и нецелевые, т.е. фонды, денежные средства которых используются на цели, соответствующие (или не соответствующие) источникам их формирования.

Денежные фонды различаются также по срокам действия. Следует выделять долгосрочные (не имеющие срока действия) и краткосрочные денежные фонды.

По сфере финансирования (как область направления денежных потоков в зависимости от финансирования функций государства) денежные фонды бывают экономическими, социальными, научными и др.

По источникам формирования (образования) фонды можно разделить на налоговые и неналоговые источники формирования.

По форме расходования фонды можно подразделить на те, основными видами расходования денежных средств которых являются пенсии и пособия, субсидии, субвенции и дотации в качестве финансовой поддержки.

Наконец, в зависимости от органов, их создающих, выделяются фонды Правительства РФ, Президента РФ и иных государственных органов.

Особенностью формируемых фондов является то, что они создаются только на основании нормативного правового акта (закона, постановления и др.), формируются компетентным органом, в большинстве случаев образуются с заранее установленной целью, подлежат государственному финансовому контролю, являются институтом финансовой системы.

Правовой статус денежных фондов регулируется значительным количеством нормативных актов. Помимо Конституции и Бюджетного кодекса РФ, важнейшую правовую базу функционирования названных фондов составляют: федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, федеральные законы об обязательном социальном страховании, обязательном медицинском, пенсионном страховании, иные федеральные законы; законодательство субъектов Федерации; решения представительных органов местного самоуправления по соответствующим вопросам; указы Президента РФ, регламентирующие порядок образования отдельных фондов; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты исполнительных органов власти субъектов РФ и муниципальных образований.

 

6.2. Правовой режим бюджетных фондов

 

Как отмечалось выше, денежные фонды могут быть сформированы как вне бюджета, так и в его составе.

В последнее время в бюджетной практике стала применяться такая форма, как бюджетные фонды - образуемые в соответствии с законодательством РФ и обособленные в бюджетной системе финансовые средства, управляемые и используемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования приоритетных направлений экономики государства.

Многообразие форм бюджетных фондов позволяет разделить их на:

собственно целевые бюджетные фонды,

фонды, образованные в составе расходов бюджетов;

резервные фонды.

Финансово-правовой статус каждого фонда, образуемого в составе бюджета, имеет ряд характерных признаков, объединяющих их, но в то же время позволяющих выделить их в отдельные группы. Это позволяет провести ряд сравнительных характеристик бюджетных фондов, показанных в таблице:

 

Целевые бюджетные фонды Фонды, образуемые в составе расходов бюджета Резервные бюджетные фонды
Имеют узкую целевую направленность Наличие приблизительной цели (непредвиденные расходы) Цель создания определена
Образуются за счет доходов целевого назначения Специальные источники формирования отсутствуют Образуются за счет конкретных доходов целевого назначения
Доходы, поступающие в фонд, связаны с с конкретными направлениями расходования Увязки доходов данных фондов с какими-либо направлениями расходов не происходит Увязки доходов данных фондов с какими-либо направлениями расходов не происходит
Поступление средств в доходы фондов и их расходование происходит каждый год в течение всего периода существова- ния того или иного фонда Отсутствует необходи- мость в утверждении сметы, но требуется специальная отчетность о расходовании средств фондов Средства фонда подле- жат обособленному учету, управлению и использованию
Имеет привязку длительности функционирования фонда к продолжи- тельности достижения той цели, ради которой он создается Имеет привязку длитель- ности функционирования фонда к продолжитель- ности достижения той цели, ради которой он создается Существование фондов не имеет временного ограничения

 

Все целевые бюджетные фонды были ликвидированы Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".

Однако в теории бюджетного права они имеют место, и в качестве специфических черт всех целевых бюджетных фондов, позволяющих выделить их из общей совокупности бюджетных фондов, можно назвать следующие:

а) узкая целевая направленность данных фондов по сравнению с остальными бюджетными фондами;

б) функционирование целевых бюджетных фондов внутри бюджетного фонда;

в) привязка длительности функционирования целевого бюджетного фонда к продолжительности достижения той цели, ради которой он создается.

Именно этими чертами и обладает единственный в своем роде целевой бюджетный фонд - Инвестиционный фонд РФ.

Согласно ст. 179.2 БК РФ, Инвестиционный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащую использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

Аналогов Инвестиционного фонда в России нет. Он не является ни "подушкой безопасности" для экономики, каким был Стабилизационный фонд РФ, ни механизмом координации расходов на выполнение функций государства. У Инвестиционного фонда есть своя цель - стимулировать реализацию крупных инфраструктурных и инновационных проектов, и достигается она не путем получения льгот или преференций, а с помощью механизмов частно-государственного партнерства, когда власть и бизнес совместно вкладывают средства в наиболее значимые и дорогостоящие проекты, вместе несут риски и владеют создаваемыми объектами.

Таким образом, инициаторами реализации инвестиционных проектов могут выступать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, коммерческие организации, в том числе иностранные инвесторы и коммерческие организации с иностранными инвестициями.

Хотя в действующем законодательстве прямо не установлено, что Инвестиционный фонд является целевым бюджетным фондом, можно отметить особенности, позволяющие считать его таковым.

Во-первых, в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 1 марта 2008 г. N 134 "Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации" порядок предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации направлен на реализацию:

а) инвестиционных, комплексных инвестиционных и концессионных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства;

б) инвестиционных проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.

Таким образом, налицо узкая целевая направленность расходования средств фонда, а продолжительность его существования определяется необходимостью дальнейшего развития инфраструктуры.

Во-вторых, в соответствии со ст. 179.2 БК РФ Инвестиционный фонд представляет собой средства, предусмотренные в федеральном бюджете, подлежащие использованию в целях реализации инвестиционных проектов.

Следовательно, представляется, что правовой статус Инвестиционного фонда подпадает под признаки целевых бюджетных фондов.

Роль и значение целевых бюджетных фондов в рыночной экономике проявляются в том, что:

они являются финансовой базой обеспечения выполнения определенных целей бюджетной политики;

образование целевых бюджетных фондов используется как один из методов стимулирования отдельных направлений социально-экономического развития общества;

целевые бюджетные фонды служат гарантией надлежащего использования средств, мобилизация которых имеет целевой характер.

К фондам, формируемым в составе расходов бюджета, можно отнести:

фонды финансовой поддержки;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.