Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегические аспекты принятия решения о ведении внешнеэкономической деятельности




Особенности управления внешнеэкономической деятельностью обусловлены необходимостью деятельности в иной социокультурной среде, адаптации к регулированию деятельности со стороны иностранных государств, международных организаций, учет многообразных обычаев и обыкновений, характерных для этого вида деятельности.

Применительно к ВЭД решение о целесообразности переноса части деятельности предприятия, организации за рубеж принимается с учетом цели этого вида деятельности. Можно выделить следующие основные цели и соответствующие им модели поведения предприятий:

· расширение рынков сбыта продукции, услуг;

· диверсификация деятельности предприятия;

· получение более дешевых ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности предприятия (сырьевых, энергетических, финансовых);

· повышение эффективности деятельности предприятия при создании зарубежного подразделения;

· приближение производства к рынкам сбыта;

· придание международного статуса деятельности фирмы;

· другие цели.

Развитие процессов глобализации упростило перемещение деятельности организации за пределы страны происхождения. Однако это не означает, что мировой рынок стал единым, и что для принятия решения о работе за рубежом нет необходимости менять управленческую инфраструктуру и методы управления предприятием. Сегментирующее воздействие на мировой рынок оказывают расстояние, языковые барьеры, транспортно-логистическая инфраструктура, государственные и административные границы, таможенные барьеры, необходимость использовать различные валюты и др. Эти факторы затрудняют перемещение продукции и сказываются на конечных результатах работы предприятия.

Вместе с этими факторами на сложность ведения внешнеэкономической деятельности оказывают факторы, формирующие среду ведения бизнеса в конкретной стране. К ним относятся:

· Политические факторы, включающие преемственность и стабильность политики государства (возможность изменения общественного строя, отношений собственности, устойчивость гражданских отношений, вероятность революционных изменений и др.), уровень коррумпированности, авторитет и сила законодательства, требования правительств при вступлении на рынок (раскрытие информации, степень контроля, ограничения на долю участия иностранного капитала, обязательность найма местного персонала и др.);

· Правовые факторы, включающие отсутствие или наличие предусмотренных законодательством льгот для иностранных инвесторов, внешнеторговый режим, налогообложение, возможность репатриации капитала и дохода; трудовое законодательство, эффективность и стабильность судебной системы (длительность и затратность судебного разбирательства, возможность защиты законных интересов и др.);

· Экономические, включающие наличие развитой рыночной инфраструктуры (банки, связь, транспорт, сбытовые сети и др.), стабильность экономического роста, уровень и темпы инфляции, ясность и стабильность экономической политики государства, степень урбанизации, стоимость ресурсов, уровень развития технологий и темпы научно-технического развития и др.;

· Социальные, характеризующие демографическую структуру, в том числе возрастные и другие социальные группы общества, уровень жизни и темпы его изменения, уровень образованности и другие;

· Культурные, включающие религию, культурные традиции, особенности потребления отдельных товаров и услуг и другие.

При выборе страны, на рынке которой предполагается ведение ВЭД, прежде всего, учитываются емкость целевого рынка и возможная динамика его изменения. Именно этот показатель указывает на привлекательность долгосрочной работы в данной стране. Однако при принятии решения о выходе на внешний рынок необходимо учесть не только привлекательность рынка той или иной страны, но и потенциальные угрозы, а также сильные и слабые стороны предприятия.

Вслед за выбором стратегически важных стран необходимо принять решение о форме выхода и присутствия на данном рынке, исходя из целей выхода на рынок. Различаю следующие формы выхода и дальнейшего присутствия на зарубежных рынках:

1. «Чистый» экспорт или импорт – установление торговых отношений с территории своей страны, путем заключения прямых контрактов на поставку товаров.

2. Использование различных независимых посредников (например, комиссионеров, консигнаторов или дистрибьюторов) для установления торгово-экономических отношений.

3. Франчайзинг (передача, копирование структуры деятельности без несения коммерческих рисков).

4. Создание собственных структурных подразделений по продажам или закупкам на территории другой страны.

5. Перенос производства (полностью или частично) путем создания дочернего предприятия за рубежом.

6. Ведение сопутствующей основной деятельности (гарантийное и послегарантийное обслуживание, установка, настройка, наладка и т.д.)

Выбор форм работы на внешнем рынке определяют факторы:

· возможности по объему продаж на зарубежном рынке;

· спрос на товар и перспективы его роста;

· другие политические, правовые, социально-экономические факторы.

Первая заповедь маркетинга гласит: "Если у вас нет товара - у вас нет ничего". Поэтому конкурентоспособность продукции предприятия имеет первостепенное значение для принятия решений о работе на определенном рынке.

Оценка конкурентоспособности товара, планируемого к экспорту, включает следующие этапы:

· анализ рынка и выбор наиболее соответствующего образца товара (или нескольких образцов товаров) в качестве базы для сравнения. В качестве образца товара берется, как правило, товар, имеющийся на рынке и пользующийся спросом у покупателя;

· определение набора сравниваемых параметров;

· расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара.

При определении набора сравнительных параметров исходят из того, что часть параметров характеризует потребительские свойства товара (его потребительскую стоимость), а другая часть - его экономические свойства (стоимость). К потребительским свойствам относятся, прежде всего параметры, показатели, описывающие основные функции товара (например, мощность, производительность, скорость, размер, точность и т.д.). При этом важно учитывать требования стандартов (международных и национальных), законодательных актов, нормативов, которые предъявляют конкретные требования к товарам на том или ином рынке. Наряду с параметрами, описывающими основные количественные и качественные характеристики, важно анализировать так называемые “мягкие” параметры, характеризующие внешний вид товара (дизайн, цвет и др.), его упаковку, товарный знак и др. Современный рынок в значительной степени заполнен разнообразными товарами, у которых "жесткие" параметры (описывающие основные функции) отличаются незначительно. В этих условиях возрастает значение "мягких" параметров.

После проведения анализа конкурентоспособности товара по потребительским параметрам и установления факта его соответствия требованиям потребителей и нормативным актам, регламентирующим доступ товара на конкретный рынок, проводится анализ конкурентоспособности по экономическим (стоимостным) параметрам товара. Величина экономических параметров определяется ценой изделия С1, расходами на его транспортировку С2, установку С3, обучение персонала С4, эксплуатационными расходами С5, стоимостью ремонта С6, расходами на техническое обслуживание С7, налогами С8, страховыми взносами С9, и т.д. Сумма всех этих затрат будет определять цену потребления, т.е. все затраты потребителя в течение всего срока службы:

С = С1+ С2 + С3 + С4+ С5+ С6+ С7+ С8+ С9+ ….

Количество составляющих цены потребления и их численные значения будут определяться индивидуально. Цена потребления - один из важнейших показателей конкурентоспособности (особенно для машинно-технических изделий), так как эксплуатационные затраты за весь период эксплуатации значительно превосходят единовременные затраты, связанные с приобретением товара, например, для автомобиля - в 5-6 раз, пассажирского самолета - в 7-8 раз, для дизель-генератора - в 4-5 раз и т.д.

Для расчета интегрального показателя конкурентоспособности товара, предназначенного для экспорта, его параметры сравниваются с параметрами существующего или разрабатываемого товара, наиболее полно отражающего потребности покупателей. Сравнение производится на основе количественных оценок. Например, предлагаемая ЭВМ имеет производительность 1 млн. операций в секунду, а потребителю нужна производительность 2 млн. операций в секунду: потребность по этому параметру удовлетворена только на 50%, т.е. параметрический индекс по этому показателю 0,5. Аналогично производится расчет индексов по другим "жестким" параметрам, характеризующим основные функции товара. Параметрические индексы можно рассчитывать и для “мягких” параметров товара. Производится балльная оценка образца товара и товара, предлагаемого для экспорта. Для более точной оценки сравниваемых товаров могут привлекаться группы экспертов - специалистов по данным товарам. Соотношение баллов, полученных экспортируемым товаром и товаром-образцом, дает количественные параметрические индексы “мягких” параметров товара.

Оценку степени удовлетворения предлагаемого товара потребности покупателей проводят с помощью сводного параметрического индекса, который может быть рассчитан по формуле:

(3.1)

где a i- удельный вес i -го параметрического индекса, отражающего степень важности данного параметра для покупателя;

I i - значение параметрического индекса i -го параметра;

n - количество сравниваемых параметров изделия (товара).

Следует отметить, что значения Ii и соответственно Iп не должны превышать единицы, так как нет смысла предлагать товар, который удовлетворил бы потребность более чем на 100%.

Аналогично рассчитывается сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам Iэ:

(3.2)

где bj - удельный вес j -го экономического индекса, отражающего степень важности для покупателя данного параметра;

Ij - значение индекса j-го экономического параметра;

т - количество оцениваемых экономических параметров товара.

Расчет сводных индексов по потребительским и экономических параметрам дает возможность вычислить интегральный показатель относительной конкурентоспособности К нашего товара по сравнению с товаром, выбранным в качестве образца:

 

K = Iп /Iэ (3.3)

Если K >1,0, анализируемое изделие (товар) превосходит по конкурентоспособности образец, если К =1,0 - находится на одинаковом уровне, если К <1,0 - уступает ему.

Таким образом, улучшить интегральный показатель конкурентоспособности можно, увеличивая Iп и/или уменьшая Iэ.

При разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности товара важно оценивать затраты на улучшение параметров изделия в сравнении с возможной выручкой (прибылью), которая ожидается от реализации на внешнем рынке.

Конкурентоспособность продукции во многом определяется конкурентоспособностью фирмы. Однако это понятие шире и включает большой комплекс характеристик, определяющих экономическое положение предприятия на конкретном рынке товара.

На уровень конкурентоспособности фирмы оказывают влияние следующие основные факторы:

· уровень технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств механизации и автоматизации производства;

· коммерческие условия продаж, применяемые фирмой: возможность различного рода скидок, коммерческого или потребительского кредита, разнообразие форм расчетов и способов платежа, возможность применения товарообменных операций и др.;

· легкодоступность и удобство приобретения товара покупателями, что достигается: созданием соответствующей требованиям рынка сбытовой сети, организацией доставки, технического обслуживания продукции, в том числе гарантийного и послегарантийного, объемом предоставляемых послепродажных услуг и т. д.;

· эффективность проведения рекламных мероприятий: предоставление необходимых сведений о товаре и фирме, демонстрация изделий в действии на выставках, ярмарках, в демонстрационных залах фирмы или у ее торговых посредников, воздействие средствами па6лик рилейшнз и другие мероприятия;

· возможности и применяемые методы ценовой и неценовой конкуренции: улучшение потребительских свойств товара, упаковки, маркировки, стимулирование продаж и др.;

· уровень поддержки и содействия, получаемых фирмой со стороны национальных государственных органов и общественных организаций: гарантии кредитов, страхование, освобождение от налогов, сборов, предоставление экспортных субсидий или льгот, обеспечение информацией о конъюнктуре рынков и т.д.

Комплексная оценка конкурентоспособности фирмы достигается сравнением показателей, характеризующих деятельность фирм-конкурентов.

В целом анализ хозяйственной деятельности предприятия, конкурентоспособности выпускаемой продукции и самого предприятия необходим для того, чтобы оценить потенциальные возможности в конкурентной борьбе на том или ином рынке и разработать меры и средства, которые позволят повысить конкурентоспособность и обеспечат успех. Управление конкурентоспособностью – важнейшая задача управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.