Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 54. Историософия 20 века. Основные подходы




Вопрос 53. Натуралистические представления в социальной философии геополитические доктрины.

 

Натурализм - направление отождествляющее социальные процессы с природными явлениями, распространяющие принципы и методы естественных наук на область социального познания, т.е природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего. В социологии натуралистические теории объясняют развитие общества различными природными факторами - климатическими условиями, географической средой (географическая школа), биологическими факторами. Принципы морали выводятся из некоего природного начала.

Основные принципы, на которых основывается направление:

· в теоретическом отношении в философии элиминируются “метафизические” вопросы, проблемы, поняти и положения традиционной философии, которые в силу их высокой абстрактности не могут быть разрешены.

· социальные явления, с точки зрения методологической задачи, качественно идентифицируются природными явлениями.

· универсализация принципов и методов естественных наук и, соответственно, экстраполяция методов анализа, применяемых в естествознании, в понимании человека и общества.

· философский анализ сводится к выработке обобщенных эмпирически обоснованных теоретических положениях, которые должны стать ориентиром для прогнозирования социальных явлений.

Н объясняет социальную реальность как внешнее по отношению к человеку, где действуют внечеловеческие нормы и ценности. Социальная реальность воспринимается как сама собой разумеющаяся естественная основа, исходя из которой объясняется вся человеческая деятельность.

 

Н был одним из ведущих принципов европейской просветительской мыли 17-18 вв., исходившей из некой внеисторической природы человека (концепция естественного человека, естественного общества, естеств. морали и т.д.).

 

Геополитические доктрины.

Основная идея - утверждение решающей роли физико-географических условий жизни человеческого общества. Геополитика появилась в начал 20 века. Стала официальной доктриной фашизма.

 

Историософия -концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариативности и преемственности конкретных исторических форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла. Центральное место в историософии занимает осмысление сущности и основных процессуальных мотивов того исторического периода, в котором находится субъект философствования в соответствии с его собственными критериями определения исторических форм.

Направления.

До попыток христианской историософии вопрос о направленности человеческой истории не стоял. Он возникает с идеями христианства о сотворении мира и о его конце. У Геродота и Дукидида смысла истории нет. Он проявляется у Августина в “Граде Божьем”. Сам вопрос о смысле истории не однозначен.

Подходов много:

1. Христианский

2. Подход, связанный с выявлением законов общественного развития

· биологический подход (юность, зрелость и старость нации)

· Экономические законы (Маркс - история - движение к бесклассовому обществу).

· социологические законы

· эстетические законы (история - к совершенству)

· психологические закономерности (Фрейд)

3. Подход, связанный с отрицанием направленности в развитии истории - антиисторизм.

А. Тойнби.

По его мнению философия истории - особый подход к историческому материалу, когда само содержание целостности исторического процесса становится предметом особого, специфически философского воззрения и истолкования. Специфика философского знания по Т связана с усмотрением в Бытии некой непреложной объективной целостности, находящейся в увязке с субъективным опытом человека.

Т.О. философия истории - изучение взаимосвязи исторического бытия как универсального всечеловеческого опыта через призму внутреннего опыта человека, внутренней динамики человеческой души.

Основной вопрос ФИ - вопрос о человеческом смысле истории, вопрос о внешнем и внутреннем достоинстве человека в потоке времени.

Т считал, что история в своей целостности и конкретных проявлениях имеет некоторое всеобщее содержание, которое состоит в том, что исторический опыт и историческое время не даны человеку как нечто внешнее в отрыве от его внутренней жизни, а опосредованны человеческой личностью В этом смысле история персоналична. Т.о. история развиваясь через человека имеет человеческое лицо.

Бытие в историческом измерении не просто отражает или сознает себя в личности, а воссоздается и спасается в ней и через нее. История - сфера человеческого общения.

С точки зрения постижения истории понятие общения между людьми и человеческого достоинства связаны. Достоинство человека реализуется лишь в общении между людьми. Из этого следует значение смысла истории - т.е. реализации человеческого достоинства в преемственности исторического опыта людей.

В истории по Т действует Вселенский разум, божественный закон - Логос. Взаимодействие божественного Логоса и человечества составляет сущность исторического процесса. Истина познается в диалоге человека с Логосом. Постижение истории - познание человеком самого себя и Логоса.

Т.о. история общества - взаимосвязь, взаимодействие исторического, временного и надистроического, вечного.

Объект изучения истории не может быть человечество в целом или какие-то конкретные государственные образования, а определенные культурно-исторические типы, которые Т называет обществами или цивилизациями. Общества или цивилизации - умопостижимые единицы истории.

Основной критерий роста общества - движение направленное на самоопределение цивилизации на основе развития личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.