Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Определение особенностей административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства основывается на Конституции РФ. Эти особенности непосредственно закреплены, прежде всего, в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Отдельные положения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства содержатся в ряде других федеральных законов (например, «О полиции», «О прокуратуре», «Об обороне», «О статусе военнослужащих» и т.д.). Наряду с этим, правовое положение иностранных граждан в РФ определяется международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В соответствии со статьей 10 названного Закона, документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

По общему правилу иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Исключения из этого общего правила могут быть предусмотрены лишь федеральным законом.



Так, законодательство РФ определяет порядок временного пребывания иностранных граждан в РФ, а также особый порядок их въезда, выезда на территорию РФ, регистрации, постоянного или временного проживания в Российской Федерации и передвижения по ее территории.

Кроме того, законодательством определяются и особые условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях на территории РФ. Однако все перечисленные особенности относятся к особенностям общего правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. К особенностям административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства следует отнести следующее.

Иностранные граждане в РФ не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ.

Иностранный гражданин не имеет права: находиться на муниципальной службе; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ; быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ; заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение иностранными гражданами либо лицами без гражданства возложенных на них законодательством РФ дополнительных юридических обязанностей влечет наступление соответствующей юридической ответственности. Кроме того, юридическая ответственность предусмотрена и в отношении должностных лиц организаций, принимающих в РФ иностранных граждан, и не обеспечивающих их надлежащее обслуживание или не исполняющих (ненадлежащим образом исполняющих) обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ.

 

Глава 6. Административно-правовой статус Президента, Правительства, органов исполнительной власти Российской Федерации

 

§ 1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере
исполнительной власти

Конституция Российской Федерации определяет статус Президента Российской Федерации как главы государства. Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия, взаимодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в организации деятельности федеральных органов государственной власти, но не является главой ни одной из трех ветвей государственной власти и не является главой исполнительной власти. Однако в сфере организации и функционирования исполнительной власти в Российской Федерации президент играет весьма значительную роль.

Президент Российской Федерации как глава государства имеет множество важнейших полномочий, связанных с организацией и деятельностью исполнительных органов государственной власти:

1) является гарантом прав и свобод человека и гражданина, которые реализуются чаще всего в области организации и функционирования государственного управления;

2) формирует Правительство РФ;

3) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

4) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

5) вправе принимать или отклонять отставку Правительства;

6) определяет внутреннюю и внешнюю политику государства (тем самым он оказывает огромное влияние на содержание деятельности высшего исполнительного органа государственной власти);



7) вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина, но только до решения данного вопроса соответствующим судом. Поэтому такое право ограничивается во времени и контролируется по содержанию;

8) вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти ее субъектов как по своей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной власти. В случае недостижения согласованного решения Президент может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Ряд споров о компетенции разрешается Конституционным судом РФ:

9) по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров;

10) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

11) формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента РФ;

12) утверждает военную доктрину государства;

13) назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;

14) назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Президент может вводить на территории страны или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент вводит повсеместно либо в отдельных местностях России чрезвычайное положение.

Реализуя свои полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. В сфере организации и функционирования государственных органов исполнительной власти действует множество президентских указов и распоряжений.

Взаимоотношения Президента и Правительства РФ. Президент и Правительство РФ, обладая весьма значительными полномочиями, являются самостоятельными носителями государственной власти, взаимодействующими при выполнении возложенных на них функций.

В соответствии с законодательством Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и других органов государственной власти. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства и на заседаниях Президиума Правительства РФ.

Для организации федеральной исполнительной власти характерно определенное разделение труда между Президентом и Правительством. В ведении Президента находится политическое руководство и управление органами исполнительной власти в административной политической сфере.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них, назначает руководителей этих органов и их заместителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью федеральных органов исполнительной власти, относящихся к административно-политической сфере и находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, подчиненных Президенту.

В ведении Президента РФ в настоящее время находятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, составляющие примерно четвертую часть от общего количества федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ непосредственно руководит федеральными органами исполнительной власти, действующими в экономической и социально-культурной сфере.

Одной из главных задач Президента РФ является осуществление его политической программы, формулируемой в посланиях Президента Федеральному собранию, через Правительство РФ и возглавляемые им федеральные органы исполнительной власти. Независимость и самостоятельность Правительства РФ в реализации законодательно установленных полномочий допустима в тех пределах и до тех пор, пока его курс отвечает интересам государства и определяемым Президентом направлениям внутренней и внешней политики.

Президент РФ вправе отменить постановление и распоряжение правительства, противоречащее Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ, а также принять решение об отставке правительства (ст. 115, 117 Конституции РФ).

По представлению Председателя Правительства Президент утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения и дополнения. Кроме того, он вправе вносить изменения в состав Правительства, упразднять, объединять или преобразовывать федеральные органы исполнительной власти.

Президент РФ и органы исполнительной власти субъекта федерации. Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации» от 6 октября 1999 года (в ред. от 27 июня 2011 г.) значительно расширены полномочия Президента, в частности, в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Президент РФ вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) из числа кандидатур, предложенных политической партией в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона «О политических партиях» от 11 июля 2001 года. Он также вправе отрешить такое лицо от должности в порядке, установленном статьей 29.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (в ред. от 27 июня 2011 г.), в том числе в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ влечет за собой отставку возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. В этом случае, если законодательством субъекта федерации не предусмотрен иной порядок, президент может назначить временно исполняющего обязанности такого лица на период до вступления в должность вновь избранного руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Президент вправе приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта РФ в случае его противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Важные функции в сфере государственного управления выполняет Администрация Президента Российской Федерации, являющаяся государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ. Правовое положение Администрации Президента Российской Федерации устанавливается указом Президента РФ от 6 апреля 2004 года № 490 (в ред. от 14 января 2011 г.).

Начиная административную реформу, Президент РФ своим указом от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (в ред. 7 сентября 2010 г.) преобразовал институт полномочных представителей Президента в регионах в институт полномочных представителей Президента в федеральных округах в целях обеспечения реализации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.

В России к настоящему времени образовано восемь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский[44], Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе выступает должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа. Он является федеральным государственным служащим, входит в состав Администрации Президента, обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента РФ, подчиняется и подотчетен непосредственно Президенту РФ.

К основным задачам полномочного представителя относятся, например, организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; организация контроля за исполнением решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации кадровой политики Президента РФ; внесение Президенту РФ соответствующих предложений и др.

Функциями полномочного представителя являются, в частности: обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе; анализ эффективности деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах; организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями; организация по поручению Президента РФ проведения согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящимися в пределах федерального округа; внесение Президенту РФ предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Создание института полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе направлено на укрепление государственной власти в стране, на обеспечение законного и эффективного функционирования административной вертикали.

Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 года № 1602 утверждено Положение о Государственном совете Российской Федерации, который является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Государственный совет формируется в составе председателя (им является Президент РФ) и членов совета (их представляют высшие должностные лица субъектов РФ - руководители высших исполнительных органов государственной власти субъекта РФ). Участие в работе Государственного совета осуществляется на общественных началах.

Одними из основных задач Государственного совета являются: обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ; обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ; обсуждение основных вопросов кадровой политики в РФ. Таким образом, в сфере исполнительной власти «вертикаль» властных полномочий Президента РФ составляет управленческое воздействие на три группы субъектов исполнительной власти, представляющее собой:

направление и контроль деятельности Правительства РФ;

непосредственное оперативное управление органами исполнительной власти, находящимися в его ведении;

направление и координация деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ через институт представителей Президента в федеральных округах.

Усиление роли Президента РФ в системе исполнительной власти является результатом административной реформы, направленной на повышение эффективности деятельности исполнительной власти.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Cодержание гражданского правоотношения составляют субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности их участников.
  2. I. Основные права граждан
  3. I. Понятие и система принципов конституционного статуса личности
  4. II. Право граждан па обращение и обязанность депутатов, должностных лиц и руководителей рассматривать их
  5. Административная ответственность за нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.
  6. Административно-правовой подход к понятию муниципального управления
  7. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  8. Административно-правовой статус общественных объединений
  9. Административно-правовой статус политических партий и общественных объединений
  10. Административно-правовой статус Российских граждан
  11. Административно-правовой статус субъектов налоговых правоотношений, в отношении которых проводятся административно-юрисдикционные производства

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.