Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и цели административного наказания




Наказания занимают особое место в системе мер административного принуждения, поскольку применяются только к лицам, совершившим административное правонарушение. Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

В научной литературе наказание используется в различных значениях:

1) как выражение отрицательной оценки государством и мера ответственности за административное правонарушение;

2) как реакция государства на совершенное административное правонарушение;

3) в качестве кары, т. е. причинения виновному определенных страданий и т. д.[198]

Использованием термина «наказание» вместо «взыскание» законодатель стремится подчеркнуть общественную опасность, характерную для отдельных видов административных правонарушений. Вероятно, по этой причине в КоАП РФ уже не встречается термин «административный проступок», служивший в КоАП РСФСР синонимом административному правонарушению. Нельзя не констатировать в данной связи занятную тенденцию сближения новейшего уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.

Административное наказание выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Карательная сущность наказания состоит в предусмотренных КоАП РФ ограничениях прав и свобод физических и юридических лиц и является мерой ответственности за совершение правонарушения.

Характерные признаки административного наказания, выделяемые в юридической литературе, следующие:

– представляет собой установленную государством меру ответственности;

– применяется лишь за совершенное административное правонарушение;

– может быть применено только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения;

– есть кара, которая заключается в обусловленном им лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя;

– всегда носит личный или имущественный характер;

– применяется широким кругом уполномоченных на то субъектов.

Законодатель, определив эти цели, в ст. 3.1 КоАП РФ указывает: «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами».

К основным задачам законодательства об административных правонарушения посредством наказания относятся: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан и др.

Цель предупреждения достигается не только путем устрашения виновного наказанием, но и разнообразными формами лишения виновного возможности совершить новое правонарушение (например, изъятие с последующим уничтожением у лиц, занимающихся самогоноварением, самогонных аппаратов, препятствует возможности продолжения изготовления крепких спиртных напитков домашней выработки).

Цель частного предупреждения правонарушений обеспечивается и исполнением административных наказаний. Именно реальность такого исполнения позволяет в определенной мере оценивать эффективность деятельности юрисдикционного органа. Неисполнение наказания создает у нарушителей чувство безнаказанности, нередко способствует формированию более стойких антиобщественных установок.

В отличие от частного, общее предупреждение направлено на предотвращение правонарушений со стороны иных лиц, помимо нарушителей. Общепревентивное значение административных наказаний определяется их информационно-психологической характеристикой, которое достигается изданием правовых актов, предусматривающих возможность применения санкций за совершение правонарушений, информацией населения о соответствующих запретах и санкциях, в том числе и налагаемых на правонарушителей. Основания для применения административного наказания можно подразделить на две группы: материальные и процессуальные.

В качестве материального основания для применения административного наказания выступает факт административно наказуемого противоправного поведения субъекта (факт совершения правонарушения).

Процессуальным основанием считается надлежащим образом составленный документ о факте противоправного поведения – протокол об административном правонарушении.

Административные наказания имеют много общего с другими мерами административного принуждения (пресекательными, процессуальными), так как их объединяет общность оснований применения – правонарушение. При этом нередко применение мер пресечения или процессуального характера предшествует назначению наказаний. Вместе с тем наказания характеризуются рядом специфических черт.

Основания и порядок применения мер наказания могут быть установлены только законом (федеральным, законом субъекта РФ), иных мер принуждения – как законом, так и подзаконными актами. Например, порядок применения задержания транспортного средства предусмотрен Постановлением Правительства РФ, а порядок осуществления привода лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – приказом МВД России от 21 июня 2003 г. № 438.

Административные наказания налагаются широким кругом органов государства и должностных лиц. Исчерпывающий перечень субъектов административной юрисдикции определен в КоАП РФ (раздел III), к их числу относятся: судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, должностные лица органов исполнительной власти, административные комиссии при органах местного самоуправления и др. При этом полномочия названных субъектов по применению конкретных наказаний неодинаковы. Так, если судьи вправе назначать любое из наказаний, предусмотренных законодательством, то другие органы и должностные лица – только предупреждение, штраф и административное приостановление деятельности. Как уже отмечалось, за административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), такое право предоставлено новым законодательством исключительно должностным лицам, указанным в пп. 1 и 4 ч. 2 ст. 23.31 Кодекса (органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений).

Административное наказание, будучи мерой ответственности, влечет особое состояние «административной наказанности», которое, согласно ст. 4.6 КоАП РФ, продолжается в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания. Состояние административной наказанности имеет значение при решении вопроса о назначении наказания при рецидиве правонарушения. Так, при повторном совершении аналогичного административного проступка данное состояние рассматривается в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность.

В отдельных случаях состояние административной наказанности может повлиять на реализацию субъективных прав. Например, лица, дважды в течение года привлекавшиеся к административной ответственности за нарушения общественного порядка, не могут претендовать на получение лицензии на приобретение оружия.

По истечении годичного срока после исполнения наказания состояние наказанности автоматически аннулируется.

Административные наказания налагаются компетентными органами (должностными лицами) путем издания специального индивидуального правового акта – постановления. Для применения иных мер принуждения вынесение такого акта, как правило, не требуется.

Административные наказания следует отличать от мер уголовного наказания, которые носят более репрессивный характер. Порядок назначения административных наказаний более прост, чем процедура привлечения к уголовной ответственности, которая детально регламентирована законодательством. Если административные наказания могут быть предусмотрены как федеральными, так и региональными (субъектов РФ) законами, то уголовные наказания – только федеральным (УК РФ).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.