Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема преображения русской культуры




Русские мыслители часто обращались к теме преображения русской культуры, к поискам средств по спасению и обновлению русского архетипа личности.

Например, для Вяч. Иванова единственная сила, организующая Хаос русской души — есть свободное и цельное принятие Христа, как всеопределяющего начала духовной и внешней жизни. Нисхождение божественного Света в глубину нашей души, ищущей просветления и любви — вот формула одухотворенная и оживления народной психологии. Божественное ниспосылает свет свой в темное вещество, чтобы и оно было проникнуто светом.

Г.П. Федотов видит возрождение России посредством одухотворения всего мира культуры. Для этого нужен глубокий переворот в самой культуре и ее понимании. «Культура должна быть понятна религиозно, или она будет растоптана тяжелым сапогом демагога, — пишет Федотов. — …Воскрешение ее требует, прежде всего, воспитания духовной иерархии ценностей и потом уже социального воспитания и организации, ей соответствующих. «Ищите, прежде всего, Царства Божия…»[146]. Эту потребность просветления, обожения русской души отечественные мыслители часто сопоставляли с ее религиозным самосознанием, перерастающим в веру «святости аскетического подвига» русского человека, богоизбранности русского народа, особой его мессианистской роли в мировой истории.

Мессианское сознание, по Бердяеву, есть универсальное сознание избранного народа Божьего, в котором должен явиться Мессия и через который должен быть мир спасен. «Христианский мессионизм должен быть очищен от всего не христианского, от национальной гордости и самомнения, от сбивания на путь старого еврейского мессионизма, с одной стороны, и нового исключительного национализма — с другой», — пишет Н.А. Бердяев. Полагая, что все народы проходят через мессианское сознание, философ убежден: «Христианское мессианское сознание может быть лишь сознанием того, что в наступающую мировую эпоху Россия призвана сказать свое новое слово миру, как сказал его уже мир латинский и мир германский. Славянская раса, во главе которой стоит Россия, должна раскрыть свои духовные потенции, выявить свой пророчественный дух. Славянская раса идет на смену другим расам, уже сыгравшим свою роль, уже склоняющимся к упадку; это — раса будущего»[147].

Е.Н. Трубецкой вступает в интереснейшую полемику с Н.А. Бердяевым по вопросу «о старом и новом национальном мессионизме». «Какие же оснований есть у Н.А. Бердяева утверждать такой завет между Богом и Россией? От эмпирического обоснования своей веры в «народа-богоносца» он отказывается, и в этом он, разумеется, совершенно прав: фактами вообще невозможно ни обосновать, ни опровергнуть религиозную веру, тем более в данном случае, когда вследствие великого множества фактов отрицательных вера в «народ-Мессию», по признанию ее собственных сторонников, подвергается «огненному испытанию». Вместо того, Н.А. Бердяев мечтает об обосновании мистическом.

Вопреки Н.А. Бердяеву, у Трубецкого оправдан не мессианизм, а миссионизм по отношению к нациям. У каждого народа свое служение, свое призвание и своя миссия в Царстве Божием. Е.Н. Трубецкому удалось гениально просто и емко выразить процесс становления духовного бытия русского человека. С конца XIX в. он идентифицирует себя не только с национально-русским, но общечеловеческим, сопричастным к высшим смыслам рода Человеком. Объективность такого измерения доступна верификации не только в контексте общепризнанного воздействия великой русской культуры на мировую, но и путем воспроизведения общечеловеческого самосознания.

Итак, исходный пункт и базовая идея русской духовности кажутся узнаваемыми по аналогии с Западом — о смысле бытия человека в мире. Широта русского человека, как продукт влияния необъятного российского жизненного пространства и универсальных связей с миром различных культур, сфокусировалась в его самосознании как общечеловека. Интерпретации этой ценности колеблются от всеядности и «беспочвенности», через осознание русского «лица необщего выраженья», как грани общечеловеческого, до мессианизма народа — «богоносца» и мутации в экспансионистское миссионерство.

К таким выводам мы пришли, перечитывая страницы книг отечественных философов, мучительно стремившихся разгадать тайну русской души и определить пути ее дальнейшего становления.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем выражается специфика русской философии? Каково ее значение и роль в мировой культуре?

2. Какие проблемы наиболее типичны для отечественной философской мысли?

3. Какое влияние на развитие русской философии оказало византийское христианство и православная церковь?

4. Что означают термины "богоискательство" и "богостроительство"?

5. Какие направления можно выделить в рамках русского космизма?

6. Какие основные школы сформировались в отечественной философии в конце XIX — начале ХХ вв.?

Глава VII. Основные направления

неклассической философии

Философия конца XIX — начала ХХ в. — это различные течения новейшей философии, связанные с резкой переменой экономических и политических реалий, научных, философских, религиозных представлений, относящихся к периоду первой мировой войны. "Восстание масс", "потеря Бога", наступление "нового средневековья" — являются определяющими для формирования проблемного поля философии жизни, экзистенциализма, антропологизма, неотомизма и других течений, ориентированных на человека, его личное бытие и спасение. Одновременно усиливается тенденция философского осмысления и использования науки, техники, научно-технической революции, современных проблем человеческой цивилизации. Наконец, большое значение приобретает социальная философия, философские аспекты политики, культуры.

Философские направления формировались в рамках неклассического научного рационализма и под влиянием утраты актуальности модернис­тских стратегий развития культуры. Кризис мировоззренческих оснований классической науки был инициирован научными открытиями, которые радикальным образом изме­нили представления о мире и закономерностях его развития. К ним относятся: открытия элементарной частицы — электрона (Дж. Томпсон, 1896), атомного ядра (Э. Резерфорд, 1911), идеи кванта действия (М. Планк, 1911), двой­ственной корпускулярно-волновой природы материальных микрообъектов (Бройль, Шредингер, Гейзенберг, Борн, 1924–1930) показали, что мир намного более сложен и противоречив, чем он представлялся адеп­там классической науки. Создание фундаментальной физической теории — квантовой механики (Бройль, Шредингер, Гейзенберг, Борн, 1924–1930), теории относительности (А. Эйнштейн, 1905–1916), генетической теории (Мендель, 1866), в сущности, означало рождение нового типа научной рациональности, в рамках которой формируется новое стерео­скопическое видение реальности, складывается новое понимание науч­ной теории как исторически изменяющейся модели познания реальнос­ти, но не самой реальности, кристаллизуется представление о гетероген­ности и вероятностном характере научного знания, процессуальности и синтетичности научной истины.

Формируется новое понимание объекта познания как сложного, неоднородного, внутренне противоречивого. Важнейшую роль в формировании такого понимания объекта сыграла квантовая механика, рассматриваю­щая материальные микрообъекты как объекты, обладающие амбивалент­ной, с одной стороны, корпускулярной, а с другой стороны, волновой природой. Нильс Бор, сформулировал принцип дополнительности, гласящий: описание квантово-механических явлений осуществимо при условии использования двух взаимоисключаю­щих понятий и только совокупность этих понятий дает полное представ­ление о квантово-механических явлениях как целостных объектах. Ученый полагал, изучение взаимодополнительных явлений требует взаи­моисключающих экспериментальных установок.

С другой стороны, под влиянием открытия А. Эйнштейном теории относитель­ности появляется новая концепция объекта познания как субъективированного объекта. Преодолевая ограниченность ньютоновской теории абсолютного пространства и времени, Эйнштейн утверждает принцип относительности пространства и времени, их связи с материей, движением и между собой. Теория относительности демонстрировала зависимость знания об объекте от позиции наблюдателя, изучающего данный объект. Серьезный вклад в новое понимание объекта исследования как субъективированного внесла и атомная физика, зафиксировавшая важный момент: обнаружение за­висимости поведения атомных объектов от их взаимодействия с измери­тельными приборами. Эти и другие открытия доказывали, что содержание знания определяется не только уст­ройством самой природы, но, в силу сложности и противоречивости при­родных явлений, также способом постановки исследовательских задач субъектом познания и его особенностями (ментальность, характер, даже нравственные приоритеты). Следовательно, человек как субъект познания не рассматривается более как гносе­ологически чистый, не детерминированный никакими предпосылками, безличный индивид, как дистанцированный от мира наблюдатель. Познающий разум предстает как разум человеческий — исторически, со­циально и культурно обусловленный, не отделенный от мира, но погру­женный в него.

Важнейшей особенностью неклассической модели познания является формирование одного из фундаментальных прин­ципов квантовой механики — принципа неопределенностей (В. Гейзен­берг, 1927), согласно которому, в силу двой­ственной корпускулярно-волновой природы микрообъектов, влияния на них приборов, невозможно точно определить положение, импульс, а также будущее состояние отдельной частицы, и можно определить лишь движе­ние совокупности частиц и их среднестатистические данные. Этот принцип лежит в основании неклассического понимания причинности — как статисти­ческой закономерности и вероятностной зависимости. Поскольку в рамках статистичес­ких теорий, основанных на вероятностных представлениях, Вселенная рассматривается как динамическое единство, как процесс, — идея единства естественнонаучного метода теряет свою актуальность.

На смену методологи­ческому монизму приходит методологический и теоретический плюрализм. Аргументация последнего опирается на выдвинутый Н. Бором принцип до­полнительности, допускающий истинность нескольких, отличающихся друг от друга теоретических описаний реальности; и принцип вероятностного ха­рактера научных теорий, определяющий их проблемную природу, следова­тельно, допускающий возможность их опровержения.

Для развития неклассической философии оказывается важным то, что принцип методологи­ческого плюрализма создает условия для формирования но­вой разновидности научной рациональности — социально-гуманитарной.

Е.Н. Яркова формулирует основные положения и принципы неклассического рациона­лизма:

1. идея «мир — сложная система» — представление о мире как совокупности качественно специфических объектов;

2. принцип антиномичности объекта — понимание объекта по­знания как сложного, обладающего многоуровневой организацией, внут­ренне противоречивого, многоаспектного;

3. принцип субъективированного объекта — представление об обусловленности знания об объекте познавательной задачей и операциональными средствами познающего субъекта;

4. идея «личностного знания» — представление о детерминирован­ности субъекта познания определенной научной традицией, историчес­кими, социокультурными факторами;

5. принцип дополнительности — представление о том, что только сово­купность взаимоисключающих понятий, объяснительных конструкций дает полное представление об изучаемых явлениях как целостных объектах;

6. статистический детерминизм — неклассическое понимание причинности как статистической закономерности и вероятностной зависи­мости;

7. теоретическая гетерогенность и методологический плюра­лизм — допустимость истинности нескольких, отличающихся друг от друга теоретических описаний реальности, соответственно, многообра­зия исследовательских подходов и методов;

8. идея автономии научной рациональности социально-гумани­тарного типа — убеждение о несводимости социальногуманитарно­го познания к естественнонаучному, спецификация предмета, метода социально-гуманитарных наук;

популяционизм — представление о детерминированности развития научного знания социальными формами его организации[148].

В целом, основными чертами неклассической философии можно назвать новаторство, самоутвер­ждение, борьбу с традицией, экспериментаторство, нестандартность, условность, отход от визуальности, концептуализм, символичность, измененную стратегию изобразительности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.