Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и бессознательное. Карл Маркс показал, что процесс детерминации скрыт от сознания, не представлен в его опыте




Карл Маркс показал, что процесс детерминации скрыт от сознания, не представлен в его опыте. Люди часто не осознают, что их сознание обусловлено способом их жизни. Проблема бессознательного — это проблема наличия скрытых детерминант сознания. Человек и его сознание оказываются заложниками тайных, невидимых причин.

До Маркса такие философы, как Спиноза и Гегель задумывались над проблемой скрытых источников сознательной деятельности. Маркс открыл бессознательную мотивацию сознания в сфере предметно-практической, материально-экономической жизни людей. Бессознательное, по Марксу, имеет социальный характер, а потому его преодоление может произойти только в ходе общественных изменений. Человек не может стать свободным от рабства бессознательного в одиночку: необходимо освобождение всего общества. Когда общественные отношения людей к их труду и продуктам их труда станут прозрачно ясными как в производстве, так в распределении, люди избавятся от рабства социального бессознательного.

С одной стороны, Маркс действовал как «социальный психоаналитик» (Э. Фромм), ибо стремился освободить сознание людей от диктата бессознательного путем устранения тех социальных и экономических сил, которые формируют невидимым и тайным для людей способом их мысли и переживания. С другой стороны, Марксом не были учтены следующие детерминанты, скрытые от индивидуального сознания:

1. Чтобы стать фактом сознания, человеческие мысли, переживания должны пройти через фильтр господствующих в данном обществе структур духовного опыта.

2. Каждая культура нарабатывает свой определенный набор слов, с помощью которого осуществляется перевод состояний духовного мира на уровень сознания. Переживания, для которых в языке нет подходящих слов, остаются за пределами сознания, в виде смутных и неясных томлений и т.п.

3. Содержание сознания скрыто и детерминировано господствующей, в той или иной культуре логикой, направляющей мышление.

4. В любом обществе всегда существуют какие-либо социальные табу — запреты на высказывание некоторых идей и обнародование тех или иных чувств. Они пресекают путь к осознанию большей части духовного опыта. При этом по Э. Фромму, необходимость вытеснения переживаний из области сознания тем больше, чем меньше общество представляет интересы всех своих членов.

Таким образом, тема социального бессознательного, открытая Марксом, была в последующем существенно расширена.

З. Фрейд относил к этим факторам психологические и биологические потребности, вызывающие неосознаваемые переживания. В человеке спрятана великая сила — «бессознательное» («Оно»). Этой силой управляет и ее распределяет либидо — гипотетическая психическая энергия сексуальных влечений. Сила и содержание бессознательного кроется в сноведениях. В теории З. Фрейда «Сверх-Я» содержит общественные нормы и социальные установки (система социальных фильтров). Что не пропускается через фильтры «Сверх-Я», загоняется в бессознательное, становясь впоследствии причиной серьезных психических расстройств («эдипов комплекс»). В отличие от Маркса, Фрейд жестко не связывал свободу человека с общественными изменениями. Он исходил из того, что в любом обществе человека можно превратить в самосознающего и свободного, если сделать осознанным его индивидуальное бессознательное.

«Сверх-Я» это культурные, идеологические догмы, традиции. «Оно» — бессознательные инстинкты. «Я» — сознание.

Фрейд напомнил о существовании «Оно», которое по мере развития цивилизации вытесняется, но не исчезает. Чрезмерное давление «Сверх-Я», как бы, провоцирует усиление мощи «Оно». Значит, по Фрейду, найти осмысленный баланс «Сверх-Я» и «Оно», необходим, для того, чтобы констатировать самое себя, «Я». Единственный путь — укрепление в себе самосознания, «Я», освобождаясь от давления бессознательного.

В XX веке намечаются в мировоззренческой системе следующие тенденции: сциентизм, антропологизм, возврат к основам мистико-религиозной философии. Формируются идеи:

1. Движение от идеи свободного и разумного человека, способного кардинально переделать природу и общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией. Оказалось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание, которое вместе с интуицией становится центром современной антропологии.

2. Идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей.

3. Сознание и разум отдельного человека и общественное сознание не понимаются как независимая структура. Объявляется, что они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил государств, партий, авторитетов и даже иррациональных сил — магов, тайных орденов и т.п.

4. Активно проводится идея двух непересекающихся линий человеческого знания — научного и философского.

 

Итоги:

1. Философы не изобретали то или иное понимание сознания: они воспроизводили реальную, для определенной эпохи, структуру человеческой духовности и реальное место сознания в ней.

2. Структура духовного опыта тесно связана со спецификой мировоззренческой эпохи.

3. Деформация внутреннего опыта людей имела устойчивую тенденцию к «снижению» уровня духовности.

В конце XX века вновь человечество осознало «безопорность» своего существования. Экзистенциальный страх, сопровождающий осознание факта, что все «базовые опоры» — Бог, разум, социальность и т.д. — разрушены, породил попытку искать основания бытия и сознания в обществе людей, в коммуникации. Но к концу XX века стало ясно, что коммуникативные цепочки разорваны, связь поколений, межпоколенное общение уничтожены; осталось пространство, заполненное информацией без источника и адресата.

Современные постмодернистские философы, писатели, эстетики толкуют сознание как поток текстопроизводства, назначение которого — чтобы случайные сигналы и послания ниоткуда выразить в языке и передать неизвестно куда и кому. Сознание отпускается в свободный полет по информационному пространству, а его содержание начинает напоминать шизофренический бред. Провозглашается свобода сознания от социальности («Сверх-Я»), бессознательного («Оно»), от высшего авторитета или Абсолюта (Бог, Разум, Дух и т.д.) оборачивается новой его несвободой, без истоков и детерминант. Сознание больше не «всматривается» в бездну духовного опыта личности, не включается в личную работу разрешения открытых им противоречий.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Категория бытия, ее философский смысл и специфика

2. Возникновение и развитие философской проблемы бытия. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

3. Проблема субстанции. Монизм и дуализм. Развитие представлений о субстанции и его связь с развитием уровня естествознания.

4. Современные трактовки бытия.

5. Развитие учения о материи в истории философии. Материя как субстрат.

6. Понятие материи как субстанции. Ее основные характеристики.

7. Основные свойства и атрибуты материи как субстанции.

8. Мировоззренческая и научная картины мира, их различие и взаимосвязь. Современная наука об основных уровнях организации неживой и живой природы. Особенности социально-организованной материи.

9. Понятие движения, его характеристики. Основные формы движения материи, их качественная специфика и взаимосвязь.

10. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики.

11. Диалектика и ее альтернативы. Синергетика.

12. Основные принципы и законы диалектики.

13. Как соотносятся между собой понятия "движения", "развития", "изменения"?

14. Существуют ли общие критерии развития для живой и неживой природы, а также для общества?

15. Приведите примеры перехода количественных изменений в качественные, диалектического и метафизического отрицания, единства и борьбы противоположностей.

16. Всякое ли количественное изменение приводит к новому качеству?

17. Объясните принципиальное различие в понимании движения с точки зрения метафизики и диалектики.

18. Пространство и время. Развитие представлений о пространстве и времени в истории философии и науке. Специфика пространственно-временных свойств в неживой, живой природе, в социальных процессах.

19. Проблема сознания в философии.

20. Возникновение сознания и его общественная природа. Сознание и мозг.

21. Сознательное и бессознательное.

22. Онтологический статус сознания.

23. Сознание как форма моделирования действительности.

24. Сознание и самосознание.

 

Глава II. Философская теория познания




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.