Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Основные проблемы и идеи немецкой




классической философии

Вопросы для обсуждения:

1. Немецкая классическая философия как единый культурный феномен. Общие черты, специфика и основные представители.

2. Философия И. Канта: революция в гносеологии, антиномии как форма диалектики, понятие категорического императива.

3. Философская система и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

5. Историческая философия К. Маркса. Проблема отчуждения.

Термины:

Трансцендентный, имманентный, трансцендентальный, феноменальный, ноуменальный, априорный, апостериорный, практический разум, категорический императив, рассудок и разум, «вещь-в-себе», явление, антиномии, телеологизм, абсолютный дух, отчуждение, тезис, антитезис, синтез, становление, развитие, наукоучение, интеллектуальная интуиция, «философия тождества», антропологический принцип, эвдемонизм

 

Задания для проверки уровня компетенций:

1. Прочитайте §1 произведения И. Канта «Критика чистого разума» («Мир философии» Ч. 1. С. 508–509).

2. Что такое «чистое познание» по Канту? Назовите его компоненты. Как их следовало различать по Канту? Для чего нужно такое различие? Приведите примеры того и другого знания.

3. «Платон покинул чувственно воспринимаемый мир, потому что этот мир ставит узкие рамки рассудку, и отважился пуститься за пределы его на крыльях идей в пустое пространство чистого рассудка». (Кант).

4. О каком учении Канта идет речь? Объясните его. Приведите примеры из истории философии, подтверждающие мысль Канта.

5. Практическое задание по произведению И. Канта «Критика чистого разума», § VII. («Мир философии». Ч.1. С. 519–521).

6. Чем для Канта была критика чистого опыта? Объясните все выражение, а также смысл подчеркнутых слов. Можно ли назвать учение Канта «трансцендентальной философией»? Объясните это словосочетание. О чем эта философия?

7. Что такое антиномии Канта? Каков их смысл? Приведите примеры подобных антиномий.

8. Что такое кантовский категорический императив? Как соотносятся императив и требование долга. Предложите свой императив в духе Канта.

9. Будет ли нравственным торговец, честность которого обусловлена его интересом — с точки зрения Канта? Каким законом должен руководствоваться человек?

10. Может ли, по Канту, нравственное требование быть априорным? Приведите несколько суждений на этот счет.

11. Приведите формулу категорического императива и докажите его истинность. Какой метод исследования Вы использовали?

12. Проанализируйте категории кантовского эвдемонизма: долг, достоинство, удовольствие. Что такое эвдемонизм? Приведите иллюстрации, показывающие правоту суждения Канта.

13. Что такое практический императив Канта? Приведите его формулу и докажите его истинность. Каким методом исследования Вы пользовались?

14. Сопоставьте пантеизм Гегеля с пантеизмом философов нового времени (Спинозы, напр.).

15. Практическое задание по произведению Гегеля «Наука логики» («Мир философии». Ч.1. С. 395–397).

16. Прочитайте отрывок. Что такое диалектический метод с точ­ки зрения Гегеля? Как Гегель оценивал диалектическую мысль в истории философии и почему? Согласны ли Вы с ним? Объясните последнюю фразу: «Понятие, рассматривающее их (вещи) самих, движет им и, как их душа, и выявляет их диалектику».

17. В какой формуле Вы выразите диалектику Гегеля? А диалектику Сократа? Платона? Канта?

18. Объясните логику Гегеля на примере саморазвития абсолютной идеи. Что такое абсолютная идея, почему она так называется? Какие синонимы этого понятия можно употребить? Является ли эта логика Гегеля формой выражения пантеизма? Почему?

19. «Абсолютную идею можно сравнивать… со стариком, высказывающим то же самое религиозное содержание, что и ребенок, но для первого оно является смыслом жизни». (Гегель). Объясните этот гегелевский образ. Чем была абсолютная идея для гегелевской философии?

20. Какое место в гегелевской метафизике занимают государство, нация и почему? Каково отношение Гегеля к войне и миру? Были ли для него идеальные государства, идеальная нация и тип человека? Как это согласуется с его диалектикой?

21. Что такое диалектический метод, по Гегелю? Какие еще методы познания Вы знаете? Приведите примеры диалектического цикла. Как соотносятся диалектика и метафизика Гегеля?

22. Объясните понятие отчуждения, по Гегелю. Употребляется ли это понятие в науке?

23. Сопоставьте философию Гегеля и Канта. Что общего и что отличного в их учениях?

24. Сопоставьте философию Гегеля и Фейербаха. Как можно назвать их учения? Сопоставьте их онтологию, гносеологию, методы познания.

25. Какова гносеология Фейербаха? Можно ли изложить ее в какой-то формуле?

26. «В теории познания Фейербах сенсуалист». Верно ли это суждение и почему? Объясните термин и приведите известные Вам учения, похожие на фейербаховское.

27. В чем состоит, по Вашему, эвдемонизм Фейербаха? Сравните его с Кантом и Гегелем.

 

Тексты для анализа:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.