КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Циолковский К.Э. Суд космоса. М., 1993. С. 3, 3-4, 4
Эмпедокл (487/482 —424/423 г. до н.э.) — древнегреческий философ, врач, политический деятель, сторонник демократии. В философии Эмпедокла заметно влияние пифагорейцев и Парменида. В поэме «О природе» Эмпедокл развил учение о четырёх вечных и неизменных элементах – огне, воздухе, воде и земле. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Все вещи образуются из сочетания в различных пропорциях этих стихий, «вроде того, как стена сложена из кирпичей и камней». Эпикур (341—270 до н.э.) — великий древнегреческий философ-материалист, последователь Демокрита и продолжатель его атомистического учения. Основал одну из наиболее влиятельных школ античности, известную в истории под названием «Сад Эпикура». Главный труд — «О природе» — содержал 37 книг. Известны названия и ряда других его работ, но ни одна из них до нас не дошла. Сохранилось лишь три письма Эпикура, излагающие основные положения его учения. Юнг, Карл Густав (1875—1961) — швейцарский психолог, основатель «аналитической психологии», развил учение о коллективном бессознательном, в архетипах видел источник общечеловеческой символики. Ясперс, Карл (1883—1969) — немецкий философ, представитель экзистенциализма; психиатр. Основную задачу философии усматривал в раскрытии «шифров бытия» — различных выражений трансценденции (непостижимого абсолютного предела бытия и мышления). Соотнесенность экзистенции с трансценденцией прозревается человеком в так называемых пограничных ситуациях (страдание, борьба, смерть). Основные сочинения: «Философия» (тома 1—3, 1932), «Истоки и цель истории» (1949), «Великие философы» (тома 1—2, 1957).
[1] Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М. 1997. С.27–28. [2] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра // Н.О. Лосский. М., 1991. С.48. [3] Гурджиев Г.И. "Человек есть множественность // Г.И. Гурджиев. Человек. 1992. N2. С.47. [4] Ахундов М.Д. Картина мира: от мифа к науке // М.Д. Ахундов. Природа. 1989. № 12. С. 60–61. [5] Бэкон Ф. О мудрости древних // Ф. Бэкон. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.,1978. С.253 [6] Шелер М. Избранные произведения // М. Шеллер. М., 1994. С.13 [7] Фейербах Л. К критике философии Гегеля // Л. Фейербах. Избранные философские произведения: В 2 т. Т.1. М., 1955. С. 73 [8] Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // М. Хайдеггер. Вопросы философии. 1989. N9. С. 116–122. [9] Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. С. 268. [10] Там же. [11] Там же. [12] Там же. С. 269–270. [13] Фрагменты ранних греческих философов. М.Ч.1. 1989. [14] Антология мировой философии. М.Т1. Ч1. С. 270. [15] Антология мировой философии. М.Т1. Ч1. С. 273–274. [16] Там же. С. 274.
[17] Фрагменты ранних греческих философов. В 2 ч. — М., 1989. Ч.1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. С. 209. [18] Там же. С. 204. [19] Фрагменты ранних греческих мыслителей. С. 192. [20] Там же. С. 193. [21] Там же. С. 196. [22] Фрагменты ранних греческих мыслителей. С. 198. [23] Там же. [24] Там же. С. 233. [25] Там же. С. 234. [26] Там же. С. 217. [27] Там же. С. 198. [28] Цит. по: Таранов П.С. 500 шагов к мудрости: В 2Т. Донецк. 1996. Т.1. С. 331. [29] Антология мировой философии. С.326–329. [30] Цит. по: Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. С.339–340. [31] Зороастризм возник около 3500 лет тому назад и восходит к пророку Зороастру, проведшему многие годы в скитаниях, стремясь познать истину. Истина ему открылась в виде представления о единственном Боге, вечно существующем творце всего благого. Акт творения сопровождается рождением двух первичных сущностей — добра и зла, которые являют собой основные противоположности бытия. Зороастр был первым, кто сказал о божественном суде над каждым человеком, о рае и аде, о грядущем воскресении тел, о всеобщем Последнем Суде и о вечной жизни воссоединившихся душ и тел.
Новое учение раздражало и тревожило многих, ибо пророк порывал со старой, идущей от властителей и жрецов традицией, отводившей всем незнатным людям подземное царство после смерти. За свои идеи Зороастр жестоко поплатился, погибнув от кинжала жреца старой религии. [32] Фрагменты ранних греческих мыслителей. С.142. [33] Антология мировой философии. С.287–288. [34] Антология мировой философии. С.316. [35] Там же. С.316–318. [36] Burnet J. Greek Philosophi, Thales to Plato. London, 1914. Р.149. [37] Платон. Избр. диалоги: Пер. с греч. М.: Худ. лит., 1965. С.174–175 ("Пир") [38] Платон. Апология Сократа//Сочинения. М.,1968. Т.1. С.112. [39] Платон. Избр. диалоги. С.327 ("Федон") [40] Платон. Избр. диалоги. С.334 ("Федон") [41] Платон. Апология Сократа. С.98–99.
[42] Логика — (от греч. logos — логос) — 1) способность правильно мыслить; 2) учение о методах познания. Логика как наука — учение о мышлении наука [43] Идеализм — (франц. ide'alisme, от греч. idea — идея) — в метафизическом смысле идеализм — это воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа, причем склоняющееся больше или на сторону идеи — объективный идеализм (Платон, Шеллинг, Гегель), или на сторону разума — субъективный идеализм (Декарт, Мальбранш, Фихте). [44] Аристотель. Метафизика. V,2, 1013а24-1013в21. [45] Там же. [46] Аристотель. Аналитика. I, 24б. [47] Аристотель. Метафизика. IX. 10, с.162. [48] Angus C.F. Cambridge Ancient HistorV, vol. VII. p. 231. [49] Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. С. 476–503. [50] Лукреций. О природе вещей. Т.II. С.131. [51] Лукреций. О природе вещей. Т.II. С.132. [52] Атараксия (от греч. ataraksia) — невозмутимость, полное спокойствие духа. [53] Антология мировой философии; В 4 т. Т.1. Ч.1. С.355–356. [54] Схоластика (лат. scholasticus — школьный, ученый) — тип религиозной философии, основанной на соединении догматики рационалистического обоснования с предпочтением формально-логической проблематики. [55] См. ниже об Августине Блаженном. [56] См. ниже о Фоме Аквинском. [57] Трансцендентный — букв. выходящий за пределы данной области явлений (посюстороннего) в сферу потустороннего. Трансцендентный — потусторонний, сверхъестественный, сверхчувенный.
[58] Антология мировой философии. Т.1. Ч.2. С.589. [59] Антология мировой философии. Т.1. Ч.2. С.590. [60] Августин. Исповедь. — СПб., 1913 [61] Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. Ч.2. С. 827–8331. [62] Николай Кузанский. Об ученом незнании. Соч. Т.1. С.53. [63] Николай Кузанский. Об ученом незнании. Соч. Т.1. С.110–111. [64] Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения [65] Сциентизм (от лат. scientia — наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. [66] Бэкон Ф. Новая Атлантида. Соч. Т.2. С. 499. [67] Бэкон Ф. Новый органон. Соч. Т.2. С. 18. [68] Там же. С. 22. [69] Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С.428. [70] См. Декарт Рене. Сочинения. В 2 т. — М., 1989, Т.1. [71] "Трансцендентальное", по словам Канта, — обозначает то, что существует вне сознания, недоступно ему и непознаваемо. Понятием "трансцендентальное" утверждал Кант, — охватывается все, имманентное сознанию, то, что может быть познано и действительно познается. [72] См. об этом: Щербина A.M. Учение Канта о вещи в себе. Киев, 1904. VIII, 189 с.; Нарский И.С. Кант. М., 1976. С. 41–46; Нарский И.С. О роли «вещи в себе» и «ноумена» в кантовской гносеологии // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта: Межвуз. сб. Калининград, 1979. Вып. 4. С. 15–20; Дьяченко А.В. Критика кантовской «вещи в себе» и современное познание: Автореф. дис... канд. филос. наук. М., 1981 16 с.; Калинников Л.А. Понятия «вещь вообще» и «вещь в себе» и их роль в системе кантовского «критицизма» // Кантовский сборник: Сб. науч. тр. Калининград, 1985. Вып. 10. С. 3-11; Schrader G. The thing in itself in Kantian philosophV // Kant. A Collection of Critical EssaVs / Ed. bV R.P. Wolff. L; Melbourne, 1968. P. 172–188. [73] Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 333. [74] Кассирер Э. Кант и проблема метафизики. Замечания к интерпретации Канта Мартином Хайдеггером // Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997.С. 383. [75] Дмитриевская И.В. Проблема реальности в философии И. Канта // Кантовский сборник: Межвуз. темат. сб. науч. тр. Калининград, 1994. Вып. 18. С. 90. [76] Кант И. Критика чистого разума. С. 333. [77] Там же. С. 135. [78] См.: Там же. С. 656–658. [79] При таком понимании «вещь в себе не есть объект, она есть субъект и потому не вещь». (Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря М., 1995. С. 176).
[80] Кант И. Метафизика нравов вдвух частях. 1797 // Соч.: В 6т. М., 1965. Т. 4. Ч 2. С 302. [81] См.: Там же; Бурханов Р.А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург, 1999. С. 68-69. [82] Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6т. М., 1964. Т. 3. С. 498. [83] Там же. С. 151. [84] Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 139. [85] Подробнее см.: Ойзерман Т.И., Нарский И.С. Теория познания Канта. М.. 1991. С. 78-79. [86] Кант И. Основы метафизики нравственности. 1785 // Соч. В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 295. [87] Поэтому нам представляется несостоятельной точка зрения о том, что «вещи в себе суть ноумены, то есть духовные сущности, которые до некоторой степени могут быть постигнуты человеческим разумом» (Щербина А.М. Учение Канта о вещи в себе. Киев, 1904. С. 144.) [88] Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 332. [89] Подробнее см.: Нарский И.С. Кант. М., 1976. С. 24-46. [90] Цит. по.: Бурханов Р.А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург, Нижневартовск. 1999. С. 80. [91] Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. Н. Лосского. Мн., 1998. С.101. [92]Аналитическое суждение — утверждение, предположение, истинность которого устанавливается путем чисто логического анализа: в котором предикат (логическое сказуемое) является частью субъекта (логического подлежащего). Например: "высокий человек есть человек" или "равносторонний треугольник есть треугольник". [93]Апостериорный — (от лат. a posteriori — из последующего) — знание, полученное из восприятия, на основании опыта. [94]Априорное (от лат. a priori — предшествующий) — знание, предшествующее опыту и независимое от него. [95]По Канту, ощущение — это то в нашем сознании, что не нами создано в нас и это доказывает реальность вещей вне сознания. Причины ощущений являются такими состояниями человеческого сознания, которые производны от воздействия на человека вещей или вещи самой по себе. [96] Примеры синтетических суждений (докантовского смысла): мы не можем просто путем анализа понятий открыть такие истины, как "вторник был дождливый день" или "Наполеон был великим полководцем". [97] Кант И. Критика чистого разума. Соч. Т.3. С.127.
[98] Апперцепция (от лат. ad — при и kuperceptio — восприятие) — в логике, теории познания, начиная с Лейбница и Канта то же самое, что осознанное восприятие. [99] Кант И. Критика чистого разума. С.340. [100] Там же. С.342. [101] Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М., 1956. С. 442. [102] Шеллинг Ф.В.Й. Введение к наброску системы натурфилософии // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. — М., 1998. С. 236. [103] Там же. С. 313 [104] Там же. С. 394. [105] Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. — М., 1996. С. 52. [106] Шеллинг Ф.В.Й. Историко-критическое введение в философию мифологии // Собр. соч.: В 2 т. — М., 1987. Т. 2. С. 162. [107] Мир философии. Ч.1. М., 1991. С.397. [108] Гегель: Соч. М., 1959. Т.4. С.2. [109] Гегель. Феноменология духа // Гегель. Система наук. Ч. 1. Феноменология духа. М., 1959. С. 2. [110] Там же. [111] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. М., 1955. С. 1. [112] Фейербах Л. Избр. философские произведения. Т.1. С.202. [113] Там же. С.184. [114] Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.1.С.186. [115] Сенсуализм (лат. сенсус — чувство) — философское учение, признающее единственным источником познания ощущения. Противоположное ему — рационализм, признающий источником познания разум. [116] Фейербах Л. Избранные философские произведения. С. 184. [117] Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.371. [118] Киреевский И. Полн. собр. соч. Т.2. М., 1861. С.306. [119] Белинский В.Г. Россия до Петра // Русская идея. М., 1992. С. 83. [120] Там же. С. 75. [121] Там же. С. 80. [122] О феномене «двойного перевода» в истории русской культуры см.: Успенский Б.A. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры // РОССИЯ / RUSSIA. Вып. 2 [10]: Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: история и типология. М., 1999. С. 17-18. [123] Аксаков К.С. О русском воззрении // Русская идея. М., 1992. С. 117. [124] Белинский В.Г. Россия до Петра Великого // Русская идея. С. 76. [125] Там же. С. 79. [126] Там же. [127] Там же. С. 75. [128] См.: Соловьев В.С. Русская идея // Русская идея. М., 1992. С. 96. [129] Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея. С. 322-323. [130] Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994. С. 170. [131] Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 312. [132] Бердяев Н.А. Философия свободного духа. С. 168. [133] Флоренский П.А. Имена // Опыты: Литературно-философский сборник. М., 1990. С. 351-412. [134] Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. С. 298. [135] Там же. С. 298. [136] Там же. [137] Там же. С. 301. [138] Там же. С. 303. [139] Там же. С. 304. [140] Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Русская идея. С. 386-387. [141] Там же. С. 387. [142] Иванов Вяч. О русской идее // Русская идея. С. 235-236. [143] Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. С. 299-300. [144] Розанов В.В. Апокалипсис наших дней // Розанов В.В. Метафизика христианства. М., 2000. С. 842. [145] Там же. С. 847. [146] Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Русская идея. С. 418. [147] Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. С. 307-308. [148] Яркова Е.Н. История и методология науки. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. С. 68-69 [149] Джеймс У. Прагматизм. Спб.,1910. С. 25. [150] Джеймс У. Прагматизм. Спб., 1910. С. 9. [151] Яркова Е.Н. История и методология науки. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. — С. 196 [152]Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.1. М., 1900. С. 321-322, 332-334. [153] Там же. С. 335. [154] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.1. М., 1900. С. 337. [155] Там же. С.426. [156] Там же. С.426. [157] Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Полн. собр. соч. Т.3. М., 1903. С. 280,282,293,299. [158] Ницше Ф. Сумерки кумиров. М., 1902. С. 4. [159] Франк С.Л. "Ницше и этика любви к дальнему "//Франк С.Л. "Философия и жизнь". СПб., 1910. С. 65-66. [160] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 10-12. [161] Дильтей В. Сущность философии. М. 2001. С. 60. [162] См.: там же. [163] Там же. [164] См.: Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. С. 25. [165] Дильтей В Сущность философии. М. 2001. С. 60 — 61. [166] Яркова Е.Н. История и методология науки. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. — С. 72 [167] Яркова Е.Н. История и методология науки. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. — С. 73 [168] Достоевский Ф. М. Записки из подполья // Достоевский Ф. М. Бесы. Записки из подполья. М., 1994. С. 459. [169] Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М. 1995. С. 18. [170] Ерофеев В. Остается одно: произвол: (Философия одиночества и литературно-эстетическое кредо Льва Шестова).// Вопросы литературы, 1975, №10. С. 153-188. [171] Бердяев Н. Философия свободы. Изд-во Фолио Харьков. АСТ Москва. 2001. С. 101. [172] Афины и Иерусалим. С. 24. [173] Бердяев Н.Л. Мое философское миросозерцание. С. 86 [174] Емельянов Б.В. Указ. соч. С. 156 [175] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. С. 254 [176] Там же. С. 254. [177] Там же. С. 254. [178] Бердяев Н А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 18 [179] Юнг К.Г. К вопросу о познании II В кн.: К.Г. Юнг. Человек и его символы. М.1998. С. 66.
[180] Цит. по: Аверинцев С. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии. О современной буржуазной эстетике. М., Искусство. 1972. С. 130–131. [181] Юнг К. Г. О современных мифах. М., Практика. 1994. С. 99-100. [182] Х.Г. Гадамер ученик Хайдеггера, основоположник философской герменевтики. Изучал философию, германистику и историю искусств сначала в Бреслау (ныне Вроцлав), затем (1919—-1922) в Марбурге. Под руководством П. Наторпа и Н. Гартмана защитил диссертацию «Сущность удовольствия в диалогах Платона» (1922). Слушал лекции М. Шелера и Э. Гуссерля, работал в семинаре Хайдеггера. Философское образование дополнил классико-фи-лологическим (на кафедре П. Фридлендера в Марбургском университете), по завершении полного курса обучения представил к защите работу «Диалектическая этика Платона» (на материале диалога «Филеб»). В 1927—1936 гг. — доцент в университетах Марбурга и Киля, в 1937 г. — профессор в Марбурге, с 1939 г. — в Лейпцигском университете (в 1947— 1949 гг. — ректор), 1949—1968 гг. — во Франкфурте-на-Майне (где получил заведование кафедрой, руководимой ранее К. Ясперсом). После выхода на пенсию (1968) жил и работал в Гейдельберге. Вплоть до конца 1980-х — активный участник философских семинаров, в том числе в США. В 1990-е — частый гость международных коллоквиумов (особенно в Италии).
[183] Яркова Е.Н. История и методология науки. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. — С. 196. [184] Поппер К.Р. Логика научного открытия. Указ. Соч., с. 55 [185] Поппер К.Р. Логика научного открытия. Указ. Соч.,с. 63. [186] Popper K.R. Conjunctures and Refutations. Oxford, 1979, p.27 [187] Поппер К.Р. Предположения и опровержения. Указ. Соч., с. 324. [188] Кун Т.С. Структура научных революций. М., 1975. С. 59. [189] Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. [190] Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М. 1995. С. 186. [191] Метатеория, те «сверхтеория», или теория, анализирующая и обобщающая другие теории. [192] Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1975. [193] Там же. с. 11. [194] Герцен А.И. Собр. соч. В 30-ти т., т. 3, с. 110, 97-98. [195] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 350. [196] От предсказания принципиально отличаются различного рода прорицания, пророчества, «откровения», а также всевозможные гадания, основанные или на случайных совпадениях, или (как полагают религиозные люди) на причастности «избранных» к всеведущим силам, знающим все наперед и организующим все сущее и грядущее. Так, в мифологическом мышлении образ существа, обладающего даром пророчества, символизирует легендарная Кассандра. В современном языке этим именем называют человека, который, предвидя грядущие несчастья, сам не в силах ничего предпринять и не может убедить других принять меры к их предотвращению. [197] Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985. –С.65. [198] Там же. – С.67. [199] Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1992. Гл. 8. [200] Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре/ Бердяев Н.А. Смысл истории. С. 168. [201] Там же. [202] Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995. С. 303. [203] Там же. [204] Проблема человека в западной философии. М., 1988. С.372.
[205] Бердяев Н.А. Философия свободы // Философия свободы. [206] Бердяев Н.А. Смысл творчества.- М.,1989. С. 128. [207] Фейербах Л. Сущность христианства.//Избранные философские произведения. М., 1955. Т.2. С. 31. [208] Франк Л.С. По ту сторону правого и левого. // Новый мир.1990. №4. С. 229. [209] Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.С. 370. [210] Соловьёв В.Л. Соч. Т.1. С. 345. [211] Реброва И.М. Предложение о включении во «Всеобщую декларацию прав человека» положений об обязанностях человека // Здравый смысл, 2005/2006, № 1 (38), с. 55 — 56. [212] Бимель В. Мартин Хайдеггер сам свидетельствующий о себе и о своей жизни: (С прил. фотодок. и ил.) / Вальтер Бимель; Пер. с нем. Александра Верникова. — Челябинск: Урал, 1998. 211 с. [213] См.: Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон; [пер. с англ. Е. Н. Егоровой и др.]. — Москва: АСТ: Хранитель, 2006 (Н. Новгород: Нижполиграф). — 873 с. [214] Мертон Р. Социальная структура и аномия //Социология преступности (Современные буржуазные теории) Москва, 1966. Перевод с французского Е.А. Самарской. Редактор перевода М.Н. Грецкий. Издательство «Прогресс».C. 299-313 [215] Бахтин М. Литературно-критические статьи / М. Бахтин. — М., 1986. С. 130. [216] Гусейнов А.А. Понятие морали //А.А. Гусейнов. Этическая мысль.— Вып. 4. — М., 2003. с. 7 [217] Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М. Наука. 1991. С. 223. [218] Бехтерев М.Н. Бессмертие человеческой личности как научная проблема. Пг.1918.с.21. [219] Бахтин М.М.,эстетика словесного творчества. М.,1979.С.341. [220] Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН. 2001. С. 206 [221] Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. Спб., 2000. С. 329. [222] Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. Спб.. 2001. С. 201. [223] Там же. С. 214. [224] Рюмина М.Т. Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность. М.2003. С. 300 [225] Там же. С. 300 [226] Делез Ж. Логика смысла. М. Фуко. Theatrum philosophicum,М. 1998. С. 184. [227]Там же. С. 447. [228] Рюмина М.Т. Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность. М.2003.С. 286 [229] Кара-Мурза С. Манимуляция сознанием. М.,2000. С. 19-20 [230] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. С. 134. [231] Там же. С. 119 [232] Там же. [233] Там же. С. 120 [234] Там же. [235] Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.2000. С. 296-297 [236] Там же. С. 297 [237] Тугаринов В.П. Избранные философские труды. М. 1988. С. 261 [238] Современный философский словарь под ред. В.Е. Кемерова. М. 1998. С. 1001 [239] Риккерт Г. Природа и культура // Культурология. ХХ век. Антология. М., 1994. С. 37. [240] Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. С. 58. [241] Цицерон. Диалоги. М., 1994. С. 99. [242] Плотников В.И. Ценностный мир человека и его судьба // двенадцать лекций по философии. Екатеринбург, 1996. С. 193-214 [243] Джеймс. У. Психология в беседах с учителями / Уильям Джеймс. — СПб. [и др.]: Питер, 2001. — 150 с [244] Там же. С. 53 [245] Жизнь и ценность: опыт Ницше/ Жизнь как ценность. М., 2000. — с. 7. [246] Субирин Х. Пять лекций о философии. Лекция № 5. Гуссерль // Вопросы философии. — 2002. — № 5. С. 156—172. [247] Теория права и государства. М., 1996. С. 33. [248] Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого. М. 2003. С. 444-445. [249] Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 5-6. [250] Шелер М. Избранные произведения. М. 1994. С. 153. [251] Губин В.Д. Основы философии. М. 1999. С. 156. [252] Бердяев Н.А. Философия свободного духа // Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого. М. Харьков. 2003. С. 33, 42. [253] Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Свердловск, 1991. С. 56. [254] Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М. 1989. С. 186. [255] Лосский Н.О. Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский // Путь. 1926. № 2. С. 122. [256] Парменид. О природе вещей // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. — С. 296. [257] Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969—1975. Т. 1. Ч. 1. — С. 276. [258] Там же. [259] Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1976. — С. 328—329. [260] Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984.- С. 59. [261] Августин. Исповедь // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969. — С. 584, 585. [262] Фома Аквинский. Сумма теологии // Богуш Ю. Фома Аквинский. М., 1975. С. 148, 163. [263] Ф. Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969. С. 224. [264] Хрестоматия по философии // Под ред. А.А. Радугина. М., 1998. — С. 111. [265] Там же. С. 116. [266] Бэкон Ф. Мир философии: В 2 т. М., 1991. Т. 1.- С. 489. [267] Гельвеций К. Об уме. М., 1938. [268] Там же. [269] Кант И. Критика практического разума. // Соч. в 6-ти т. Т.4. Ч.1. С. 452, 453, 454. [270] Там же. С. 521. [271] (Кант И. Рукописи // Философия Канта и современность. М., 1976. Ч.2. С.29-30.)
[272] Кант И. Критика чистого разума // Соч. Т.3. М., 1964. С. 142, 240.
[273] Гегель Г.В. Наука логики // Соч. в 3-х т. Т.1. М., 1970. С. 103. [274] Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук. Т.1. М., 1974. С. 121, 124.
[275] Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т.3. С. 9, 13, 14.
[276] Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. М., 1974. С.424; Т.2. М., 1975. С. 25, 26.
[277] Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. С.213, 126; Т.3. М., 1977. С. 316. [278] Фейербах Л. Основные положения философии будущего. К критике философии Гегеля. Лекции о сущности религии // Избр. филос. произв. М., 1955. Т.1. С.173, 73; Т.2. С. 802.
[279] Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избр. филос. произв. Т.1. М., 1955. С. 173, 174.
[280] Франк С.Л. С нами Бог. — Париж, 1964. — С. 63. [281] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1991. — С. 125. [282] Бердяев Н.А. Философия неравенства. — М., 1990. — С. 62—63 [283] Бергсон А. Творческая эволюция. Собр. соч. Т. 1. СПб., 1915. — С. 236, 237, 239—240. [284] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. — С. 232. [285] Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. — С. 199. [286] Шопенгауэр А. О первенстве воли в самосознании // Статьи эстетические, философские и афоризмы. Харьков. 1888. С. 12, 16, 17, 62.
[287] Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Соч. в 2-х т. Т.2. М., 1990. С. 168, 269,311. [288] Heidegger M. Die Grundprobleme der Phanomenologie. Gesammtausgabe. Frankfurt a. M., 1975. Bd. 24. S.15. [289] Там же. С.7-8, 11-12 [290] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С. 321, 322, 232. [291] Шестов Л. Умозрение и откровение. Париж, 1966. С.238, 239. [292] Шестов Л. Кьеркегор и экзистенциальная философия. Париж, 1935. С. 90.
[293] Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20 С.42, 43.
[294] Декарт. Начала философии// Избр. произведения. М., 1950. С. 428. [295] Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13.С. 6-7.
[296] Философия. Основные идеи и принципы. М., 1990. С. 42.
[297] Свидерский В.И., Крёбер Г. Полемика Г. Лейбница и С. Кларка и ее место в развитии диалектических представлений о мире // Полемика Г. Лейбница и С. Кларка. Л., 1960. С. 20 [298] Ньютон И. Математические начала натуральной философии // Сбор. трудов А.Н. Крылова. М., 1936. Т. 7 С. 39, 49, 526
[299] Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982. С. 168, 361, 359, 360, 535, 528.
[301] Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление, М.,1991. С. 126, 21, 20
[302] Фихте И.Г. Избр. соч. Т. 1. М., 1916. — С. 111. [303] Леонардо да Винчи. Избр. произведения: В 2 т. Т. 1. М.; Л., 1935.- С. 57. [304] Ньютон И. Математические начала натуральной философии // Крылов А.Н. Собр. трудов. М.; Л, 1936—1939. Т. 7. С. 30. [305] Гераклит. Фрагменты учения // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М, 1989. — С. 127. [306] Диоген Лаэртский // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969. — С. 328. [307] Цицерон. О природе богов // Лукреций Кар. О природе вещей. Ч. 2. М., 1947. С. 126. [308] К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Избр. философские произведения: В 5 т. М., 1956, Т. 1. С. 566. [309] Фрейд З. Я и Оно // http://www.gumer.info/ [310] Юнг К. Структура души // http://www.gumer.info/ [311] Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения. Т.1. М.. 1960. С. 647, 648, 650-660.
[312] Бэкон Ф. Мир философии: В 2 т. М., 1991. Т. 1. С. 489. [313] Там же. С. 488. [314] Там же. С. 488. [315] Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избр. произв. Т. 1. М., 1960. С. 659. С. 660. [316] Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т. 3. С. 6, 7. [317] Гегель. Наука логики. Т. 1. М., 1970. С. 102. [318] Шестов Л. Умозрение и откровение. М., 1966. С. 238, 239. [319] Шестов Л. Кьеркегор и экзистенциальная философия. СПб., 1935. С. 90. [320] Луи де Бройль. По тропам науки. М., 1962. С. 306. [321] М. Горький. Жизнь Клима Самгина. [322] Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Хрестоматия по истории науки и техники под. редакцией Ю. Н. Афанасьева и В.М. Орла. М., 2005. С. 404-430 [323] Максвелл Д.К. Трактат об электричестве и магнетизме // Хрестоматия по истории науки и техники под. редакцией Ю. Н. Афанасьева и В.М. Орла. М., 2005. С. 614-620
[324] Гейзенберг В. Физика и философия // Хрестоматия по истории науки и техники под. редакцией Ю. Н. Афанасьева и В.М. Орла. М., 2005. С. 652-667 [325] Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч.: в 3 т. — М., 1985. — Т. 1. — С. 91. [326] Кант И. Антропология с практической точки зрения // Соч.: В 6 т. — М., 1996. С. 357. [327] Федоров Н.Н. Соч. М., — 1982. — С. 162. [328] Цит. по: Анисимов С.Ф., Гурев Г.А. Проблема смысла жизни в религии и атеизме. — М., — 1981. — С. 8-9.
[329] Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С. 3.
[330] Гегель Г.Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т.3. С. 24-25. [331] Гегель Г.В.Ф. Наука логики// Энциклопедия философских наук. Т.1. С. 122. [332] Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т.3. С. 6,7. [333] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т.3. С. 24-25.
[334] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. С. 323, 327, 331, 338, 339. [335] Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 136-137, 199. [336] Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С. 146, 147. [337] Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление // Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 131, 132, 133, 142, 150. [338] Шекспир В. Сонет // Библ. всем. лит-ры. Т.36. М., 1968. С. 694, 700.
[339] Шекспир В. Гамлет. С. 177.
[340] Хайдеггер М. Доклад о Р.М. Рильке. 1946 // Мартин Хайдеггер: человек в мире. М., 1990. С. 39, 40.
[341] Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями. — М., -1947. — С. 171. [342] Г. Спенсер Основания социологии. Соч. Т. 4 — СПб., -1898. — С.1, 277, 278. [343] П.А. Сорокин Общество, культура, личность; их структура и динамика // Человек, цивилизация, общество. — М., 1992. — С. 156, 157, 168, 159. [344] Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 41. [345] Там же. С. 50. [346] Там же. С. 147. [347] Там же. С. 52. [348] Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек: Антология. М., 1995. С. 268. [349] Там же. С. 282. [350] Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1992. Гл. 8. [351] Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н.А. Смысл истории. С. 168 — 169. [352] Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995. С. 301 [353] Там же. С. 303. [354] Бердяев Н. А. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 156. [355] Там же. С. 153. [356] Там же. С. 155. [357] Соловьев В. Философское начало цельного знания. Мн., 1999. С. 569-570,580. [358] Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С. 6-7.
[359] Соловьев В. Философское начало цельного знания. Мн., 1999. С. 573-574.
[360] Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. Из ранних произведений. М., 1956. С. 565-566, 562, 563. [361] Соловьев В. Философское начало цельного знания. Мн., 1999. С. 574-575.
[362] Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Мн.,1999. С. 1066-1067 [363] Соловьев В. Философское начало цельного знания. Мн., 1999. С. 581-582.
[364] Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. IX. М., 1936. С. 7.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |