Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпилепсия




Эпилепсия — хроническое, прогрессирующее заболевание головного мозга, проявляющееся в повторных судорожных или бессудорожных припадках с нарушением (в том числе потерей) или без нарушения сознания. Для возникновения эпилептической болезни необходимо наличие двух факторов: экзогенного (внешнего) и эндогенного (внутреннего). Предполагают, что внешние факторы играют большую роль в развитии заболевания. К ним относят: различные органические поражения головного мозга, нарушение внутриутробного развития, родовую асфиксию, родовую травму головного мозга, инфекции, черепно-мозговую травму, менингит, энцефалит, алкоголизм. В отличие от других заболеваний головного мозга для возникновения эпилепсии необходимо также наличие наследственной предрасположенности человека к заболеванию.

Эпилепсия проявляется в форме отдельных припадков, а также и в своеобразных, более или менее стойких психических нарушениях, наблюдающихся между припадками.

Возникает эпилепсия преимущественно в детском и юношеском возрасте. Это может быть объяснено повышенной судорожной готовностью еще незрелого мозга, поэтому даже незначительные раздражители могут вызвать у ребенка судорожный припадок.

Судорожный припадок характеризуется сменой тонических (медленных) и клонических (быстрых, частых) сокращений групп мышц. Психиатрия выделяет множество различных припадков, но не всегда они являются признаками эпилепсии. Судорожные припадки могут возникать при многих заболеваниях, так или иначе затрагивающих головной мозг. Особенно это проявляется у детей вследствие повышенной реактивности их незрелых мозговых структур. Очаг судорожного припадка может возникнуть при каком-либо заболевании, но по мере выздоровления больного он исчезает. При эпилепсии очаг более стойкий, и эта стойкость провоцирует повторение припадков (эпилептический синдром). Особенностью судорожных припадков при эпилепсии является также их кратковременность: длительность одного припадка, как правило, не превышает 2 мин.

Характерным для больных эпилепсией детей является то, что непосредственно припадку предшествует так называемая аура (симптом-сигнал), когда у ребенка изменяется как психическое, так и соматическое состояние.

За несколько дней до приступа родители обращают внимание на повышенную раздражительность, плаксивость, угрюмость, вялость, сонливость больного ребенка. За несколько часов до припадка дети могут ощущать тошноту, неутолимый аппетит, чувство стеснения в груди, боли в животе; иногда отмечаются сердечно-сосудистые расстройства.

На начальных этапах эпилепсия может выражаться в наличии ауры, без непосредственных судорожных припадков.

Предвестником заболевания являются иногда психические изменения, а сами приступы могут появиться лишь через несколько лет.

У детей дошкольного возраста, больных эпилепсией, можно заметить черты характера, отличающие их от здоровых детей. Они плохо себя чувствуют в коллективе сверстников вследствие эгоцентризма, обидчивости и агрессивности. Хмурое настроение, недовольство иногда сменяются капризностью, раздражительностью. Мышление у таких детей замедлено, они трудно переключаются на новые задания.

Некоторые дети чрезмерно беспокойны. В то же время они настойчивы и в деятельности иногда аккуратны до педантичности. Поведение таких детей обычно биполярно: они грубы, агрессивны по отношению к слабым сверстникам, но назойливо ласковы со взрослыми, которых боятся.

При оказании первой помощи во время судорожного состояния не следует суетиться, впадать в панику. Попросите няню вывести всех детей из комнаты. В связи с тем, что во время судорожного припадка больные теряют над собой контроль, это может привести к дополнительным травмам: ушибам и более серьезным последствиям. Во время оказания помощи, до прихода медицинского работника, необходимо подложить под голову ребенка что-нибудь мягкое, расстегнуть сдавливающие элементы одежды в области шеи, грудной клетки, вытащить язык изо рта больного, чтобы освободить дыхательные пути. Не следует сдавливать конечности, стараясь прекратить судороги. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не ударился, не ушиб голову. Следует уложить ребенка в кровать и не будить его до самостоятельного пробуждения.

Больных лечат, как правило, годами. От того, как рано была выявлена болезнь, насколько регулярно больной принимает назначенные лекарства, как четко выполняет предписанный режим, зависит течение заболевания. При правильном лечении эпилепсия либо проходит, либо проявляется в очень редких приступах. Воспитатель, как и родитель, должен знать, что больному ребенку противопоказано ударяться головой, следовательно, из его жизни нужно исключить подвижные игры, в которых возможны ушибы головы. Больным эпилепсией следует меньше употреблять жидкости, необходимо исключить из пищи все острое и возбуждающее, не находиться на жаре и в духоте.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какие изменения относятся к функциональным нарушениям нервной системы?

2. Какие основные причины вызывают неврозы у детей?

3. Перечислите основные формы неврозов.

4. Назовите проявления истерий.

5. Какие формы неврастении вы знаете?

б. Что чаще всего способствует формированию у детей навязчивых страхов?

7. Какие формы проявления депрессивных состояний у детей вы знаете?

8. Какие патологические привычки встречаются у детей?

9. Что такое энурез?

10. Какова тактика воспитателя в отношении детей с патологическими привычками?

11. Какие группы нарушений входят в понятие «патологический сон» у детей?

12. Назовите признаки проявления эпилепсии у детей.

13. В чем заключается оказание первой помощи при эпилепсии?

14. Какие мероприятия необходимо осуществлять для профилактики заболеваний нервной системы?

 

 

ДЕТСКАЯ ПСИХОТЕРАГIИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ [35]

Психологическая работа с детьми дошкольного возраста — это целый комплекс специализированных видов деятельности, которым обязан владеть подготовленный в этой области специалист. Основными функциями педагога-психолога, работающего в детском дошкольном учреждении, являются создание условий, способствующих охране в первую очередь психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

В связи с тем, что маленький ребенок имеет тесную эмоциональную связь с родителями, его сверх-Я, т. е. та часть личности, которая включает в себя комплекс социальных запретов и предписаний, не развита, самостоятельно существовать, принимать решения ребенок не может, желательно начало работы с малышом предварять встречей с родителями. Это необходимо по нескольким причинам. Во-первых, необходимы анамнестические данные о ребенке, во-вторых, эффективная коррекционная работа невозможна без сотрудничества с родителями, а в части случаев - без изменений в их поведении. Всего этого, а особенно последнего, без психологического консультирования добиться невозможно. Кроме того, во время консультации родитель (воспитатель) формулирует запрос, исходя из которого психолог выстраивает свою дальнейшую работу с ребенком.

Психодиагностика это способ выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей ребенка с помощью специально разработанных и стандартизированных методик. для составления наиболее полного представления о ребенке необходимы, как минимум, два вида диагностики: диагностика познавательной деятельности и диагностика эмоционально-личностной сферы. для проведения психодиагностики следует владеть большим набором психодиагностических методик, адаптированных специально к определенному детскому возрасту, и четко знать возрастную периодизацию развития психических функций.

Диагностика познавательной деятельности — это измерение сформированности познавательных функций: восприятия, памяти, внимания, мышления. Чем взрослее становится ребенок, тем шире перечень диагностируемых познавательных функций. Если в возрасте 3 лет основной акцент делается на развитие различных сторон восприятия, то к 6 годам требуется более глубокая диагностика уже всех высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, произвольности и т.д.) с особым акцентом уже на функцию мышления. Таким образом, с возрастом меняется не только широта охвата высших психических функций при диагностике, но может изменяться и расстановка акцентов.

диагностика эмоционально-личностной сферы — это выявление и измерение особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка. В данном диагностическом разделе основное место занимают проективные методики, которые связаны с использованием различных материалов для проекции (вынесения вовне) личностных конструктов и эмоциональных состояний. Поэтому необходим определенный уровень сформированности познавательных функций и моторных навыков. Этот уровень обычно формируется к 5 годам. В связи с этим эмоционально-личностную диагностику в полном объеме принято проводить начиная с этого возраста. Исходя из результатов диагностики познавательной деятельности, психолог всегда может подобрать тот объем методик, с которым может справиться каждый конкретный ребенок. Вот почему диагностику познавательной деятельности следует проводить в первую очередь. Для диагностики эмоционально-личностной сферы рекомендуется узнать характер внутрисемейных отношений, определить уровень тревожности, количество страхов, диагностику коммуникативной сферы, агрессии, самооценки.

Следует помнить, что ребенок — это не набор функций, а единый организм. Поэтому как уровень развития познавательной сферы влияет на результаты и качество проведения диагностики эмоционально-личностной сферы, так и уровень тревожности, характер самооценки, количество страхов и т.д. будут влиять на различные виды познавательной деятельности: скорость и качество запоминания, работоспособность, колебание внимания, скорость мыслительных процессов, развитие моторики и произвольности.

Эти две сферы психической деятельности ребенка взаимосвязаны: негативный эмоциональный фон может оказать сильное влияние на результаты диагностики познавательной деятельности, а от уровня интеллекта зависит сама диагностика эмоциональной сферы и эффективность дальнейшей психотерапии.

Под детской психотерапией понимают лечебное воздействие на психику ребенка вербальных и невербальных методов. Объектом психотерапии являются внутренние конфликты ребенка, порождающие тревожность, с которыми он пытается справиться с помощью защитных механизмов. Цель психотерапии разрешение этих конфликтов, снятие тревожности и ее внешних проявлений в виде невротических симптомов.

Изначально детская психотерапия существовала в виде детского психоанализа, основа которого была заложена Анной Фрейд (дочь З. Фрейда), работа которой «Введение в технику детского психоанализа», вышедшая в 1927 г., явилась плодом длительной психотерапевтической практики. А. Фрейд впервые описала структуру психики ребенка в момент тревожной ситуации и те способы, с помощью которых ребенок сам может справиться с тревожностью (специфически детские защитные механизмы): детское фантазирование, отрицание в слове и действии, детская навязчивость. На основе этих представлений А. Фрейд разработала принципы детской психотерапии, которые остаются базовыми для психотерапевтов самых разных направлений. Основной детский конфликт происходит между желаниями ребенка и требованиями окружающего мира. Изначально решается вопрос: «Что победит — принцип удовольствия или принцип реальности?» для защиты от реальности появляется фантазирование как иллюзорная защита от действительности. детская фантазия — это отрицание существования объективных источников тревоги и неудовольствия.

В процессе фантазирования внутренний конфликт выносится наружу (экстероризируется), прорабатывается тем или иным способом, а результат в силу размытости у ребенка границы между фантазированием и реальностью настолько же правдив для него, как если бы ситуация разрешилась в действительности.

Способы проработки, т. е. методы, которые использует психотерапевт, основываются на представлении о том, что наиболее развитым у ребенка дошкольного возраста является наглядно-образное мышление, а ведущей деятельностью, согласно Д. Б. Эльконину, — игровая. Кроме того, ребенок в дошкольном возрасте автосуггестивен, т.е. для самоуспокоения может длительное время повторять одни и те же стереотипные фразы, придуманные им самим или услышанные от взрослого: «Моя мама скоро придет», «Я совсем большой, как папа». Из этого следует, что во всех психотерапевтических методах должен быть элемент фантазии и игры, а приобретенный ребенком опыт может быть представлен для него в виде коротких автосуггестивных фраз. Наиболее распространенными методами, используемыми в детской психотерапии, являются игровая психотерапия, арттерапия, сказкотерапия.

Игроваяпсихотерапия — метод, когда ребенок получает возможность «проиграть» свои чувства и проблемы. Для этого используется специально оборудованный кабинет, в котором имеется определенный набор материалов, игрушек, костюмов, масок, т. е. все то, что достаточно быстро может помочь ребенку воспроизвести проблемную ситуацию. Эти предметы должны быть простыми, чтобы не подавлять спонтанного фантазирования ребенка, во время которого вырисовываются контуры проблемной ситуации. Ребенок может играть как в режиссерские игры с игрушками, в которых он принимает на себя по очереди роли всех персонажей, выступая в качестве «режиссера», так и сюжетно-ролевые игры с использованием костюмов, масок и т.д. Игровая терапия может быть директивной — психотерапевт явно берет на себя ответственность за руководство и интерпретацию игры или недирективной — управление игры осуществляется неявным способом и, с точки зрения ребенка, терапевт выступает в роли стороннего наблюдателя. И в том и в другом случае психотерапевт служит проводником для ребенка в мире его конфликтов и фантазий.

Сказкотерапия как способ лечения сказками, по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказку либо рассказывает психотерапевт, либо врач и ребенок складывают сказку вместе. В случае совместного придумывания сказки врач постепенно и неторопливо проясняет суть проблемы (фокусировка), в ситуации рассказывания сказки он транслирует ребенку способы решения проблемы, заранее заложенные в сказочный сюжет. Психотерапевт может сам придумывать сказки, или брать известные ребенку сюжеты, в любом случае терапевтический эффект связан с особыми способом и планом изложения этой сказки. Сказкотерапия — это метод, который может использоваться для работы с детьми начиная с 3 лет, так как от него не требуются те операциональные системы, которые необходимы для игровой терапии или арттерапии, но у ребенка младшего дошкольного возраста еще не развиты.

Арттерапия — это лечение образом и изображением, позволяющее вывести конфликт на поверхность и проработать его с помощью изменения изображения, формы, уничтожения и т.д. В данном случае не важны сложность рисунка, его технические подробности, формальные характеристики, оригинальность, вычурность или, наоборот, стандартность. Важен конфликт, проецируемый с помощью изображения на бумагу. Психотерапевт не обращает внимания на технику изображения, не помогает рисовать, не исправляет рисунок.

В рамках этого вида терапии существуют спонтанное рисование и рисование на заданную врачом тему. При использовании второго способа важно помнить, психотерапевт не должен поощрять свободу фантазии, хотя дети занимаются арттерапией, которая, как может показаться на первый взгляд, активно развивает творческое мышление. Все внимание концентрируется на конфликте. Ребенок не может свободно порождать любые образы, они фрустрируются психотерапевтом, так как выступают в роли защит, помогающих избежать встречи с проблемой, уводящих от болезненного контакта с ней. Неверно думать, что область арттерапии лежит в пределах рисования. Это и работа с пластилином, глиной, тестом, аппликацией. В ней также активно используется рисование пальцами, ногами, даже бодиарт. Дети рисуют не только на бумаге за столом, но и на полу, на стенах. для занятия арттерапией нужно не только владеть определенными психотерапевтическими техниками, но иметь специально подготовленное помещение, в котором можно спокойно работать, не боясь что-либо испачкать или испортить.

Все перечисленные методы часто используются в комплексе. Специалист в области детской психотерапии обязан владеть ими всеми, потому что нередко сказкотерапия сопровождается активны игровой деятельностью, многим упражнениям в арттерапии предшествует игровой сюжет или сказка и т. д. Наиболее органичного сочетания все эти методы достигли в таком направлении психотерапии, как гештальттерапия.

Психотерапевтические сеансы могут быть как индивидуальными, так и групповыми (психотренинг). Но групповая работа возможна с детьми не моложе 6—7 лет из-за эгоцентричности детского мышления.

При нарушениях познавательной деятельности (память, внимание, мышление, восприятие и т.д.) в работе с ребенком применяют психокоррекционные методики, направленные не на эмоционально-личностную сферу, как в психотерапии, а на развитие отдельных когнитивных (познавательных) функций. Такую работу проводят психологи и специально подготовленные педагоги.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Объясните разницу между психотерапией и психокоррекцией. Расскажите, какие специалисты привлекаются для решения психотерапевтических и психокоррекционных задач.

2. Расскажите о течении психотерапевтического процесса. На какие представления опирается психотерапевт, разрабатывая или подбирая методы воздействия на ребенка?

3. Какие методы детской психотерапии чаще всего применяются на практике? Расскажите об их отличительных особенностях.

4. В чем заключается работа с родителями для проведения эффективной психотерапии ребенка?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.