Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава




 

Правовое понятие дисциплины включает в себя различные ее виды: государственную, в т.ч. воинскую и служебную, а также трудовую, плановую, финансовую, корпоративную, общественную, партийную и т. д. Хорошо налаженные дисциплинарные отношения власти и подчинения в органах внутренних дел обеспечивают постоянную, надежную и устойчивую организационную связь между субъектом и объектом управления. Дисциплина обеспечивает согласованность действий членов организации и достижение поставленных целей, выступает в качестве необходимого условия общей работы.

Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает неукоснительное соблюдение лицами рядового и начальствующего состава установленных законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Присягой, приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников (командиров) порядка и правил выполнения возложенных на них обязанностей и осуществления предоставленных им полномочий[85].

Служебная дисциплина обязывает каждого сотрудника строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, добросовестно исполнять приказы начальников и свои должностные обязанности, а также общемилицейские правоохранительные функции, оказывать уважение начальникам и старшим по званию, содействовать им в поддержании уставного и общественного порядка. Она требует безукоризненного соблюдения формы одежды, выполнение воинского приветствия, других правил служебного этикета и субординации, стойкого отношения к трудностям и лишениям. Дисциплинарная власть и профессиональная компетенция предполагают, что ее субъекты должны быть честными, мужественными и самоотверженными, бдительными, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Значимость правоохранительной службы в органах внутренних дел диктует повышенные требования к соблюдению служебной дисциплины их сотрудниками. Традиционно в органах внутренних дел предписывалась и поддерживалась дисциплина «применительно к воинской». Особый вид государственной службы, принципиально отличающейся от гражданской, и тем более работы по найму[86], осуществляемой вооруженным персоналом, выполняющим правоохранительные функции в составе подразделений, в том числе многочисленных, требует единоначалия. Государственно-служебные отношения по поддержанию безопасности обеспечиваются за счет основанной на императивных нормах, жесткой организационной и психологической взаимосвязи между руководителем и подчиненным, а также высокой огневой и тактической выучки, физической подготовки персонала. В экстремальных ситуациях вооружённой борьбы власть начальника (командира) объективно приобретает авторитарные черты. Директивный стиль руководства позволяет существенно уменьшить степень риска и с минимальными людскими безвозвратными и санитарными потерями (убитыми и ранеными) среди личного состава органов внутренних дел, населения и криминального противника, и материальными затратами выполнить оперативно-служебные задачи по защите жизни и здоровья граждан, обеспечению общественной и государственной безопасности.

В настоящее время наблюдается неурегулированность административным законодательством системы дисциплинарных правоотношений в органах внутренних дел. В отличие от Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов, где применяются общевоинские уставы, в органах внутренних дел Российской Федерации отсутствуют дисциплинарный устав и устав внутренней службы. Служебные взаимоотношения как субординационного, так и координационного характера урегулированы лишь фрагментарно и в самых общих чертах различными наставлениями и инструкциями. Отсутствие нормативных определений «дисциплинарного проступка», «грубого» либо «систематического» нарушения служебной дисциплины, а также регламентации дисциплинарного производства, как и иные сегменты служебных отношений, оказавшиеся в ситуации аномии (неурегулированности), создают многочисленные условия для субъективизма и необъективности дисциплинарной практики, нарушений принципа справедливости в работе с кадрами.

Служебный этикет, играющий роль важного компонента организационной культуры, способствующий консолидации и повышению оперативно-служебной готовности личного состава органов внутренних дел, сегодня основывается только на традициях и ритуалах, сложившихся в дореволюционный и советский период. Он незнаком подавляющему большинству личного состава, поступившему на службу в период социально-политических трансформаций в стране. Под влиянием широко распространившихся в обществе радикально либеральных настроений многие молодые сотрудники, личностное формирование которых происходило в условиях отсутствия официальной идеологии, низкой эффективности социально-нравственного воспитания, интенсивного влияния законов стихийного рынка, вообще не считают необходимым бескорыстное общественное служение. Четкий уставной порядок, строго регламентированные дисциплинарные отношения, субординацию и служебный этикет в качестве компонентов прохождения правоохранительной службы они рассматривают как ненужную условность, рудимент советского строя. Тезис о том, что воинские и милицейские уставы и наставления «писаны кровью», у них вызывает ироническую реакцию и психологическое отторжение. Между тем, как свидетельствуют многолетние исследования Академии управления МВД России по вопросам обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел, каждый третий погибший (в 2007 г. безвозвратные потери составили 306 человек) или раненый сотрудник (санитарные потери 603 человека), при исполнении служебных обязанностей, своими действиями способствовал облегчению совершения преступного посягательства в отношении себя. Эти сотрудники оказались в прямом смысле жертвами собственного сознательного пренебрежения требованиями дисциплины профессиональной безопасности, сформулированными в уставах, наставлениях и инструкциях[87].

Негативно повлияли на дисциплинированность личного состава и появившиеся в 90-е годы прошлого столетия официальные высказывания о социально-сервисном назначении органов внутренних дел, призванных осуществлять обслуживание налогоплательщиков, что также предполагало необходимость их демилитаризации[88]. Эти лозунги в условиях провозглашенного Конституцией Российской Федерации идеологического многообразия, а также безыдейности и прагматизма, коммерциализации основных сфер личной и общественной жизнедеятельности не могли не сказаться отрицательно на уровне оперативно-служебной и боевой готовности органов. В результате снизилась и сплоченность служебных коллективов, степень их управляемости и антикоррупционной устойчивости, а также профессиональная обученность, воспитанность и общекультурное развитие персонала, все большая часть которого личные интересы расценивает выше публичных.

Служебная дисциплина и законность взаимосвязаны. Выполняя служебные обязанности, сотрудник должен использовать предусмотренные либо допускаемые законами и подзаконными правовыми актами средства, процессуальные правила и тактические приемы. Все требования законности, обращенные к государственным служащим, и, в первую очередь, проходящим военную и правоохранительную службу, составляют одновременно и содержание дисциплины. С другой стороны, дисциплинарные нормы могут основываться и на моральных требованиях, служебных ритуалах, этикете и традициях, прямо не регламентированных правовыми предписаниями[89].

Законность в юридической науке понимается как неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями[90]. Ее трактуют также и как систему юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными органами, призванную обеспечивать практическую реализацию законов и других правовых актов. Законность при исполнении обязанностей государственной службы формирует необходимый характер отношений между властью и гражданами, обществом в целом, обеспечивают авторитетность и эффективность социального управления[91].

Законность одновременно является универсальным конституционным и общеправовым принципом, соблюдение которого обязательно в практической деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц и служащих, а также предприятий и организаций (независимо от формы собственности и организационно-правовой формы), их руководителей, граждан, иностранцев и апатридов.

Истинная законность может быть обеспечена лишь в демократическом, правовом и социальном государстве, безусловно признающим приоритет прав, свобод и законных интересов человека во всех сферах общественных отношений, и обеспечивающим ему достойную жизнь в социально-экономическом и нравственно-культурном отношении.[92] Эффективное государство, строящее взаимоотношения с личностью на основе признания высокой значимости ее прав и свобод, выступает гарантом социального и культурного благополучия своих граждан. Современное демократическое государство не будет являться демократическим, если оно не воплощает в своей повседневной практике гражданские и политические права и свободы[93].

Таким образом, законность, являясь принципом деятельности органов внутренних дел, требует от каждого сотрудника неукоснительного исполнения законов и ведомственных нормативных актов, усвоения и использования в своей служебной деятельности правовых знаний, правомерного поведения как при исполнении должностных обязанностей, так и вне службы, предупреждения и пресечения противоправных действий со стороны граждан и должностных лиц. Нарушения законности, допускаемые сотрудниками в процессе осуществления правоохранительной деятельности, в отличие от дисциплинарных проступков, всегда отрицательно сказываются на обеспечении правопорядка и ущемляют права, свободы, законные интересы граждан и организаций.

Необходима системная работа по преодолению разобщенности сотрудников и их индивидуалистически-атомизированного сознания, формированию и консолидации служебных коллективов, созданию здорового социально-психологического климата и солидарных товарищеских отношений в служебной деятельности.

Служебная дисциплина и законность в органах внутренних дел должна обеспечиваться планомерной стройной системой воспитательных и организационно-уставных мероприятий, непреклонно осуществляемых руководителями всех степеней, а также постоянно актуализируемой нравственно-здоровой служебной средой, самодисциплинированностью сотрудников (осознанным отношением к исполнению служебного и гражданского долга, повышенной личной ответственностью за методы, способы и результаты выполнения порученной оперативно-служебной или служебно-боевой задачи). Требуется и индивидуальная работа по воспитанию личной дисциплинированности как внутреннего убеждения каждого сотрудника в необходимости продуманного, активного и строгого соблюдения требований законов, Присяги, уставов, наставлений и приказов, других подзаконных нормативных актов, гражданского, воинского и служебного долга, а также правомерных распоряжений начальников и командиров.

Дисциплина в подразделении обеспечивается также умелым использованием руководителем властных полномочий, включая поощрения и взыскания, его командными качествами (волей, управленческой подготовкой, знаниями, навыками и умениями), профессиональным и нравственным авторитетом, коммуникативной компетентностью, сочетаемой со способностью и готовностью личного состава беспрекословно подчиняться правомерным приказам и распоряжениям начальников (командиров). Для формирования дисциплинарных властеотношений в подразделении немаловажное значение имеет личная примерность руководителя в бескорыстном и самоотверженном исполнении долга, служении закону, народу и справедливости, активном исполнении и поддержании требований уставного порядка.

Руководитель (начальник, командир) обязан постоянно осуществлять индивидуальную воспитательную и профилактическую работу, налаживать доверительные отношения с личным составом, хорошо знать не только профессиональные, нравственные, психофизические и иные личные качества лиц, находящихся в непосредственном подчинении, но и их материальное положение, долговые обязательства, взаимоотношения в семье, увлечения, проведение досуга, круг ближайшего внеслужебного общения. Все затруднительные ситуации[94], тяжелые эмоциональные состояния сотрудников требуют незамедлительного реагирования и оказания необходимой помощи со стороны прямых руководителей, сотрудников подразделений по воспитательной работе и специалистов по морально-психологической подготовке.

Руководитель органа внутренних дел обязан постоянно демонстрировать своим личным примером честное и бескорыстное исполнение своего гражданского и служебного долга. Ему следует принимать систематические меры к нейтрализации причин и условий коррупции, а также внимательно относиться к любой ситуации, содержащей опасность коррупционного поведения подчиненных. Он должен принимать все возможные меры к обеспечению безопасности и защите интересов сотрудников и граждан, содействовавших идентификации и разрешению этой ситуации. Антикоррупционное поведение подчиненных всегда заслуживает психологической поддержки и содействия со стороны руководителей.

Старшим начальникам, используя рычаги служебного продвижения, морального и материального поощрения, усиления спроса необходимо побудить непосредственных руководителей заниматься не только организацией оперативно-служебной деятельности подчиненными, но и повседневной реальной воспитательно-профилактической работой с ними.[95]

 

4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые
при приеме кандидатов на службу

 

Прием на службу кандидатов является важной отборочно-кадровой процедурой, позволяющей предотвратить проникновение в органы внутренних дел представителей организованных преступных групп и лиц, преследующих корыстные и другие цели и интересы антиобщественного характера, препятствующие выполнению задач правоохранительной службы, либо лиц по своим нравственно-волевым качествам неспособных выполнять служебно-боевые задачи в экстремальных условиях вооруженной борьбы, повышенных психофизиологических нагрузок.[96]

В качестве раннепрофилактических мероприятий по предупреждению возможных со стороны будущего сотрудника нарушений дисциплины и законности, служебного предательства и коррупции, в процессе изучения кандидата на службу руководителю при участии психологов и других специалистов по работе с личным составом необходимо:

─ составить объективное представление о его правовом сознании, в частности о степени и точности осведомленности об институтах конституционного, административного, уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального, а также гражданского, семейного, жилищного и других отраслей права, отношении к ним, о реальном правовом положении человека в современном обществе. Выявить официальные и неформальные источники получения юридической информации, оценочное отношение к законам, объективности, справедливости и эффективности их применения;

─ установить, стремился ли ранее кандидат принять деятельное участие в правоохранительных мероприятиях, пресечении правонарушений, под влиянием каких мотивов и при каких обстоятельствах это происходило, не сожалел ли о своих действиях в последующем. Проявил ли он настойчивость в восстановлении справедливости, был ли способен принять правомерное и тактически целесообразное решение, добивался ли ответственности лиц, совершивших нарушения закона. Как он относится к резонансным преступлениям, совершенным в последнее время;

─ изучить отношение кандидата к трудовой этике, выполнявшейся ранее работе, учебе, прохождению военной службы. Обладает ли он готовностью к напряженному, интенсивному труду, в том числе к выполнению социально важных задач сверх оплачиваемых и предусмотренных нормативами. Рационально ли планировал свою деятельность, успешно ли организовывал свою работу и учебу, проявлял ли инициативу, настойчивость и последовательность в достижении поставленных целей, несмотря на внешние препятствия. Чувствовал ли ответственность за коллектив, в котором работал, служил или учился, заботился ли о его репутации, стремился ли отстаивать его престиж и интересы;

─ выявить, как складывались у него отношения с коллегами, руководителями, педагогами по месту прошлой работы, службы или учебы. Какие конфликты, на какой почве у него в производственной, бытовой и досуговой сферах возникали, способен ли он был к сдержанной адекватной реакции, стремился ли, используя правомерные и нравственно корректные конструктивные средства, урегулировать их, как они в результате разрешались. Способен ли наряду с принципиальностью проявлять разумную уступчивость, идти на переговоры, разумный компромисс и сотрудничество;

─ узнать, как он представляет патриотизм, гражданский долг, свое служение закону, народу и государству. Кто из родственников, педагогов, сослуживцев и других лиц, каким образом и почему оказал решающее влияние на формирование личности и обеспечил жизненную поддержку кандидата. Кому и за что из этих лиц он благодарен и отвечает ли взаимной помощью;

─ установить действительные источники, размер и легитимность доходов, материальные условия жизни кандидата, членов его семьи и лиц из его бытового и досугового окружения. Выяснить, по каким критериям он отбирает себе друзей, приятелей и подруг, какие интересы, увлечения, взгляды, а также форма занятий и проведения свободного времени их объединяют. Исследовать уровень и характер культурного и физического развития кандидата, отношение к здоровому образу жизни, привычки и обыкновения, способы и систематичность обретения знаний, расширения кругозора, поддержания хорошей физической формы;

─ сделать вывод об отношении кандидата к добросовестному выполнению своих личных и имущественных обязательств перед родственниками, знакомыми и посторонними людьми, насколько адекватно он представляет условия своей будущей жизни и служебной деятельности. Насколько свойственны для него готовность выполнять различные, в том числе непрестижные и тяжелые, работы, помочь сослуживцам в решении сложных и трудоемких проблем, ответственность за сослуживцев, оборудование и материалы или же, напортив, эгоизм, социально иждивенческие и потребительские настроения. Спрогнозировать готовность и способность его жить на денежное довольствие сотрудника правоохранительного органа;

─ выявить действительное происхождение, характер и устойчивость мотивов, определивших стремление кандидата на службу в систему МВД России. Насколько его представления соответствуют будущей деятельности, осознает ли он все дисциплинарные требования, трудности, лишения, правовые и этические ограничения, которые влечет будущая служба. Как расценивают родственники, друзья и подруги его стремление поступить на правоохранительную службу. Какие, по их мнению, риски, трудности и преимущества несет избираемая профессия, и являются ли они достаточно оправданными и адекватными обретаемым благам;

─ выяснить наличие конкретных представлений у кандидата о перспективах его службы. Имеет ли определенные намерения повышать свой профессионализм, построить добросовестную служебную карьеру. Какие жизненные проблемы он рассчитывает решить в процессе прохождения службы. Знает ли он сотрудников правоохранительных органов или военнослужащих, с которых стремится брать пример в будущей служебной деятельности;

─ обратить внимание на способность кандидата ясно, кратко, доходчиво и убедительно излагать свои мысли, на используемую им лексику, в частности сленг и жаргон, а также умение слушать и стремление понимать собеседника, на мимику, принимаемые им позы, и жестикуляцию. Установить, где позаимствовал он специфические обороты, выражения и жесты, а также что они означают. Способен ли быстро и дифференцированно воспринимать предлагаемые проблемы будущей профессии. Насколько корректен, открыт и коммуникабелен в общении с окружающими. Какой стиль одежды, прическу, предметы личного пользования предпочитает, склонен ли к внешней роскоши. Аккуратен ли внешний вид кандидата и соответствует ли он представлениям населения о государственном служащем. Обратить внимание на наличие татуировок и выяснить их значение.

Целесообразно осуществлять интенсивное наблюдение за стажером в период прохождения им стажировки по должности, а также за сотрудником в первоначальный период вхождения в каждую новую должность. Эту функцию осуществляют в первую очередь наставники и непосредственные начальники при активном содействии психологов и сотрудников кадровых подразделений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 6797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.