Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели воспроизводства интеллектуальных ресурсов организаций




Темы докладов, рефератов и эссе

Вопросы для самостоятельной исследовательской работы

1. Социально-экономическая политика и место в ней

кадровой политики

2. Взаимодействие общих закономерностей, влияющих на формирование кадровой политики

3. Основные принципы создания система кадрового управления.

4. Кадровая политика организаций в системе управления интеллектуальными ресурсами.

5. Методология формирования кадровой политики

 

 

1. Структура политики организаций

2. Закон воспроизводства кадрового управления

3. Закон кадровой управляемости систем

4. Закон построения структуры кадрового управления социально-экономических систем

5. Закон информационного обеспечения кадрового управления систем

6. Закон эволюции кадрового управления социально-экономических систем

7. Закон самоорганизации кадрового управления системы

8. Организация кадровой службы субъектов управления

9. Основные функции обучения, переподготовки и повышения квалификации специалистов организации


Глава 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ И ПЕРЕПОДГОТОВКОЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Формирование и использование интеллектуальных ресурсов любой организации происходит в условиях интенсивного взаимодействия с внешней средой. В связи с этим все чаще говорят об информационной экологии, или экологии знаний. Т. Давенпорт[57], известный своими исследованиями в данном направлении, ставит в центр экологического подхода индивида (а не организацию) и рассматривает окружающую среду как синтез технического, социального и интеллектуального компонентов окружающей среды (Davenport Т., 1997). Атрибутами информационной экологии в соответствии с его исследованиями являются [58]:

· Интеграция разнообразных типов информации.

· Признание эволюционного изменения.

· Акцент на наблюдение и описание.

· Фокус на людей и их информационное поведение.

Выделяются три сферы общественных отношений, применительно к которым может быть использован экологический подход: организация, конкурентный рынок организации, наконец, рынок в целом.

Наш больший интерес представляет экология знаний, рассматриваемая на уровне сегмента рынка или рынка в целом.

С этой точки зрения, орган государственной власти можно рассматривать как открытую систему, которая обменивается с окружающей средой информацией, материей и энергией. Получая из внешней среды эти ресурсы, она преобразует их в процессы и структуры, создающие товары и услуги, которые поглощаются внешней средой. Любая организация является как получателем, так и источником знания.

Движение знаний и информации происходит в многообразных формах.

В частности, знания могут передаваться вместе с изделиями (товарами) и услугами, в которых они воплощены. Используемые в процессе производства полуфабрикаты, оборудование несут в себе материализованные знания.

Знания вплетены также в связанные с производством технологические, управленческие, маркетинговые процессы.

Знания движутся в форме человеческого капитала. Это движение происходит не только в ходе физического движения рабочей силы, через найм и сокращение персонала, его перемещение из одной фирмы в другую, но и в таких процессах, как консультирование, проведение экспертиз и т.п.

Наконец, знания движутся в виде интеллектуальных (информационных) продуктов.

Естественно, что каждая организация стремится оптимизировать процессы как приобретения знания, так и его передачи другим субъектам.

Организационно приобретение знаний осуществляется в разнообразных формах. В числе этих форм можно отметить следующие [59]:

· информационный мониторинг окружающей среды, включающий сбор информации о потребителях, поставщиках, конкурентах и т.д.;

· аренда знаний как в виде аренды интеллектуальных услуг (например, консультационных или исследовательских), так и в виде найма персонала, обладающего теми или иными знаниями;

· приобретение лицензий, авторских прав и т.д.;

· приобретение знаний в процессе слияния организаций и пр.

Во всех этих случаях организация черпает информацию из окружающей среды, неся при этом определенные издержки. Проблема оптимизации эффекта от этих затрат осложняется отсутствием ясности относительно временного горизонта проявления эффекта и его форм.

Модель воспроизводства интеллектуальных ресурсов организаций. Совершенствование системы подготовки образовательной составляющей ЧК к различным видам деятельности в промышленности в условиях рыночной экономики обусловлено спецификой складывающихся рыночных производственных отношений. Ранее сложившаяся система ориентации человека на социально-экономические ценности советской эпохи в условиях рыночной экономики становится препятствием в формировании образовательных качеств не только людей старших возрастных групп, но и молодежи. Это проявляется в вопросах отношения к собственности, к труду, к распределению прибыли, что и определяет необходимость формирования новой системы личностно-ориентированной образовательной подготовки человека, которая должна затрагивать все этапы и уровни формирования ЧК для применения в промышленности.

Схема модели формирования ЧК и его использования в промышленности, а характеристика уровней и этапов формирования ЧК в процессе формирования образовательной составляющей приведены на рис. 5.1. и в табл. 5.1.


 

годы существования


Рис. 5.1. Структурная схема формирования интеллектуального капитала организаций

Таблица 5.1.

Характеристика уровней (этапов) формирования человеческого

капитала в процессе профессионального образования специалистов

  Этапы формиро-вания человечес-кого капитала   Возрастной период деятель-ности человека (лет)   Организацион-ная форма обучения и воспитания человека Навыки и умения, приобретаемые при формировании человеческого капитала
социально-лич-ностного характера Экономического и профессионально-ориентированного характера
0 Нулевой До 6 Семья, дошкольные учреждения, домашнее воспитание Формирование старательности, целеустремленности, аккуратности, честности т.д. Проявление способности к определенному виду деятельности (математические, гуманитарные и т.д.)
1 Первый 7-12 Семья, школа (гимназия), внешкольные организации Развитие лидерства,стара-тельности, аккуратности, целеустремленности, честности, бережливого отношения к собственности, самостоятельности, инициативы  
2 Второй 13-15 Семья, школа (гимназия), внешкольные организации Формирование нравственно-волевых качеств, физического развития. Формирование личностной и социальной мотивации выбора пути дальнейшего образования Формирование функциональной грамотности, общекультурной и социально-экономической ориентации
3 Третий 16-17 Семья, школа (гимназия), внешкольные организации    
4 Четвертый 18-20 Колледж (лицей, техникум, ВУЗ, общественные организации и т.п.) Разрешение противо-речий между реальностью рыночной экономики и сложившимися социально-личностными приоритетами Формирование локальных деловых качеств личности, знаний и профессиональных навыков
5 Пятый 21-23 ВУЗ, очно-заочное образовательное учреждение, общественные организации, самообразование Формирование интегральных потенциальных качеств, определяющих социальное место личности в обществе Формирование интегральных профессиональных качеств, определяющих место личности в профессиональной деятельности
6 Шестой 24 -27 Аспирантура, второй ВУЗ, самообразование Формирование навыков в области научной деятельности Интеграция теоретических знаний и практических навыков.
7 Седьмой Старше 27 Самообразова-ние, дальнейшее углубление знаний Совершенствование практических навыков Активная профессиональная деятельность

 

Разработанная модель инновационно–инвестиционного воспроизводства человеческого капитала (ЧК) организаций отличаетсяот известных отражением в ней ориентированного характера системы образования человека; использованием принципов научности, непрерывности, преемственности, интеграции, последовательности и практической ориентации; реализацией последовательно-параллельного порядка формирования уровней образовательной составляющей ЧК.

Проведенный критический анализ шести уровней (подсистем) образования показал, что в современный период под воздействием изменений, происходящих в экономике, происходит трансформация системы российского образования.

Эти изменения связаны с введением институтов «домашнего образования» на нижних уровнях, бакалавриата и магистратуры на уровне высшего образования, что не привело к коренным изменениям системы образования.

Принципиальные изменения в российской системе образования должны происходить в направлении использования инновационных технологий подготовки ЧК для промышленности и других отраслей экономики.

Для обеспечения промышленности региона кадрами, имеющими среднее и высшее образование по промышленным специальностям может быть применен известный опыт создания технологических парков (технопарков), создаваемых на базе ведущих вузов что в настоящее время реализуется в существующих программах подготовки специалистов в РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.