Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие 1 страница




К Р

Содержание общения

Первоначально следует определить, что мы вкладываем в понятие «содержание». «Словарь русского языка» С.И. Ожегова характеризует это понятие как «единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от неё» /117, 606/. Исходя из данного определения, мы вкладываем в понятие «содержание» особенности типов общения, сторон его.

Вопрос о содержании общения, по мнению М.С. Кагана, нельзя решать, отвлекаясь от существенного различия между тремя его основными типами – материально-практическим, духовно-информационным, практически-духовным.

Содержание практического общения, хотя и кажется чисто материальным, так как охватывает непосредственные реальные действия его участников, реализующие общую цель деятельности, имеет свой духовный слой. Он образуется вследствие того, что совместное действие людей требует совместного целеполагания, выбора оптимальных средств, постоянного слежения за действиями партнера и внесения каждым необходимых корректив в собственное поведение (например, обсуждение какой-либо проблемы в телевизионной передаче).

Этот духовный слой содержания материального общения имеет такую же психологическую структуру, какая свойственна всем деятельностным процессам, - от потребности и установки к целеполаганию, через ряд промежуточных механизмов (см. подробнее в 1.3). Потребность в общении превращается в специфическую установку, то есть в готовность согласования личностного своего поведения с поведением партнера, в стремление к содружеству, к сотрудничеству, соратничеству. Представления о цели совместных действий, определенной «модели потребного будущего», есть именно представление результата общего действия. Решающую роль здесь играет способность взаимопонимания, позволяющая предугадать конкретное поведение партнера, готовность к взаимопомощи. Например, подготовка совместного проекта телевизионной или радиопередачи требует совместных действий всех людей, участвующих в программе. Успех передачи зависит от слаженности людей, их умения найти общий язык, определить главную цель, увидеть задачи. А этот механизм достаточно сложен и не всегда получается. Примером этому может служить работа Юлии Меньшовой в программе «Я сама». Из-за её жесткости и чрезвычайной требовательности группа, работающая с ней, предъявила Ивану Демидову, одному из руководителей канала ТВ-6, ультиматум: «Или мы, или она». Такая несработанность, отсутствие духовного общения мешает прежде всего делу.

Содержание духовного общения тоже двухслойно, только психологический слой сочетается здесь не с материально-технологическим, а с информационным, так как целью является в данном случае достижение духовной, а не практически-действенной общности. Это является особенно актуальным, если речь идет об интервью, о разговоре за «круглым» столом в теле- и радиопередачах. Если в процессе общения не будет достигнута общность, не будут найдены точки соприкосновения людей друг с другом, то ни о каком духовном общении речь идти не может. А отсюда вытекает и неудача самой передачи либо интервью. Примером тому могут служить многие программы с участием представителей разных политических партий. Общего языка они практически никогда не находят, а ведущие передач чаще всего ничего с этим поделать не могут. А ведь от ведущего во многом зависит успех программы. 9 ноября 1999 года в Москве состоялась жеребьевка эфирного времени для предвыборного представления программ партий и блоков. При этом было особенно отмечен следующий момент: распределялось не только время передач, но и распределялись ведущие. Это важно, ибо от ведущего, от его умелого ведения беседы будет зависеть правильное понимание зрителем политических взглядов партий.

Важными психологическими механизмами духовного общения являются сопереживание, сочувствие, соучастие. Но одним из главных показателей духовности выступает чувство, так как именно оно отражает то, что «один человек значит для другого» /64, 260/. Человеческие чувства основываются на эмпатии, то есть на способности «сочувственной идентификации (см. глоссарий) с другой персоной»; на понимании, то есть на чувствовании другого «таким, каков он есть» (В. Леви), на умении ставить себя на место другого; на любви и дружбе, являющихся «специфической формой связи уникальных субъектов» (М.С. Каган), предполагающих откровенность каждого перед другим как другом. Крайней формой такого откровенного самораскрытия человека в процессе общения является исповедь – эффективнейшее средство сближения людей. В духовном общении «человека с человеком происходит встреча двух исповедей, которая рождает свою, дотоле не существующую степень общности партнеров» /64, 162/.

Добиться такого высокого уровня общения журналисту тяжело, но стремиться к этому необходимо, ибо знание особенностей духовного общения с людьми поможет выйти на высокий уровень ведения теле-, радиопрограммы, написания публицистического материала. Примером тому могут служить телевизионные программы В. Познера, А. Любимова, О. Пушкиной, материал Т. Юлаевой «Параллельные миры Ольги Окуневой, или Поезд не может уйти без тебя» (см. хрестоматию).

В содержание практически-духовных форм общения входят особенности как общения практического, так и духовного. Правда имеет место один важный момент: информация в этом слое не вырабатывается, как в духовном общении, она воспроизводится /64, 258-271/.

Теперь сделаем попытку представить себе содержание общения с точки зрения трех взаимосвязанных сторон общения: коммуникативной, интерактивной, перцептивной (по Г.М. Андреевой). За основу нами была взята книга Г.М. Андреевой «Социальная психология».

Рассмотрим коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами и т.д. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Но здесь опускается такой важный момент, что в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому коммуникативное сообщение – это всегда процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность. Особую роль при этом играет значимость информации (Г.М. Андреева), потому что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечал А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение, познание.

Для осознания и принятия информации зрителем, слушателем, читателем важным является вера в полученную информацию. Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия». Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная – принятой. Журналисту важно знать, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром, а также выявлять средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией. В качестве фасцинации выступают различные сопутствующие средства, выполняющие роль «транспортации», сопроводителя информации, создающие некоторый дополнительный фон, на котором основная информация выигрывает, поскольку фон частично преодолевает фильтр недоверия. Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи. Почему зритель, читатель, слушатель зачастую безоговорочно верит информации, идущий с экрана телевизора, с газетной полосы? Дело в том, что она сопровождается либо кадрами с мест событий, это имеет место в программах «Время» (ОРТ), «Итоги» (НТВ), «День за днем» (ГТРК «Оренбург» и др.), либо фотографиями, либо выступлением очевидца событий, либо показом документов (например, это часто используется в программах С. Доренко (ОРТ), «Человек и закон» (ОРТ) и др.)

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция может быть различной. Прежде всего это может быть активизация, то есть побуждение к действию в заданном направлении (например, активизирующая информация идет по Чечне, наблюдается в предвыборной гонке; слушая эту информацию, у человека сознание начинает срабатывать в одном направлении: «за» войну, против определенных лиц, представляющих ту или иную партию).

Далее, это может быть интердикация, то есть побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Примером этому может служить реклама, направленная против наркомании, СПИДа. Однако в данной ситуации прием рекламы является не всегда эффективным противоядием, ибо рекламу у нас не любят, мало смотрят, переключая каналы. Более действенными являются программы телевидения, газетные статьи, в которых очевидцы рассказывают о своей тяжелой жизни. Использование наглядности является достаточно эффективным средством борьбы с нежелательными видами деятельности человека.

Наконец, это может быть дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности (например, использование компрометирующих материалов в эфире и печати, а таковых сегодня очень много (особенно ярким примером тому сегодня являются кадры видеофильма с участием Ю. Скуратова).

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, имеет место в журналистике и не предполагает непосредственного изменения поведения человека, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьироваться от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, то есть тем лицом, от которого исходит информация. Примером тому служат такие программы, как: «Новости» (ОРТ), «Вести Оренбуржья» (ГТРК «Оренбург»), «Новости культуры» (Культура), «Время» (ОРТ) и др.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативного процесса. Различают вербальную (речевую) и невербальную (неречевую) коммуникации, использующие различные знаковые системы (см. рисунок 4)

 

 
 


Общение как коммуникация

 
 

 


Вербальное Невербальное

(речь) (неречевые средства)

Внешнее Внутреннее Кинетическое Пара-экстра-

лингвистическое

               
     
 
   


Устное Письменное

Проксемическое Визуальное

       
   


Диалогическое Монологическое

       
   

 

 


Рисунок 4. Виды коммуникации (по В.И. Слободчикову, Е.И. Исаеву).

 

Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса. Каждый из них необходимо рассмотреть в отдельности.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающих два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Последовательность действий говорящего и слушающего представлена следующей схемой: К – С – Р (коммуникатор – сообщение – реципиент) (см. рисунок 5).

 

 

Кодирование

Смысл Текст

 

Интенция Декодирование;

(раскрытие

смысла)

Сообщение

(Коммуникатор) (Реципиент)

Рисунок 5. Передача и восприятие сообщения (по Г.М. Андреевой).

 

Журналист не всегда может донести до слушателя необходимую информацию, так как возникает сопротивление принятию информации со стороны слушателя, зрителя (а значит, и оказанному влиянию). Это происходит либо из отключенного внимания слушателя, либо из-за малого авторитета коммуникатора (ведущего программы), либо из-за специфики фонетики говорящего, либо в силу особенностей его стилистики или логики построения текста. Соответственно каждый журналист должен обладать умением вновь включить внимание слушающего, чем-то привлечь его, а для этого ему необходимо постоянно совершенствовать манеру подачи материала. Особое значение при этом имеет факт соответствия характера высказывания ситуации общения.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика – искусство убеждения посредством речи. К. Ховландом предложена «матрица убеждающей коммуникации», которая представляет собой своего рода модель речевого коммуникативного процесса. Смысл построения такого рода моделей в том, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни одного элемента процесса. Это хорошо показано на простейшей модели, предложенной американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности, газет). Модель коммуникативного процесса, по Г. Лассуэллу, включает пять элементов.

 

1) Кто? (передает сообщение) - Коммуникатор

2) Что? (передается) - Сообщение (текст)

3) Как? (осуществляется передача) - Канал

4) Кому? (направлено сообщение) - Аудитория

5) С каким эффектом? - Эффективность

У каждого элемента схемы имеется свое описание. Например, в характеристике коммуниканта описаны три типа позиции: открытая – коммуникатор объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения; отстраненная - коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально; закрытая - коммуникатор умалчивает о своей точки зрения. Все три позиции можно наблюдать сегодня и на телевидении, радио, в прессе.

При этом коммуникатору (ведущему) важно знать некоторые приемы ведения беседы, которые помогут выйти на полноценный диалог. Они заключаются в следующих советах:

1. Готовьте свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным.

2. Следите, чтобы ваши вопросы содержали слова: «почему», «когда», «как». Это исключит односложные ответы «Да» и «Нет».

3. Если на ваш вопрос последуют возражения, то выслушивайте их до конца.

4. Уточните, не говорите ли вы с собеседником о разных вещах.

5. Не отвечайте на возражения в категорическом тоне, даже если вы не согласны с излагаемой точкой зрения.

6. Вопросы задавайте так, чтобы собеседник оказался перед выбором между двумя вариантами ответа.

7. Начинать разговор следует с интересов собеседника.

8. Слушать ответ необходимо внимательно и т.д. /131, 7/.

Рассмотренная модель коммуникативного процесса фиксирует лишь структуру процесса коммуникации, а важно еще увидеть и его содержание, которое состоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг на друга.

Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, необходимо четко представлять себе цели, мотивы, установки как журналиста, так и интервьюируемого. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в общение помимо речи.

В непосредственном, живом общении людей словесное сообщение всегда сопровождается несловесным (невербальным).

В психологии выделяют четыре формы невербального общения: кинесику, паралингвистику, проксемику, визуальное общение (см. рисунок 4). Между ними, по мнению ряда исследователей (С.А. Войтова, М.В. Лощаковой и др.) возможны три типа соотношений:

1. Неречевое сообщение согласуется с речевым, п оддерживает или усиливает его (например, симпатия к данному человеку, выраженная словесно, подчеркивается объятиями).

2. Неречевое сообщение противоречит речевому (например, женщина сообщает, что она счастлива в браке, и при этом качает головой из стороны в сторону, как будто отрицая собственные слова). Эксперименты М. Аргайла показали, что в случаях, когда текст речевого сообщения вступал в противоречие с его неречевым оформлением, речевое слушатель игнорировал.

Неречевое поведение меньше подвержено влиянию условностей, лучше выражает истинные чувства и мотивы. Поэтому мы часто совершенно неосознанно больше доверяем интонации, чем буквальному содержанию сообщения.

3. Неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое. Например, несколько человек говорят о погоде, а на неречевом уровне происходит коммуникация, касающаяся отношений между людьми. Этот внутренний добавочный смысл коммуникации может оказаться на самом деле основным её содержанием, тем подтекстом, который нежелательно или невозможно в данной ситуации сформулировать в словах и высказать напрямик /131, 9-11/.

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции:дополнения речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу

Что же невербальные средствавносят в общение? Они:

1) акцентируют ту или иную часть вербального сообщения;

2) предвосхищают то, что будет передано вербально;

3) выражают значение, противоречащее содержанию высказывания;

4) сохраняют контакт между собеседниками и регулируют поток речи;

5) заменяют отдельное слово или фразу;

6) с опозданием дублируют содержание вербального сообщения.

7) заполняют или объясняют паузы, указывая на намерение продолжить свое высказывание, на поиск слова и т.д.

Владея невербальными средствами, человек может:

- использовать их в целях регуляции и оценки работы;

- создавать положительный тонус общения, устанавливать и сохранять контакт;

- влиять на речевую активность;

- способствовать запоминанию материала /124, 140/.

Остановимся более подробно на каждом виде невербального общения.

Кинесикаэто система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику. Кинетическая система предстает как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук – жестикуляция, лица – мимика, позы – пантомимика). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека. Включение оптико-кинетической системы в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов в различных национальных культурах. Например, кивок головы у русских и болгар имеет прямо противоположное значение: согласие у русских и отрицание у болгар. Выразительные движения, по замечанию С.Л. Рубинштейна, представляют своего рода «подтекст» к некоторому тексту, который необходимо знать, чтобы правильно раскрыть смысл происходящего. Язык движения раскрывает внутреннее содержание во внешнем действии. «Этот язык, - писал С.Л. Рубинштейн, - располагает утонченнейшими средствами речи. Наши выразительные движения – это сплошь и рядом метафоры. Когда человек горделиво выпрямляется, стараясь возвыситься над остальными, либо наоборот, почтительно, униженно или подобострастно склоняется перед другими людьми и т.п., он собственной персоной изображает образ, которому придается переносное значение. Выразительное движение перестает быть просто органической реакцией; в процессе общения оно само становится действием и притом общественным действием, существеннейшим актом воздействия на людей» /148, 144/. (Пример значения жестов см. в статье «Виды коммуникации» (см. хрестоматию).

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, связанных со звуком, например, покашливаний, плача, смеха, сам темп речи. Вся эта система особенно важна для теле- и радиоведущих, так как во многом от голоса зависит уровень восприятия информации.

Проксемика - это особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации процесса выступают в качестве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, являются компонентами коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров по общению лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, что особенно важно в журналистике, при беседе журналиста со своим гостем (такое размещение людей в студии используется в программах А. Любимова «Здесь и сейчас», «Взгляд», Ю.Гусмана «Тема» (ОРТ), С. Сорокиной «Герой дня» (НТВ).

Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по общению, так и в массовых аудиториях. Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных культурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Ряд исследователей (Э. Холл, Дж. Трейджер и др.) занимаются изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти вычлененные наборы получили название «хронотопов». Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданный эффект воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это «вагонный попутчик». Умением создать необходимую ситуацию общения могут похвастаться не все журналисты. Таким умением обладают В. Познер (например, в программе «Человек в маске» (ОРТ), С. Сорокина в передаче «Герой дня» (НТВ).

Э. Холл в своих работах отмечает, что у каждого народа существует свое представление о дистанции, которая должна разделять собеседников.

Экспериментальным путем были выделены четыре межличностных расстояний, каждое из которых имеет ближнюю и дальнюю фазы.

1. Интимное расстояние (0 - 45 см). На таком расстоянии общаются в основном близкие или хорошо знакомые люди. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга, типичными при этом являются негромкий голос, доверительный разговор. В журналистике такое расстояние между партнерами по общению чаще всего является неприемлемым, так как интервьюируемый, либо собеседник будет чувствовать себя неуютно и скованно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.