Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Малообеспеченные слои населения. 11 страница




Отношение к инфляции на протяжении многих лет было неод­нозначным. Доминировало же мнение, что инфляция — деструк­тивная сила, пока в 1936 г. не вышла знаменитая книга Д. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег". Он высказал мысль, что инфляция несет в себе огромные преимущества, по­скольку она обесценивает деньги, делает бессмысленным про­цесс их накопления. Тем самым стимулируется потребление и инфляция превращается в мощнейший фактор развития экономики. Напротив, отсутствиеее приводит к накоплению денег, их иммобилизации и, при определенных условиях, может вызвать экономический кризис. Для одних инфляция выгодна, для других вредна. В частности, отдельные предприятия могут иметь от нее и косвенные потери (если они имеют свободные денежные сред­ства, которые обесцениваются), и косвенные доходы (если они имели кредиторскую задолженность, которую придется возвра­щать более дешевыми деньгами при сохранении суммы долга). С позиций инвесторов инфляция неблагоприятна.

В мировой практике учет инфляции осуществляется либо пу­тем переоценки имеющихся активов по курсу какой-либо ста­бильно конвертируемой валюты, либо с помощью исчисленных в официальной статистике индексов инфляции, которые были в данном учебнике рассмотрены. Этот способ имеет определен­ные преимущества и наиболее распространен.

Результат обесценения денег (инфляции) — падение их покупа­тельной способности. Индекс покупательной способности денег является важной характеристикой уровня жизни. Он представляет собой изменение объема товаров и услуг из фиксированного их набора, которые можно приобрести на одинаковую сумму денег в отчетном и базисном периодах. Следовательно, это величина, обратная индексу цен:

(в варианте базисно-взвешенного индекса) и

(в варианте текуще-взвешенного индекса). В качестве общего индекса цен при этом берется дефлятор ВВП.

Приведя данные о росте потребительских цен в стране, можно определить и снижение покупательной способности денег. Так, покупательная способность 1000 руб. (в рублях 1990 г) составила по отношению к 1990г.: 0,49%— в декабре 1994 г., 0,21%— в де­кабре 1995 г. и 0,19% — в середине 1996 г.

Актуальной задачей социальной статистики является сопос­тавление потребительских цен и показателей потребления насе­ления России с другими странами. Известно, например, что в ян­варе 1992 г. российские цены отставали от американских в 25 раз. За последующие 20 месяцев реформ этот разрыв сократился более чем в 7 раз. К концу 1993 г. средневзвешенный уровень цен в России достиг уже 22% уровня цен США, годом позже — 28,4%, а еще через год — 39,5%. Однако ясно, что в ближайшие годы наши цены не смогут достичь мировых, учитывая уровень и качество отечест­венной продукции, масштабы самообеспечения, российскую географию и транспортную систему. Предел в обозримом буду­щем составит 50—60%.

Наша страна участвует в Европейской программе сопоставле­ний, являющейся составной частью VI фазы Программы междуна­родных сопоставлений (ПМС) ООН. Россия входит во вторую европейскую группу стран, включающих Австрию, Венгрию, Польшу, Чехию, Словакию, Югославию, со страной-центром — Австрией.

6.8. ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ.

ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОЖИДАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ

С целью прогнозирования поведения потребителей рассчи­тываются специальные показатели: индекс потребительских на­строений и индекс потребительских ожиданий населения. Ин­декс потребительских настроений (ИПН) рассчитывался ВЦИОМ в 1993—1996 гг., в настоящее время—Фондом "Индекс потреби­тельских настроений". Индекс потребительских ожиданий (ИПО) рассчитывается с 1998 г Госкомстатом России. При очевидном сходстве эти показатели имеют и различия. Остановимся на ме­тодике их построения.

Изучение динамики ИПН в России дает возможность мак­роэкономического анализа влияния конечных потребителей (населения) на развитие экономики (в этом состоит основная цель расчетов таких показателей), позволяет количественно описать процессы формирования рыночного сознания и по­требительского поведения.

ИПН строится на данных опросов общественного мнения по пяти вопросам, относящимся к текущему экономическому поло­жению населения и экономики в целом, к оценке ближайших пер­спектив их развития:

• Как изменилось материальное положение Вашей семьи за последние 6 мес.?

• Как изменится материальное положение Вашей семьи в предстоящие 6 мес.?

• Если говорить об экономических условиях в стране в це­лом, как Вы считаете, следующие 12 мес. будут для эконо­мики страны хорошим временем или плохим, или каким-либо еще?

• Если говорить о следующих 5 годах, то они будут для эко­номики страны хорошим или плохим временем?

• Если говорить о крупных покупках для дома, то как Вы счи­таете, сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать такие покупки?

Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один.

Методика построения ИПН базируется на том, что этот индекс агрегирует частные мнения отдельных людей, не зависящих друг от друга и не влияющих друг на друга. В результате ИПН — неза­висимый показатель, отражающий динамику экономического развития страны. Он строится на основе массовых опросов насе­ления и поэтому является показателем поведения большинства жителей страны, а не отдельных привилегированных или де привилегированных групп населения (например, очень богатых или очень бедных). Динамика индекса связана с поведением массо­вого потребителя.

Измерения ИПН осуществлялись ВЦИОМ по выборке, репре­зентирующей мнение взрослого (старше 15 лет) населения страны. К главным характеристикам выборки относятся: число точек оп­роса —101, число опрошенных — 2400. В зависимости от ответов респондентов на каждый вопрос строятся частные индексы дина­мики отдельных факторов, формирующих потребительское по­ведение населения, а именно динамики:

• текущего материального положения семей и ожиданий его изменения (возможности потребительского спроса);

• представлений о перспективах развития экономики страны (возможности предложения на рынке товаров и услуг);

• склонности к потреблению в целом.

Частные индексы разрабатываются следующим образом: из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляется 100, чтобы исключить появление от­рицательных величин. Совокупный индекс рассчитывается как средняя арифметическая из частных индексов. Значения индекса могут изменяться в пределах от 0 до 200. Значение индекса равно 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доля положительных и отри­цательных оценок одинакова. Снижение индекса ниже 100 озна­чает преобладание негативных оценок в обществе.

Каждый из частных индексов представляет самостоятельный интерес относительно анализа отдельных составляющих комп­лексного процесса формирования и реализации конечного по­требительского спроса. Однако наиболее интересен совокупный индекс— ИПН, который одновременно учитывает динамику всех частных составляющих. Его отдельными компонентами являются индекс текущего состояния экономики (ИТС) и индекс экономических ожиданий (ИЭО). За три с половиной года наблюдений (1993— 1996 гг.) общий уровень индекса практически не изменял­ся — все эти годы он колебался вокруг отметки 70. Следовательно, на протяжении всего периода измерений общий уровень потреби­тельских настроений, как показывает ИПН, остается в целой пре­жним, хотя структура формирующих его факторов изменилась. В начале 1993 г. заметно преобладали оптимистические надежды на будущее, в то время как текущая ситуация на потребительском рынке оценивалась весьма неблагоприятно. Впоследствии опти­мизм заметно поубавился, зато стали более благоприятными оценки потребительского рынка, как бы отражая тот факт, что в условиях слабеющих надежд на скорые перемены население ста­новится менее привередливо в отношении настоящего, все боль­ше учится жить в данных конкретных условиях.

Индекс склонности населения к потреблению — единственный частный индекс, значение которого возрастало на протяжении всего периода наблюдений. Его значение было стабильно наиболее низким из пяти составляющих ИПН частных индексов. Особенно заметен рост склонности к потреблению товаров длительного пользования среди наиболее обеспеченных жителей России.

Обследование потребительских ожиданий населения органи­зуется ежеквартально в 88 субъектах РФ. На базе обследования строится индекс потребительских ожиданий ИПО. Целью обследования является определение особенностей измене­ния потребительских ожиданий различных групп населения России. В соответствии с целью перед обследованием постав­лены следующие задачи:

• изучение мнения населения о динамике общей экономиче­ской ситуации;

• изучение мнения населения о динамике личного материаль­ного положения;

• изучение мнения населения о рынке товаров (услуг) и рынке сбережений;

• расчет частных и обобщающих показателей потребитель­ских ожиданий;

• исследование потребительского поведения и потреби­тельских предпочтений населения:

• анализ особенностей потребительских ожиданий отдельных социально-демографических групп населения.

Объект обследования — население России в возрасте 16 лет и старше, а его потребительские ожидания — предмет обследова­ния. Единица наблюдения — отдельный человек (респондент). Ме­тод обследования — опрос по единообразной анкете по месту жи­тельства респондентов.

Территориальные органы государственной статистики про­водят сбор первичной информации, ее контроль и создают элек­тронную базу данных. Государственный комитет РФ по статистике осуществляет обработку информации и представление получаемых результатов, обеспечивает методологическое и программное сопровождение обследования.

Инструментарий обследования потребительских ожиданий населения, утвержденный Госкомстатом России 21 октября 1998 г., включает опросный лист с бланком "Мнение интервьюера", ин­струкцию по организации обследования и инструкцию интервьюеру.

Опросный лист обследования потребительских ожиданий на­селения состоит из: вводного блока, включающего обращение к респонденту и идентификационные коды обследования; блока вопросов, содержащего вопросы об общей экономической ситу­ации, о личном материальном положении респондента, о конъ­юнктуре рынка товаров (услуг) и рынка сбережений и др.; блока социально-демографических характеристик, охватывающих по­казатели, по которым производится анализ данных о потреби­тельских ожиданиях населения.

В бланке "Мнение интервьюера" специалист, проводивший оп­рос, имеет возможность высказать свои замечания и предложения по организации обследования и содержанию инструментария.

В сводных таблицах приводятся характеристики совокупно­сти респондентов и их домохозяйств, распределение ответов ре­спондентов на вопросы опросного листа (по отдельным социально-демографическим группам опрошенных и по их совокупности в целом), а также значения частных и обобщающих индексов по­требительских ожиданий населения.

Опросный лист обследования потребительских ожиданий на­селения позволяет определять коэффициенты, применяемые для изучения мнений потребителей и прогнозных оценок поведе­ния населения в странах Европейского союза, США и др. Для рас­четов частных и обобщающих индексов мнения потребителей ис­пользуется методика, применяемая для определения показателей, публикуемых Европейской комиссией, и методика, разработанная в Институте социальных исследований Мичиганского универси­тета (США).

Основные положения применяемых методик совпадают. Име­ются некоторые отличия: в перечне вопросов опросного листа, используемых для определения обобщающих индексов; в алго­ритмах взвешивания вариантов ответов респондентов; в количе­ственных границах изменения получаемых индексов и некоторых особенностях интерпретации результатов расчетов.

Частные индексы предназначены для изучения и оценки мне­ния населения по отдельным социально-экономическим аспек­там общественной жизни:

• экономической ситуации России (произошедшим измене­ниям, текущему состоянию, ожидаемым изменениям на краткосрочную и долгосрочную перспективы);

• текущему экономическому состоянию территории;

• ожидаемому изменению цен;

• ожидаемому изменению числа безработных;

• личному материальному положению (текущему состоянию, произошедшим изменениям и ожидаемым изменениям);

• условиям для крупных покупок и формированию сбережений. Частные индексы рассчитываются по относительным показа­телям распределения ответов респондентов на вопросы опрос­ного листа. В расчетах используется разница между процентом положительных ответов и процентом отрицательных ответов.

Обобщающие индексы (индекс уверенности потребителя, ин­декс потребительских настроений, индекс текущего состояния рынка, индекс экономических ожиданий) рассчитываются как средние арифметические значения ряда частных индексов:

• уверенности потребителя — на основе частных индексов по вопросам о произошедших и ожидаемых изменениях личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменениях экономической ситуации в стране, благоприят­ности условий для крупных покупок;

• потребительских настроений — на основе частных индексов по вопросам о произошедших и ожидаемых изменениях ли­чного материального положения, ожидаемых изменениях экономической ситуации в стране на краткосрочную и дол­госрочную перспективы, благоприятности условий для крупных покупок;

• текущего состояния рынка — на основе частных индексов по вопросам о произошедших изменениях личного матери­ального положения, благоприятности условий для крупных покупок;

• экономических ожиданий — на основе частных индексов по вопросам об ожидаемых изменениях личного материального положения и экономической ситуации в стране на кратко­срочную и долгосрочную перспективы. При анализе обобщающих и частных индексов потребитель­ских ожиданий населения наибольшее значение имеет динамика индексов, а не их абсолютная величина. Увеличение значения ин­декса означает рост оптимизма у населения, а уменьшение — рост пессимизма.

Обследование потребительских ожиданий населения органи­зуется как выборочное. Применяется территориальная много­ступенчатая выборка. Базой для выборки является сеть домохозяйств, подлежащих текущему обследованию бюджетов. Выборка домохозяйств, подлежащих бюджетному обследованию, пред­ставляет собой многомерную территориальную двухступенчатую выборку, отражающую социально-экономическую и демографи­ческую структуру всех типов домохозяйств, за исключением кол­лективных (лиц, долговременно находящихся в больницах, до­мах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных об­щинах и прочих коллективных жилых помещениях).

Формирование стратифицированной (территориальной) вы­борки, которая была использована для отбора конкретных домо­хозяйств в выборочную совокупность обследования потреби­тельских ожиданий населения, проводилось с учетом следующих условий и ограничений.

1. Общий объем выборочной совокупности равен 5 тыс. рес­пондентов. При определении объема выборки учитывались такие факторы, как аналитические потребности дальнейшего диффе­ренцированного анализа данных по каждой из значимых для це­лей и задач обследования групп респондентов, соображения экономического характера, необходимость оперативного полу­чения информации, общие требования к точности результатов, отсутствие количественных и качественных показателей по рас­сматриваемой проблеме, значительные размеры генеральной совокупности и ее территориальное размещение.

2. Численность подвыборок, отобранных от каждого региона (субъекта) РФ, участвующего в обследовании потребительских ожиданий населения, не должна быть малой (менее 30 единиц).

3. Структура общероссийской выборочной совокупности дол­жна учитывать доли взрослого (в возрасте 16 лет и старше) насе­ления отдельных регионов в общей численности взрослого насе­ления России по официальным статистическим данным для периода, наиболее приближенного к периоду опроса-

Эти условия можно обобщить:

если

где объем выборочной совокупности;

объем подвыборки по страте (в качестве страт рассматриваются регионы);

— номер субъекта РФ, где проводится обследование потреби­тельских ожиданий населения; i = 1,…,88;

доля взрослого населения региона s общей численности взро­слого населения России.

4. Структура подвыборки для каждого региона должна учиты­вать структуру населения этого региона, проживающего в насе­ленных пунктах определенного типа и определенного размера по численности населения, по официальным статистическим данным для периода, наиболее приближенного к периоду опроса:

где — объем подвыборки внутри региона по типу населенного пунк­та и его размеру по численности проживающих;

— номер группы населенных пунктов по типу и размеру по чис­ленности проживающих; k = 1,…, h [ h — число используемых в обследовании групп населенных пунктов (в настоящем об­следовании) =5)];

доля населения региона, проживающего в населенных пунк­тах определенного типа и определенного размера по числен­ности населения, в общей численности населения региона.

Конкретные домашние хозяйства для участия в опросе еже­квартально отбираются территориальными органами государст­венной статистики методом случайного отбора.

В каждом домохозяйстве опрашивается только один человек. Отбор респондента для опроса осуществляется "методом пос­леднего дня рождения", т. е. в опросе участвует тот взрослый член домохозяйства, чей прошедший день рождения был бли­жайшим ко дню проведения опроса.

Для корректировки ("ремонта") выборки применяется специ­альная техника взвешивания с учетом показателей, определяе­мых в качестве контрольных: пол, возраст, тип населенных пунк­тов и их размер по численности населения, региональная структура численности населения России. Процедура взвешива­ния разрабатывается на основе данных о структуре населения России в периоде, наиболее приближенном к периоду опроса. Для каждого респондента рассчитывается система весов:

для проведения взвешивания в пределах регионов по половозрастной структуре взрослого населения региона, по структуре населенных пунктов региона (их типу и раз­меру по численности населения), по структуре регионов с учетом национальных округов;

• для проведения взвешивания в целом по России

по региональной структуре численности взрослого насе­ления России,

по половозрастной структуре взрослого населения России, по структуре населенных пунктов России (их типу и раз­меру по численности населения).

В общем виде формула для расчета весов имеет вид:

где вес по признаку g;

доля населения в генеральной совокупности, обладающего характеристикой д;

общее число опрошенных;

число опрошенных, обладающих характеристикой д.

Рассчитанные веса в качестве дополнительных переменных записываются в базу индивидуальных данных по каждому опрос­ному листу (каждому респонденту) и используются при формиро­вании сводных итогов. Общий индивидуальный вес определяется как произведение соответствующих весов. Формирование сис­темы весов осуществляется каждый третий месяц отчетного квартала.

Выборка, сформированная для обследования потребитель­ских ожиданий населения, репрезентативна населению России в возрасте 16 лет и старше по основным социально-демографиче­ским показателям. Ошибки выборки рассчитываются по форму­лам ошибки многоступенчатой выборки с учетом стратификации.

Разработанная выборка позволяет ежеквартально с достато­чной степенью надежности проводить расчеты индексов потре­бительских ожиданий населения России, делать выводы об осо­бенностях мнения отдельных групп потребителей России, а также рассчитывать индексы для изучения динамики потребительских настроений по каждому субъекту РФ.

Результаты обследования потребительских ожиданий насе­ления предоставляют возможность:

• проводить анализ экономического развития России;

• объяснять социально-экономические процессы с учетом специфики поведения определенных групп населения;

• принимать определенные прогнозные решения;

• участвовать в международных сравнениях оценок мнений потребителей;

в совокупности с вычисляемыми и публикуемыми Государственным комитетом РФ по статистике показателями деловой активности в промышленности, строительстве и розничной торговле рассчитывать агрегированный индекс-показатель экономического настроения".

6,9. МОДЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Под моделями потребления понимаются уравнения или их система, отражающая зависимость показателей потребления то­варов и услуг от комплекса социально-экономических факторов [совокупного расхода (дохода) домохозяйства, уровня цен, раз­мера и состава семьи и пр.].

Существует множество моделей потребления, различающихся методами оценки их показателей (метод наименьших квадратов, метод максимального правдоподобия и др.), направлениями ис­пользования (имитационные, оптимизационные и прогностичес­кие), включенными в модель переменными и т. д.

Показатели, содержащиеся в модели в качестве зависимых переменных, могут быть измерены на различных шкалах. Различают метрические (пропорциональные, интервальные и дискретные), порядковые и номинальные шкалы измерения.

На основе метрических шкал построены количествен­ные переменные, которые имеют единицы измерения, варьиру­ют и с ними оправданы арифметические действия. К таким пере­менным относятся натуральные и стоимостные (относительные и абсолютные) показатели потребления (расходы на питание или доля расходов на питание в потребительских расходах). Дискрет­но изменяющиеся количественные переменные имеют целочис­ленные значения, например: число посещений театров, музеев, спортивных соревнований, число приобретенных билетов на них;

очередность вступления в брак; число человек или детей в семье.

С помощью порядковых шкал измеряются показатели, позволяющие оценить равенство или неравенство двух единиц, а в последнем случае определить последовательность отношений в терминах "больше или меньше, чем" либо "лучше или хуже, чем", т. е. порядковая шкала позволяет ранжировать единицы, но не по­зволяет измерить расстояние между ними. На таких шкалах из­меряются уровень образования (среднее, среднее профессио­нальное, высшее), балл успеваемости и др.

На номинальных шкалах измеряются качественные по­казатели. Среди них выделяют бинарные переменные, принима­ющие два альтернативных значения, обычно обозначаемые 1 и 0, в частности, решение покупать или не покупать товар длительно­го пользования (автомобиль, компьютер), подписываться или нет на периодическую печать и др. Качественные переменные могут иметь и несколько вариантов выбора, например, выбор после окончания школы или способ передвижения из дома на работу.

При использовании в качестве зависимой переменной пока­зателя, измеренного на метрической интервальной шкале (натуральные и стоимостные показатели потребления), различают следующие виды моделей:

• структурные;

• факторные модели зависимостей, например: уровня по­требления от денежного дохода; объема потребления от цен на данный и другие товары и фактора времени; среднедушевого потребления от дохода, цен, запасов, размера и состава домохозяйства;

• макроэкономические модели спроса и предложения.

Параметры таких моделей наиболее часто определяются ме­тодом наименьших квадратов (МНК) и позволяют прогнозиро­вать потребление и спрос, анализировать дифференциацию и эластичность потребления.

Если зависимая переменная представлена показателем, из­меренным на метрической дискретной шкале, то ис­пользуются числовые модели.

При анализе числа наступлений определенного случайного события за единицу времени, когда факт наступления этого со­бытия не зависит от того, сколько раз и в какие моменты времени оно происходило в прошлом и не влияет на будущее, а испытания проводятся в стационарных условиях, то для описания данной случайной величины используется модель на базе закона Пу­ассона (1837 г.):

где - вероятность того или иного значения признака ,

- средняя арифметическая ряда.

Данный закон часто называют законом редких событий. За­кон распределения Пуассона зависит от единственного параме­тра а, интерпретируемого как среднее число осуществления ин­тересующего нас события в единицу времени. Пуассоновская случайная величина используется для описания числа требова­ний на обслуживание, поступивших в единицу времени в систему массового обслуживания; описания закономерностей несчаст­ных случаев, редких заболеваний и т. д.

Для бинарных зависимых переменных наиболее часто при оп­ределении функции, область значений которой находится в ин­тервале [0, 1], используют функцию стандартного нормального распределения, соответствующую пробит (probit) - модели, или функцию логического распределения, соответствующую логит (logit) - модели.

Модели множественного выбора (multiple choice model), имеющие более чем две альтернативы, строятся на основе моделей бинарного выбора. При этом множественный выбор мо­жет быть представлен как последовательность бинарных выборов. Обобщением биномиального распределения на случай более чем двух возможных исходов является полиномиальный (муль­тиномиальный) закон распределения. Полиномиальное распре­деление используется при статистической обработке выборок большой совокупности, элементы которой разделяются более чем на две категории, применяются в социологических, социально-экономических и медицинских выборочных обследованиях.

Другие классы моделей связаны с цензурированными (censorea) и урезанными (truncated) выборками, при которых мо­дели строятся не по всей совокупности обследуемых единиц, а по определенной группе единиц. Примером цензурированной выбор­ки служит изучение расходов семей на содержание автомобиля. При проведении обследования встречаются домохозяйства с ну­левым значением таких расходов, т. е. те, у которых отсутствует автомобиль. Поэтому модель зависимости расходов на автомобиль имеет смысл строить по выборке семей, его имеющих. Впервые такую модель построил Дж. Тобин в 1958 г., а данный вид моделей назван тобит-моделью

К урезанным выборкам относятся модели класса "времени жизни", в которых зависимая переменная характеризуется, на­пример, продолжительностью занятий спортом или художествен­ной самодеятельностью или пребывания в статусе безработного. При этом на момент исследования для части обследуемых, за­кончивших заниматься, можно определить продолжительность их занятий; для другой части обследуемых, продолжающих зани­маться, значение показателя неизвестно.

Рассмотрим кратко перечисленные классы моделей, начиная с первого вида моделей, в которых в качестве зависимой пере­менной используются натуральные и стоимостные показатели потребления. К ним относятся модели спроса и предложения на микро- и макроуровнях, структурные и факторные модели.

Структурные модели вычисляются по однородным группам потребителей и характеризуют структуру их спроса (расходов)

где — общая структура расходов по выборке бюджетов домохозяйств;

— структура расходов в группе домохозяйств с доходом;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.