Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биоэтика и трансплантология. Клонирование




Исходя из того, что человеческий эмбрион - а тем более плод - имеет индивидуальную человеческую и личностную сущность, становится совершенно ясным, что искусственно спровоцированный аборт является грубым нарушением основных прав человека и его личного достоинства, уголовным посягательством на вполне человеческую жизнь. Даже если бы и существовало хоть малейшее сомнение о взаимосвязи между оплодотворенной яйцеклеткой и личностью, которая образуется из него, то сама совесть заставляет нас воздержаться от всякой агрессии против этого зачатого ребенка.

Если аборт, спровоцированный по причине личной выгоды, абсолютно недопустим в этическом плане, поскольку цена человеческой жизни несравненно превышает всякие другие ценности, то в случае антагонизма между жизнью матери и ее плода мы находимся в совершенно других обстоятельствах. Именно последний случай (конфликт между жизнью матери и плода) провоцирует проблему аборта, который называется терапевтическим. Терапевтический аборт является допустимым в том случае, когда срабатывает принцип двойного эффекта: дозволено сделать доброе дело (спасти жизнь матери, удаляя матку с раковой опухолью), даже, если это имеет негативное последствие, которое не преследуется само по себе (смерть плода).

Медицинские показания для такого рода вмешательств, описанные в трактатах классической медицины, почти утратили свою силу, поскольку современная медицина может стабилизировать и успешно лечить такие болезни. Туберкулез легких, кардиопатии, сосудистые заболевания с риском эклампсии, болезни гематопиетического аппарата (различные анемии), заболевания почек, печени и поджелудочной железы, тяжелые формы миастении, опухоли - все они когда-то были показаниями к терапевтическому аборту. Но сегодня случаи, при которых действительно необходимо прерывание беременности, являются очень редкими.

Евгенический1 аборт. Здесь идет речь о аборте, провоцируемом с целью не допустить рождения неполноценных или неправильно сформированных детей как для того, чтобы избавить их от тягот жизни инвалида, так и во избежание такого груза для семьи и общества. Такой тип аборта не имеет прямой расистской ориентации, поскольку не ставит перед собой цели очищения расы, но руководствуется социально- экономическими и гуманистическими мотивами. Такой аборт связан с развитием техники перинатальной диагностики. С этической точки зрения, наличие какой-либо неполноценности ничего не отнимает у онтологической сущности будущего ребенка, так же, как и всякий инвалид из-за своего недуга не исключается из общества, но, наоборот, требует от него большей помощи и защиты.

Никто никогда не осмелился представить аборт как нечто позитивное само по себе, хотя многие поступают так, будто он является абсолютным добром. Никто из защитников аборта никогда не рискнул точно определить, что же такое эмбрион. Эти трудности сторонников абортивной практики ясно проявляются каждый раз, как только они стараются сформулировать свою позицию на рациональном основании и выработать свое официальное заявление.

Искусственное зачатие. В 1978 году в Англии родилась Луиза Браун - первый ребенок, появившийся на свет благодаря методу «оплодотворение in-vitro», проверенному на животных. Вскоре после этого во Франции родилась Амандин (1982). На сегодняшний день число детей, появившихся на свет, таким образом, превышает 14 тыс. Оплодотворение in-vitro и, в самом деле, произвело революцию в акушерстве и лечении женского бесплодия. Однако, этот метод имеет и теневую сторону.

Во-первых, сам метод очень дорогой (стоимость ребенка – 50 тыс. дол. в США, 10 тыс. в Европе, 2 –3 тыс. в России). Во-вторых, эффективность экстракорпорального оплодотворения – всего 15 %! (доцент Пьетро Кавазин считает, что из этих 15 % только 4 % рождаются здоровыми, остальные – с различной патологией). И другой негативный момент не только из-за шокирующе безнравственных предложений (оплодотворение heterologous, использование спермы донора, являющегося посторонним по отношению к супружеской паре, суррогатные матери), но и из-за неимоверного разрушения человеческих эмбрионов на современном этапе развития метода искусственного оплодотворения. Для того, чтобы оплодотворение прошло успешно, в матку женщины одновременно вводят несколько эмбрионов, остальные остаются в замороженном состоянии. Из числа введенных эмбрионов в утробе матери развивается лишь один, другие подлежат абортированию. Если лишние эмбрионы не удаляются, то они могут все развиться (двойня, тройня и т.д.). Женщина из Республики Молдова родила после искусственного оплодотворения сразу 4 детей. Замороженные эмбрионы, если их не используют, погибают после 5 лет хранения. Более того, сегодня в качестве материала для научных экспериментов метод искусственного оплодотворения предлагает живые эмбрионы человека, об изучении которых раньше ученые могли только мечтать.

Само собой разумеется, FIVET1 поднимает множество этических проблем, среди которых:

Разрыв между совокуплением и зачатием. Дегуманизация размножения человека. Ребенок имеет право на то, чтобы быть плодом любви обоих родителей имеет право на уважение его личности, начиная с первого момента его зачатия: ни FIVET, ни, тем более, клонация не соблюдают этих прав.

Извращение семейных и не соблюдение брачных уз. Уже при гетерологическом оплодотворении in-vitro сильно нарушаются важнейшие семейные связи между личностями - такие, как кровное родство, материнство и отцовство. В клонации они совсем извращаются: не существует больше ни биологического отца, ни матери. Хаос в родственных связях достигает, таким образом, небывалого уровня.

Несоблюдение достоинства и прав эмбриона. Уничтожение эмбрионов во время проведения FIVET переходит всякие границы. Утрата эмбрионов достигает 93-94 %.

Не соблюдается право будущего ребенка родиться в браке, вследствие объединительного деторождающего акта собственных родителей. Общественное мнение делает большую ошибку, когда учитывает мнение лишь тех, кто в данный момент может его высказать (например, в случае аборта мать «всегда права»). Никто не защищает прав ребенка, который только должен родиться, и еще сам не может за себя постоять.

FIVET ведет к риску евгенетического отбора, что проявляется в тенденции к продлению периода выращивания эмбрионов in-vitro более чем на 48 часов для того, чтобы иметь возможность лучшей селекции эмбрионов и уничтожения тех из них, которые являются носителями какой-либо генетической аномалии.

Упрощенный подход к искусственному оплодотворению влечет за собой упрощенный подход к человеческому эмбриону, а также возможность выбора подходящего времени для того, чтобы иметь ребенка. Этот метод также дает шанс заниматься евгеникой. Наконец, сегодня, в нашем промышленном мире, искусственное оплодотворение - это мероприятие, представляющее для практикующих врачей экономический интерес. Жизнь человека имеет тенденцию обесцениваться, когда на другой чаше весов находится материальное благосостояние.

Православная церковь осуждает искусственное оплодотворение незамужней женщины, т.к. будучи рожден вне священного брачного союза, ребенок заведомо лишается возможности быть воспитанным в полноценной семье. Вызывает протест идея анонимного отцовства. Церковь придерживается мнения, что искусственное оплодотворение замужней женщины без согласия и участия мужа также недопустима. Ложь и двусмысленность разрушает целостность брачных отношений, как и обычная супружеская измена.

Искусственное оплодотворение не должно быть панацеей и всеобщим увлечением. Как свидетельствует медицинская практика бесплодие излечима (в зависимости от причины) в пределах 50 – 60 % случаев. Поэтому не нужно заменять естественные процессы холодными технологиями.

В заключении необходимо сказать: ни в коем случае не допустимо попирание святости и неприкосновенности человеческой жизни, начиная с первого же момента ее существования, т.е. с момента оплодотворения. Именно тогда начинается единственная, неповторимая и вполне человеческая личность. Значит, следует отказаться от всякой технологии, не останавливающейся даже перед тем, чтобы перешагнуть через человеческую жизнь, от всякого метода с евгенической направленностью, решительно отвергнуть проекты клонации человека. Техника жизни, которая ведет к смерти - вот в чем заключается главный парадокс всех этих методов искусственного размножения человека, начиная от FIVET и кончая клонацией.

Проблема трансплантации – проблема исключительной важности. Во многих хирургических центрах пересадка органов (почек, сердца, печени) стала обычной операцией. Везде существует кризис органов. Во многих странах (Франция, Голландия, Дания) приняты законы, регламентирующие донорство и сбор органов. Достижения в этой области хирургии сопровождались появлением такой сложной проблемы, как формирование банка органов для трансплантации. Этический аспект безвозмездного предоставления органов, их приобретения, сохранения in-vitro и использования стал важным предметом биоэтики. Эта же проблема, получения органов у тяжело раненых и находящихся в коматозном состоянии больных, породила целый ряд вопросов, связанных с самим определением смерти, а также проблемы получения осознанного согласия. Возник также и другой риск этического плана: получение органов обманным или даже преступным путем у беззащитных людей, а также организация торговли органами. Кризис органов порождает черный рынок. В Южной Америке были убиты сотни детей, которые и стали поставщиками органов. Из Мексики исчезли сотни больных, которые имели ту же судьбу. Из бывшего СССР были переправлены и пересажены тысячи органов. Никто не знает как. В Египте существуют клиники, поставляющие органы и бригады хирургов. Процент неудач значительный, поскольку не обеспечивается иммунологическая совместимость донор-реципиент.

Некоторые их этих операций по трансплантации стоят очень дорого и, вдобавок, нуждаются в совершенствовании (например, пересадка сердца). Некоторые операции остаются все еще на стадии эксперимента. В связи с этим возникает сложный вопрос использования государственных средств. С той же самой проблемой использования государственных фондов здравоохранения мы сталкиваемся, обсуждая проблему искусственных органов. Эта сфера прошла колоссальный путь развития со времен окончания Второй мировой войны - от создания искусственной почки, затем «искусственного легкого», за которым последовало создание искусственного сердца или аппарата, выполняющего функции левого желудочка у больных, которым предстоит пересадка сердца, искусственный хрусталик, искусственные клапаны и т.д. Сейчас проводятся исследования возможности создания искусственных органов зрения, слуха, печени, поджелудочной железы, кожи.

Стоимость этих аппаратов, очень высокая вначале, снижается по мере того, как они поступают в торговлю, и ими начинают широко пользоваться. Тому доказательство - аппарат «искусственная почка», который при его создании был предназначен лишь для самых богатых, а сейчас он стал одной из обязательных принадлежностей нефрологических отделений, где он доступен, более или менее, всем. Однако в целом эти аппараты - все еще на экспериментальной стадии, и стоимость их клинического применения очень высока. В состоянии ли государственная система здравоохранения истратить на клиническую апробацию и использование искусственного органа такие средства, которых хватило бы на то, чтобы провести вакцинацию всего населения против столбняка? На кого падет выбор для апробации, и по каким критериям этот выбор будет сделан? В Англии пожилым недоступен диализ из-за того, что их шансы на выживание ограничены. Здесь же недавно было отказано в пересадке костного мозга ребенку, страдающему лейкемией, на том основании, что шансы этого ребенка на выздоровление были крайне низкими.

Проблема трансплантации имеет ещё один нравственный аспект. Сколько органов можно пересадить, заменить, чтобы человек оставался человеком? Не изменится ли сущность человека, заменив определенное количество его органов? Личность зависит от самосознания, функционирования мозга, а также и от биологического компонента (конституции, темперамента, телесной организации). Не повлияет ли трансплантация органов на самоидентификацию личности?

Клонирование1. По принятому в науке определению клонирование – точное воспроизведение того или иного живого объекта в каком-то количестве копий. Вполне естественно, что все эти копии должны обладать одинаковой наследственной информацией, т.е. нести набор генов, идентичных генам «родителя», в отличие от существ, возникших путем естественного размножения, при котором генетический материал двух родителей по-разному смешивается в каждой особи потомства. В ряде случаев получение клона животных не вызывает особого удивления и считается рутинной процедурой, хотя и не такой уж простой. Генетики добиваются этого, используя объекты, способные размножаться не только половым путем, но и посредством партеногенеза, т.е. без предшествующего оплодотворения. Поскольку такой процесс контролируется генетически, возможно вывести линии, в которых размножение происходит только партеногенезом. Естественно, те особи, которые станут развиваться из потомков той или иной исходной половой клетки, в генетическом отношении будут одинаковыми и могут составить клон. Рождение овцы Dolly, объявленное I.Wilmut и K.H.S.Campbell в журнале «Nature» 27 февраля 1997 года, произвело на всех огромное впечатление. Эта овца родилась при помощи техники так называемой «пересадки ядра». В некотором смысле, Dolly не имеет ни отца, ни матери, и является почти неотличимой копией овцы, от которой была получена клетка молочной железы, давшая ей свой генетический материал. Если эта удача подтвердится положительными исходами иных подобных экспериментов, то, без сомнения, это будет шагом на пути к так называемой клонации, то есть бесполовому размножению генетически идентичных живых существ с целью создания точных двойников одного и того же индивидуума. В настоящее время предложено два способа клонации живых существ: близнецовое деление и пересадка клеточного ядра.

· Близнецовое деление состоит в разделении бластомера, т.е. клеток первичного эмбриона на ранней стадии его развития (2, 4 или более клеток). Поскольку эти клетки еще являются всепотенциальными, т.е. способными произвести все типы клеток организма, то из них можно получить по-существу одинаковые «копии» одного и того же эмбриона, поскольку все они будут иметь один и тот же генетический материал. Если бы этот тип «клонации» стало возможным применять для человека, то получился бы процесс, похожий на естественное образование однояйцовых близнецов.

Другим методом клонации эмбриона является пересадка клеточного ядра. Имеется в виду совсем иная технология, отличная от всех предыдущих. Пересадка-подсадка ядра яйцеклетки стоит намного ближе к настоящей клонации, поскольку не ограничивается строго определенными делениями эмбриона, но может быть распространена на многие индивидуумы. Решающие открытия в этом направлении были сделаны при помощи метода, впервые использованного Willadsen (1986). Этот ученый добился развития совершенно нормальных телят и овец, подсаживая единичные бластомеры, полученные из 8- и 16-клеточных эмбрионов, в неоплодотворенные яйцеклетки, из которых прежде было удалено клеточное ядро. Бластоциты, полученные таким образом, хорошо сформированные и организованные, затем были имплантированы в матку самок-кормилиц для последующего развития плодов.

В контексте вышесказанного можно понять тот энтузиазм, с которым научные круги восприняли известие о рождении овцы Dolly, полученной при помощи пересадки ядра уже дифференцированной клетки молочной железы взрослой овцы в яйцеклетку с удаленным ядром, взятой из другой овцы. То, что до недавнего времени казалось невозможным, было успешно продемонстрировано, хотя и в виде исключения (поскольку был получен положительный единственный исход из 227 проведенных пересадок ядра).

Таким образом, появляется возможность проведения настоящей клонации, и такой метод мог бы быть применен даже к человеку. 24 июля 1997 года, через четыре месяца после известия о рождении Dolly, Roslin Institute (Edimburg) и PPL Therapeutics (филиал этого института по трансгенетическому воспроизведению овец) объявили о рождении пяти новых овец, полученных методом клонации искусственно выращенных половых клеток. Одна из этих овец - по кличке Polly - носит в себе человеческий ген.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.