Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми




Качество дошкольного воспитания определяется характером обще­ния взрослого и ребенка. В практике семейного и общественного воспи­тания можно выделить два основных типа (или модели) такого обще­ния, хотя в действительности их гораздо больше. Различия между ними определяются ие только процессом, но и его конечным результатом - тем, каким в итоге становится ребенок, какой складывается его личность.

Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими при­знаками. Цель - вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрослого с деть­ми - «Делай, как я!». Способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика-дик­тат и опека. Задача педагога - реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. Методичес­кие указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы.

Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьно­го урока. Активность самих детей подавляется в угоду внешнему поряд­ку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятель­ности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми.

В рамках этой модели произведения искусства используются взрос­лыми в утилитарных целях: для получения отрывочных знаний, для от­влечения внимания ребенка от нежелательного поведения, что выхола­щивает гуманистическую, общеразвивающую сущность искусства.

К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негати­визм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий. За пределам контакта с воспитателями поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным. Послушание детей зачастую лишь свидетель освоения ими умения жить согласно «двойному стандарту» - «для себя» и «для тети».

Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!» Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение сле­дующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальнос­ти ребенка. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребен­ка к определяемым канонам, а предупреждает возникновение воз­можных тупиков личностного развития детей исходя из задачи максимально полно развернуть возможность их роста. Знания, уме­ния и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полно­ценного развития личности. Способы общения предполагают уме­ние стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнори­ровать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музы­ка и т.д.), создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для прояв­ления и развития творческих, художественных способностей ребен­ка. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях со­трудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наи­более полно реализовать себя. Игра основывается на свободном со­трудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, стано­вится основной формой организации детской жизни.

Ожидаемые результаты - расширение «степеней свободы» разви­вающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его спо­собностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодоле­вается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формирует­ся коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются позна­вательные и творческие способности.

Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый этап становления развитой личности.

Фундаментальной предпосылкой и воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.