Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция




Индивидуальная и групповая конкуренция

Конкуренция продавцов и конкуренция покупателей

В зависимости от места субъектов процесса конкуренции можно выделить два вида конкуренции: конкуренцию продавцов товаров и услуг и конкуренцию покупателей товаров и услуг. Обе рассмотренные формы конкуренции проявляются на рынке одновременно, в определенном соотношении. На каждом конкретном рынке их соотношение предопределяется соотношением рыночных сил продавцов и покупателей. На рынке продавца более значительной силой обладают продавцы. На таком рынке продавцы имеют возможность в определенной мере диктовать покупателям свои условия, здесь преобладает конкуренция покупателей. На рынке покупателя большую рыночную силу имеют покупатели. Теперь уже они имеют возможность влиять на рынок и диктовать свои условия, здесь уже преобладает конкуренция продавцов.

В соответствии с определением конкурентная борьба предполагает соперничество, отношения «взаимного отталкивания» субъектов конкуренции друг от друга. Различают два вида конкуренции в зависимости от степени тесноты сотрудничества субъектов конкуренции: индивидуальную конкуренцию и групповую.

Индивидуальная конкуренция существует в ситуации, когда конкурентами являются отдельно взятые предприятия. Групповая конкуренция предполагает соперничество уже сложившихся групп предприятий. Оба вида конкуренции взаимосвязаны: групповая конкуренция представляет собой продолжение индивидуальной.

Отдельные предприятия внутри групп по-прежнему конкурируют друг с другом. Они действуют в одном направлении лишь в том случае, когда их интересы совпадают, когда приходится решать общие проблемы, которые поодиночке каждыйконкурентов не может решить

Конкурентная борьба предприятий на отраслевом рынке объективно предполагает также и их участие одновременно в межотраслевой конкуренции.

Конкурентная борьба между предприятиями одной отрасли, производящими аналогичные товары и услуги, удовлетворяющие одинаковые потребности, но различающиеся по цене, качеству и способам доведения до потребителя, называется внутриотраслевой конкуренцией. При этом предметная конкуренция имеет место между предприятиями, производящими идентичные товары, различающиеся лишь качественно. В ряде случаев такие товары одинаковы и по качеству. Для многих предприятий, производящих потребительские товары, свойственна именно предметная конкуренция.

Если предприятия выпускают товары одного вида, предназначенные для удовлетворения одинаковых потребностей, но отличающиеся каким-либо одним ключевым параметром, то между ними возникает видовая конкуренция. Например, видовая конкуренция имеет место между предприятиями, производящими автомобили одной марки, но с разными по мощности двигателями. Как правило, уровень интенсивности предметной конкуренции более высок по сравнению с видовой.

Межотраслевая конкуренция имеет место между предприятиями различных отраслей. Она может осуществляться в двух видах: конкуренция на основе перелива капитала из одной отрасли в другую и функциональная конкуренция. Первая форма конкуренции возникает при смене предприятием профиля своей деятельности или ее диверсификации.

Причиной смены профиля деятельности предприятия служат более

выгодные рыночные условия в других отраслях, более высокая прибыль.

Перелив капитала теоретически, в конечном итоге, должен выравнивать прибыльность различных отраслей. Однако практическое осуществление межотраслевого перераспределения капитала во многих случаях затруднено или просто невозможно из-за наличия многочисленных входных и выходных барьеров отраслевого характера.

В основе функциональной конкуренции лежит производство предприятиями разных отраслей товаров, удовлетворяющих одинаковые потребности, то есть производство товаров-субститутов. Такая ситуация наблюдается, в первую очередь, применительно к предприятиям, производящим продукты питания, одежду, обувь, транспортные средства и т.д. Производство товаров-субститутов существенно расширяет предложение на рынке товаров и, следовательно, приводит к обострению межотраслевой конкуренции. Понятно, что предпринимателям выгоднее работать в таких отраслях, продукция которых не имеет приемлемых товаров-субститутов.

Ценовая и неценовая конкуренция

В соответствии с использованием разных методов конкурентной борьбы различают две формы конкуренции: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция базируется на изменения цен, как правило, на их снижении. Ценовой метод конкурентной борьбы - самый простой и давно применяемый.

Ценовая конкуренция может осуществляться в открытой (явной) скрытой (неявной) формах. При открытой ценовой конкуренции предприятия открыто ставят в известность потребителей своего товара oб изменении цен на него. При скрытой ценовой конкурентной борьбе предприятия, например, могут провести незначительную модернизацию своей продукции и поднять после этого цену на него.

Следует подчеркнуть, что снижение цен не всегда ведет к росту спроса на товар. Иногда снижение цен на товар может привести недоверию покупателей и даже отпугнуть их. Кроме того, снижение цен натовар снижает его престижность в глазах богатых потребителей.

В случае неценовой конкуренции применяются методы улучшение качества товара, условий его продажи и послепродажного обслуживание Широко распространены методы дифференциации товара. Важное месте отводится также рекламной деятельности предприятия. Что касается улучшения качества товара, то, в первую очередь, обращается внимание на его надежность, безопасность, долговечность, внешний вид, упаковку, срок службы и т.д. В отличие от ценовой конкуренции возможность применения методов неценовой конкуренции значительно шире.

Добросовестная и недобросовестная конкуренция

С марта 1991 г. в Российской Федерации действует закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который уточнялся в июне 1992 г. и в мае 1995 г. Закон определяет организационные и правовые основы, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Он направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с законом недобросовестная конкуренция - это любые действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, которые противоречат:

• положениям действующего законодательства,

• обычаям и традициям делового общения,

• требованиям добропорядочности, разумности и справедливости

и могут: причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, нанести ущерб их деловой репутации. Противоположностью недобросовестной конкуренции является добросовестная конкуренция.

Рыночная концепция конкуренции имеет место в случае, когда в качестве конкурентов рассматриваются компании, удовлетворяющие одну и ту же потребность. В экономической литературе принято раз­делять конкуренцию по видам, способам и методам.

Конкурентоспособность товара — это набор его потре­бительских и стоимостных (ценовых) характеристик, определяющих его успех на целевом рынке. Конкурентоспо­собный товар способен более эффективно удовлетворять по­требности покупателей, чем другие аналогичные товары.

Конкурентоспособность товара надо оценивать по крите­риям, которыми оперируют потребители, приобретая товар. Для этого используют две группы параметров: технические и экономические.

В группу технических параметров, используемых при оцен­ке конкурентоспособности, входят: параметры назначения, эргономические, эстетические и нормативные параметры.

Параметры назначения описывают свойства, область при­менения товара и функции, которые он должен выполнять (гру­зоподъемность, производительность и т. д.).

Эргономические параметры говорят о степени удобства использования товара с точки зрения его соответствия свой­ствам человеческого организма.

Эстетические параметры описывают внешний вид това­ра: дизайн, стиль и т.д.

Нормативные параметры отражают соответствие харак­теристик товара обязательным нормам и стандартам.

Экономические параметры учитывают не только цену товара, но и все затраты, связанные с эксплуатацией: цена изделия, затраты на транспорт затраты на монтаж; затраты на эксплуатацию; затраты на ремонт и т.д.

На основе изучения запросов потребителей определяется набор параметров, важность каждого параметра для потреби­теля и соответствие этого параметра потребности.

Затем рассчитывается сводный показатель конкуренто­способности товара для каждой группы параметров (техни­ческих и экономических) как сумма произведений значимо­сти каждого параметра и степени его воплощения.

Интегральный показатель конкурентоспособности рассчи­тывается как отношение сводного технического показателя конкурентоспособности по техническим параметрам к свод­ному показателю конкурентоспособности по экономическим параметрам.

Целью анализа конкурентоспособности фирмы является выяв­ление факторов, воздействующих на отношение потребителей к фир­ме и ее продукции.

Ø Имидж фирмы (представление потребителей о репутации фир­мы и ее продуктах, о марочной политике предприятия и т.д.).

Ø Качество товаров, уровень их соответствия международным стандартам.

Ø Развитие НИОКР, наличие передовых технологий.

Ø Коммерческие условия (предоставление кредитов, скидок).

Ø Организация сбытовой сети (формы сбыта, система товаро­движения).

Ø Организация технического обслуживания (сроки гарантийно­го ремонта, стоимость сервисного обслуживания и т.д.).

Ø Продвижение товаров на рынке.

Ø Организационные факторы (включают систему скидок, сроки и условия гарантий и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.