КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция
Индивидуальная и групповая конкуренция Конкуренция продавцов и конкуренция покупателей В зависимости от места субъектов процесса конкуренции можно выделить два вида конкуренции: конкуренцию продавцов товаров и услуг и конкуренцию покупателей товаров и услуг. Обе рассмотренные формы конкуренции проявляются на рынке одновременно, в определенном соотношении. На каждом конкретном рынке их соотношение предопределяется соотношением рыночных сил продавцов и покупателей. На рынке продавца более значительной силой обладают продавцы. На таком рынке продавцы имеют возможность в определенной мере диктовать покупателям свои условия, здесь преобладает конкуренция покупателей. На рынке покупателя большую рыночную силу имеют покупатели. Теперь уже они имеют возможность влиять на рынок и диктовать свои условия, здесь уже преобладает конкуренция продавцов. В соответствии с определением конкурентная борьба предполагает соперничество, отношения «взаимного отталкивания» субъектов конкуренции друг от друга. Различают два вида конкуренции в зависимости от степени тесноты сотрудничества субъектов конкуренции: индивидуальную конкуренцию и групповую. Индивидуальная конкуренция существует в ситуации, когда конкурентами являются отдельно взятые предприятия. Групповая конкуренция предполагает соперничество уже сложившихся групп предприятий. Оба вида конкуренции взаимосвязаны: групповая конкуренция представляет собой продолжение индивидуальной. Отдельные предприятия внутри групп по-прежнему конкурируют друг с другом. Они действуют в одном направлении лишь в том случае, когда их интересы совпадают, когда приходится решать общие проблемы, которые поодиночке каждыйконкурентов не может решить
Конкурентная борьба предприятий на отраслевом рынке объективно предполагает также и их участие одновременно в межотраслевой конкуренции. Конкурентная борьба между предприятиями одной отрасли, производящими аналогичные товары и услуги, удовлетворяющие одинаковые потребности, но различающиеся по цене, качеству и способам доведения до потребителя, называется внутриотраслевой конкуренцией. При этом предметная конкуренция имеет место между предприятиями, производящими идентичные товары, различающиеся лишь качественно. В ряде случаев такие товары одинаковы и по качеству. Для многих предприятий, производящих потребительские товары, свойственна именно предметная конкуренция. Если предприятия выпускают товары одного вида, предназначенные для удовлетворения одинаковых потребностей, но отличающиеся каким-либо одним ключевым параметром, то между ними возникает видовая конкуренция. Например, видовая конкуренция имеет место между предприятиями, производящими автомобили одной марки, но с разными по мощности двигателями. Как правило, уровень интенсивности предметной конкуренции более высок по сравнению с видовой. Межотраслевая конкуренция имеет место между предприятиями различных отраслей. Она может осуществляться в двух видах: конкуренция на основе перелива капитала из одной отрасли в другую и функциональная конкуренция. Первая форма конкуренции возникает при смене предприятием профиля своей деятельности или ее диверсификации. Причиной смены профиля деятельности предприятия служат более выгодные рыночные условия в других отраслях, более высокая прибыль. Перелив капитала теоретически, в конечном итоге, должен выравнивать прибыльность различных отраслей. Однако практическое осуществление межотраслевого перераспределения капитала во многих случаях затруднено или просто невозможно из-за наличия многочисленных входных и выходных барьеров отраслевого характера.
В основе функциональной конкуренции лежит производство предприятиями разных отраслей товаров, удовлетворяющих одинаковые потребности, то есть производство товаров-субститутов. Такая ситуация наблюдается, в первую очередь, применительно к предприятиям, производящим продукты питания, одежду, обувь, транспортные средства и т.д. Производство товаров-субститутов существенно расширяет предложение на рынке товаров и, следовательно, приводит к обострению межотраслевой конкуренции. Понятно, что предпринимателям выгоднее работать в таких отраслях, продукция которых не имеет приемлемых товаров-субститутов. Ценовая и неценовая конкуренция В соответствии с использованием разных методов конкурентной борьбы различают две формы конкуренции: ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция базируется на изменения цен, как правило, на их снижении. Ценовой метод конкурентной борьбы - самый простой и давно применяемый. Ценовая конкуренция может осуществляться в открытой (явной) скрытой (неявной) формах. При открытой ценовой конкуренции предприятия открыто ставят в известность потребителей своего товара oб изменении цен на него. При скрытой ценовой конкурентной борьбе предприятия, например, могут провести незначительную модернизацию своей продукции и поднять после этого цену на него. Следует подчеркнуть, что снижение цен не всегда ведет к росту спроса на товар. Иногда снижение цен на товар может привести недоверию покупателей и даже отпугнуть их. Кроме того, снижение цен натовар снижает его престижность в глазах богатых потребителей. В случае неценовой конкуренции применяются методы улучшение качества товара, условий его продажи и послепродажного обслуживание Широко распространены методы дифференциации товара. Важное месте отводится также рекламной деятельности предприятия. Что касается улучшения качества товара, то, в первую очередь, обращается внимание на его надежность, безопасность, долговечность, внешний вид, упаковку, срок службы и т.д. В отличие от ценовой конкуренции возможность применения методов неценовой конкуренции значительно шире.
Добросовестная и недобросовестная конкуренция С марта 1991 г. в Российской Федерации действует закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который уточнялся в июне 1992 г. и в мае 1995 г. Закон определяет организационные и правовые основы, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Он направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В соответствии с законом недобросовестная конкуренция - это любые действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, которые противоречат: • положениям действующего законодательства, • обычаям и традициям делового общения, • требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут: причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, нанести ущерб их деловой репутации. Противоположностью недобросовестной конкуренции является добросовестная конкуренция. Рыночная концепция конкуренции имеет место в случае, когда в качестве конкурентов рассматриваются компании, удовлетворяющие одну и ту же потребность. В экономической литературе принято разделять конкуренцию по видам, способам и методам. Конкурентоспособность товара — это набор его потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик, определяющих его успех на целевом рынке. Конкурентоспособный товар способен более эффективно удовлетворять потребности покупателей, чем другие аналогичные товары. Конкурентоспособность товара надо оценивать по критериям, которыми оперируют потребители, приобретая товар. Для этого используют две группы параметров: технические и экономические. В группу технических параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, входят: параметры назначения, эргономические, эстетические и нормативные параметры. Параметры назначения описывают свойства, область применения товара и функции, которые он должен выполнять (грузоподъемность, производительность и т. д.).
Эргономические параметры говорят о степени удобства использования товара с точки зрения его соответствия свойствам человеческого организма. Эстетические параметры описывают внешний вид товара: дизайн, стиль и т.д. Нормативные параметры отражают соответствие характеристик товара обязательным нормам и стандартам. Экономические параметры учитывают не только цену товара, но и все затраты, связанные с эксплуатацией: цена изделия, затраты на транспорт затраты на монтаж; затраты на эксплуатацию; затраты на ремонт и т.д. На основе изучения запросов потребителей определяется набор параметров, важность каждого параметра для потребителя и соответствие этого параметра потребности. Затем рассчитывается сводный показатель конкурентоспособности товара для каждой группы параметров (технических и экономических) как сумма произведений значимости каждого параметра и степени его воплощения. Интегральный показатель конкурентоспособности рассчитывается как отношение сводного технического показателя конкурентоспособности по техническим параметрам к сводному показателю конкурентоспособности по экономическим параметрам. Целью анализа конкурентоспособности фирмы является выявление факторов, воздействующих на отношение потребителей к фирме и ее продукции. Ø Имидж фирмы (представление потребителей о репутации фирмы и ее продуктах, о марочной политике предприятия и т.д.). Ø Качество товаров, уровень их соответствия международным стандартам. Ø Развитие НИОКР, наличие передовых технологий. Ø Коммерческие условия (предоставление кредитов, скидок). Ø Организация сбытовой сети (формы сбыта, система товародвижения). Ø Организация технического обслуживания (сроки гарантийного ремонта, стоимость сервисного обслуживания и т.д.). Ø Продвижение товаров на рынке. Ø Организационные факторы (включают систему скидок, сроки и условия гарантий и т.д.).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |