КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие форм обучения и форм организации обучения
Виды обучения. Формы организации учебного процесса. Генезис форм обучения. Понятие форм обучения и форм организации обучения. Выбор методов и средств обучения Выбор методов образовательной деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно: • закономерностей и вытекающих из них принципов обучения; • общих целей обучения, воспитания и развития человека; • конкретных образовательно-воспитательных задач; • уровня мотивации обучения; • особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины; • содержания материала; • времени, отведенного на изучение того или иного материала; • количества и сложности учебного материала; • уровня подготовленности учащихся; • возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; • сформированное™ у учащихся учебных навыков; • типа и структуры занятия; • количества учащихся; • интереса учащихся; • взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность); • материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств; • особенностей личности педагога, его квалификации. С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода обучения или их сочетания для проведения занятия. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое метод обучения? 2. Раскройте сущность известных вам классификаций методов обучения. 3. Какая классификация методов обучения, на ваш взгляд, является наиболее удачной? 4. При каком условии предмет выполняет функцию средства обучения?
5. По каким основаниям классифицируются средства обучения? Основная литература 1. Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2002. 2. Харламов И. Ф. Педагогика: Курс лекций. 4-е изд. М., 1999. 3. Вульфов Б. 3., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М., 1997. Дополнительная литература 1. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001. 2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. М., 1986. 3. Дидактика средней школы / Под ргд. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. 4. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 5. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1981., Глава 17. Формы организации учебного роцесса Интерес возникает из интересных предметов и занятий. Из богатства таковых возникает многосторонний интерес. И. Ф. Гербарт В педагогической литературе часто встречаются разные толкования таких понятий, как «форма обучения» и «форма организации обучения». Идентичные эти понятия или нет? Какой смысл вкладывается в них? Начнем с того, что латинское слово «forma» означает внешнее очертание, наружный вид, структуру чего-либо. По отношению к обучению понятие «форма» употребляется в двух значениях, как: а) форма обучения; б) форма организации обучения. Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов. Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по разным основаниям: по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Это подразделение не является строго научной классификацией, но позволяет несколько упорядочить разнообразие форм обучения.
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником. ' В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах. Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия. При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками. Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, связаны с местом проведения занятий. Рассмотрим теперь, какой смысл вкладывается в понятие «форма организации обучения», или «организационная форма обучения». Эти понятия рассматриваются как синонимы. Форма организации обучения — это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.). Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным основаниям. Например, Андреев В. И. в основу классификации форм организации обучения кладет структурное взаимодействие элементов по доминирующей цели обучения. Он выделяет следующие формы организации обучения: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий1. Онищук В. А. подразделяет формы организации обучения по дидактическим целям на теоретические, практические, трудовые, комбинированные1. Хуторской А. В. выделяет три группы форм организации обучения: индивидуальные занятия; коллективно-групповые занятия; индивидуально-коллективные занятия. К индивидуальным занятиям относятся репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение. Коллективно-групповые занятия включают уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры. Индивидуально-коллективные занятия: погружения, творческие недели, научные недели, проекты3.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |