Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологию (методику) обучения




План

II. Академический текст

I. Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента

Тема 3. Современное состояние образования

Дополнительная

IV. Литература

Основная:

1. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. — М., 1998. –С.34-76.

2. Хуторской А.В. Современная дидактика. — Санкт-Петербург. – 2001. – С. 37-45.

 

 

Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.

Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и систе­мах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.

Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.

Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование. — 1997. - №3. - С. 93-95.

Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1984. — 256 с.

 

 


Результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать:

3. Знания:

- тенденций развития современного образования;

- содержания реформы образования в Республике Беларусь;

- Закона Республики Беларусь "Об образовании";

- сущности государственного образовательного стандарта.

Умения:

- Оценивать влияние мировых образовательных тенденций на отечественное образование;

- Анализировать статьи Закона Республики Беларусь "Об образовании";

- Анализировать основополагающие положения реформы образования в Республике Беларусь на предмет их соответствия мировым образовательным тенденциям.

- адаптировать государственный образовательный стандарт к индивидуальной образовательной деятельности.

1. Мировые образовательные тенденции.

2. Реформа образования в Республике Беларусь.

3. Закон Республики Беларусь "Об образовании".

 

1. Футурологи предсказывают, что к середине ХХ! века общество, в котором будет жить население развитых стран, можно будет характеризовать как общество знания. И с большой долей уверенности есть основания полагать, что именно так и случится. Но общество знания – это, прежде всего общество, где приоритет будет иметь сфера образования. На этом цивилизационном этапе именно знания, именно интеллектуальный капитал становится определяющим для хода истории человечества. В силу этого и сфера образования, сохраняя, с одной стороны, функции стабилизации общества, приобретает новое звучание как катализатор цивилизационных изменений. В связи с этим интенсивно развивается международное образовательное пространство, объединяющее национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающихся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении многообразия.

В мировой системе образования выделяют следующие глобальные тенденции:

- образование для всех – ориентация образовательных программ на высококачественное обучение, воспитание и развитие всех детей;

- учет интересов и потребностей отдельного ученика и общества в целом;

- воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу;

- личностно ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них общеучебные умения;

- адаптация молодежи к меняющимся условиям жизни общества;

- открытость образования, доступность знаний и информации для широких слоев населения;

- разрастание рынка образовательных услуг;

- поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов;

- существенное увеличение в мировом образовательном пространстве гуманитарной составляющей.

Функцию нормативно-правовой поддержки процесса развития мирового образовательного пространства выполняет ЮНЕСКО.

В результате мировых интеграционных процессов к концу ХХ века сформировались отдельные типы регионов. Последние организовались по признаку международного сотрудничества в области образования и степени влияния на развитие образования других стран и регионов. К ним относятся регион Западной Европы, США и Канады, Латинской Америки (кроме ЮАР), Азиатско-Тихоокеанский и регион бывшего СССР и Восточной Европы.

В мире известны разные модели образования. Среди них:

¨ американская модель: младшая средняя школа – средняя школа – старшая средняя школа – колледж двухгодичный колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура;

¨ французская модель: единый колледж – технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей – университет, магистратура, аспирантура.

¨ немецкая модель: общая школа – реальное училище, гимназия и основная школа – институт и университет, аспирантура;

¨ английская модель: объединенная школа – грамматическая и современная школа-колледж – университет, магистратура, аспирантура;

¨ российская модель: общеобразовательная школа – полная средняя школа, гимназия и лицей-колледж – институт, университет и академия – аспирантура – докторантура.

2. За минувшее десятилетие, особенно во второй половине 90-х годов, в образовании Республики Беларусь произошли существенные изменения. Началась реформа образования. Необходимость ее обусловлена следующими факторами:

- Сохранение здоровья детей. За последние 15 лет учебная нагрузка в основной школе заметно возросла, ее увеличение наряду с другими факторами негативно сказывается на здоровье школьников.

- Повышение качества образования. Достижение нового качества образования должно стать средством социализации учащихся, основой их успешной деятельности. В условиях наукоемких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке молодежи. В условиях информационного общества изменяется самоценностность знаний как таковых. С одной стороны – они становятся более доступными, а с другой получение новых знаний, умений является обязательным для человека на протяжении всей его жизни. Невозможно в школе или другом учебном заведении получить полное, всестороннее образование на всю жизнь. Отсюда вывод. Сохраняя наши достижения в области фундаментального и профессионального образования. Необходимо преобразовать учебный процесс на формирование у школьников и студентов желания и умения самостоятельно получать знания из различных источников информации.

- Конкурентоспособность отечественного образования. Согласно Декларации Совета Европы(1992), преобладающей международной политикой является 12-летнее школьное образование. В большинстве развитых стран общее среднее образование обеспечивается за 12-14 лет. Что касается высшего образования, то согласно Лиссабонской конвенции необходимо начать переход к двухступенчатой подготовке специалистов с высшим образованием (бакалавр(4 года), специалист (5 лет) – 1-ая ступень; магистр – 2-ая ступень) Введение в Белоруссии общепринятой в мировом сообществе продолжительности обучения в средней школе и вузе позволит не допустить увеличения технологического разрыва с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников и предоставит им дополнительную возможность для выбора индивидуальной образовательной программы.

Реформа образования затрагивает следующие направления:

1. Организационную структуру:

- 12-летнее среднее образование

- начало обучения с 6-летнего возраста;

- введение подготовительного класса;

- обязательное 10-летнее обучение в базовой школе;

- поэтапный переход к многоступенчатой системе высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру

- диверсификацию типов учебных заведений: высший колледж- институт – академия, университет;

- интеграция средне специального и высшего образования в рамках университетских комплексов ССУЗ – ВУЗ, лицей – ВУЗ (Табл. 1, прил. 1)

2. Содержание образования:

- обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе;

- сущностное содержание образования за счет выделения системообразующих понятий, принципов, закономерностей с одновременной разгрузкой за счет второстепенного или устаревшего материала;

- Блочно-модульный подход;

- изменение подходов к содержанию образования как к образовательной среде для личностного развития учащихся;

- усиление в образовательном процессе индивидуального компонента содержания образования, реализующего возможность индивидуальной образовательной траектории ученика;

- разработка деятельностного компонента содержания образования, то есть включение в обязательный минимум содержания образования специально отобранных способов деятельности, техник и технологий, которыми необходимо овладеть учащемуся, студенту.

- Личностно-ориентированное обучение, направленное на обеспечение личностного роста ученика, его самореализацию по отношению к образовательным областям.

- расширение применения обучающе-исследовательского принципа организации учебного процесса, который предполагает активное включение студентов в конкретную научно-исследовательскую работу;

- применение активных методов и форм обучения;

- увеличение доли самостоятельной работы студентов;

- использование информационных, компьютерных технологий, дистанционных форм обучения.

В нашей стране нынешняя Реформа образования не первая. Проблемы образования пытались решить в ходе реформ 1959,1966,1977, 1984 годов. Однако это удавалось не в полной мере в силу постоянной смены образовательных ориентиров, стремления осуществить преобразования в сжатые сроки. Поэтому для успешного осуществления нынешней реформы образования, по нашему мнению, необходимо решить целый комплекс проблем, связанных, прежде всего с социальной сферой:

¨ повышения уровня средней зарплаты педагогических работников. В 2001 году средний уровень по отрасли составлял 60% от средней по промышленности.

¨ существенное увеличение финансирования системы образования из государственного бюджета. Расходы на образование в 2000 году составляли – 5,9%, 2002 – 6,7% от внутреннего валового продукта. По нашему мнению, этих средств для дальнейшего развития белорусского образования явно недостаточно. В середине 80-х гг. доля образования во внутреннем валовом продукте составляла около 10%. Тогда лучшие выпускники школ шли в педвузы. Из них в будущем сформировалась плеяда отличных педагогов.

¨ повышение престижа учителя. Рейтинг профессии учителя резко упал. Учитель не на словах, а на деле должен почувствовать свою значимость и значительность.

¨ улучшение качества учебников;

¨ повышение требовательности к Вузам за судьбу своих выпускников.

3. Многие из этих проблем можно и нужно решать законодательным путем. Одним из законов, направленных на совершенствование образования для всех, является Закон Республики Беларусь "Об образовании", принятый в 1991 году, измененный и дополненный в 1995, 1996, 1999, 2002 годах. В редакции Закона от 19 марта 2002 года 14 глав и 49 статей, относящихся к государственной политике в области образования, системе образования и ее управлению, социальным гарантиям и реализации прав граждан на образование. Новая редакция Закона об образовании учитывает главные цели развития национальной системы образования и в статье 1 Закона провозглашает следующие принципы образования:

¨ приоритетности образования;

¨ обязательности общего базового образования;

¨ осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

¨ доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

¨ национально-культурной основы образования;

¨ приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

¨ научности;

¨ экологи чекой направленности образования;

¨ демократического характера управления образованием;

¨ светского характера образования.

В этой же статье рассматривается взаимоотношение учреждений образования и зарегистрированных религиозных организаций, по которой в организациях системы образования не допускается деятельность религиозных организаций, которая противоречит законодательству, в том числе анонимная. Во внеурочное время учреждения образования могут взаимодействовать с зарегистрированными организациями по вопросам воспитания детей на основе письменных заявлений законных представителей детей или совершеннолетних учащихся.

Статья 5 главы 1 определяет вопрос о языках обучения и воспитания. Основными языками обучения и воспитания в учреждения образования Республики Беларусь являются белорусский и русский. В законе записано, что государство гарантирует гражданам право выбора языка обучения и воспитания и создает соответствующие условия для реализации этого права. Обучению на белорусском языке, изданию литературы, учебников и учебных пособий на белорусском языке оказывается государственная поддержка.

Глава 2 закона "Об образовании" посвящена национальной системе образования, где рассмотрена структура национальной системы образования, включающая в себя:

¨ участников образовательного процесса;

¨ Образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

¨ учреждения образования и другие организации;

¨ государственные органы управления образованием.

Согласно. Ст.2 Закона "Об образовании" образование в Республике Беларусь подразделяется на основное и дополнительное. Основное образование (ст.7) включает следующие уровни:

- дошкольное образование;

- общее базовое образование;

- общее среднее образование;

- профессионально-техническое образование;

- среднее специальное образование;

- высшее образование;

- послевузовское образование.

Дополнительное образование (Ст.8) может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

¨ внешкольное обучение и воспитание;

¨ повышение квалификации и переподготовку кадров.

Статья 10 Закона определяет общие требования к порядку приема, распределения обучающихся в учреждениях образования. Согласно этой статье, выпускники, обучающиеся за счет средств республиканского и местных бюджетов в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, распределяются в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

Статьей 11 Закона в Республике Беларусь устанавливается система образовательных стандартов. Государственные образовательные стандарты Республики Беларусь содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании.

Отраслевые образовательные стандарты определяют:

¨ Обязательный минимум содержания образования.

¨ Максимальный объем учебной нагрузки.

¨ Требования к уровню подготовки выпускников.

По сути дела в этих трех компонентах и сосредоточены отраслевые образовательные стандарты. То есть образовательными стандартами не являются ни учебные программы, ни учебники, как это иногда считают. Наоборот, программы и пособия должны разрабатываться в соответствии с государственными стандартами.

Главы 3-11 Закона "Об образовании " в Республике Беларусь посвящены каждому звену системы образования. Установлены конкретные требования ко всем типам Учреждений образования. Законом создано правовое поле для существования различных типов учреждений образования. Установлен порядок их лицензирования и аккредитации, государственного контроля за обеспечением качества образования (Гл.3,ст. 15-19).

В главе 4 Закона Республики Беларусь "Об образовании" регулируется получение дошкольного образования, зафиксировано, что дошкольные учреждения могут углубленно развивать одно из направлений учебно-оздоровительной работы.

Закон закрепил изменения в структуре общего среднего образования (Гл.5). Продолжительность его получения – 12 лет. Общее среднее образование включает уровень базового образования. Срок обучения в базовой школе – 10 лет. Получение базового образования обязательное условие для завершения общего среднего образования, в учреждениях, которые обеспечивают получение общего среднего, профессионально-технического, средне специального образования.

Важным для профессионально-технического образования является норма закона об интеграции профессионально-технического образования со средне специальным образованием (Гл. 6).

Высшим учебным заведением закон гарантирует свободу педагогической и научной деятельности, свободу выбора форм и методов обучения, автономию управления. Структура высшего образования включает две ступени, в том числе бакалавриат, магистратуру. Снято ограничение на получение только одного бесплатного высшего образования. Предусматривается кредитование граждан, которые обучаются на платной форме обучения. Статья 18 особо отмечает, что аккредитованные учебные заведения, в том числе и частные, в которых уровни подготовки выпускников соответствуют образовательным стандартам, имеют право на выдачу документов установленного единого образца об образовании. (Гл. 8).

В Закон включена глава, посвященная специальному образованию (Гл.10). Это правовая основа для создания в перспективе системы беспрерывного образования для лиц с особенностями психофизического развития.

Принятый Закон "Об образовании" – базовый, это значит, что он служит основой для разработки и принятия законов прямого действия. Так, в ближайшее время будут разработаны и приняты законы "О профессионально-техническом образовании", "О высшем образовании", "О специальном образовании", "Об образовании взрослых".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.