Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Тест




План

II. Академический текст

I. Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента

Дидактический практикум

1. Сформулируйте, каковы отношения между развитием личности и процессом воспитания, обучения.

2. Сформулируйте для себя, в чем состоит взаимосвязь факторов, определяющих развитие личности.

3. Представить педагогическую ситуацию, где различ­ный характер изменения личности, происходящий под влиянием внутренних и внешних условий, предопределяет различного рода физическое или психическое развитие ребенка;

4. Представить такую педагогическую ситуацию, где видится только словесное воздействие на личность и совершенно отсутствуют формы социальной активности. Показать, что в данном случае нет никаких изменений в личности, характеризующих ее развитие.

 

Литература

1. Ильина Т.А. Педагогика. — М., 1984. — Лекция 2. — С. 36-37.

Хрипкова А.Г. Биологическое и социальное в разви­тии и формировании человека // Задания и метод, материалы к семинарским занятиям по курсу общей педагогики. — Таганрог, 1981. — С. 29-39.

3. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические пробле­мы соотношения биологического и социального // Со­ветская педагогика. — 1984. — № 5.

4. Розанов В. Школа радости (сохранение индивидуаль­ности) // УГ. — 1994. — № 4.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. — М., 1997. — Гл. 8.

 


Тема5: Педагогический процесс: сущность и структура

Результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать:

Знания:

- сущности педагогического процесса и его структуры;

- компонентов педагогического процесса;

- этапов педагогического процесса.

Умения:

- характеризовать педагогический процесс в учреждении образования;

- выделять структуру педагогического процесса;

- анализировать компоненты педагогического процесса;

- создавать по заданному образцу модель педагогического процесса учреждения образования.

 

1. Сущность педагогического процесса и его структура.

2. Компоненты целостного педагогического процесса.

3. Этапы педагогического процесса.

4. Движущие силы педагогического процесса.

 

1. Система типа школы, ПТУ, техникума, вуза в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитанники, называют педагогическими системами. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях таких систем называют педагогическим процессом.

Латинское слово — «процессу» — движение вперед, изменение. Педагогический процесс это процесс, в котором до­стигается цель образования и воспитания путем взаимо­действия воспитателей и воспитуемых. Педагогический процесс организуется в рамках конкретной педагогической системы. В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем – детского сада, школы, вуза. К новым системам относятся – музей, семья, производственный коллектив, спортивная или музыкальная школа и др. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Амоношвили, Иванова, Караковского, Макаренко, Сухомлинского, Шаталова и др. Итак, раскроем сущность педагогического процесса. Кратко его суть может быть выражена формулой: «Обу­чая воспитывать, воспитывая обучать». То есть воспита­тель как в процессе обучения решает задачи образования и воспитания, так и в системе внеклассной работы (в ра­боте с ученическим коллективом, детским самоуправлени­ем, во взаимодействии с семьей, общественностью по месту жительства) решает задачи образования и воспитания.

Надо запомнить, что и обучение, и воспитание как основа учебно-воспитательного процесса осуществляют раз­витие личности. Тогда уточним и сущность педагогичес­кого процесса. Это осуществление развития личности на основе целостности обучения и воспитания.

Структуру педагогического процесса можно представить следующим образом:

- Педагоги – Условия (внутренние (психолого-педагогические и внешние) материально-технические) – Учащиеся

2. Основными компонентами педагогического процесса являются:

- Целевой компонент;

- Содержательный компонент,

- Деятельностный компонент;

- Результативный компонент.

Отсутствие одного из компонентов разрушает целостность педагогической системы. Остановимся подробнее на каждом из компонентов.

Целевой компонент включает в себя все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от главной цели – всестороннего и гармонического развития, до конкретных задач по формированию конкретных качеств.

Способность постановки целей своей деятельности — врожденное качество человека. Цель — предвосхищаемый результат деятельности. Целеполагание в обучении — это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его эта­пах, необходимое для проектирования образовательных действий.

Целеполагание должно проходить через весь про­цесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности учащихся, структурной стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.

Чтобы образовательные цели, формулируемые учителем, были обеспечены усло­виями достижения, необходим учет ученических целей. Организация целеполагания включает деятельность ученика, деятельность учителя и их совместную деятельность. Особое место в обучении должна занимать методика обуче­ния учащихся целеполаганию.

Содержательный компонент педагогического процесса, который можно охарактеризовать как смысл вкладываемый как в общую цель, так и в конкретные, т.е. иными словами речь идет о содержании образования.

Деятельностный компонент- взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом.

Результативный компонент педагогического процесса характеризует достигнутые результаты, изменения в личности в соответствии с целями.

3. Представим этапы педагогического процесса. Педагогический процесс имеет цикличный характер, то есть в нем можно обнаружить одни и те же этапы, определяю­щие последовательность развития самого процесса.

Главные этапы:

• подготовительный;

• основной;

• заключительный.

На подготовительном этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в соответствии с заданными целями. Здесь решаются вопросы целеполагания, диагностики условий, прогнозирования достижений, трансформации общей цели, заданной в системе образования в конкретные задачи, которые возможно решить в существующих условиях, то есть идет расшифровка общей цели соответственно данной школе, классу.

Но невозможно правильно поставить цель без диагностики существующих условий. Следовательно, идет процедура, направленная на выяснение условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Собирается необходимая информация о возможностях педагогов, учеников, об уровне их развития, пред­шествующей подготовке. За диагностикой следует прогнозирование хода и результата педагогического процесса (что-то надо взвесить; учесть, рассчитать). Этот этап за­вершает проект организации процесса — план работы. Это итоговый документ подготовительного процесса.

Второй этап осуществления педагогического процесса — это основной этап. Это взаимодействие педагогов и учеников, использование форм, методов, средств взаимной связи, создания условий для эффективного взаимодействия, стимулирование процесса воспитания. В ходе учебно-воспитательного процесса важное место отводится оперативному педагогическому контролю. Обратная связь служит оперативной мерой для качественного управления процессом, его эффективности. Оперативная обратная связь необходима для коррекции педагогического процесса.

Третий этап завершает цикл педагогического процесса посредством анализа достигнутых результатов. Чтобы не повторять ошибок и использовать все ценное, что достигнуто в деятельности учащихся.

4. Рассмотрим вопрос о движущих силах педагогического процесса. Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигае­мыми требованиями со стороны общества и реальными возможностями воспитуемого по их выполнению. Эти противоречия становится источником развития самого педагогического процесса (педагогическая система А.С. Макаренко, педагогическая система в Афинах, Спарте, педагогическая система при феодальном строе). Разрешение этих противоречий обеспечивает эволюцию педагогических систем. Следовательно, задача педагогов состоит в том, чтобы овладеть умением диагностики (изучение возможностей детей) и на основе этого проектировать ближние и дальние перспективы в учебно-воспитательном процессе. Второе противоречие — многообразие жизненных взаимодействий ребенка и невозможность охвата этого взаимодействия педагогическим влиянием со стороны учебного заведения.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите наиболее яркие впечатления, мысли или суждения, возникшие у Вас в ходе знакомства с данной темой. Назовите главные достигнутые Вами результаты.

2. Что такое педагогический процесс? Какие связанные с ним методологические вопросы вы считаете главными? Что осталось неясным. Сформулируйте свои вопросы.

3. Какие требования должны предъявляться к образовательным целям учителя и ученика, чтобы они могли быть достигнуты?

 

I. Заполните пропуски

1. Педагогический процесс – это система, объединяющая в себе процессы …………………, ………………, …………………..

2. Компонентами педагогического процесса являются ………………., ……………., ……………., ……………..

3. Между компонентами существуют ………………, которые подлежат выявлению и учету.

II. Выберите правильный ответ. В чем заключается целостность педагогического процесса?

1. В подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели – формированию всесторонне и гармонически развитой личности.

2. В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой.

3. В том, что все процессы, образующие общий педагогический процесс, протекают в одних и тех же условиях.

4. В том, что педагогический процесс не делится на составные части.

5. Назовите основные этапы педагогического процесса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.