Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Тест




План

II. Академический текст

I. Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента

Обучение в целостном педагогическом процессе

Тема 6. Дидактика и ее основные категории.

IV. Дидактический практикум

1.В соответствии со структурой, основными компонентами и этапами педагогического процесса предложите свой вариант осуществления педагогического процесса.

2. На ваш взгляд, по каким критериям можно анализировать ход и результаты педагогического процесса.

 

Основная литература

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. — М., 1988.

2. Воронов Б.Б. Педагогика школы в двух словах. — М„ 1999. — Гл. 3.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1993.

4. Подласый ИЛ. Педагогика. — М., 1996,

5. Стпефановская ТА. Педагогика: наука и искусство. — М., 1998. — Гл. V.

 

Результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать:

Знания:

- сущности процесса обучения и его методологической основы;

- основных категорий дидактики;

- основных видов, форм, методов и средств обучения.

Умения:

- выделять существенные признаки различных видов обучения;

- применять различные методы обучения на различных этапах усвоения знаний;

- распознавать базу знаний о методах, формах и приемах обучения в реальном педагогическом процессе;

- анализировать методы самостоятельной работы.

 

1. Дидактика и ее основные категории.

2. Сущность процесса обучения и его методологическая основа.

3. Виды обучения.

4. Понятие содержания образования.

5. Методы, формы и средства обучения

 

1. Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий и didasko — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это сло­во появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обуче­ния. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные за­дачи дидактики — разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: ког­да, где, кого и зачем учить.

Основными категориями дидактики являются: преподава­ние, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присво­ить понятиям дидактической системы и технологии обучения. Отсюда получаем краткое и емкое определение: дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, мето­дах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспече­ние информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возни­кают новые формы поведения и деятельности, изменяются ра­нее приобретенные.

Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащегося, направленный на усвоение знаний, умений и навыков и развитие учащихся.

Образование – результат обучения.

Содержание образования - те знания, умения и навыки, а также мировоззренческие идеи и ценности, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения

Знание — совокупность идей человека, в которых выражает­ся теоретическое овладение этим предметом (П.В. Копнин).

Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Форма (от лат. forma — внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутрен­ней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего свя­зана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод (от лат. metodos — путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмот­рим ниже.

Результаты (продукты обучения) — это то, к чему прихо­дит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

 

2. Одним из двух главных процессов, составляющих целост­ный педагогический процесс, является процесс обучения (учеб­ный процесс).

Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и раз­вития, составной частью которых он является. Вот почему дать полное и всестороннее определение этого процесса очень труд­но. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различ­ной природы. Отсюда и множество определений процесса.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается глав­ным образом преподавание. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента — преподавание и учение. Преподавание понима­ется как деятельность учителей по организации усвоения учеб­ного материала, а учение — как деятельность учащихся по ус­воению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.

Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях.

В современном понимании для обучения характерны следу­ющие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная дея­тельность учителей и учащихся; 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная планомерная организация и управле­ние; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерно­стям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учащихся; 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся.

Методологической основой процесса обучения отече­ственной дидактики является материалистическая тео­рия познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике».

Материалистическая теория познания утверждает:

• в человеческом познании идет отражение объектив­ной реальности;

• отражение происходит путем ощущений;

• существует закон познания.

Первый акт познания — отражение органами чувств отдельных сторон (свойств) предмета. Достоверность знаний при этом мала, так как это чувственные ощущения. Затем подключаются другие органы чувств, и создается комплекс ощущений. На их основе складывается представление. Представление — это еще не знания, так как в основе его лежит чувственное ощущение. Итак, первый этап познания завершается представлением.

На втором акте познания идет осмысление получен­ного представления. Присоединяются к нему личный (жизненный) опыт, знание теории, мыслительные операции, которыми мы владеем. И только тогда мы приходим к знаниям.

Третий акт познания завершает этот процесс. Он сводится к применению знаний на практике с целью выявления их достоверности.

Опираясь на методологическую основу процесса по­знания дидактика определяет полный и завершенный акт усвоения, что характеризует логику и структуру процесса усвоения знаний:

• восприятие,

• осмысление,

• закрепление,

• применение.

 

3. Основными видами обучения являются:

1. Сократовский вид обучения – первый вид систематического обучения (метод постановки наводящих вопросов в процессе поиска истины.

2. Догматическое обучение. Вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, механическое запоминание, и дословное воспроизведение текста.

3. Репродуктивный вид обучения (объяснительно-иллюстративное) – передача учащимся ряда очевидных знаний.

4. Развивающее обучение – деятельность учащихся происходит в «зоне ближайшего развития»;

5. Проблемное обучение – раскрывается через постановку учителем и разрешение учеником проблемного вопроса, задачи, ситуации;

6. Программированное обучение;

7. Дистанционное обучение.

 

4. Традиционно под содержанием образования понимается те знания, умения и навыки, а так же мировоззренческие идеи и ценности которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Различия в подходах к содержанию образования определяются на основе трех ди­дактических теорий: формализма, материализма и прагматизма.

Дидактический формализм (Гераклит, Цицерон, Локк, Песталоцци, Кант, Герберт) опирается на философию рационализма, утверждающую, что источником знаний является разум, поэтому необходимо, прежде всего, развивать ум и способности человека. Считается, что «многознанье уму не научает», то есть овладение фактическими знаниями не так важно для развития ума. Наоборот, гуманитарное классическое образование и особенно древние языки являются лучшим средством развития ума.

Дидактический материализм (Я. А. Коменский, Г. Спенсер) основной целью шко­лы определяет передачу учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Я. А. Коменский много лет посвятил работе над учебником, в который хотел поместить все знания, необходимые для учащихся. Подобная энциклопе­дическая модель обучения пользовалась особой популярностью среди педагогов XIX в. и сохранилась до сих пор вместе с одной из своих проблем — перегрузкой уче­ников излишней информацией.

Дидактический прагматизм (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер). Образование есть не­прерывный процесс реконструкции опыта. Источник содержания образования — не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика. Содержание образования представляется в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует от учеников коллективных усилий по решению поставленных проблем, практических действий, игровых форм занятий, индивидуальной само­стоятельности.

Во внешнем проявлении содержание образования имеет следующие уровни пред­ставления: образование в целом — ступени обучения — циклы учебных курсов — учеб­ные курсы — отдельные дисциплины — разделы, темы, уроки.

Во внутреннем (личностном) проявлении содержание образования имеет уровни представления, соответствующие личностным новообразованиям каждого конкретно­го ученика: знаниям, умениям, навыкам, видам и способам деятельности, способнос­тям, ценностным ориентациям. Структура внутреннего содержания образования и его элементов не совпадает со структурой и уровнями внешнего содержания. Внутреннее содержание образования выражается внешне через создаваемую учеником образова­тельную продукцию.

Принципы построения содержания образования: учет социальных условий и по­требностей общества; соответствие содержания образования целям выбранной моде­ли образования; структурное единство содержания образования на различных его уровнях общности и на межпредметном уровне; единство содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения; доступности и природосообразности.

Направления обновления содержания образования: Личностная ориентация, гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность, фундаментальность, усиление методологической составляющей, приоритет сохранения здоровья учащихся, обеспечение практической ориентации, усиление деятельностного компонента, профилирование и дифференциация.

Содержание образования как система может иметь различную структуру изложения. Наиболее распространенными в настоящее время яв­ляются: линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения.

При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, то есть содержание образования (знания) передается один раз в определенной логике.

Концентрическая структура изложения предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз (например, изучение площадей в математике).

Характерной особенностью спиральной системы изложения материала является то, что учащиеся, не теряя, из поля зрения исходную проблему, постоянно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В ней нет перерывов, характерных для концентрической системы. При смешанной системе происходит комбинация вышеуказанных структур.

Содержание образования определяется следующими документами:

- Образовательным стандартом, который определяет

1. минимум содержания основных образовательных программ;

2. максимальный объем нагрузки обучающихся;

3. требования к уровню подготовки учащихся.

- Учебным планом. Документ, утверждаемый Министерством образования, в котором определяется:

1.Полный перечень предметов изучаемых в данном учебном заведении, на данном факультете;

2.Распределение предметов по годам и семестрам обучения;

3.Количество часов по каждому предмету;

4. Форма контроля;

5. Структура и продолжительность практики и пр.

На основе учебных планов составляются учебные программы по предметам, учебники и учебные пособия.

5. Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение ими образовательных целей. Составной частью метода является прием.

С целью систематизации методов обучения создаются различные варианты их классификаций на разных основаниях, например:

- методы учителя, ученика, их совместной работы;

- словесные, наглядные, практические методы;

- объяснительно-иллюстрированные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические), исследовательские;

- методы стимулирования и мотивации учения, методы организации и осуществ­ления учебных действий, методы контроля и самоконтроля;

- коммуникативные, познавательные, преобразовательные, систематизирующие, контрольные методы;

- когнитивные, креативные, оргдеятельностные методы обучения.

Особое место занимают эвристические методы обучения, с помощью которых уча­щиеся создают образовательную продукцию как в изучаемых курсах, так и в органи­зации своего образования. Примеры таких методов: эмпатия, смысловое, образное и символическое видение, эвристические вопросы, конструирование понятий, правил, теорий, прогнозирование ошибок, образная картина, гиперболизация, инверсия, ученическое целеполагание, рефлексия.

Выбор методов обучения определяется: смысловыми целями образования, особен­ностями учебного курса, целью урока, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения и временем, предпочтениями учителя.

Общие формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, кол­лективные, парные. В основу их деления положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учениками.

Организационные формы обучения делятся на три группы: 1) индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение; 2) коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных; 3) системы индивидуально-коллективных занятий.

Наиболее распространенная форма обучения — классно-урочная.

Типы лекций: инструктивная, лекция-диалог, лекция с научной структурой, мето­дологическая, историческая, обще предметная, обобщающая и др.

Типы семинаров: вводный, обзорный, самоорганизующий, поисковый, с индиви­дуальной работой, с групповой работой, в группах по выбору, с генерацией идей, се­минар «круглый стол», семинар-выставка, рефлексивный семинар и др.

Групповые формы обучения предполагают виды деятельности: индивидуальное самообучение, парное взаимообучение, групповая работа по общей теме, взаимообу­чение групп, выступление ученика вместо учителя и др.

Другие формы организации обучения: экскурсии, практикумы, лабораторные работы, конференции, симпозиумы, кружки, мастерские, лаборатории, олимпиады, конкурсы, консультации, зачеты, экзамены.

Средства обучения — орудия деятельности учителя и учеников представляют собой материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности.

Существует множество классификаций средств обучения, отличающихся своими основаниями, например: натуральные объекты, изображения и отображения, описа­ния предметов и явлений, технические средства обучения.

Дидактические функции средств обучения: уменьшение затрат времени; передача необходимой для обучения информации; рассмотрение изучаемого объекта или явле­ния по частям и в целом; обеспечение деятельности учащихся и педагога.

Средства медиаобразования: учебник, средства массовой информации (печать, радио, телевидение), видео компьютерные обучающие программы и игры, мультимедиа, информационные сети Интернет.

Компакт-диски помогают обеспечить интерактивность взаимодействия ученика с учебным материалом, обеспечить индивидуальную траекторию его освоения, интенсифицировать обратную связь «ученик—учитель»,

Электронный учебник предоставляет дополнительные возможности удобства и творчества: учитель и ученики могут добавлять в электронный учебник свои материалы.

Основой разработки образовательного сайта является целостная педагогическая концепция учебного заведения. Главные принципы его конструирования: адресность, интерактивность и продуктивность.

Образовательные веб-квесты — страницы по определенной теме на образовательных сайтах, которые соединены гиперссылками со страницами из других сайтов во Всемирной паутине.

III. Контролирующий блок:

1. Вопросы для самоконтроля.

2. На какие вопросы отвечает дидактика?

3. В чем сущность процесса обучения?

4.Что является методологической основой процесса обучения?

5.Назовите и охарактеризуйте основные виды обучения.

6.По каким основным параметрам различаются имеющиеся концепции содержания

образования?

7.Какими документами определяется содержание образования?

8.Сущность личностно-ориентированного содержания образования.

9.Какова связь методов и целей обучения? Методов и форм обучения? Методов и содержания обучения?

10. Дайте характеристику основным формам обучения.

11. Что такое средства обучения. Охарактеризуйте основные из них.

I. Синтезируя приведенные определения, установите сущ­ность учебного процесса.

1. Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимся.

2. Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.

3. Процесс обучения заключается в управлении познанием.

4. Процесс обучения предполагает контроль усвоения знаний, навыков, умений.

5. Процесс обучения — это двусторонняя совместная дея­тельность учителей и учащихся.

6. Учебный процесс — двусторонний управляемый про­цесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучае­мых, развитие их способностей и наклонностей.

7. В учебном процессе осуществляются воспитание и развитие учащихся.

8. Главная цель учебного процесса — управление умственной деятельностью учащихся.

9. Сущность учебного процесса состоит в организации учения.

10. Процесс обучения направлен на формирование мировоззрения обучаемых.

II. Из перечисленных альтернатив выберите те, которые означают основные категории дидактики:

1) воспитание, 2) образование, 3) развитие, 4) умение, 5) навыки, 6) преподавание, 7) классно-урочная система, 8) учение, 9) обучение, 10) структура, 11) знания, 12) класс, 13) цель, 14) содержание, 15) эффективность, 16) органи­зация, 17) форма, 18) метод, 19) средства, 20) альтернати­ва, 21) процесс, 22) таксономия, 23) формирование, 24) компьютеризация, 25) результаты.

III. Что называется дидактикой? Из приведенных отве­тов выберите один правильный, обосновав ошибоч­ность остальных.

1. Дидактика — это отдельная наука о закономерностях развития личности.

2. Дидактика — это наука о закономерностях формирова­ния личности ребенка.

3. Дидактикой называется раздел педагогики об образова­нии и воспитании подрастающего поколения.

4. Дидактика — это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.

5. Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.