Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности современного понимания педагогической науки




Закономерности педагогики, отражая сложные связи явлений, не могут быть выражены в простых формулах, как в физике или математике, но они отражают существующие реальные, постоянно повторяющиеся, необходимые связи и отношения в области образования.

В отличие от закономерностей естественных наук, выражающих всеобщие и необходимые связи между явлениями, закономерности педагогической науки - относительны и условны. Они часто носят статистический, вероятностный характер, т.е. они верны не всегда, но в подавляющем большинстве случаев. Действительно, в педагогическом процессе одни и те же причины могут привести к различным следствиям. И наоборот, разные действия учителя могут привести к сходному результату. Почему же не смотря на это, существующие в образовательном процессе связи относят к закономерностям? Потому что для них характерно то, что характерно для всех научных закономерностей: они вскрывают причинно-следственные связи явлений, обладают признаками всеобщности (т.е. проявляются в работе любого учителя), и повторяемости (т.е. способны воспроизводиться в аналогичных си­туациях).

ЗАДАНИЕ очень неопреленное

Объясните, как вы понимаете слова з амечательного ученого – филолога ХХ века Д.С. Лихачев: «Нет мысли вне ее выражения в языке, и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. (…) Язык и мышление теснейшим образом связаны. (…). Колоссальное значение имеет терминология. Если ученый создает сотни новых терминов – он разрушает науку, десятки – поддерживают ее, два-три – двигает науку вперед [24]».

Еще в середине 80-х годов ХХ века В.Е. Гмурман высказывал мнение относительно новой роли педагогики в ряду наук – педагогика, писал он, призвана как можно более полно ассимилировать (вбирать и перерабатывать) сведения из философии, социологии, психологии. Эту же идею высказывал В.И. Гинецинский, говоря о постепенной интериоризации педагогикой категорий смежных наук, происходящей одновременно с её самоопределением как науки.

Во-первых, современная педагогика осмысливает себя как науку социогуманитарную, т.е. науку с двойным статусом. Как социальная наука педагогика исследует проблему взаимодействия человека и общества при получении им (человеком) образования; как наука гуманитарная, педагогика изучает возможности раскрытия и развития потенциала человека, его сущностных сил, формирования и реализации его жизненного плана через содействие его образованию. Такое понимание педагогики существенно расширяет комплекс используемых в педагогике методов исследования, позволяет точнее определить междисциплинарные связи различных наук в поиске решения собственно педагогических проблем, наконец, позволяет изменить сами «схемы» педагогических исследований социально-педагогических и гуманитарно-педагогических проблем.

Во-вторых, сегодня очевидны ростки тенденции, которую точно охарактеризовал В.И. Слободчиков: и психология, и педагогика должны перестать быть пособием о способах духовной оккупации и духовного кодирования, о техниках педагогической дрессуры и социальной манипуляции; они должны становиться в подлинном смысле антропными, человеко-ориентированными науками, способными целенаправленно строить практики выращивания «собственно человеческого» в человеке [25].

В - третьих, структуру педагогики можно рассматривать как комплекс научных дисциплин, которые развиваются неравномерно. Одельные педагогические научные дисциплины – например, дидактика – явно приобретают черты постнеклассической науки, а значит, складывается новая методология решения разнообразных, многоаспектных и сложных проблем образования человека на разных этапах его жизненного пути в динамично меняющемся мире; методология нелинейности процесса научного поиска, которая предполагает междисциплинарный дискурс, использование новых методов, в том числе и методов внерационального постижения действительности; признание множественности способов объяснения педагогических процессов и явлений. В современной педагогике происходит уточнение критериев научной истины. Педагогике свойственно отсутствие однозначности, присущей «точным» наукам. В качестве центрального критерия научности педагогического знания сегодня выступает «глубина понимания».

Современные педагогические исследования все чаще выходят за рамки изучения практической деятельности образовательных учреждений и устанавливают для исследовательского поля более широкие границы; определяют факторы влияния различных общественных процессов на образование и факторные влияния образования на общественные процессы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.