КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика методов воспитания
Технология является связующим звеном между целями, содержанием, методами и формами организации деятельности. Технология обеспечивает целостность и адресность воспитательного процесса. Технология, по мнению Е. В. Бондаревской и С. В. Кульневича, - это «пакет» методик, прилагаемых к целям».
Современные воспитательные технологии представляют собой разновидность гуманитарных технологий. Эти технологии ориентированы на решение проблем человека в условиях меняющейся среды, строятся на междисциплинарном знании (педагогика, психология, аксиология, социология, методика воспитания, культурология организаций и др.), являются по своей природе технологиями влияния, соорганизации людей, коллективной деятельности, создают условия для развития личности. Гуманитарные воспитательные технологии характеризуются меньшей алгоритмичностью, ориентацией на взаимодействие, формированием позитивных отношений, партнерством в отношениях, тонкостью проникновения во внутренний мир ребенка, взаимовлиянием, эмоциональностью, гибкостью и вариативностью (см. раздел 2). Каждая воспитательная технология предполагает следующий порядок операций: целеполагание, педагогическое проектирование, определение психологических приемов и методов воспитания, планирование согласованных действий, распределение функций, прав, обязанностей участников, описание и последовательность процедур, организация деятельности, информационно-диагностическое обеспечение [68].
Сегодня все чаще в нормативных документах об образовании, материалах и публикациях о школе, мы встречаемся с понятием «социальная практика». Вероятно, можно говорить о возникновении новых технологий воспитания. Выпускник современной школы, как следует из заказа общества и родителей, должен быть успешной и эффективной личностью, что проявляется в продуктивном решении социальных, профессиональных и личностных задач. Для этого человек должен обладать компетентностями в различных сферах: политики и права, экономики и экологии, российской культуры и межкультурных связей, здоровья и выживания в экстремальных ситуациях. Школа может помочь приобрести эти и другие компетенции учащимся. Для решения этой задачи в настоящее время и используются социальные практики. Социальная практика— это, во-первых, процесс освоения и отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной [69]. Базовым процессом социальной практики выступает процесс социальных и профессиональных проб, процесс обретения социального опыта школьником, молодым человеком. Иными словами необходимо предоставить молодому человеку возможность осуществлять реальные социальные действия, пережить все этапы своей деятельности: от потребности что-то сделать, осознания мотива такой деятельности, формулирования цели и следующих за этим конкретных действий по её достижению. В этом случае взрослый превращается в "социального продюсера", который помогает молодому человеку попробовать себя в реальной социальной сфере через участие в разнообразных образовательных и социальных проектах. При этом очень важна эмоциональная сторона любой деятельности: переживание чувств сострадания, обиды, неудачи, радости, сочувствия, удовлетворения, романтики, дружеского участия, внимания, ответственности, понимания мира другого человека, любви и еще огромного количества и качества чувств и эмоциональных состояний. Именно с чувствами, переживаемыми человеком в разных жизненных ситуациях, связано воспитание. Кстати, именно об этом говорят закономерности и принципы воспитания.
Важно понимать, что только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему человеку, этот молодой человек действительно становится, а не просто узнаёт о том, как стать деятелем, гражданином, свободным человеком. Школа не может полностью охватить возможные сферы жизни молодого человека, но необходимо расширить её возможности в помощи растущему человеку в постижении реальной жизни. ЗАДАНИЕ Ознакомьтесь с методикой проведения коллективного творческого дела (КТД), используя следующие книги: Ø Иванов И. П., Воспитывать коллективистов, М., 1982, Ø Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел, М., 1989, Ø Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания, М., 1990, Ø а также другие источники по рекомендации преподавателя. Разработайте по технологии коллективных творческих дел (КТД) проект проведения видеоконференцсвязи (или путешествие во времени) с представителями молодежных объединений, организаций или движений, которые действуют или действовали в вашем регионе (городе, селе, школе). Используйте различные источники информации. Обратите внимание на ценностные основы деятельности, традиции, характер взаимоотношений в сообществе, основные направления деятельности, которой они занимаются. Соответствуют ли цели-ценности этих сообществ их деятельности и отношениям с окружающим миром? Что могут предложить эти сообщества молодому человеку? Что привлекает молодежь к участию в этих объединениях или движениях?
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |