Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В истории становления государственно-общественное управление школьным образованием можно выделить пять этапов




Социокультурная обусловленность образования позволяет выявить причины современного этапа модернизации, которые связаны с системными изменениями, происходящими в современном обществе, вызванными его переходом к обществу постиндустриальному, информационному или обществу знаний. В таком обществе расширяются возможности политического и социального выбора, увеличиваются масштабы межкультурного взаимодействия, растет понимание, что глобальные мирровые проблемы могут быть решены только в рамках международного сотрудничества. Изменяется и сфера профессиональной деятельности человека. С динамичным развитием экономики, растет конкуренция, сокращаются сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, происходят структурные изменения в сфере занятости населения.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

По мнению петербургских философов В.В. Козловского, А.И. Уткина, В.Г. Федоровой, «модернизация» - это переход от традиционного общества к современному, это процесс, который ориентирован на: инновации, учитывая традиции как предпосылки нового; выделенную персональность в развитии социальных процессов, наряду с признанием имеющихся форм коллективности; сочетание мировоззренческих и инструментальных ценностей; демократический характер власти; эффективное использование науки при социальном выборе; на личность вполне определенного так называемого деятельностного типа [117].

Эти характеристики, по мнению философов и культурологов, чрезвычайно важны, т.к. позволяют проектировать будущее нашей страны не только на основе «догоняющей модели развития», однозначной ориентации на западные образцы, но и учитывать национально-культурные корни нашего общества. Законы цивилизационного развития общества обусловливают как технологический (индустриальный) взлет, так и возвышение «человеческого фактора»: чем больше мир устремляется к единому стилю жизни, тем большее значение в нем приобретают глубинные ценности, выраженные в культуре каждого народа.

Современный этап модернизации отечественного образования начался в первые годы XXI века, когда Правительством РФ была принята «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [118]». В Концепции модернизации образования и Приоритетного Национального Проекта «Образование» [119] (ПНПО) определены основные направления развития общего образования.

Социокультурная обусловленность образования выявит новые факторы, которые определяют направления изменений образования в ближайшее время. По мнению экспертов, основные проблемы общего образования сегодня и глобальные вызовы завтрашнего дня заключаются [120]:

· в высокой доли школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности;

· в значительном отставании наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных;

· в недостаточном развитии социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников школ;

· в разрушении такой функции образования, которую называют «социальным лифтом», что выражается в закреплении уже на уровне школы социальной дифференциации;

· в утрате школой монополии на образование и социализацию детей.

ЗАДАНИЕ

Выясните какие проблемы развития общего образования обсуждается сейчас в средствах массовой информации, на страницах научных периодических изданий, в органах управления образованием, в родительской среде, в профессиональных сообществах? Для этого обратитесь к газетам и журналам, официальным сайтам органов управления образованием, родительским форумам и сетевым профессиональным сообществам и с использованием метода контент-анализа выявите эти проблемы.

Метод педагогического исследования Контент-анализ – метод позволяющий анализировать письменные тексты (документы, статьи, монографии, письма, сочинения и т.п.). Смысл контент-анализа - перевод в количественные показатели с последующей статистической обработкой качественной информации. Общая методика проведения контент-анализа состоит в следующем: · определяется цель контент-анализа и в соответствии с ней подбирается текстовый фонд (статей, монографий, документов) · выбирается смысловая единица анализа (это может быть термин, характеристика, идея, проблема и т.д.); · из подобранного текстового фонда выбираются все формулировки смысловой единицы анализа; · выбранные формулировки группируются по смыслу, контексту, ключевым словам и затем ведется количественный подсчет единиц попавших в те или иные группы; · делается вывод в форме письменного заключения о наиболее или наименее часто употребляемом смысле выделенной единицы анализа.

Сформулируйте обнаруженную проблему.

Определите возможности участия студенческих объединений педагогических вузов в её решении.

Обсудите со студентами других вузов в режиме виртуального форума.

Подчеркнем, что, основным условием, обеспечивающих успешность реформ является участие в реформах тех, на кого они оказывают непосредственное влияние. Правительство лишь предоставляет условия для осуществления изменений педагогического характера, однако, мотивированное участие всех заинтересованных в развитии образования лиц очень важно тогда, когда реформы планируются, и тогда, когда они находятся в стадии осуществления. Э.Д. Днепров предложил под государственной образовательной политикой понимать общенациональную систему ценностей, целей и приоритетов в образовании и выработку механизмов их эффективного претворения в жизнь.А значит, образовательная политика – это, прежде всего осмысленный выбор приоритетов, стратегических целей и концентрация усилий для их достижения. Отсутствие такого выбора означает отсутствие политики [121].

ЗАДАНИЕ

Проанализируйте основные документы, раскрывающие приоритеты развития общего образования в нашей стране: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Приоритетный Национальный Проект «Образование»; «Школа – 2020. Какой мы её видим?» [122].

Найдите аргументы, доказывающие значимость выделенных приоритетов для развития нашей страны.

Сформулируйте требования, которым на Ваш взгляд должен соответствовать учитель в условиях возрастания значимость образования.

Обсудите Ваши аргументы и предложения на семинаре

Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания творческой атмосферы и положительного психологического климата в коллективе школы. Сущность государственно-общественного управления школьным образованием выражается в системе правовых (императивных) норм, устанавливаемых государством и договорных (диспозитивных) отношений, предлагаемых обществом для регулирования и совершенствования общественных отношений и реализации прав граждан в сфере школьного образования.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

Первый этап – начало XIX в.- середина 50-х гг. XIX в. характеризуется поддержкой образовательных и благотворительных инициатив со стороны государства просвещенным российским обществом, созданием на этой основе различных общественных союзов и организаций, благотворительного и просвещенческого характера, первых школ взаимного обучения. Первый период можно охарактеризовать как подготовительный, поскольку общество, в широком смысле, не было готово к взаимодействию с государством по поводу вопросов образования, а правительство предлагало такие формы попечительства и благотворительности в образовании, которые могли контролироваться и регулироваться государством. На в тором этапе - середина 50-х гг. – начало 90-х гг.XIX в. появляются первые признаки организованного общественно-педагогического движения. Этот этап характеризуется небывалым ранее вниманием общества к проблемам образования на уровне частной и общественной инициативы.

Третий этап – начало 90-х гг. XIX в. - 1917г. Конец XIX - начало XX веков характеризуется возрастанием противостояния государственных структур и общества,

социальных и особенно – профессионально-педагогических условий участия общества в управлении школой.

Четвертый этап - ноябрь 1917г. - 1931год. Идея участия всего общества в становлении новой советской школы была заложена в первых декретах после октября 1917 года. В этот период начинает складываться новая система руководства народным образованием - Отделы и Советы народного образования, партийные организации, профессиональные союзы. Коллегиальное управление советской школой на начальном этапе происходило в форме Педагогического Совета школы (Комитета), в состав которого входили, с правами решающего голоса, по одному представителю: от хозяйственного комитета, от родительского комитета и от учащихся старших классов. В Педагогический Совет входили три представителя от местного Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов с правом решающего голоса каждый, что в исследуемые годы отражало социальную активность общества в отношении школы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.