Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Именной указатель 2 страница




Макаренко Антон Семенович – (1888 -1939) -известный советский педагог, автор теории коллектива и коллективного воспитания. Свидетельством международного признания А.С. Макаренко стало решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко. Организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького. С октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова.

Мамардашвили Мераб Константинович – (1930 – 1990) - доктор философских наук, профессор, выдающийся философ двадцатого века.

Маркова Аэлита Капитоновна (р. 1934) - доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, академик Международной Академии акмеологических наук. Область научных интересов: психология учения и его мотивации; психология обучения взрослых; закономерности возрастного развития, психология профессионализма. Специалист в области психологии развития, педагогической психологии, психологии профессионализма.

Махмутов Мирза Исмаилович – (1926 – 2008) - педагог-теоретик, востоковед. Член-корреспондент и академик АПН СССР, академик, действительный член РАО. Доктор педагогических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ. Государственный, общественный деятель, организатор образования в Республике Татарстан. Один из основателей проблемного обучения в России.

Мид Маргарет – (1901 – 1978) – американский антрополог, исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и современных обществах (разрыв поколений), детскую психологию с позиций т.н. этнопсихологической школы.

Мудрик Анатолий Викторович – (род. 1941) - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ. На основе многолетних теоретических, эмпирических и опытно-экспериментальных исследований. Создал педагогические концепции личности и общения, социализации и социального воспитания.

Никандров Николай Дмитриевич – (род. 1936) - Президент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор. Основные направления научных исследований — сравнительная педагогика, методология педагогики, дидактика высшей педагогической школы. Разрабатывал проблемы содержания высшего педагогического образования и активизации познавательной деятельности студентов. Он автор многих научных трудов в этих областях.

Новиков Александр Михайлович – (род. 1941) - заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, лауреат Государственной премии РФ. В настоящее время работает руководителем Исследовательского центра теории непрерывного образования Российской академии образования.

Новикова Людмила Ивановна - (1918 – 2004) - академик РАО, доктор педагогических наук, профессор. Основные направления научных исследований:теория детского коллектива, исследования наследия А.С.Макаренко, проблемы трудового воспитания, детского самоуправления, воспитательного потенциала среды. Основоположник теории воспитательных систем и теории воспитательного пространства. В круг научных интересов входили вопросы методологии педагогической науки и методики исследовательского поиска, особое внимание уделяла применению системного подхода в педагогике.

Песталоцци Иоганн Генрих – (1746 – 1827) - выдающийся швейцарский педагог, суть его педагогических взглядов - теория природосообразного образования, сформировавшаяся в результате наблюдений и экспериментов и развивавшаяся им до самого конца жизни. В основе этой теории - тезис о том, что оптимальное образование и воспитание должно строиться с учетом естественного хода развития человеческой природы. Важнейшей частью учения является теория элементарного образования. Цель элементарного образования — дать ребёнку основные понятия, на базе которых можно строить и развивать знание об окружающем мире. Об этом он пишет в своих известных книгах «Лингард и Гертруда» и «Как Гертруда учит своих детей». Его идеи развивали крупнейшие педагоги мира: В.А. Дистервег, Ф. Фребель, К. Д. Ушинский.

Пидкасистый Павел Иванович – (род. 1926) - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ. Научные интересы связаны с историей педагогики, дидактики, теории педагогики и педагогической технологии, высшего педагогического образования. В области педагогики высшей школы и высшего педагогического образования предложены концепция проблемно-модельного обучения, технология дидактических игр в системе подготовки специалистов, научно-методическое обоснование организации самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения. Автор и научный редактор учебных пособий по педагогике для студентов педагогических институтов, университетов, педколледжей и неоднократно переизданного учебника «Педагогика».

Пирогов Николай Иванович. – (1810 – 1881) - выдающийся русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук. В основном педагогическом труде – статье «Вопросы жизни» рассмотрел фундаментальные проблемы российского образования: сословное воспитание, противоречия между школой и жизнью. Выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности, готовой отрешиться от эгоистических устремлений ради блага общества. Считал, что для этого необходимо перестроить всю систему образования на основе принципов гуманизма и демократизма. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на научной основе, начиная с начальной, и заканчивая высшей школой, и обеспечивать преемственность всех систем образования.

Платон - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах д н. э., согласно легендам, Платон умер в день своего рождения в 347 году. Его научные интересы связаны с метафизикой, эпистемологией, этикой, эстетикой, политикой и образованием, а также философией математики.

Подласый Иван Павлович – (?) -доктор педагогических наук, профессор. Один из ведущих специалистов по теории и истории педагогики, автор многочисленных учебников по педагогике.

По́лат Евгения Семёновна (1937 — 2007) — доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО. Автор исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию Интернет-технологий и ресурсов в системе образования.

Полонский Валентин Михайлович – () -доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра общей и нормативной методологии Института истории и теории педагогики Российской академии образования, член-корреспондент Российской академии образования. Автор 160 работ, в том числе 14 книг по проблемам общей и нормативной методологии, педагогической терминологии, а также учебников и учебно-методических пособий.

Радина Ксения Давыдовна - (1914 – 2010) - доктор педагогических наук, на протяжении 53 лет проработала в ЛГПИ - РГПУ им. А.И.Герцена, профессор кафедры педагогики, почетный профессор РГПУ им. А.И.Герцена. Научные интересы связаны с исследованиями в области воспитания, истории педагогики и образования. Под руководством Радиной К.Д. защищено 46 кандидатских и 8 докторских диссертаций.

Радионова Нина Федоровна – (род. 1946) - доктор педагогических наук, профессор, работает на кафедре педагогики РГПУ им. А.И.Герцена с 1979 года, директор научно-исследовательского института непрерывного педагогического образования. Область научных интересов – взаимодействие субъектов педагогического процесса на различных ступенях образования, теория и методика профессионального педагогического образования.

Роботова Алевтина Сергеевна – (род. 1938) - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена. Область научных интересов – методология педагогики и педагогических исследований, высшее педагогическое образование, педагогическая деятельность, междисциплинарные связи педагогики с философией, культурологией, филологией.

Рожков Михаил Иосифович – (род. 1946) - заслуженный деятель науки, доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского. Область научных интересов связана с методологией инновационной деятельности педагогов, методикой организации жизнедеятельности ученических коллективов школ, учреждений начального профессионального образования, временных ученических коллективов. Автор новой технологии педагогического стимулирования общественной активности учащихся.

Рубинштейн Сергей Леонидович - (1889—1960) - советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Основатель кафедры и отделения психологии факультета философии МГУ, а также сектора психологии Академии наук СССР. Область научных интересов: теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Автор фундаментальной книги «Основы общей психологии».

Руссо Жан Жак – (1712 – 1778) - французский философ, писатель, мыслитель, композитор. Главные философские произведения Руссо, где изложены его общественные, педагогические и политические идеалы: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор». Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу.

Скаткин Михаил Николаевич – (1900 – 1991) - советский педагог, ученик С.Т. Шатского, доктор педагогических наук, профессор, академик АПН СССР. Занимался методологией педагогической науки, вопросами совершенствования процесса обучения, содержания образования и др. Его исследования по фундаментальным проблемам дидактики (теории политехнического образования, принципов и методов обучения) легли в основу работ, проводимых в СССР и др. странах. Одним из первых начал разработку теории конструирования учебных программ. Автор ряда новых принципов дидактики, в т. ч. принципа научности обучения, который он выделил, как самостоятельный впервые в отечественной дидактике в 1950 году. Многие годы сотрудничал с известным отечественным дидактом И.Я. Лернером. В результате этого сотрудничества ими разработана теория содержания образования и классификация методов обучения.

Сластенин Виталий Александрович – (1930 – 2010) - заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской Академии образования. Основные направления научной деятельности в области методологии, теории и практики педагогического образования.

Слободчиков Виктор Иванович – (род. 1944) - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования. В 1990 году В. Слободчиков создал и возглавил Институт педагогических инноваций РАО. Специалисты этого института разрабатывали сами и поддерживали разработанные и внедряемые по всей России программы по обучению детей с психологическими особенностями вплоть до умственной отсталости. С 2004 года - директор Института развития дошкольного образования РАО.

Сократ – (ок. 469 – 399 г.г.) - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями, он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа можно считать основоположником философии софизма, так как именно его представления наиболее полно отражали суть данного учения.

Симо́н Льво́вич Солове́йчик (1930 —1996) — российский публицист, педагог и философ. Основал и возглавил газету «Первое сентября», осуществляя на её страницах пропаганду гуманистических педагогических идей. Написал Манифест Человек Свободный, в котором очень кратко и понятно выражены основные идеи воспитания свободного человека, даны определения внутренней свободы, совести, что такое свободный ребёнок, свободная школа, и каков путь к воспитанию свободных людей. Главная работа жизни — книга Педагогика Для Всех (1977—1986), где он изложил философские взгляды на цели, средства, и условия воспитания детей; показал как воспитывается сердце, ум и дух свободного человека и показал недостатки традиционного воспитания детей.

Сорока-Росинский Виктор Николаевич – (1882 – 1960) - российский и советский педагог, создатель (1918—1920 гг.) известной Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф.М. Достоевского (Республика ШКИД). Научные и практические интересы:национальные школы и национальная психология (основные принципы национального воспитания должны закладываться в семье: через религиозное воспитание и труд, воспитания на традициях устного народного творчества); демократичность воспитания и обучения; принцип коллективного воспитания с учётом индивидуальности каждого воспитанника; переход от принуждения к принципу добровольчества на основе самодеятельности, самоуправления, соревновательности и самокритичности; всякое знание превращать в деяние; принцип игры как естественной потребности растущего организма в организации всей жизнедеятельности воспитанников и учёбы.

Степин Вячеслав Семёнович - (род. 1934) - доктор философских наук, профессор, научный руководитель Института философии, Президент Российского философского общества. Специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры. разработал концепцию типов цивилизационного развития (традиционалистский и техногенный), выделив общую для каждого из этих типов систему ценностей, представленную смыслами универсалий культуры, исследовав изменения этих смыслов в ходе исторического развития.

Сухобская Галина Степановна – (?) - доктор психологических наук, профессор, автор многочисленных трудов в области психологии педагогического мышления, когнитивных стилей мышления. Известны также её разработки в области педагогического образования и деятельности учителя.

Сухомлинский Василий Александрович – (1918 – 1970) - выдающийся советский украинский педагог, Герой Социалистического труда, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель школы Украинской ССР, член-корреспондент АПН СССР. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. Создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

Талызина Нина Федоровна – (род. 1923) - доктор психологических наук, профессор, действительный член АПН СССР, действительный член РАО. За научную, педагогическую деятельность награждена медалями им. К.Д. Ушинского, им. Н.К. Крупской. Область научной деятельности: педагогическая психология, внесла крупный вклад в разработку деятельностной теории учения. Ею была сформулирована деятельностная концепция программированного обучения, отличающаяся от американского аналога, построенного на основе бихевиоризма. Под её руководством осуществляются исследования по психолого-педагогическим основам применения обучающих машин, выявлению функций учебника в учебном процессе; разрабатывается методика составления обучающих программ; анализируются функции контроля при усвоении знаний.

Тубельский Александр Наумович - (1940 — 2007) — российский деятель образования, президент «Ассоциации демократических школ» (Россия), кандидат педагогических наук, директор «Школы самоопределения» (школа № 734 города Москвы), Заслуженный учитель Российской Федерации. Автор и редактор по проблемам содержания образования, укладу школьной жизни.

Усова Антонина Васильевна – (род.1921) - крупный ученый в области теории и методики обучения физике, действительный член РАО (отделение общего среднего образования), доктор педагогических наук, профессор. Темы научных исследований – проблемы политехнического обучения, самостоятельной работы, формирование понятий, межпредметные связи, воспитание учащихся и студентов в процессе обучения, естественно - научное образование.

Ушинский Константин Дмитриевич – (1824 – 1870) - знаменитый русский педагог, преподавал в Гатчинском сиротском институте, был назначен инспектором Смольного института, редактировал "Журнал Министерства народного просвещения". Последние годы жизни посвятил литературной деятельности. Ушинский ратовал за устройство учительских семинарий и отдал много времени составлению книг для чтения и первоначального обучения: "Детский Мир" и "Родное Слово". Подобно Песталоцци, Ушинский дает в руки родителей и учителей особое руководство к своему "Родному Слову", имевшее обширное влияние на русскую народную школу и остающееся лучшим пособием по методике родного языка и до настоящего времени. Самый значительный его труд: "Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии". Сочинение это выходит уже 11-м изданием и пользуется известностью. Труд этот остался неоконченным.

Фельдште́йн Дави́д Ио́сифович- (род. 1929) — российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности, профессор, академик РАО, действительный член АПСН. Вице-президент Российской академии образования. Многие работы посвящены психологическим закономерностям воспитания подростка и юношества в настоящее время стали классическими и вошли в учебники для педагогических институтов.

Фрумин Исак Давидович – (род. 1957) - доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель Российской Федерации, с 1987 года – директор школы № 106 (гимназия «Универс» Красноярска). В настоящее время работает в должности руководителя образовательных проектов в Московском представительстве Всемирного банка, автор нескольких книг и около двухсот публикаций.

Фуллан Майкл - (?) - заслуженный профессор Института исследований образования университета Торонто в провинции Онтарио. Признанный в мире авторитет по вопросам реформ сферы образования. Консультирует политиков и лидеров в разных странах мира, помогая им добиться моральных целей во всех аспектах детского обучения.

Хомский Аврам Ноам – (род. 1928) — американский лингвист, политический публицист, философ и теоретик. Институтский профессор лингвистики Массачусетского технологического института, автор классификации формальных языков, называемой иерархией Хомского. Помимо лингвистических работ, Хомский широко известен своими радикально-левыми политическими взглядами, а также критикой внешней политики правительств США.

Шадриков Владимир Дмитриевич (род. 1939) — советский и российский психолог, специалист в области психологии труда, педагогической и дифференциальной психологии. Автор теории системогенеза деятельности и теории способностей. Доктор психологических наук, профессор. Действительный член АПН СССР — РАО.

Шаров Юрий Владимирович – (1912 – 1975) - профессор, доктор педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, долгое время работал заведующим кафедры педагогики и психологии Новосибирского государственного педагогического института. Научные интересы связаны с системой дополнительного образования детей, вопросами политехнического образования, внешкольной работы.

Шаталов Виктор Федорович – (род. 1927 г.) - педагог-новатор, народный учитель СССР, почётный доктор академии педагогических наук Украины, заслуженный учитель Украины. Работал в школе преподавателем математики и директором. С 1956 вел экспериментальную работу с учащимися. Автор системы обучения с использованием опорных сигналов. В этой системе учебный материал представлен в вебрально-графической форме. Использует педагогику сотрудничества, игровые формы занятий. Профессор Донецкого института социального образования.

Щукина Галина Ивановна – (1908 – 1994) - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, заведующая кафедрой педагогики ЛГПИ им. А.И.Герцена с 1963 по 1976 г.г. Научные интересы связаны с проблемами познавательного интереса в процессе обучения, вопросами дидактики и методологии педагогики. Широко известны курс лекций «Педагогика» (1966), учебник для вузов «Педагогика школы» (1977), под её редакцией .

Эльконин Даниил Борисович (1904—1984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Работы Д. Б. Эльконина стали одним из краеугольных камней теории деятельности. Свои исследования по детской психологии он проводил совместно с учениками Л. С. Выготского: А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович, П. Я. Гальпериным

Ямбург Евгений Александрович – (род. 1951) - советский и российский педагог и общественный деятель, Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Центра образования № 109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга». Автор книг «Эта скучная наука управления», «Школа для всех», «Педагогический декамерон». Разработчик и автор адаптивной модели школы — новой модели разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором классов различной направленности, образовательных услуг, открытой, для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи. Главный посыл такого образовательного учреждения — не ребенок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребенка.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.