Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные основы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности




Для более глубокого усвоения данной темы и изучаемого курса в целом необходимо знать часто встречающиеся в процессе изучения учебного материала такие базисные понятия, как метод и методика. В общем понимании метод можно рассматривать как способ достижения цели, решения конкретной задачи, или совокупность приемов, операций практического освоения (познания) действительности. В философии методом называется способ построения и обоснования философского знания. Идея метода была разработана еще филосо­фом Декартом. Он указывал: "Под методом же я разумею точные и про­стые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует приня­тию ложного за истинное, и, без лишней траты умственных сил, посте­пенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум до­стигает истинного познания всего, что ему доступно... "74.

В культурно-досуговой деятельности метод можно охарактери­зовать как способ или совокупность способов и приемов воздействия на участников культурно-досуговой деятельности через конкретные формы. Иными словами, методы рассматриваются как приемы, с по­мощью которых решаются цели культурно-досуговой деятельности. Неоднородный, разноплановый характер культурно-досуговых про­грамм, в которых используются и музыка, и устное слово, и кино, и хо­реография, и средства наглядности, предопределяют совокупность применяемых средств, способов и приемов. Однако методика культур­но-досуговой деятельности - это не совокупность методов. Методы яв­ляются структурным компонентом, частью методологии культурно-досуговой деятельности, а методология нами рассматривается как учение о структуре, логической организации, методах и средствах дея­тельности. Методика же является механизмом реализации методов.

Для полного раскрытия понятия "методическое обеспечение куль­турно-досуговой деятельности" необходимо вычленить основные черты, характеризующие его как предмет, зафиксированный в историческом опыте и включенный в процесс практической деятельности. Историче­ский анализ становления и развития методического обеспечения свиде­тельствует о реальном процессе возникновения и формирования дан­ного явления как самостоятельно действующей системы, вызванной определенными потребностями и уровнем развития общественной практики.

Предметом методического обеспечения культурно-досуговой деятельности является методика культурно-досуговой деятель­ности, основу которой составляет сумма элементов: цели, содержа­ние, средства, методы и формы работы. Следует подчеркнуть, что понятие о методическом обеспечении культурно-досуговой деятель­ности, являясь отражением действительности, так же подвижно и гибко, как и сам предмет методического обеспечения. Следовательно, в силу объективных законов подвержен видоизменению и каждый из элемен­тов, составляющих основу методики. Изменения общественной, соци­ально-экономической жизни в обществе, смещение акцентов в содер­жании досуга поставили вопросы о корректировке целей культурно-досуговой деятельности.

Конечная цель методического обеспечения - достижение наивысшего уровня работы всех культурно-досуговых учреждений. Реализация конечной цели методического обеспечения происходит последовательно с достижением близких и промежуточных целей. Среди них: вывести методическое обеспечение на уровень, при котором может осуществляться управление процессом развития методики и обеспечиваться постоянное совершенствование практической деятель­ности культурно-досуговых учреждений; подвести практическую мето­дику к уровню передовой теории и практики культурно-досуговой дея­тельности, достигнуть выравнивания уровня работы учреждений куль­туры за счет "подтягивания" отстающих до уровня средних и передовых.

Достижение конечных, близких и промежуточных целей сопровож­дается решением конкретных задач методического обеспечения:

- постоянное изучение и анализ новейших достижений практической методики и внедрение передового опыта в массовую практику, создание условий для моделирования, апробирования и внедрения прогрессив­ных, нестандартных культурно-досуговых программ с учетом изменяю­щихся общественных потребностей;

- создание системы повышения профессионального мастерства ра­ботников культуры на основе изучения новейших достижений методики, новаторских приемов и методов культурно-досуговой работы, обмена передовым опытом;

- внедрение системы информационного обеспечения методических органов и учреждений культуры, обеспечение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене передовыми мето­диками между учреждениями культуры;

- оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов работы с людьми, передовых методик организации и осуществления культурно-досуговых программ.

Суть методического руководства не означает стандартизации или унификации методики. Уникальность самой природы методического обеспечения сводится не к "выравниванию практической методики" или "единой методической линии", а установлению общепризнанного, апро­бированного, устоявшегося, достаточно высокого и доступного уровня методики, со всеми индивидуальными местными особенностями и чер­тами.

Суть методического обеспечения заключается в особых процес­сах переработки и фиксации культурно-досуговой практики в ее раз­личных областях и формах. Продуктом методической деятельности выступают знания, которые принято называть методическими и которые являются, с одной стороны, итогом методической дея­тельности, с другой, - предписаниями, адресованными практикам.

Обобщенным, интегрирующим носителем методических идей яв­ляется методист: он создает методические знания и рекомендации, систематизирует предметный материал, вносит в него новые связи и отношения. Обоснованные, рефлексивно осознанные, упорядоченные методические идеи затем усваиваются практиками и переносятся в предметную деятельность. Воздействие методиста и его методической мысли на клубную аудиторию, следовательно, протекает опосредован­но, через практиков культурно-досуговой деятельности. Исходя из этого, принимая методиста за субъекта методической деятельности, объек­том в этом процессе становятся не только потенциальные участники клубных программ, но и сами клубные работники.

В зону методического обеспечения попадают культурно-досуговые учреждения других ведомств, централизованные клубные системы, досуговые центры, культурно-спортивные и социально-культурные ком­плексы, а также организации спорта, туризма, внешкольные учрежде­ния, использующие формы и методы культурно-досуговой деятель­ности. Методическим обеспечением охватываются и любительские объединения, клубы по интересам, неформальные общественные структуры и учреждения социально-культурного типа, сами участники культурно-досуговых программ.

Специфика методического руководства, его отличие от организа­ционно-административного регулирования кроется в принципах вза­имоотношений субъекта и объекта руководства. Именно принципы взаимоотношения субъекта и объекта выражают специфику методиче­ского обеспечения еще и потому, что объектом и методического обес­печения, и организационно-методического регулирования выступают, в конечном итоге, люди, обеспечивающие культурно-досуговую практику.

В основе взаимоотношений организационно-административного ре­гулирования лежат принципы обязательного исполнения выработанных установок. Они строятся на директивно-правовых, административных методах и реализуются в виде приказов, распоряжений, постановлений, решений, указаний и т.д. Принципы взаимоотношений методического обеспечения складываются на иной основе - они носят рекомендатель­ный, консультативный, совещательный характер. Именно в этом и за­ключается специфическая особенность методического обеспечения. Реализуются субъектно-объектные отношения в методическом обеспе­чении в виде рекомендаций, методических советов, пособий, методиче­ских писем, рекомендуемого репертуара, сценариев, передового опыта форм и методов работы. В данном случае объект методического обес­печения имеет возможность и право выбора лучшей, по его мнению, методики, которая больше соответствует местным условиям, возможно­стям ее применения, отвечает уровню подготовки и творческого потен­циала работников культуры. Исходя из того, что в методическом обес­печении и организационно-административном регулировании присут­ствует функциональная общность, направленная на повышение эффек­тивности культурно-досуговой деятельности, объект испытывает в дан­ном случае на себе двойное воздействие. Работник культуры, как пра­вило, выступает в качестве организатора (администратора) самых раз­ных коллективов и групп людей, в то же время он обеспечивает каче­ство культурно-досуговой деятельности, осуществляет отбор и опти­мальное использование методик, ведет поиск новых форм, средств деятельности. В силу разноплановости, широты охвата явлений, массо­вости культурно-досуговая деятельность является сложной отраслью и требует научно обоснованного и компетентного организационно-административного регулирования и методического обеспечения. Мето­дические рекомендации, советы, пособия являются эффективными лишь в том случае, если они используются в практической работе уч­реждений культуры, а для этого необходимо организационно-административное регулирование, большая организаторская, а порой и финансово-хозяйственная работа. Контроль, проверка исполнения, дру­гие организационно-административные усилия дают возможность внед­рять методические рекомендации. Их внедрение в практику становится предпосылкой зарождения нового опыта и его последующего распро­странения.

Процесс методического обеспечения изначально начинается с из­учения практики. Прежде всего следует глубоко изучить и освоить фак­тическое состояние дел в культурно-досуговых учреждениях, знать объ­ект, его реальное состояние, узкие места, положительный опыт, по­требности в методической помощи.

Объективно оценить положение дел в сфере культуры поможет углубленное изучение запросов, потребностей и интересов реальных и потенциальных посетителей учреждений культуры. Изучая деятель­ность культурно-досуговых учреждений, необходимо обратить внимание не только на положительную, но и на негативную стороны работы. Оце­нивая положительные результаты практики, следует взять из нее наи­более ценное, значительное и перспективное. Рассматривая недостат­ки, необходимо разобраться в причинах, сделать конструктивные вы­воды, которые позволят в последующем избежать повторения нега­тивных явлений.

Исходным положением в освоении практики культурно-досуговых учреждений является умение осмыслить достижения как в теорети­ческом, так и в практическом аспектах, важно заметить перспективы, тенденции, ростки нового в развитии данной отрасли. Невозможно объ­ективно оценить практику без глубокого знания законодательных актов, правительственных решений и документов, специальной и периоди­ческой литературы. Деятельность учреждений культуры необходимо рассматривать с точки зрения возможностей повторения лучших ее достижений в широкой практике.

Целостное представление о практике может дать личное участие методиста в работе учреждений культуры. Важно глазами специалиста, а не зрителя видеть и процесс подготовки мероприятия (технологию, методику), и ход мероприятия. Это позволяет наиболее точно разгля­деть элементы нового, какие-то упущения, сделать правильные выводы, увидеть педагогический аспект, цель и смысл мероприятия.

Особо важным источником изучения клубной практики являются до­кументы, поступающие в органы культуры, в методические центры: ста­тистические отчеты, текстовые отчеты, планы работы, государственные статистические отчеты.

В ходе изучения клубной практики осуществляется ряд функций методической деятельности. Эти функции раскрываются в процессе методической деятельности в виде осмысления и обработки практики. Пюбая форма работы, будь то тематическая программа или репетиция, выступление художественного коллектива или диспут молодежи и т.д., имеет многообразие и богатство красок, свои неповторимые и своеоб­разные черты. В процессе методического осмысления необходимо вы­делить и охарактеризовать культурно-досуговую программу, опуская различные малосущественные, на первый взгляд, черты и свойства. 1акое видение представляет собой методическую схематизацию прак-|ики и является необходимым условием для успешной последующей деятельности методиста. На основе такой схематизации осуществляет­ся фиксация программы в виде определенной последовательности дей­ствий, которые производились в ходе ее реализации. Подобное видение мероприятия является непременным условием в успешной методи­ческой деятельности, оно дает возможность зафиксировать опыт. Таким образом, данная функция методической деятельности состоит в том, чтобы изученную практику представить инструментально- расчлененно. Другой функцией методической деятельности является фиксация целостного процесса практики культурно-досуговой про­граммы. В процессе обобщений следует объединить наиболее харак­терные для определенных форм общие признаки. Важно при этом обра­тить особое внимание на сохранение характерных, специфических осо­бенностей и черт. В процессе развития культурно-досуговой деятель­ности возникают новые связи и отношения между наукой, методикой и практикой работы. Это выражено еще одной функцией методической деятельности - быть посредником между научно-исследовательской работой и практикой, достижения науки внедряются и осваиваются практикой не напрямую, а через методические формы ее осознания и организации, и в этом заключается особая значимость данной функции. На этой основе методическая деятельность становится научно обосно­ванной, а наука оказывает управляющее воздействие на совершенство­вание культурно-досуговой деятельности, повышение, эффективности. Отсюда - необходимость постоянного обращения к теоретическим раз­работкам, специальной литературе, профессиональной информации о передовом опыте работы учреждений культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.