Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационное обеспечение научно-методической деятельности в сфере культуры




Вопросы для самопроверки

1. Виды опыта культурно-досуговой деятельности и их сущность.

2. Основные этапы анализа, обобщения и распростране­ния передового опыта.

3. Система и формы повышения квалификации специа­листов культуры.

4. Задачи системы повышения квалификации работников культуры.

5. Особенности и специфика учебного процесса в систе­ме повышения квалификации.

6. Научно-методическая и научно-практическая конфе­ренции - отличие и сходство.

7. Методика подготовки научно-методических конферен­ций.

 

Рекомендуемая литература

1. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова НА. Методиче­ское руководство культурно-просветительной рабо­той: Учеб, пособ. - М.: Просвещение, 1989. - С. 39-49.

2. Мосалев Б. Г. Методическое руководство деятель­ностью клубного учреждения: Учеб. пособ. - М.: МГИК, 1989. -С. 36-57.

3. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособ. - М.: МГИК, 1991. - С. 67-77.

 

Успешная работа учреждений культуры во многом зависит от того, насколько оперативно внедряются в практику новые достижения науки, передовой опыт. Своевременное и дифференцированное информирование работников культуры о теоретических разработках, достижениях практики является главной задачей органов научной информации. Само понятие "информация" следует рассматривать как совокупность сведений, определяющих меру наших знаний о тех или иных событи­ях, явлениях и их взаимосвязи.

Однако информационная обеспеченность сферы культуры, куль-турно-досуговых учреждений не отличалась высокой насыщенностью. Отставало справочно-информационное обслуживание, учреждения культуры не обеспечивались полноценной текущей библиографической, реферативной и обзорной информацией. Между тем, у многочисленной армии работников культуры есть потребность в систематической ин­формации. Нельзя сказать, что эта категория работников совсем не имела информационных материалов. Им предоставлялась возможность получать ее по частным запросам. В основе информационного обслу­живания лежали традиционные формы, связанные, главным образом, с услугами библиотек различных уровней. Перестройка информационной деятельности заключалась в переходе от системы информационного обслуживания к системе информационного обеспечения, от удовлетво­рения запросов работников культуры к опережающей информации по проблемам культурно-досуговой деятельности. Процесс доведения объективно необходимой информации до потребителей может быть эффективен лишь в том случае, если он осуществляется на основе глу­бокого информационного анализа обслуживаемых проблем. В резуль­тате такого подхода создаются условия для превращения неорганизо­ванного, пассивного процесса информационного обслуживания, что характерно для работы на основе отдельных заявок, в управляемый целенаправленный комплексный процесс информационного обеспече­ния.

Само понятие "информационное обеспечение" в научной литерату­ре определяется как научно-информационная деятельность, вклю­чающая совокупность информационных процессов, соединенных в еди­ную последовательную целенаправленную систему. Иными словами, существо информационного обеспечения заключается в планомерном предоставлении информации, отвечающей потребностям специалис­тов, практиков для решения конкретных задач.

Система научной и технической информации в стране построена по отраслевому принципу. Отраслевая система информации по культуре и искусству как составная часть единой общегосударственной системы НТЙ сформирована с учетом специфики данной отрасли - наличия го­сударственных библиотек республик, краевых, областных, городских и районных библиотек с их фондами, справочно-информационным аппа­ратом.

В основу отраслевой системы информации положены следующие основные принципы:

- централизация изданий информационных материалов;

- прямая связь центрального отраслевого органа информации со всеми организациями отрасли;

- использование фондов универсальных и массовых библиотек в интересах информационного обеспечения отрасли;

- создание единого отраслевого справочно-информационного фон­да на базе фондовой организации и учреждений культуры и искусства;

- систематизация информационных материалов по отраслевому принципу;

- широкое использование современных технических средств.

Структура отраслевой информации состоит из информационных органов нескольких уровней с достаточно четко разграниченными функ­циями. На верхней ступени этой системы находится центральный от­раслевой орган информации - НИО Информкультура Российской госу­дарственной библиотеки. Этот орган осуществляет методическое руко­водство информационными службами отрасли, готовит и издает ин­формационные материалы: библиографические, реферативные, обзор­ные, экспресс-информации и т.д.

Положением о Российской государственной библиотеке предусмот­рена информационная деятельность, охватывающая комплекс культу­рологических вопросов: культуры и культурного строительства; общие проблемы теории и истории искусства, вопросы международного куль­турного строительства; изобразительное искусство, музыка, театр, эс­трада; общие вопросы культурно-просветительной работы и народного творчества; работа парков культуры и отдыха; музееведение и музей­ное дело; охрана памятников истории и культуры; материально-техническое оснащение учреждений культуры и искусства; реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Еже­годно РГБ издает свыше трехсот выпусков различной информации об­щим объемом более пятисот учетно-издательских листов.

Еще одним звеном отраслевой информационной системы являются специализированные информационные центры, работающие на базе отделов научной информации (ОНИ) ведущих организаций и учрежде­ний отрасли, а также на базе специализированных библиотек. Необхо­димость существования специнформцентров диктуется потребностями информационного обеспечения таких организаций, учреждений и предприятии культуры, которые связаны с научными разработками, а также с производством, техникой и технологией объектов культуры. Они гото­вят информационные материалы для их самостоятельного и централи­зованного издания через центральный отраслевой орган информации. Такие специализированные информационные центры действуют при государственном институте по проектированию театрально-зрелищных предприятий Типротеатр" Российской научно-исследовательской лабо­ратории по консервации и реставрации музейных художественных цен­ностей, фирме грамзаписи "Мелодия" и т.д.

Третьим звеном отраслевой системы являются отделы научной информации (сектора, бюро, группы) предприятий, организаций и уч­реждений культуры и искусства. Они работают в вузах культуры и ис­кусства, крупных творческих организациях. В случаях, когда специаль­ное информационное подразделение содержать нерационально, выде­ляется специальный работник, на которого возлагается выполнение информационных функций. В задачи этих информационных служб вхо­дят: справочно-информационное и библиотечное обслуживание работ­ников организаций или учреждений по их разовым или постоянным за­просам, подготовка и распространение материалов о научных, творче­ских достижениях, передовом опыте.

Следующую важную группу структурных звеньев отраслевой си­стемы информации составляют информационные подразделения науч­ных, универсальных и массовых библиотек. В их числе: отделы, сектора научной информации по культуре и искусству государственных библио­тек, республиканских, краевых и областных библиотек, группы инфор­мации (информаторы) в центральных городских и районных библиоте­ках. Службы научной информации в составе государственных библио­тек обеспечены богатыми фондами литературы, Хорошо организован­ным справочным аппаратом.

Отделы, сектора научной информации по культуре и искусству го­сударственных республиканских, краевых и областных библиотек обес­печивают информационную деятельность в масштабах республики, края, области, оказывают методическую помощь соответствующим службам информации на своих территориях. Основными направления­ми их работы являются: информационная, научно-методическая дея­тельность, повышение квалификации сотрудников информационных служб. Постоянная информационная работа отдела ведется на основе обработки следующих источников:

- литературы по культуре и искусству, издаваемой на национальных языках республик;

- неопубликованных документов, поступающих в справочно-ин-формационный фонд (СИФ) библиотеки;

- информационных материалов центрального отраслевого органа информации.

Одной из наиболее эффективных форм распространения инфор­мации является система избирательного распространения информации (ИРИ). Обслуживание по системе ИРИ ведется путем посылки абоненту в установленный срок сигнальных карт, содержащих библиографиче­ское описание книги, брошюры, статьи, методических рекомендаций по интересующей абонента теме. Наряду с этим в информационных служ­бах отрасли культуры сложилась следующая система информационных изданий: библиографические указатели - текущие и ретроспективные, реферативные тематические сборники; реферативные и аналитические обзоры, экспресс-информация; каталоги объектов и предметов культу­ры и произведений искусства.

Научная работа секторов информации направлена на изучение со­стояния и определение путей улучшения информационной работы, ис­следование потребностей учреждений культуры в информации, изуче­ние эффективности форм и методов информационного обеспечения специалистов учреждений культуры.

Важным условием совершенствования информационной работы является рост квалификации специалистов этой сферы. Повышение квалификации работников информационных служб осуществляется в различных формах обучения по направлениям:

1. Совершенствование теоретической подготовки в области би­блиотечного дела и библиографии (курсы повышения квалификации библиотечных работников, семинары по отдельным видам библиотеч-но- библиографической работы, стажировки в смежных отделах би­блиотеки, в других библиотеках и т.д.).

2. Изучение теории и практики информационной работы (учеба в институте повышения квалификации информационных работников, ста­жировка в НИО Информкультура, лекции, семинары, практические заня­тия по вопросам информационной деятельности, изучение опыта рабо­ты информационных служб других отраслей и т.д.).

3. Совершенствование знаний в соответствующей области культу­ры и искусства (лекционные циклы по проблемам культуры и искусства, изучение новой литературы по специальности, участие в научных, науч­но-методических и научно-практических конференциях по соответ­ствующим проблемам).

Отделы, сектора (группы) информации по культуре и искусству в республиканских, краевых, областных библиотеках, используя книжные фонды и справочный аппарат библиотек, осуществляют информацион­ное обеспечение специалистов организаций и учреждений культуры и искусства своего региона, содействуют распространению изданий вы­шестоящих информационных органов, оказывают методическую по­мощь информационным службам организаций и учреждений культуры и искусства. Группы информации (информаторы) по культуре и искусству в центральных городских и районных библиотеках ведут справочно-информационное и библиотечное обслуживание организаций и учреж­дений культуры своего города (района), используя фонды библиотек, материалы вышестоящих, информационных органов.

Практический интерес для специалистов культурно-досуговой дея­тельности представляют различные виды информационных изданий. К основным видам относятся: библиографические, реферативные, обзор­ные, каталожно-справочные, экспресс-информации. Библиографиче­ские издания имеют наибольший удельный вес в массе выпускаемых информационных материалов. Они выходят в виде библиографических списков, указателей каталогов и бюллетеней. В качестве примера мож­но назвать информационно-библиографический список "Статьи по во­просам театра", "Информационный бюллетень новых поступлений" (библиотека им. С.А. Танеева), "Каталог литературы по сценической технике и технологическому оборудованию театрально-зрелищных предприятий" (РГБ), информационно-библиографический указатель "Современное зарубежное искусство" и т.д. Содержание данных видов материалов охватывает проблемы культурно-досуговой деятельности, самодеятельного творчества, методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, которые отражены в книгах, статьях, сборни­ках, журналах в нашей стране и за рубежом. В их числе такие издания, интересующие специалистов культурно-досуговой деятельности, как "Библиотечка в помощь художественной самодеятельности", "Молодежная эстрада", "Самодеятельный театр: репертуар и методи­ка", журналы " Клуб", "Диалог" и другие.

Реферативная информация издается в виде реферативных тема­тических сборников по различным вопросам культуры и искусства, куль­турному строительству и культурной политике зарубежных стран, про­блемам современного зарубежного искусства, реставрации и хранения музейных художественных ценностей, сценической технике и техноло­гии.

Обзорная информация представляет собой серийное издание, включающее обзоры, посвященные актуальным проблемам, направле­ниям и тенденциям развития важнейших отраслей культуры и ис­кусства.

Экспресс-информация охватывает важнейшие материалы по про­блемам культуры и искусства, опубликованные в нашей стране и за рубежом.

Таковы в общем виде структура отраслевой системы информации по культуре и искусству, содержание и характер издаваемых информа­ционных материалов. Однако, как показывает анализ, несмотря на зна­чительное увеличение количества методической и репертуарной лите­ратуры на местах ее по прежнему недостает. Региональные органы информации не везде добились высокого уровня хранения, учета и ком­плектования специальной литературы. Во многих случаях фонды мето­дической литературы не ставятся на учет, выдаются без регистрации и должного контроля, профессиональная литература не доходит до свое­го адресата, ее фонды не пополняются. Не проводится анализ обеспе­ченности данной литературой, степени ее использования. Выборочная проверка показала, что только 6% клубных работников знакомы по пу­бликациям с передовым опытом культурно-досуговой работы.

Региональные органы информации могли бы оказывать более эф­фективную помощь республиканским, краевым, областным НМЦ по систематизации, обработке и учету имеющихся фондов. За методиче­ским центром целесообразно было бы закрепить постоянного библио­течного работника из числа опытных специалистов.

Республиканским, областным, а также районным и сельским би­блиотекам следовало бы выделить работников культуры в отдельную читательскую категорию для более полного изучения и удовлетворения их профессиональных запросов в специальной литературе. При ком­плектовании фондов литературы по культурно-досуговой деятельности и народному творчеству библиотеки могли бы лучше учитывать заявки научно-методических центров на профессиональную литературу. Об­ластные, краевые, районные библиотеки могут оказывать более эффек­тивную помощь работникам культуры, которые занимаются разработ­кой методических материалов для РДК, учреждений культуры районов. Для них особенно полезна литература теоретического и практического характера, в том числе журналы "Клуб", "Встреча", методические мате­риалы республиканских, областных, краевых НМЦ, репертуарные сбор­ники "В помощь художественной самодеятельности", "Молодежная эс­трада" и другие.

Значительно возрос в последние годы поток методической литера­туры малой полиграфии. Эти материалы не являются разовыми: в ме­тодических центрах, кабинетах их следует регистрировать, брошюро­вать и создавать из них специальный фонд.

Необходимо подчеркнуть, что печатная продукция, выпускаемая НМЦ и выполненная на ротапринте, ротаторе, ксероксе, в основном направляется в адрес РДК. Здесь также следует наладить необходимый учет, хранение и рациональное ее использование.

На уровне районного отдела культуры целесообразно повышать интерес работников РДК к методической литературе, добиваться, чтобы каждый из них был пропагандистом специальной профессиональной литературы, хорошо знал ее сам, ориентировался в изданиях, опреде­лял адреса использования и применения методических рекомендаций. Важно предложить каждому сельскому учреждению культуры конкрет­ный материал и уметь оказать помощь в практическом использовании рекомендаций, советов, указаний, которые содержатся в печатных из­даниях. Кроме того, целесообразно контролировать и анализировать эффективность мероприятий, проведенных с использованием методи­ческих материалов, информировать НМЦ об их качестве и практической значимости. Осуществляя обратную связь с НМЦ, работники культуры должны высказывать свои пожелания и просьбы по улучшению ка­чества методических материалов.

Отделу культуры, районному Дому культуры следует контролиро­вать использование подписной периодической литературы; закрепить ответственных за ее сохранность, вести учет поступающих методиче­ских материалов с помощью картотеки или специального журнала, где указывается дата поступления литературы, ее наименование и количе­ство; организовать учет проведенных мероприятий на основе методиче­ских разработок НМЦ, РДК; рассылать в сельские клубы списки методи­ческой и репертуарной литературы; помогать в подписке и приобрете­нии необходимых изданий.

Таким образом, низовые службы информации являются чрезвы­чайно нужными, так как от их работы зависят не только качество ин­формационного обеспечения, но и непосредственное внедрение в прак­тику заложенного в информации материала. Именно эту цель пресле­дуют службы всех уровней, обеспечивающие разработку информацион­ных материалов, и службы, осуществляющие информационную работу.

Знание менеджером культурно-досуговой деятельности структуры и функций информационных служб позволит в практической работе хо­рошо ориентироваться в большом потоке методических материалов, в источниках информации, их возможностях, что будет способствовать улучшению работы культурно-досуговых учреждений.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.