Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конъюнктурные оценки рыночной ситуации




Источники конъюнктурной информации

VIII.Рыночная ситуация на микро– и макроуровнях наглядно отражается показателями деловой активности.

К показателям деловой активности относятся характеристики совершенных сделок: их число и размер, динамика, частота. Показатели заказов сопоставляются с потенциальными возможностями фирмы (например, с ее производственной или торговой мощностью). На этой основе определяется показатель периода полной или частичной загруженности (и соответственно занятости персонала). Используется также показатель выгодности (прибыльности) каждого заказа и всей совокупности заказов. Это своего рода прогноз возможной прибыли.

IX. Важной компонентой системы показателей рыночной конъюнктуры являются оценки уровня монополизации и конкуренции. К ним относятся показатели числа и размера предприятий и фирм, той доли, которую они занимают на рынке, их распределение по этим признакам. Это позволяет определить тип рынка, дать характеристику процесса раздела (сегментации) рынка. Для современного отечественного рынка большое значение имеет характеристика процессов приватизации как одного из орудий демонополизации и разгосударствления экономики России.

В качестве источника данных для конъюнктурного анализа используются данные статистики производства, товарооборота и товарных запасов, цен, финансов, социально-демографической статистики и других источников. Для сбора дополнительной информации используются методы выборочного наблюдения, специальных моментных или периодических обследований, в частности панельных.

Большую роль в сборе специфической конъюнктурной информации играют сеть торговых корреспондентов, сбор информации во время проведения выставок-продаж, ярмарок.

Источниками конъюнктурной информации служат справки о конъюнктурной обстановке, представляемые торговыми корреспондентами (продавцами, товароведами, административными работниками предприятий и т.п.).

Существуют специфические методы конъюнктурного анализа, базирующиеся главным образом на качественных и атрибутивных оценках рыночной ситуации. Практически все они относятся к категории полученных экспертным способом. Чаще всего используются конъюнктурные обзоры, где на основе опыта составителя и его наблюдений приводится логическое описание ситуации, дается констатация фактов, делаются ссылки на мнение различных специалистов. В заключении формулируются выводы, в которых приводятся атрибутивная оценка ситуации и качественная градация состояния и типа рынка.

Например, благоприятная (высокая) конъюнктура (признаки: сбалан-ированный рынок, стабильный или растущий объем продаж, равновесные цены и т.п.)

или, наоборот, неблагоприятная (низкая) конъюнктура (признаки: диспропорция рынка, отсутствие или неблагоприятные изменения спроса, резкие колебания цен, кризис сбыта, дефицит товаров, неоправданный рост запасов и т.п.).

В качестве инструментов измерения и оценки конъюнктуры рынка могут быть использованы так называемые конъюнктурные индикаторы: цены, товарные запасы, показатели деловой активности.

Рассмотрим условный пример оценки и анализа конъюнктуры рынка отдельного товара.

На рынке Q сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать с помощью трех индикаторов: индексов продажи, цен и товарных запасов. Исходные данные и развитии товарооборота за некоторый промежуток времени приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Динамика продажи и цен товара Q

Периоды Товарооборот, тыс. руб Объемы продаж, тыс.ед Цена, руб. за ед. Цепные темпы роста, %
товарооборота продажи цен
1-й       - - -
2-й       125,5 94,1 133,3
3-й       133,6 56,3 237,5
4-й       79,8 77,8 102,6
5-й       60,4 42,9 141,0

 

Положение на рынке характеризуется падением спроса в результате роста цен. Если до 3-го периода рост цен обеспечивал увеличение валового дохода предпринимателей, то после него рост цен не смог компенсировать падение спроса, что и привело к значительному сокращению товарооборота (денежной выручки), а следовательно, и валового дохода. Товарооборот в 3-м периоде был в 1,7 раза больше начального уровня, а к 5-му периоду он уменьшился по сравнению с 3-м более чем в два раза и по сравнению с первоначальным уровнем на 20%. По-видимому, рост цен превысил точку равновесия и спрос начал коллапсировать (падать).

За изучаемый период объем продажи (в натуральном выражении) сократился за весь период более чем в 5 раз. Рост цен за весь период составил 458%.

Наше предположение, что мы имеем дело с падением спроса, а не с сокращением объема товарного предложения, доказывает анализ второго важнейшего индикатора –динамики товарных запасов (табл. 2).

Таблица 2- Динамика товарных запасов на рынке товара Q

Периоды Товарные запасы Цепные темпы их роста, %
тыс. ед В днях продажи В натуральном выражении В днях продажи
1-й   3,1 - -
2-й   3,2 96,2 103,2
3-й   5,0 88,2 156,3
4-й   7,4 115,6 148,0
5-й   17,4 101,9 235,1

После незначительного уменьшения абсолютный размер запасов вернулся к своему исходному размеру. Но так как объем продажи при этом сократился в 5 с лишним раз, то значительно увеличились удельные товарные запасы. Анализ динамики удельных товарных запасов (в днях продажи, т.е. в расчете на однодневную продажу) убеждает, что происходит процесс затоваривания, нарастание кризиса сбыта. Можно сделать вывод, что мы имеем дело с регрессирующим, мало перспективным рынком, требующим интенсивных маркетинговых усилий. Основным фактором падения спроса является рост цен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.