КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вводная часть. Становление социально-культурной
Москва 2004 Обучающихся по направлению подготовки УЧЕБНИК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, «Социально-культурная деятельность» и специальности «Социально-культурная деятельность» ББК 71.4 К 44 Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Московского государственного университета культуры и искусств Рецензенты: М.А. Ариарский, доктор педагогических наук, профессор В. А. Разумный, доктор философских наук, профессор Авторы: Киселева Т.Г.: Вводная часть, Раздел I, Раздел II (1-4, 6), Раздел III (4) Красильников Ю.Д.: Раздел II (5), Раздел III (1-3, 4-7), Раздел IV, Раздел V Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М: МГУКИ, 2004. - 539 с. В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы и технологии социально-культурной деятельности. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов гуманитарных вузов, практиков социально-культурной сферы. ISBN - 594778 - 058 - 5 © Т.Г. Киселева, 2004 © Ю.Д. Красильников, 2004 © Московский государственный университет культуры и искусств, 2004 Огл авление_________________________________ ОГЛ АВЛЕНИЕ Предисловие..................................................... 5 деятельности: исторический обзор............... 17 1. Зарождение основ воспитания и просвещение на Руси в догосударственный период........................... 17 2.Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках 19 3.Просвещение и возникновение социально-культурных 4.Общественно-просветительное движение и досуг в России
в XIX- начале XX веков.................................... 24 5. Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов........... 27 Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности.................................................... 43 1.Социально-культурная деятельность как фундаментальное 2.Функции и принципы социально-культурной деятельности.... 95 3.Психолого-педагогические основы социально-культурной 4.Содержание социально-культурной деятельности: 5.Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа................................... 130 Раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности..................................................... 143 1.Досуг и досуговая деятельность.................... 145 2.Образование и карьера................................ 174 3.Художественная культура и искусство....... 199 4.Физическая культура и спорт...................... 216 5.Социально-культурная реабилитация и поддержка 227 6.Межкультурное сотрудничество и коммуникация 26 1 Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности....................................................... 281 1.Система субъектов и межсубъектных отношений 281 2.Человек как субъект социально-культурной деятельности 284 3.Социально-культурные институты.............. 291 Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность 4. Семья как социокультурный институт....... 299 5 Средства массовой информации и коммуникации 310 6.Отраслевые учреждения социально-культурного профиля... 315 7.Социально-культурные общности и формирования 330 Раздел IV. Ресурсы социально-культурной деятельности.... 368 1.Понятие ресурсной базы............................. 368 2.Нормативно-правовой ресурс..................... 375 3 Кадровый (интеллектуальный) ресурс....... 379 4.Финансовый ресурс.......................................... 391
5.Материально-технический ресурс................ 395 6.Информационно-методический ресурс........ 396 7.Морально-этический ресурс........................ 398 Раздел V. Социально-культурные технологии 404 1.Технологические основы социально -культурной 2.Педагогические основы технологий............. 421 3.Сущность и классификация социально-культурных 4.Культуротворческие и культуроохранные технологии 428 5.Рекреативные технологии............................ 438 6.Образовательные технологии..................... 446 7.Социально-защитные и реабилитационные технологии 452 8.Управленческие технологии (социокультурный 9.Исследовательские технологии................... 481
10.Проектные технологии............................... 487 11.Альтернативные инновационные технологии 491 12.Технологии коммуникации и общественных связей 497 13.Информационно-просветительные и рекламные 14.Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества............................................. 519 Список литературы.......................................... 533 Предисловие ПРЕДИСЛОВИЕ XXI век - это век преобразовательных процессов не только в экономической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происходят практически по всем направлениям. Экономическая ситуация и развитие рыночных отношений в современной России явились одной из причин кризисного состояния значительной части населения страны, лишенной возможности полноценной экономической, политической и культурной жизни. Сегодня экономические, социальные, культурные программы в России должны оцениваться по единому критерию: насколько они способствуют или препятствуют ее национальному успеху в XXI веке, ее вхождению в число самых развитых и влиятельных стран современного мира В начале нового тысячелетия вся российская жизнь должна базироваться на иных, нежели прежде, основаниях общественного бытия, по природе своей глубоко духовно-ценностных, гуманитарных. Формирование гуманистической почвы как базы социально-культурной реформации России только начинается в сложных условиях, когда мы сталкиваемся с последствиями пережитых обществом политического, экономического, культурного кризисов, последствиями глубоких конфликтов между культурой и социальными отношениями в стране,
Идеи культурной реформации и гуманизации постепенно утверждаются в обществе, в котором движение социальной системы от прежнего ее состояния к новому осуществляется через дезинтеграцию и нарастание социальной дезадаптированности личности. криминализацию обстановки, отдельные национальные конфликты. Рубеж XX-XXI веков характеризуется небывалым всплеском творческих идей, инициатив и движений в области культуры, образования, искусства, поиском путей продуктивного взаимодействия и сотрудничества различных возрастных, этнических, профессиональных и других социально-культурных групп и общностей. Активизация этих процессов в российском обществе во многом обусловлена раскрепощением огромной внутренней созида- Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность тельной энергии человека, скованной на протяжении длительного периода идеологическими догмами, запретами и преследованиями, переходом от громких деклараций и лозунгов о «вечной дружбе и братстве», «свободе творчества», «свободе слова» к действительно открытому и честному культурному плюрализму, формированию нового менталитета всех слоев населения путем его участия в различных видах социально-культурной деятельности. Каждой стране свойственно разнообразие видов, форм, технологий социально-культурной деятельности. В каждой из национально-культурных общностей востребован особый, специфический тип специалиста социально-культурной сферы. Именно поэтому освоение зарубежного опыта требует не только избирательности, но и строго объективной оценки, поскольку за ним стоят традиции, во многом отличные от российских. Задача состоит в том. Чтобы войти в европейскую цивилизацию, не отрываясь от собственных корней, национальных и культурных особенностей. Обращаясь сегодня к историческому прошлому своей страны, пытаясь в меру своих сил возродить, вернуть часть отвергнутой, но не погибшей российской культуры, мы как бы заново пытаемся осмыслить и проделать долгий путь, пройденный Россией от векового патриархального, домостроевского уклада до утверждения собственного достойного социально-культурного статуса в мировом сообществе.
Исторический и современный опыт социально-культурной деятельности в России не только представляет собой исключительную научно-документальную ценность, но и содержит богатейший дидактический материал для подготовки специалиста в области культуры, образования, искусства, досуга. Перед авторами учебника, предлагаемого вниманию читателя, стояла далеко не простая задача обобщить, сформулировать и обосновать наиболее принципиальные закономерности социально-культурной деятельности, осуществляемой на профессиональной и непрофессиональной основе, обозначить векторы направленности научного поиска в этой сфере, выявить суть и смысл существующих авторских школ, внедренных в практику методик, идей и рекомендаций. С полным основанием мы можем сегодня говорить о конструктивности, инновационном характере, общественной значимости опыта, накопленного высшими и средними специаль- П редисловие ными учебными заведениями в этой сравнительно новой отрасли педагогического знания. Этот опыт свидетельствует о ярко выраженном стремлении молодой науки занять прочную методологическую позицию, адекватную существующей в стране и в отдельных регионах ситуации, внести свой вклад в выработку и реализацию научно обоснованной и взвешенной социально-культурной политики, предпринять энергичные усилия по повышению качества подготовки и коэффициента социальной востребованности специалистов, владеющих современными технологиями. Ряд документальных ссылок, содержащихся во втором разделе данного учебника, подтверждают приоритет Московского государственного университета культуры и искусств во введении в учебно-педагогический оборот специальности «Социально-культурная деятельность»1 и создании в связи с этим в апреле 1991 года одноименной кафедры. Научная специальность 13.00.05. - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности - включена в номенклатуру специальностей научных работников ВАК РФ Приказом Министерства науки и технологий РФ №17/4 от 25 января 2000 года. Ориентированная на удовлетворение потребностей современной социально-культурной сферы, новая научно-образовательная специальность, по существу, заложила основы подготовки на общегосударственном уровне качественно нового поколения профессиональных, в том числе и научно-педагогических, кадров по широкому профилю направлений и специализаций. Выражаем благодарность коллегам, представителям крупнейших научных школ вузов культуры и искусства - А.И.Арнольдову, МААриарскому, Т.ИБаклановой, АДЖаркову, В.А.Максютину, В А.Разумному, В.С.Садовской. Ю.А.Стрельцову. В.ЕТриодину. В.В.Туеву и другим - за активную поддержку разработанных нами в начале 90-х годов концепции и программы в качестве базовых документов по специальности «Социально-культурная деятельность», а также за высказанные советы и рекомендации в процессе подготовки настоящего учебника к переизданию Специальность 05.31.00. Социально-культурная деятельность - утверждена приказом №337 Комитета по высшей школе при Министерстве науки и технологий рФ от 25.04.1994 года.
Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |