Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, задачи и источники курса




Как отрасль научного знания и учебный предмет социально-культурная деятельность обладает всеми необходимыми характе­ристиками, присущими любой самостоятельной специальности: объ­ектом, предметом, методами изучения, категориально-понятийным аппаратом, сложившимися в разных регионах страны авторскими школами, эксклюзивной антологией, собственной системой зако­номерностей, принципов и правил. В отличие от других направле­ний культурологии, социально-культурная деятельность представ­ляет собой широкую область современного педагогического зна­ния, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др.

Система социально-культурологического образования сталкивается сегодня с необходимостью резкого повышения требований к его качеству. Подготовка специалистов для социально-культур­ной сферы должна базироваться в существующих условиях не столько на узком индивидуальном практическом опыте, сколько на прочном фундаменте научных знаний. Масштабы, объемы и содержание такой подготовки подлежат научно обоснованным со- i циокультурным измерениям.

Многочисленному отряду менеджеров, педагогов, режиссеров, технологов различного профиля, выступающих в качестве ор ганизаторов социально-культурной деятельности, координаторов отраслевых, федеральных, региональных и местных программ предстоит участвовать в дальнейшем возрождении и развитии культуры и искусства России. От уровня их квалификации и при­лагаемых усилий во многом зависит решение жизненно важных проблем российских семей, детей, подростков, региональных проблем в историко-культурной, экологической, социально-пси­хологической, религиозной и других сферах, являющихся общими для различных социальных групп.

Именно им предстоит внести достойный вклад в блокирова­ние и нейтрализацию возможных источников и очагов социальной и межнациональной напряженности, в социально-культурную реабилитацию слоев и групп населения, остро нуждающихся в со­циальной защите и поддержке, в создание благоприятной среды


для развития и реализации социально-культурной активности и инициативы населения в сфере досуга.

Сложности профессиональной подготовки по специальности «Социально-культурная деятельность» обусловлены рядом обстоя­тельств. К ним относится прежде всего необходимость глубокого осмысления и соответствующей корректировки содержания и технологии социально-культурологического образования специа­листов этой сферы, его адаптации к новым реалиям, складываю­щимся в культурной жизни общества. Этот процесс подразуме­вает не только постоянное совершенствование нетрадиционных специализаций, появившихся в последние годы, но и одновре­менно развитие и углубление социально-культурологического и педагогического компонентов в других традиционных для вузов культуры и искусства специальностях в области народного худо­жественного творчества, библиотечной работы, кинофотодела, режиссуры массовых театрализованных программ и т.д. Наконец, речь идет об обеспечении органической взаимосвязи культуроло­гической и педагогической подготовки специалистов с преподава­нием социально-гуманитарных и психолого-педагогических дис­циплин и, что особенно существенно сегодня, с концепциями со­временной культурологии, с идеей национально-культурного воз­рождения России.

Актуальность решения названных проблем определяется ря­дом причин. Одна из них состоит в необходимости преодоления разрозненности организационно-педагогических усилий в форми­ровании новых специализаций, устранения консерватизма, затруд­няющего плавность переходов на новые учебные технологии. Дру­гая связана с требованиями расширения границ профессиональ­ного обучения будущих специалистов, получения ими знаний, умений, навыков и установок, необходимых для собственного жизнеобеспечения, карьерного роста, психологической устойчиво­сти, духовного развития.

В известном смысле социально-культурная деятельность явля­ется социально и педагогически организованным гарантом сохра­нения, развития и освоения культурных ценностей, создания благо­приятной основы для социально-культурных инноваций и инициа­тив Сохраняя преемственность, социально-культурная деятельность


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красияьников. Социально-культурная деятельность

аккумулирует в себе опыт и традиции культуры, просвещения, обра­зования и досуга в России.

Социальное значение данной учебной дисциплины заключа­ется в обеспечении условий для дальнейшего развития современ­ной педагогической и культурологической науки, укрепления взаимосвязи научно-исследовательской и учебно-образовательной работы в вузах культуры и искусства, преемственности учебной и научно-исследовательской деятельности.

Предмет «Социально-культурная деятельность (история, тео­ретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, техно­логии)» является по своей природе педагогической и по своей сущности интегративной учебной дисциплиной. Он возник и раз­вивается на стыке педагогики, культурологии, истории, социоло­гии, психологии, технологии, экономики и управления социально-культурной сферой.

Предмет курса - изучение истории, теоретических основ, сфер реа­лизации, субъектов, ресурсной базы и современных технологий соци­ально-культурной деятельности.

Цель изучения курса - подготовить студентов к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере, вооружить их специаль­ными знаниями, умениями и навыками в области организации педагоги­чески направленной социально-культурной деятельности, помочь осоз­нать ее роль как важного общественного явления, дать навыки анализа практического опыта и поиска инновационных решений проблем соци­ально-культурной сферы, самостоятельной работы над опорными ис­точниками, документами и публикациями. Перечисленные знания, уме­ния, навыки, специальные профессиональные качества, сформирован­ные на их базе, составляют основу деятельности будущих менеджеров, педагогов, технологов - организаторов работы с различными по демо­графическим характеристикам социальными и культурными общно­стями и группами.

Основные задачи курса:

1)знакомство с историческим опытом возникновения и развития со­
циально-культурной деятельности в России, изучение, осмысление и
обобщение социально-культурных процессов в области воспитания, про­
свещения, искусства;

2)знакомство с теоретико-методологическими основаниями соци­
ально-культурной деятельности, овладение профессиональным понятий-


Предисловие

ным аппаратом специалиста социально-культурной сферы, закономер­ностями использования известных и новых понятий и дефиниций в соот­ветствии с современными условиями;

3)характеристика важнейших сфер общественной социально-куль­
турной практики, в которых находят отражение деятельность многочис­
ленных возрастных, социальных, профессиональных, этнических, кон­
фессиональных групп населения, а также система характерных для со­
временного общества духовных ценностей, норм, ориентации и отноше­
ний;

4)выявление и изучение реально существующей системы со­
циально-культурных институтов (учреждений, объединений, орга­
низаций и др.), выступающих в качестве субъектов социально-
культурной политики на федеральном, региональном и местном
(муниципальном) уровнях;

5)формирование представлений о содержании ресурсной базы
социально-культурной деятельности, знакомство с практикой наиболее
эффективного использования нормативно-законодательных доку­
ментов, информационно-управленческого обеспечения, кадрового
потенциала, технического и финансового ресурсов, социально-
демографического контингента, морально-психологического фактора,

6)раскрытие многообразия и многозначности технологической ба­
зы, изучение основных методов и технологий социально-культурной
деятельности, выработка практических навыков использования техноло­
гического потенциала отрасли в разработке и реализации социально-
культурных проектов и программ в области образования, искусства, до­
суга, спорта, реабштитации, рекламы и других отраслей.

В соответствии с перечисленными задачами сгруппированы и темы учебника в вводной части учебника представлен краткий исторический обзор возникновения и развития социально-культурных процессов в России, общественных движений и инициатив в области просвещения, культуры, искусства, массового досуга, охватывающий догосударст-венный, государственный и послереволюционный периоды в жизни страны, включая этапы развития советского и постсоветского общества вплоть до наших дней. Первый раздел посвящен теоретическим осно­вам социально-культурной деятельности, ее закономерностям, второй -Д^ представление об основных сферах ее реализации. В третьем раз-Деле содержится характеристика основных субъектов социально-куль-турной деятельности, четвертый - знакомит с ее ресурсной базой,


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Пятый раздел вводит читателя в систему различных по содержанию и функциям современных социально-культурных технологий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.