Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа 2 страница





Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

правлена на решение (или оптимизацию) проблем, характерных для конкретного лица, общественной группы, территории, опреде­ленной области культуры, образования, искусства, досуга. Самым первым шагом в осуществлении любого осмысленного, сознатель­но мотивированного и социально ориентированного культурного действия является проект, а проект, в свою очередь, начинается с анализа проблем, решение которых в дальнейшем будет опреде­лять логику и последовательность этого проектного действия.

Сущность проблемы неразрывно связана с наличием проблем­ной ситуации, определенных противоречий, трудностей и препят­ствий в окружающей социально-культурной среде. Проблема не нуждается в простой констатации проблемной ситуации. Ситуа­цию надо осознать и осмыслить, увидеть в ней противоречие. По­этому проблему всегда отождествляют с анализом социально-культурной ситуации, когда с помощью объективно фиксируемых фактов и явлений устанавливаются и причины, и результат несо­ответствия между существующим и должным, реальным и желае­мым.

Результатом анализа проблемной ситуации служит возникно­вение так называемого «проблемного поля», в содержание которо­го в контексте нашего предмета включается широкая совокуп­ность социально-культурных проблем. Они, как правило, ранжи­руются по степени своей значимости, актуальности и причинно-следственной зависимости и связаны либо с неблагоприятными со­циальными и социально-демографическими условиями, либо с внут­ри- или межотраслевыми противоречиями в среде культурных инсти­тутов и учреждений.

Необычайное разнообразие проблемных полей, характери­зующих состояние и перспективы развития сферы культуры, обра­зования, искусства, социальной защиты и реабилитации, досуга, спорта, представлено в современном социально-культурном про­ектировании. Об этом свидетельствует богатейший практический опыт разработки и реализации социально-культурных проектов и программ, накопленный коллективом преподавателей, аспирантов и студентов Московского государственного университета культу­ры и искусств с конца 80-х годов прошлого столетия, с момента открытия университетом впервые в стране новой специальности


Ра здел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

«Социально-культурная деятельность». Достаточно широко этот опыт проанализирован и обобщен в целом ряде публикаций'.

Попытки установления определенной иерархии и классифика­ции проблем в рамках единого социокультурного пространства являются результатом характерного для теории и практики осмыс­ления явлений и процессов, происходящих ныне в социально-культурной сфере, перспектив их существования и дальнейшего развития в изменившейся исторической ситуации.

Уровни проблем по радиусу их действия (локализации): обще­национальный, региональный, территориальный (конкретный го­род, район), социально-групповой (социальная общность, группа)

В рамках единого социально-культурного пространства (в кон­тексте нашего предмета - проблемного поля) все проблемы харак­тера проявления можно подразделить на две типологические кате­гории: личностные и социально обусловленные (социально-демографические, собственно личностные и внутрисемейные, со­циально-психологические), отраслевые (функциональные наруше­ния в отдельных отраслях и учреждениях социокультурной сфе­ры).

В проблемное поле входят личностные (по преимуществу со­циально-психологические) и отраслевые (по преимуществу соци­ально-культурные) проблемы.

Источниками и носителями как личностных, так и отраслевых проблем, как правило, являются непосредственно сами субъекты и объекты социально-культурной деятельности. Это штатные работ­ники, специалисты бюджетных и внебюджетных учреждений и органов управления социально-культурной сферы; отдельные гра­ждане, взрослые и дети, социальные группы и категории населе­ния, выступающие в роли потребителей и (или) производителей культурных продуктов, благ и услуг; ресурсодержатели - структу­ры и организации, являющиеся источниками ресурсного обеспе­чения, в том числе бюджетного и внебюджетного финансирова­ния.

См.: Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования. -М.: МГИК, 1993; Марков А.П., Бирженюк ГМ. Основы социокультурного проек­тирования: Уч.пособие. - СПб., 1994; Кузицын ГМ. Проектирование социально-культурных процессов. - Пермь, 2001 и др.


Т.Г. Киселева, Ю.Д, Красильников. Социально-культурная деятельность^ 1

Как показывает анализ публикаций в прессе и опросов сотрудников учреждений культуры и искусства, к наиболее типичным отраслевым проблемам современной социально-культурной практики относятся следующие: 1) несоответствие содержания и функций объектов социально-культурной сферы изменившимся условиям; 2) отсутствие условий и организационных механизмов развития и саморазвития, межведомственная разобщенность и неско- ординированность деятельности учреждений социально- культурной сферы, жесткая регламентация и другие управленческие проблемы; 3) сокращение бюджетных средств, отсутствие гласности в их распределении, неумение или нежелание работать с потенциальными спонсорами, инвесторами, донорами и другими источниками внебюджетного финансирования; 4) снижение общественной значимости и престижа социально-культурных учреждений, их недооценка со стороны властей, партнеров, журналов, населения; 5) снижение социального статуса и профессио-j нальной самооценки лиц, занятых на объектах социально культурного профиля.

Между обеими группами проблем - личностными и отрасле-выми - существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Нерешенность отраслевых проблем существенно обостряет личностную проблематику.

Универсальным вектором, определяющим содержание соци- ально-культурных акций, проектов и программ, служит какой- либо доминирующий признак. В качестве подобных доминант мо- гут выступать самые различные признаки: информационно-про- светительные и рекламные; обучающие, образовательные; поис- ково-исследовательские; художественно-творческие; социально- творческие; профессионально-ориентационные и ценностно-ори ентационные; реабилитационные, коррекционные, адаптационные; культуроохранные и природоохранные, физкультурно-оздоровительные и другие. Каждый из этих признаков, помимо своей со­держательной сути, несет в себе целый «букет» социальных, воепитательных, дидактических проблем, образующих проблемное поле в области образования, досуга, искусства, социально-культурной реабилитации.

Общая картина проблемного поля складывается в результате постоянного изучения явлений и процессов в социокультурной

раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности

сфере того или иного региона, осуществления регулярного мони­торинга его социальной и культурной среды.

Формулировка проблемы выступает как важный элемент диаг­ностики содержания социально-культурной деятельности. Она призвана, по существу, дать однозначный ответ на вопросы: что является источником беспокойства исследователя социально-культурного процесса; где кроется проблема; когда обострилась проблема; кто в нее «втянут» или на ком она более всего отража­ется; каким образом она воздействует на жизнь социума.

Если в целом анализировать содержание социально-культурной жизни российского общества, то в ее многосложности и многоплановости нетрудно выделить крайне противоречивые тенденции. Они захватывают все ведущие сферы социально-культурной деятельности - досуг, образование, художественную и физическую культуру, социально-культурную реабилитацию, межнациональное и международное культурное сотрудничество.

О противоречивости тенденций, присущей содержанию совре­менной социально-культурной деятельности, убедительно свиде­тельствует один из приведенных ниже дихотомических рядов

С одной стороны, тяготение к традиционной народной культу­ре, к истокам народного творчества на основе изучения, собира­ния, освоения и воспроизводства фольклора как традиционного, так и современного; позитивные процессы раскрепощения созна­ния народных масс, активизация многих видов и форм художест­венного, прикладного, социального творчества, расширение и обо­гащение инициатив населения за счет развития различных обще­ственных объединений, движений, клубов и асесоциаций, приоб­щение к истокам народных традиций и культуры, освоение огром­ного гуманитарного наследия, накопленного в историческом про­шлом России.

С другой стороны, увеличение разрыва между инновацион­ным потенциалом культуры и способностью его освоения и ис­пользования значительной частью населения, тенденция к интен­сивному расслоению общества, усиление процессов размывания Духовной самобытности российской культуры, падение уровня художественного вкуса, существенная переориентация общест­венного сознания и нравственных ценностей.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Преодолению этих противоречий способствует энергичная со- циально-культурная политика субъектов Российской Федерации. Она направлена на возрождение и развитие национальных культур малочисленных народов, на отражение национальных особенностей и традиций в содержании культурной продукции, на поддержку соци- ально значимых видов деятельности, народных инициатив, ремесел и промыслов, национальных культурных обществ, ассоциаций, культурно-информационных центров и объединений, других caмодеятельных формирований. Существенный вклад в реализацию! социально-культурной политики регионов вносит совместная деятельность местных культурно-досуговых учреждений, культурных центров, лабораторий, клубов, землячеств, ассоциаций, центров художественных промыслов, этнографических музеев.

Характерной чертой содержания социально-культурной деятельности, отражающего образ жизни и новое мышление людей,
является её общественно-политическая направленность. Основной
вектор этой направленности связан с необходимостью формирова-
ния политической и экономической культуры населения, активи-
зации общественно-политической жизни и повышения уровня
компетентности граждан в социально-политических и социально-
экономических вопросах.

Социально-культурные институты способствуют вовлечению
различных групп населения в процесс местного самоуправления,
разработку и реализацию проектов и инициатив жизнедеятельно­
сти общества, созданию клубов, движений и объединений, ориен-
тированных на решение местных социальных проблем. Особое
место отводится развитию межнациональных отношений в усло-
виях полиэтнических, трудовых, учебных, бытовых и других раз-
новидностей современного социума.

Многочисленные акции по приобщению людей к политической и экономической культуре, разъяснению политических и экономических знаний сосредоточены на человеке, его интересах и потребностях. В основе своей они имеют целью формирование активно мыслящей личности, обладающей чувством гражданственности, социального равенства и справедливости. Гуманизмом, опорой на богатство общечеловеческих ценностей, направленностью на развитие политической и гражданской активности людей от­личаются массовые социально-культурные кампании, праздники, фес-


Ра здел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

тивали, конкурсы, встречи и дискуссии. Исходными условиями их реализации являются учет социального заказа, содержания той или иной проблемы и направленности интереса, формирование широ­кого кругозора, четких представлений об особенностях развития современного мира и нашей страны.

Информационно-познавательные, активные, дискуссионные, раз­влекательные и развивающие социально-культурные проекты и про­граммы, как правило, опираются на духовный потенциал региона, традиции трудовых и семейно-бытовых коллективов, на развитие повседневных социальных контактов, создание «социально-культурных осей», соединяющих детей, подростков, молодежь, взрослых.

Широкими возможностями для утверждения и реализации об­щечеловеческих идеалов и духовных ценностей обладают различ­ные формы общения и взаимодействия учреждений культуры с общественными организациями, детскими, молодежными объе­динениями, религиозно-культурными общинами. Гражданские инициативы в каждом городе или районе, школы и клубы соци­альных референтов и лидеров XXI века, центры и мастерские со­циально-творческих проектов и многие другие аналогичные фор­мы служат свидетельством широкого общественно-политического резонанса, характерного для социально-культурной деятельности.

Интерес к культурному наследию в России заметно активизиро­вался в связи с ускорением социальных перемен. На территории многих субъектов Российской Федерации в рамках общегосудар­ственных и региональных программ реализуются проекты, на­правленные на выявление, изучение, охрану, реставрацию и исполь­зование памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных зон и заповедников, музейных, архивных, библиотечных, художественных, коллекционных фондов.

Стало вполне очевидным, что большинство элементов и объектов национального культурного наследия выполняет функцию сохране­ния, закрепления и развития традиционных черт культуры своего на-рода. Актуализация своей принадлежности, причастности к истокам своей национальной культуры во многом обусловлена современной социально-культурной ситуацией, где ценностям культуры прошлого предстоит выполнить весьма важные общественные функции. Каж-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красшьников. Социально-культурная деятельность

дый из культурных объектов и продуктов прошлых эпох предстает в качестве ориентира или эталона для соотнесения с ним современного опыта.

Как обширная общественная практика социально-культурная деятельность содержит в себе огромное количество составляю­щих. Многочисленные области проявления этой деятельности в жизни общества объективно связаны с необходимостью разработ­ки и проведения на практике достаточно взвешенной и научно обоснованной социально-культурной политики.

Сущность социально-культурной политики состоит в целена­правленной, перспективно ориентированной долгосрочной дея­тельности, обеспечивающей развитие общества или отдельно взя­того региона в рамках обоснованно отобранных и внедряемых со­циально-культурных норм и отношений. Социально-культурная политика государства представляет собой совокупность норм и принципов, используемых в государственном руководстве соци­альными и культурными процессами в обществе.

На практике выделяют, как правило, несколько уровней социально-культурной политики: международный, федеральный, региональный, локальный (местный). Социально-культурную поли тику характеризуют разнообразие бытующих в науке и практике моделей, вариативность содержания, опора на конкретные приоритеты культурного развития своего региона (области, края, города, района), социокультурные инициативы общественности и| отдельных граждан.

Принципиальным для выяснения сущности социальнокультурной деятельности является вопрос о соотношении культурной и социальной политики государства. Как известно, это взаимодействие носит двусторонний характер. Культурная политика преследует социальные цели, культура призвана практически участвовать в делах общества, решать общественные задачи. В тор же время общество кровно заинтересовано в росте культурного потенциала, повышении социального статуса учреждений и институтов, действующих в сфере культуры.


Ра здел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

Характеристика и оценка соотношения социальной и культур­ной политики неизбежно касаются и другого вопроса - соотно­шения прав и обязанностей личности и государства в социально-культурной сфере. Как известно, развитие этой сферы напрямую связано с её высвобождением из-под административно-бюрократического контроля, регламентирования со стороны госу­дарственных органов. Но свободное развитие социально-культурной сферы зависит и от того, насколько свободен сам че­ловек в своей социально-культурной деятельности, в реализации своих прав и свобод, гарантированных в «Основах законодатель­ства Российской Федерации о культуре» (1992), - прав на отдых, на творчество, на выбор ценностей, на пользование культурными благами, на получение гуманитарного и художественного образо­вания, на объединение с другими людьми на основе общих инте­ресов и т.д.

На государство возлагаются широкие обязанности по отноше­нию к социально-культурной сфере, но в то же время оно не пра­вомочно допускать здесь административное вмешательство, жест­кую регламентацию. Именно этот принцип закладывается в фун­дамент государственной социально-культурной политики

Мы часто не задумываемся о социальных последствиях прини­маемых государством мер, поскольку социально-культурную дея­тельность нельзя выделить как обособленное автономное направ­ление, а следует рассматривать как часть единого процесса поли­тической, экономической, социальной деятельности общества.

Эффективность государственной политики непосредственно зависит от мер, принимаемых государственными структурами в отношении сферы культуры и досуга, действующих внутри нее социально-политических и экономических, хозяйственных меха­низмов.

Эта сторона социально-культурной политики длительное вре­мя у нас недооценивалась и по-настоящему не рассматривалась. В течение многих десятилетий соотношение культурных и социаль­ных начал постоянно оказывалось деформированным. В соответ­ствии с жестким и однонаправленным социальным заказом функ­ция культуры практически сводилась лишь к обслуживанию соци­альной политики, к участию в решении идейно-воспитательных


Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Социально-культурная деятельность '

задач. Вместо повышения это приводило к падению социальной эффективности культурной сферы, вместо наращивания культур­ного потенциала - к его кризису.

Во множестве решений и постановлений, принимавшихся в доперестроечный период по вопросам культуры и досуга, не было глубокого понимания их комплексности. Вольно или невольно иг­норировался сам факт того, что проблемы культуры и досуга, по существу, являются причинами и следствием проблем политиче­ских, экономических, социальных.

На практике это вылилось в массу документов по работе клу­бов, библиотек, парков, музеев и многих других учреждений куль­туры и досуга, не связанных единой социально и экономически обоснованной концепцией. В настояшее время возникла необхо­димость целенаправленной, научно выверенной государственной политики в социально-культурной сфере.

Говоря о субъектах социально-культурной политики, мы не­вольно касаемся понятий элиты и элитарности, всегда обязательно имевших под собой прочное социально-культурное основание. История России и её современность полны свидетельств сущест­вования различных духовных элит, их зарождения, развития, ста­билизации, умирания. При этом культурная политика в условиях тех или иных общественных формаций неизбежно сводилась к выращиванию и всяческой поддержке оптимальных, лояльно на­строенных культурных элит и одновременно к подавлению элит нежелательных, независимых, не «вписывающихся» в установлен­ные идеологические рамки.

Государство объективно обязано всячески поощрять создание и развитие различных параллельных и альтернативных ему и друг другу общественных, неформальных коммерческих, предпринима­тельских инициатив и структур в социально-культурной сфере, включая, например, организацию негосударственных центров до­суга, театров, учебных заведений, научных учреждений, изда­тельств и т.д. Отсюда становится очевидной огромная историче­ская, гражданская, юридическая и нравственная ответственность субъектов социально-культурной политики.

Социально-культурная досуговая сфера — одно из важнейших направлений деятельности государства. Она имеет целью создание необходимых социально-экономических, правовых и организаци-


Раз дел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

онных условий и гарантий для развития сети и ресурсов различ­ных социально-культурных институтов, реализации на их базе творческого духовного потенциала детей, подростков, взрослых в интересах обновления общества. Это и осуществляемая в рамках возможностей и правомочий государства координация деятельно­сти различных формирований и структур в сфере культуры и до­суга: общественных организаций, фондов, движений и др.

Политика в социально-культурной среде как важнейшая часть всей культурной политики направлена на законодательную защиту духовной жизни от политического манипулирования, экономиче­ских потрясений, национальной замкнутости.

Государственная политика в сфере культуры и досуга направ­лена в будущее - в этом ее практическая значимость для общества в целом и для каждого его члена в отдельности.

Культурная политика государства и пути ее реализации нахо­дят отражение в федеральных государственных программах со­хранения и развития культуры. Государство берет на себя обяза­тельства перед гражданами обеспечивать условия для общедос­тупности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

В этих целях федеральные и местные органы самоуправления обладают правом использовать налоговую и ценовую политику для более широкого вовлечения детей и взрослых в творчество и самообразование, занятия любительским искусством и ремеслами. Перед федеральными и местными структурами открыта возмож­ность с помощью налоговых льгот, кредитов, приоритетной пере­дачи зданий и иных способов стимулировать деятельность госу­дарственных и других (общественных, частных) предприятий и организаций культуры и искусства, развивать их материально-тех­ническую базу. При необходимости местные органы могут при­нять долевое участие в финансировании негосударственных соци­ально-культурных объектов.

Огромный социальный смысл в государственной политике приобретает гуманитаризация всей образовательной системы, включая всеобщее эстетическое и массовое начальное художест­венное образование. Приоритетной государственной поддержкой пользуются школы искусств, студии, курсы, другие специальные учреждения, бесплатные библиотечные услуги и любительское


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

искусство, которые должны быть сохранены для всех слоев населения.

Именно государство вместе с меценатами, спонсорами, благотворительными фондами и организациями способно взять под по­кровительство юные таланты, творческую молодежь, дебютантов, начинающие коллективы, не посягая на их творческую независи­мость. Государственный патронаж в области культуры распро­страняется на наименее экономически и социально защищенные слои и группы населения.

Органы государственной власти и управления, органы мест­ного самоуправления в обязательном порядке обеспечивают права,; свободы и самостоятельность всех субъектов социально-культурной деятельности, защищают эти права и свободы законодатель­ной и иной нормативной деятельностью. Для преодоления возможного монополизма в сфере производства и распространения культурных ценностей государство оказывает содействие созда­нию альтернативных социально-культурных организаций, пред приятии, ассоциаций, творческих союзов и иных объединений.

Государство берет на себя ответственность за выявление, учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры. Федеральные и местные органы управления своей важной функ­цией считают содействие сохранности и использованию таких па­мятников, находящихся в частной и коллективной собственности, постановку особо значимых из них на государственный учет. Го­сударство обладает приоритетным правом приобретения культур­ных ценностей, находящихся в частном владении, с помощью за­кона регулирует права и обязанности владельцев.

Творчески одаренные люди, в первую очередь дети, а также малообеспеченные группы населения, практически лишенные дос­тупа к духовным ценностям, остро нуждаются в особой поддержке со стороны государства.

В зависимости от задач, специфики содержания, объемов и масштабов различаются такие уровни социально-культурной по­литики, как международный, федеральный, региональный, ло­кальный (местный). Для социально-культурной политики на лю­бом из её уровней характерна многосторонность соотношения двух главенствующих понятий этой политики - «объекта» и «субъекта». Диалектика этого соотношения, их взаимодействия и


Разде л I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

взаимозависимость являются предметом особого изучения и ана­лиза.

Реальными субъектами социально-культурной политики по праву считаются государственные органы, негосударственные (общественные) формирования и деловые (коммерческие) струк­туры.

Главными инструментами для субъекта социально-культурной политики, которые четко очерчивают её задачи и специфику, яв­ляются исходные документы, которые разрабатываются в сле­дующей последовательности: 1) концепция, 2) проект и (или) про­грамма, 3) бизнес-план, медиаплан (план рекламно-информацион­ного обеспечения), мастер-планы и т.д. В реализации социально-культурной политики практически задействованы все учреждения и организации социально-культурной сферы, средства массовой информации, основные социально-демографические группы насе­ления.

Каждый из субъектов, руководствуясь собственными интере­сами и идеями, порознь или совместно с другими выходит в соци­ально-культурную сферу со своими концепциями, проектами, про­граммами и инициативами. В этих целях он находит и макси­мально использует многочисленный актив разработчиков (идео­логов), организаторов и исполнителей - непосредственных участ­ников процесса реализации и регулирования социально-культур­ной политики.

Представители перечисленных категорий с полным правом пользуются социальным статусом культурного политика. Необхо­димо подчеркнуть, что сам термин «культурный политик» несет в себе широкий общественный смысл, он распространяется не толь­ко на физических (граждан), но и юридических лиц - государ­ственные и негосударственные организации, предприятия, обще­ственные формирования.

В практике социально-культурной деятельности государствен­ных учреждений и общественных организаций само понятие куль­турной политики используется в нескольких значениях. Раз­личным специализированным областям социально-культурной деятельности (досуг, образование, искусство, спорт, реабилитация и др.) в зависимости от возложенных на них общественных функ-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ций также соответствует особая по содержанию социально-культурная политика. Каждый из уровней этой политики опирается на определенный круг задач и концептуальный подход, направленный на их решение. При современной системе общественного разделения труда социальная и экономическая эффективность принимаемых решений обеспечивается за счет обязательного участия всех трех сторон - субъектов управления отраслью культуры, экспертов-специалистов (ученых) и представителей общественности, выступающих в роли исполнителей решений.

Совместная выработка и реализация управленческих решений самым активным образом влияют на конструктивность социально-культурной политики, позволяют добиваться гибкого сочетания долговременных стратегий и оперативных тактических шагов при подходе к проблемам.

Социально-культурную политику правомерно рассматривать как необходимый источник и закономерный результат создания и осуществления различных концепций социально-культурной де-тельности.

Статус социально-культурной политики определяется ее исторической, гражданской, юридической и нравственной ответственностью, которую разделяют все реализующие ее субъекты. Привлечение к участию в формировании и реализации социально-культурной политики как можно большего числа субъектов возможно при создании соответствующего социально-культурной инфраструктуре региона (города, района) инвестиционного механизма. Основанием такого механизма может служить перераспределение полномочий и зон ответственности между законодательными и исполнительными ветвями власти, муниципальными учреждениями, юридическими лицами, не входящими в систему муниципальных органов, и гражданами.

В этих случаях ответственность законодательной власти (го­родской или областной Думы, городского совета или собрания) ограничивается принятием концепции социально-культурной по- литики. Именно депутатам, выступающим от имени жителей, да­ется право определять приоритеты культурного развития региона. Принятию концепции предшествует её достаточно подробная экс­пертиза, обоснованно доказывающая актуальность, реалистич-

Разд ел L Теоретические основы социально-культурной деятельности

ность и социально-экономическую эффективность выдвигаемых целей и приоритетов деятельности.

Ответственность исполнительной власти (администрации об­ласти, города, района) состоит в разработке механизма реализации концепции и её ресурсного обеспечения. Этот механизм включает принятие нормативных документов и обеспечение межведомст­венного подхода в разработке и реализации социально-культурных проектов и программ.

Инструментом этой политики являются гуманитарные соци­ально-культурные технологии, широко используемые в образова­нии, искусстве, социальной работе, в области досуга, спорта и ме­жэтнического сотрудничества, распространяемые на средства мас­совой информации, развитие хозяйственных укладов, систему го­сударственного управления, то есть на всё то, что входит в пред­мет социально-культурной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.