Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства массовой информации и коммуникации 2 страница




Недооценка, невнимание к нуждам семьи не ослабляют, а, на­оборот, многократно обостряют проблемы современной экономи­ческой, социальной, культурной ситуации, характерной сегодня для жизни миллионов семей. В этих условиях от государственных и общественных структур, задействованных в социально-культур­ной сфере, от социальных работников, социальных педагогов, ор­ганизаторов семейного досуга требуется принципиально иная па­радигма мышления и поведения.

Здесь, с одной стороны, не могут не учитываться современные реальные условия и возможности и собственные права социальных работников - организаторов семейного досуга, а с другой - кон­кретно и полно отражается их собственная гражданская, нравст­венная позиция,

Культурно-досуговая сфера благодаря активной концентрации на ней внимания всех заинтересованных государственно-общест­венных институтов может стать реальным фактором совершенст­вования самой структуры досуговых потребностей и досуговых занятий семьи, необходимым пространством неформального об­щения и взаимодействия детей и взрослых в семье, формирования определенных семейных общностей по интересам и характеру до­суговых занятий,

В результате осуществления социально-культурных, досуго­вых программ (муниципальных, межведомственных, отраслевых и т.д.), как показывают исследования, иногда довольно существенно сужается спектр невостребованных и нереализованных духовных запросов семьи и отдельных ее членов, а также корректируются содержание и направленность досуговых потребностей и занятий.

В основе организации среды семейного досуга главенствую­щее место занимает социально-культурная деятельность. В отли­чие от многих областей социальной среды с ярко выраженной по­исковой, исследовательской направленностью в социально-куль­турной сфере приоритет отдается активному деятельностному подходу в семейном воспитании, реализации семьи как ведущего субъекта разносторонней содержательной деятельности в сфере культуры и досуга, как первичного института культуры, здоровья,


раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

гуманизма, нравственности. Сферу семейного досуга мы рассмат­риваем и оцениваем через парадигму действия, которая практиче­ски переносится нами на каждую семью. Социально-культурная деятельность, по существу, представляет собой бесконечное поле для политического, социального, культурного творчества каждой семьи, развития творческих традиций народной семейной педаго­гики.

В современной обстановке, когда экономические, социальные, межнациональные катаклизмы, лихорадящие общество, не остав­ляют в стороне практически ни одну семью, социально-культурная деятельность в состоянии выполнить важнейшую общественную миссию: оставаясь незаменимым средством досуговых, культурно-творческих контактов, межсемейных, межнациональных отноше­ний, она может эффективно реализовать себя как фактор граждан­ского мира в масштабах и государства в целом, и самого малого социума. В культурно-досуговой сфере, объединяющей семьи и граждан разных социальных групп, профессий, национальностей, совершенно естественно, закономерно и эффективно работает ме­ханизм согласия, а не конфронтации. Этот механизм находит бла­годатную почву в многочисленных досуговых, в том числе нефор­мальных, семейных общностях, в актах милосердия и благотвори­тельных акциях, в сотрудничестве разных возрастов и поколений, в обширной социально-профилактической и реабилитационной работе. Механизм согласия достаточно эффективен для того, что­бы снять возможные очаги напряженности как в отдельных семь­ях, так и в крупных многонаселенных общностях

Резервы многочисленных социально-культурных институтов в их воздействии на семью и сферу семейного досуга использу­ются далеко не в полной мерс. Отсюда противоречия между под­линными возможностями этих институтов и степенью их реализа­ции в семейной среде, между досуговыми интересами, предпочте­ниями семьи и реальными экономическими, материальными усло­виями их удовлетворения.

Для решения этих противоречий необходимо, во-первых, мак­симально использовать все резервы социально-культурных инсти­тутов, приближенных к семье; во-вторых, добиться координации чх деятельности в комплексном воздействии на семью. Необхо­дима четкая согласованность всех учреждений и организаций со-


 

Т. Г. Киселева, Ю.Д, Красильников. Социально-культурная деятельность

циума, не «развертывающих» семью на свои мероприятия, а пла­номерно, общими усилиями объединяющих семьи для проведения совместной деятельности,

Каждая семья, бесспорно, отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. В то же время матери занимаются с детьми в несколько раз больше, чем отцы. В досуговой деятельно­сти преобладает ориентация главным образом на детские, а не на общесемейные формы и виды. Общесемейный досуг, таким обра­зом, еще не стал устойчивой привычкой.

Между тем современная семья испытывает острую потреб­ность в многообразии, вариативности мышления и поведения. Она отличается все более усложненной структурой досуговой деятель­ности и социально-психологических отношений, тяготением к не­стандартным досуговым занятиям. Однако далеко не каждый культурно-досуговый центр оправдывает эти ожидания.

В условиях рыночных отношений и новых форм собственно­сти семья, женщина в семье, сфера материнства и детства осо­бенно остро нуждаются в продуманной программе материальной, экономической, социальной и социально-психологической под­держки. И следует отметить, что сейчас многое делается в этом плане различными государственными учреждениями, обществен­ными и частными фондами.

Уже в организации общественного дошкольного воспитания детей открываются большие возможности для индивидуальной и коллективной инициативы. Об этом свидетельствует опыт созда­ния альтернативных, инвариантных типов дошкольных общностей (семейных, кооперативных, частных и др.) с учетом региональных особенностей микрорайона, молодежного жилого комплекса и т.д. и уровня профилизации дошкольного воспитания. В условиях ры­ночных отношений и развития новых форм собственности семьям-пользователям предоставляется право широкого выбора предпоч­тительной формы раннего развития их детей - эстетического, фи­зического, а также свободы участия в самых различных формах предпринимательства в досуговой сфере.

Социально-культурная деятельность дает необходимый эф­фект только в том случае, если она направлена на семью как общ­ность. Усилия всех служб необходимо направить на семью как


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

коллектив, на организацию совместной социально ориентирован­ной досуговой деятельности родителей и детей,

Формы работы социально-культурных институтов с семьей разнообразны. Ставшие традиционными семейные праздники, се­мейные клубы, индивидуальные формы обогащаются новым со­держанием, опираются на интересы семьи. Большое распростра­нение получила организация традиционных форм семейного досу­га в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, поси­делки, кружки прикладного творчества для детей и взрослых «Умелые руки», изобразительного искусства, фольклорные ан­самбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы семей­ного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры.

Развитию внутрисемейных контактов способствует создание ролевых объединений типа «Старший брат», «Старшая сестра». «Мать и дитя». Хорошо зарекомендовали себя конференции отцов, мужские клубы, встречи, консультации, корректные беседы меди­ков, психологов, педагогов, совместный труд в мастерских, по­ходы, экскурсии и т.д.

Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различ­ные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздей­ствуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-по­лезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи

Уже в настоящее время есть все предпосылки для выведения семейных клубов на орбиту классического семейного воспитания, превращения их в основную ячейку педагогического, социально-культурного всеобуча населения. В этих целях правомерна поста­новка перед муниципальными органами вопроса о дополнитель­ном материально-финансовом стимулировании действующих се­мейных клубов, Заслуживает внимания практика организации со-


 

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятел ьность

вместно с органами культуры и народного образования региональ­ных, общесоюзных, телевизионных конкурсов и встреч семейных клубов разного профиля на базе выставочных комплексов, парков, зон отдыха, культурно-досутовых центров. Некоторые вузы и учи­лища культуры создают на основе самоокупаемости центры (пунк­ты) по оказанию консультативной помощи семье по проблемам культуры и досуга, здоровому образу жизни.

Ориентируясь в целом на семью как носителя досуговых тра­диций социума, необходимо учитывать все возрастные категории жителей - от дошкольников до пенсионеров. Особое внимание в структуре семейного досуга требуют, в силу их физиологических и психологических особенностей, подростки. Как в школе, так и в сфере свободного времени они стремятся самоутвердиться, про­явить свои склонности и интересы. Именно поэтому необходимо создание любительских объединений и подростковых клубов по интересам в социуме. С целью занятости подростков и молодежи в вечернее время целесообразно создание при клубе по месту жи­тельства молодежного досугового центра с кафе, интернет-кафе, дискоклубом и широким спектром видов занятий для подростков и молодежи. Хотя бы частичное решение проблемы занятости этих категорий жителей микрорайона в вечернее время в значительной степени должно способствовать снижению числа нарушений ими общественного порядка.

Особую актуальность в организации семейного досуга микро­района приобретает родительская общественность, В этом отно­шении наряду с родительскими комитетами в учебно-воспита­тельных учреждениях заслуживает внимания опыт создания еди­ного родительского общественного органа микрорайона, объеди­няющего усилия родительских активов школ, дошкольных и вне­школьных учреждений, других социальных институтов. Деятель­ность такого общественного формирования способствует повыше­нию активности взрослых жителей социума, ответственности ро­дителей за организацию досуга как собственных детей, так и всего детского населения микрорайона. Подобная «общная» система ор­ганизации досуга в социуме хорошо зарекомендовала себя в прак­тическом опыте деятельности семей США, Канады и других за­падных стран.


раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

Эффективность использования социального потенциала семьи во многом зависит от уровня педагогической культуры родителей. Повышению его способствуют усилия школы, социальных служб, клуба, библиотеки и других центров. Педагогически оправданной и востребованной остается идея объединения усилий всех соци­ально-культурных институтов в педагогическом просвещении ро­дителей, в организации лсихолого-педагогических семинаров в жилой среде. К их работе привлекаются учителя школ, социаль­ные педагоги, воспитатели дошкольных учреждений, психологи, медики, юристы, работники внешкольных учреждений, препода­ватели и студенты вузов. Целенаправленная, планомерная работа семинара с четко разработанной программой и учетом возрастных особенностей детей и подростков позволит охватить значительное количество родителей, будет способствовать повышению их педа­гогической культуры.

В психолого-педагогической подготовке нуждаются, наряду с родителями, и организаторы семейного досуга: социальные работ­ники, социальные педагоги, культурологи, социологи. Кроме того, производственники, студенты, пенсионеры, работающие с детьми и подростками, также испытывают затруднения в своей педагоги­ческой деятельности. Они могут получить ответы на интересую­щие их вопросы в консультационном пункте. Такой пункт созда­ется при школе, досуговом центре, подростковом клубе или биб­лиотеке. Работа консультационного пункта строится по двум ос­новным направлениям; подбор специальной литературы, методи­ческих материалов, пособий для систематического использования; консультации специалистов в определенные часы (воспитатели-общественники или родители могут проконсультироваться у спе­циалистов по вопросам семейного досуга, педагогического обще­ния). В связи с широким распространением неформальных досуго­вых объединений и движений особое внимание в оказании психо­лого-педагогической помощи социальным работникам следует обратить на методику досуговых занятий с подростковыми и мо­лодежными группами.


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Одной из важнейших закономерностей социально-культурной деятельности является вступление населения планеты в новый этап своего развития - информационное общество, что значи­тельно расширило масштабы организации социально значимого взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. На протяжении многих столетий человечество использовало для ин­формации и коммуникации устную речь, музыку, живопись и письменность. Начиная с XV века вплоть до наших дней в обще­ственной социально-культурной практике появляются и активно используются печатные книги, газеты и журналы, фотография, радио, телефон, киноискусство, телевидение, магнитная запись звука и изображения, компьютерные системы.

Активное социальное взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и для межкультурной коммуника­ции, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий социально-культурной деятель­ности большое место занимает поиск оптимальных путей создания в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникатив­ного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по социальному статусу и культурным ориентациям групп и слоев населения.

В этой связи не случаен рост внимания ученых к расширению информационного пространства, без которого невозможно орга­ничное развитие социально-культурной сферы. Особую актив­ность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп и институтов в мировые ин­формационные и телекоммуникационные системы, а также изуче­ние возрастающего влияния такого мощного социально-культур­ного института, как средства массовой информации и коммуника­ции. В этот процесс включена сегментация социокультурного ин­формационного пространства региона, специализация средств ин­формационного воздействия на аудиторию читателей, зрителей и слушателей.

Средства массовой информации и коммуникации являются социально-культурным институтом, представляющим «четвертую


р аздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

власть», Это значит, что как вид социально-культурной деятельно­сти журналистика выполняет многофункциональное назначение в обществе, выступая как: а) средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и су­дебной властью) и объектом управления (народом); б) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда; в) арена сво­бодного обмена мнениями среди граждан и формирования незави­симого общественного мнения; г) канал распространения культур­ных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.

Деятельность средств массовой информации и коммуникации как продуктивная социально-культурная деятельность основана на субъект-субъектных отношениях. Продукт СМИ в контексте на­шего предмета - организация непрерывной массовой социальной и культурной информации населения. Аудитория СМИ (читатели. зрители, слушатели) представляет собой не только объект, но и субъект, который самостоятельно решает: потреблять или не по­треблять информационную продукцию.

В социально-культурной сфере трудно переоценить огромную роль воспитательного воздействия средств массовой информации и коммуникации - печати, радио, кино, телевидения, видео, персо­нальных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ). Прямо или косвенно они участвуют в формировании мнений, оценок, устано­вок, ценностных ориентации, влияют на трудовую и общественно-политическую активность человека, его участие в общественной жизни, организацию досуга и сервисного обслуживания.

В условиях демократизации роль журналистики резко воз­росла, расширилось поле ее деятельности. Журналистское влияние на личность становится непрерывным, интенсивным, универсаль­ным. С помощью телевидения информация, прежде существовав­шая лишь в виде печатного и звучащего слова, стала поступать к человеку и в форме зрительного образа.

Динамика развития и широкий «разброс» духовных интересов и запросов, внушительная амплитуда колебания социальной ак­тивности читателей, телезрителей или радиослушателей - общая особенность радио, телевидения и печати.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Роль СМИ велика в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социально-культурной сферы. Функции средств массовой информации как социально-культурного института включают: планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искус­ства (1); инициирование и проведение различных социально-куль­турных акций (2); воспроизводство, взаимообмен и взаимообога­щение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта (3).

Для того чтобы полнее выявить социально-культурный по­тенциал средств массовой информации, эффективнее использовать их в досуговой сфере, нужно отчетливо представлять их социаль­ную сущность и специфику. Развивающая и рекреационная роль печати, радио и телевидения определяется свойственными им от­личительными чертами. Их сущность довольно полно раскрыта в нашей научной литературе. Такие специфические черты, как мас­совость, мобильность, оперативность, еще больше усиливают их роль.

Помимо этих общих специфических черт каждый из рассмат­риваемых социально-культурных институтов обладает своими, присущими только ему специфическими особенностями донесения информации до се потребителя.

Печать в целом, в том числе периодическая пресса, особенно современная альтернативная, обладает преимуществами в подаче подробного комментария и более систематизированной информа­ции, в анализе и обобщении, дискуссионной постановке вопросов, Для продукции печати характерны удобства индивидуального пользования и сравнительно долгий срок сохранности. Мотивы, по которым люди отдают предпочтение прессе перед телевидением и радио, свидетельствуют о необходимости повышать интеллекту­альный уровень материалов прессы. Пресса доступна каждому и в любое время, передачи же по радио и телевидению можно слушать и смотреть лишь в определенные часы, они необратимы.

Преимущества печати как социально-культурного института: массовость читательской аудитории (прессу читают все), высокая избирательность (разные группы населения читают разные изда­ния), возможность оперативных и частых публикаций (газеты),


р аздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

хорошее качество воспроизведения материала, нередко высокая престижность (журналы). Недостатки: трудности доставки в отда­ленные регионы, высокие финансовые затраты на производство (журналы), незначительная информационная плотность текста из-за ограниченности возможностей площадей, сложность поиска информации.

У радио и аналогичных аудиосредств преимуществом явля­ется высокая мобильность, большие, чем у прессы, возможности для оперативной подачи социально-культурной информации, рас­пространения музыкальных программ Радио выгодно отличают его всепроникаемость, дешевизна и удобство пользования, воз­можность оперативного внесения корректировки в передачи. Не­достатки: отсутствие зрительной информации, мало станций, дей­ствующих на всю страну, наркотический эффект и вредность воз­действия на слух, короткая жизнь и довольно частая противоречи­вость информационных сообщений.

Сильными сторонами телевидения и видео как синтезирую­щего социально-культурного института являются глобальный ох­ват пользователей, эмоциональность и наглядность с помощью сочетания «картинки» и звука, возможность сохранить изображе­ние (видеозапись), репортаж с места события и эффект непосред­ственного участия, домашнее средство связи с миром, возмож­ность остановки кадра и движения в обратную сторону.

По результатам многочисленных исследований, телевидение играет определенную организационную роль в досуге человека, приучая людей приспосабливать свое свободное время к програм­мам телепередач. Воздействуя на досуг, телевидение помогает че­ловеку развлекаться, избежать скуки, забыть о каждодневных про­блемах и заботах: быть в курсе событий, получать информацию и различные советы; узнавать о социальных проблемах, осуществляя тем самым опосредованные контакты, чувствовать свою соприча­стность персонажам и ведущим телепередач; идентифицировать или сопоставлять себя с другими людьми. Кроме того, телевиде­ние способствует возникновению чувства общительности, раско­ванности, хорошего расположения духа

Недостатки: высокие финансовые затраты на производство продукта, опасность усвоить негативные примеры, неуправляе­мость рынка видеопродукции, формирование пассивного воспри-


 

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельиосп»

ятия мира, короткая жизнь отдельных передач, негарантирован-ность размера аудитории, ограниченность возможности купить самое популярное время.

Преимущества телевидения: выход на большую, часто много­миллионную аудиторию, низкие издержки затрат на производство продукции на одного зрителя, высокая престижность (особенно отдельных каналов и рубрик), географическая и экономическая селективность. В социально-культурной деятельности важно опи­раться прежде всего на развивающие и развлекательные функции печати, радио и телевидения. Подготовку социально-культурных программ публицистически острых митингов, дискуссий, диалога, информационных встреч трудно представить себе без широкого использования актуальных целенаправленных материалов средств массовой информации.

Редакции газет, журналов, телевидения и радиовещания, как
правило, располагают огромным количеством информации о со­
стоянии социально-культур ной сферы, уровне культурного обслуживания населения. Знакомство с этой информацией, письмами»
предложениями, жалобами читателей, слушателей, зрителей не.
только позволяет журналистам чувствовать пульс жизни, но и дает
им темы для выступлений.

Повседневный деловой контакт редакций с социально-культурной сферой помогает журналистам оперативно решать многие?; практические вопросы организации досуга населения, быть в кур­се важнейших событий культурной жизни, хорошо ориентиро-> ваться в обстановке и четко представлять задачи региональной культурной политики, в решении которых участвуют местные го­сударственные и общественные структуры.

Источником информации для самих журналистов являются также интервью и выступления работников культуры в газете, по радио и телевидению. Они помогают редакциям ориентироваться в наиболее актуальных проблемах современной социально-куль­турной деятельности. Всегда сохраняется острая потребность в; постановке критических вопросов, определении насущных про­блем, личных наблюдениях, кропотливом анализе работы много­численных социально-культурных институтов. Таких выступлений; в печати, по радио и телевидению пока, к сожалению, бывает не­достаточно.


раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что роль и место печати, радиовещания и телевидения в социально-культур­ной деятельности определяются их двумя органически взаимосвя­занными функциями - информационной и организаторской При всех специфических особенностях эти средства решают единые с другими социально-культурными институтами задачи - активно участвуют в создании необходимых условий для полноценного отдыха, творчества, просвещения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.