Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирическая социология и структурно-функциональный анализ




В первой половине XX столетия на Западе, прежде всего в Европе и Америке, быстро развивалась эмпирическая социоло-гая. Она представляет собой современное проявление социоло-

' Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 429.

Сорокин П. Социокультурная динамика// Человек. Цивилизация. Общество С. 427.

3 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 16. •

22-942


гического позитивизма, начало которому положили О. Конт, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Однако в отличие от своих предше­ственников представители современной эмпирической социоло­гии отказались от исследования фундаментальных проблем соци­альной философии, в том числе от изучения общества как целостного социального организма, законов его развития. Они сосредоточили свое внимание на отдельных явлениях обществен­ной жизни. Четко прослеживается установка на то, чтобы пре­вратить социологию в точную и по сути прикладную научную дисциплину.

Развитие прикладной эмпирической социологии привело к появлению ее отдельных отраслей, таких, как: социология горо­да, социология села, социология труда, инженерная социология, социология образования, социология семьи, социология молоде­жи и т.д. Все эти отрасли социологии имеют явно выраженную практическую направленность. Проводимые в них исследования отличаются невысоким уровнем научных обобщений и направле­ны главным образом на выработку практических рекомендаций.

Это относится, например, к тем эмпирическим исследова­ниям, которые проводились и проводятся на промышленных предприятиях, на селе, в армии, в области науки, образования, семьи, молодежи и т.д. Основанные на данных исследованиях практические рекомендации могут касаться улучшения орга­низации труда и морально-психологического климата в произ­водственном или армейском коллективе, более полного учета потребностей и интересов определенных социальных групп, улучшения функционирования тех или иных социальных ин­ститутов.

Эмпирическая социология базируется на определенных теоре­тических и методологических подходах. Начало их разработке было положено в работе американских социологов У. Томаса (1863—1947) и Ф. Знанецкого (1882—1958) «Польский крес­тьянин в Европе и Америке». В ней исследовались проблемы «разложения форм общественной жизни» и распада семей в польской деревне в ходе массовой миграции крестьянства из Польши/в Америку, а также способы и формы их адаптации в США. В дальнейшем теоретические и методологические основы эмпирической социологии разрабатывались в работах американ­


ских социологов Д. Ландберга (1895—1966), П. Лазарсфель-да (1901—1976), Я. Морено (1892—1974) и других социологов.

Дж. Морено вошел в ряды видных теоретиков эмпирической социологии в связи с разработкой им так называемой социомет-рии — науки об измерениях общественных отношений. По его словам, социометрия означает «всякое измерение всех социаль­ных отношений», и в силу этого она «исследует и трактует законы социального развития и социальных отношений»'. Одна­ко социометрия Дж. Морено, по сути, не касается объективной стороны социальных отношений и концентрирует внимание на их субъективной, прежде всего психологической, стороне.

В эмоционально-психических отношениях он пытался найти объяснения всех сторон общественной жизни: экономической, политической, нравственной и т.д. Он стремился выявить связи между «макроструктурой» социального коллектива (его делени­ем на представителей разных профессий и видов деятельности, на руководителей и подчиненных) и его «микроструктурой», элементами которой выступают чувства и ценностные ориента­ции людей, прежде всего чувства симпатии и антипатии, дружбы и вражды, а также ориентации на сотрудничество или же, напротив, на прекращение доверительных отношений и т.д. В несоответствии макро- и микроструктуры коллектива (производ­ственного, научного, военного и др.) Дж. Морено усматривал возможности противоречий и конфликтов. Найти способы обна­ружения и устранения такого несоответствия — важная задача социолога.

Вышеупомянутые социологи указывали на необходимость ис­пользования количественных методов в социологии, в том числе математических методов обработки данных. Их работы исполь­зуются современными социологами.

Видное место в современной социальной философии занимает так называемый структурно-функциональный анализ. Среди его многочисленных представителей выделяются американские со­циологи Т. Парсонс (1902—1979) и Р. Мертон (р. 1910). Оба они признают важную роль социально-философской теории в объяснении общественных явлений. Р. Мертон разработал «тео­рию среднего ранга (или уровня)». Последняя выступает как

1 Морено Дж. Социометрия/ Пер. с англ. М., 1958. С. 38.

22*


совокупность некоторых теоретических обобщений на основе эмпирических данных. Обобщенным выражением теорий средне­го уровня могла бы стать, по Мертону, общая социальная теория функционирования общества1.

Представители структурно-функционального анализа, подоб­но О.Конту и Г.Спенсеру, рассматривают общество как целост­ный социальный организм, части которого функционально связа­ны друг с другом и со всем обществом. Важно понять эти связи и воздействовать на них таким образом, чтобы упрочить общест­во, обеспечить его равновесие и стабильное функционирование. Они анализируют общество с помощью таких понятий, как «система», «элементы», «структура», «функция», «дисфункция», «равновесие», «стабильность», «гармония» и т.п.

В рамках структурно-функционального анализа явлений об­щественной жизни исследуются как факторы, способствующие равновесию и стабильности общества, так и те, которые мешают этому. В ряду других ставятся вопросы о нормах и ценностях, способствующих функционированию общества, а также об от­клонениях от них, характеризуемых как «дисфункции».

Широко исследуется «отклоняющееся поведение» как проти­воречащее принятым социальным нормам, в том числе нравст­венным и правовым. К такому поведению относятся преступ­ность, наркомания, алкоголизм и т.д. Дисфункциональной может оказаться деятельность тех или иных социально-политических институтов, если она нарушает стабильность общества, ведет к деформации и разрушениям. Все это является предметом внима­ния социологии структурно-функционального анализа.

Попытку создания теории функционирования общества, как целостной социальной системы, предпринял Т. Парсонс. В одном из своих основных трудов — «Структура социального действия» он выступил за «аналитический реализм» в исследовании обще­ства. Это означает, что система теоретических понятий должна более или менее правильно отражать «черты реального мира» или происходящие в обществе процессы2.

Парсонс создает «функциональную теорию социальной орга­низации», в рамках которой выделяет четыре уровня организа-

1 Тернер Дж. Структура социологической теории/ Пер. с англ. М., 1985. С. 103.

2 Там же. С. 58—60.


ции социальных систем. Первый уровень — это отдельные чело­веческие индивиды, взаимодействующие друг с другом в соответ­ствии со своими социальными ролями. Здесь Парсонс вслед за М. Вебером развивает «теорию социального действия», которая составляет основное содержание его учения об обществе. Вто­рой уровень — коллективы, в которые организуются индивиды опять-таки в соответствии со своими социальными ролями. Тре­тий уровень — социальные институты, к которым можно отне­сти, скажем, системы образования, политики, права, искусства и т.д. Наконец, четвертый уровень — это общество как целост­ная система, создающаяся в процессе взаимодействия индиви­дов, коллективов и социальных институтов на основе определен­ной системы ценностей'.

Парсонс исследует происходящие в обществе процессы во всех его сферах, в том числе условия обеспечения равновесия в экономической сфере, отчего, по его словам, зависит равновесие и устойчивость всего общества. Он пишет о недопущении чрез­мерно резкой «классовой дифференциации», ставит вопрос о нахождении механизмов разрешения противоречий в политичес­кой сфере, о соблюдении» фундаментальных условий стабиль­ности систем»2.

Парсонс высоко оценивал значение общей социальной тео­рии, с позиции которой он был готов объяснять процессы, происходящие в отдельных сферах общественной жизни. Его стремление идти от анализа деятельности людей к рассмотрению общественных отношений между ними и функционирования социальных институтов способствовало более глубокому иссле­дованию общества именно как целостной социальной системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.