Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению общества




I


350 _________________________________________

материальных и духовных ценностей данная сфера становится важнейшим слагаемым национального достояния.

Решающую роль в становлении постиндустриального общест­ва играет система коммуникаций, в которой на первый план выходят телекоммуникации. «С наступлением компьютерной эры, — пишет Д. Белл, — вообще отпадает необходимость в жесткой фиксации рабочего места», а современные рынки — «это не территории, а коммуникационные сети»'. В результате такой организации общества резко возрастает число активных участников бизнеса, растет скорость и частота деловых контак­тов. Основной, по мнению Д. Белла, вопрос перехода к постин­дустриальному обществу заключается в создании «новых соци­альных структур», реагирующих на новые условия производства и меняющих ценностные ориентации2. И такие социальные структуры неизбежно формируются, хотя и не сразу, а через преодоление многих трудностей и противоречий.

Теория постиндустриального общества является типичной технократической теорией, совокупность которых составляет направление технологического детерминизма. Другие теории данного направления мало чем отличаются от нее, представляют скорее ее различные вариации. Так, О. Тоффлер, говоря о сверхиндустриальном обществе, в своих работах «Футурошок» и «Третья волна» рисует будущее человечества, по сути дела, в плане развития того же постиндустриального общества, в кото­ром, благодаря всеобщей автоматизации производства, сущест­венно повышается уровень потребления и многократно расширя­ется сфера услуг, исчезают идеология и партии.

3. Бжезинский предсказывает наступление технотронного общества, которое должно утвердиться в результате информаци­онной или компьютерной революции, что приведет к господству новой интеллектуальной, политической и научной элиты. Это общество будет характеризоваться, по его мнению, не только качественно новым уровнем производства, но и новой психоло­гией и новой культурой.

Нельзя не согласиться с тем, что современный научно-техни-

1 Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные социоэкономические последствия: Реферат. ИНИОН АН СССР. М., 1990. С. 7.

2 Там же. С. 8.


ческий прогресс действительно преобразует общественное про­изводство и оказывает серьезное влияние на все сферы развития общества. Однако он представляет собой лишь один из факторов общественного развития, хотя и весьма важный. Развитие и совершенствование современного общества происходит под вли­янием многих других условий — социальных, политических, духовных. Нужно учитывать значение каждого из них, а также то, что они действуют не изолированно, а в тесной связи друг с другом.

Глава III. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Как следует из содержания предыдущей главы, представители разных направлений социальной философии исходят из понима­ния общества как определенной социальной системы («социаль­ного организма»). Рассматривая общество как систему взаимо­действий людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни.

Как бы там ни было, общество — это прежде всего совмест­ная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются опреде­ленные отношения, касающиеся средств и способов удовлетво­рения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчи­вый характер и само общество предстает как совокупность общественных отношений.

Эти отношения носят во многом объективный характер, по­скольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разуме­ется, система общественных отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Од-


нако в конечном счете она прямо или косвенно обусловливает основное содержание и направленность его деятельности и пове­дения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся общественных отноше­ний, в том числе социально-классовых, национальных, семейно-бытовых и других.

Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общест­венные отношения.

Все, что существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, их потребление, созидание необходимых условий жизни людей, равно как и их разрушение), происходит в процессе соответствующей деятельности — созидательной или же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего социального и специфический способ его существо­вания. При этом любая деятельность опосредуется теми или иными общественными отношениями.

Деятельность людей и их общественные отношения составля­ют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их общественной жизни. Речь идет об их производст­венной, семейно-бытовой, политической, правовой, нравствен­ной, эстетической, религиозной и других видах деятельности и соответствующих им общественных отношениях, а также о результатах этой деятельности, воплощенных в предметах мате­риальной культуры, социально-политическом строе общества, духовных ценностях и т.д. Значение всех этих факторов опреде­ляется тем, насколько они способствуют удовлетворению разно­образных потребностей людей, созданию условий для их разви­тия, проявления их творческих способностей.

Можно выделить объективную и субъективную сторону об­щественного бытия. Объективная его сторона — это то, что существует вне и независимо от сознания и воли людей. К ней относятся условия природной среды, потребности людей в пище, тепле, жилище, продолжении рода и т.д., которые они не могут отменить и которые заставляют их действовать в определенном направлении. К объективной стороне общественного бытия от­носится и то состояние материального производства, социальной


г

_________________ 353

структуры и политической системы общества, которое каждое новое поколение людей застает уже сложившимся. Для него это объективная данность, в условиях которой оно вынуждено начи­нать свою общественную жизнь.

Субъективная сторона общественного бытия людей — это их сознание и воля. Здесь, однако, надо сделать одно пояснение. К сознанию и воле понятие «бытие» применимо только в том смысле, что они есть, существуют. Они присутствуют в деятель­ности людей, в их общественных отношениях и являются их наиболее существенными родовыми признаками, отличающими их от животных. В то же время сознание людей, будучи неотъ­емлемым атрибутом их общественной жизни, есть, скорее, не непосредственно общественное бытие в его, так сказать, пред­метном существовании, а его мысленное отражение — идеаль­ная копия, выраженная в образах и представлениях людей, их взглядах и теориях о явлениях и процессах общественной жизни.

Вопрос о соотношении общественного бытия людей, как реального процесса их общественной жизни, и их общественного сознания — один из основополагающих методологических во­просов социальной философии. Ответ на него предполагает, в частности, выяснение того, насколько полно и глубоко общест­венное сознание людей отражает их общественное бытие. В этом обнаруживается степень понимания людьми происходящих в обществе явлений и тем самым возможности их приспособитель-ной и творчески-преобразующей деятельности в собственных интересах.

Надо сказать, что проблема соотношения реальной жизни июдей и их представлений о ней, о возможностях их влияния на происходящие в обществе процессы ставится и решается во многих философских концепциях, материалистических и идеа­листических. Она по-разному решается, скажем, в рамках соци­ологического позитивизма О. Конта и диалектического материа­лизма К. Маркса, а также других философских доктрин. Уйти от ее решения при философском анализе развития общества невоз­можно.

1 Понятия «общественное бытие» и «общественное сознание» играют немаловажную методологическую роль в исследовании

23-942


общества и в понимании отдельных социальных явлений. В них выражены предельно общие стороны существования и развития общества. Правильно понять взаимодействие этих сторон — значит встать на путь научного познания общества как сложной социальной системы, а также отдельных явлений, будь то в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

Понимание общественного сознания как отражения общест­венного бытия указывает на объективную основу его развития. Содержание экономических, политических, нравственных, эсте­тических, религиозных и других взглядов и теорий есть более или менее полное отражение соответствующих сторон жизни людей, их общественного бытия. В своей совокупности эти взгляды и теории представляют собой самосознание общества, то есть осознание им всех сторон своей жизни в их связи и развитии.

Коль скоро общественное сознание есть отражение общест­венного бытия, оно имеет как бы производный, вторичный характер. Это выражается в положении: общественное бытие первично, общественное сознание вторично. Такой подход позво­ляет объяснить развитие общественного сознания с позиций социального детерминизма. Это значит указать на объективные и субъективные причины тех или иных проявлений обществен­ного сознания. Объективные причины этого коренятся в услови­ях общественного бытия людей, субъективные — в особеннос­тях их мыслительной деятельности.

Исходя из принципа социального детерминизма, необходимо раскрыть также взаимодействие различных сторон общественно­го бытия, их взаимозависимость, носящую причинный и законо­мерный характер. Такой подход неизбежно подводит к анализу роли материального производства в развитии общества. Это одна из тех проблем социальной философии, которая ставится и решается со своих позиций представителями разных направле­ний (например, марксистами и представителями эмпирической социологии, а также структурно-функционального анализа и технологического детерминизма).

Наверное, каждому ясно, что без развития материального производства общество существовать не может: оно погибнет,


если не будут удовлетворяться жизненно необходимые потреб­ности людей в пище, одежде, жилище, средствах передвижения и т.д. Поэтому любое современное общество придает развитию материального производства первостепенное значение. Именно на этой основе решаются проблемы повышения уровня жизни людей, что означает не только достаточное удовлетворение вышеуказанных потребностей, но также решение проблем здра­воохранения, образования, быта и отдыха, социального обеспе­чения и развития духовной культуры. Материальное производст­во создает необходимые условия материального обеспечения функционирования социальной и духовной сфер жизни об­щества.

Таким образом, благодаря материальному производству раз­вивается материальная база существования общества, решения его многочисленных проблем. Уже одно это указывает на его фундаментальную роль в общественном развитии, историческом процессе.

Однако дело не ограничивается этим. Материальное произ­водство непосредственно обусловливает развитие социальной структуры общества, то есть существование определенных клас­сов, других социальных групп и слоев общества. Их наличие обусловлено общественным разделением труда, а также эконо­мическими отношениями собственности на средства производст­ва и распределения создаваемых в обществе материальных благ. Этим обусловлено деление людей на различные профессиональ­ные и социальные группы, по видам деятельности, получаемым доходам и т.д.

Способ производства, как прямо, так и косвенно, в том числе через существующую социальную структуру, обусловливает со­держание и направленность происходящих в обществе полити­ческих процессов. Ведь их субъектами выступают те самые классы и другие социальные группы, которые существуют на базе данного способа производства. Политическими средствами они решают многие свои социально-экономические, собственно политические и идеологические проблемы.

Наконец способ производства влияет на развитие духовной жизни общества как в плане ее материального обеспечения (строительство зданий библиотек, театров, филармоний, произ-


водство бумаги и создание полиграфической базы для выпуска книг, журналов, газет, радио, телевидения и т.д.), так и в том смысле, что существующие экономические отношения воздейст­вуют определенным образом на развитие морали, науки, искус­ства, религии и других сторон духовной жизни общества.

Как видно, способ производства материальных благ воздейст­вует (прямо или косвенно) на все стороны жизни общества. Исходя из этого, можно сказать, что в конечном счете общество развивается по объективным законам общественного производ­ства. Именно в конечном счете, ибо на развитие любого социаль­но-политического и духовного явления оказывают влияние не только производственно-экономические, но многие другие объек­тивные и субъективные обстоятельства.

Способ производства материальных благ имеет две стороны:

производительные силы и производственные отношения. Произ­водительные силы — это прежде всего люди с их знаниями, умениями и навыками к труду, а также средства производства, включающие в себя орудия труда, сырье и материалы, транспорт, здания, сооружения, с помощью которых осуществляется произ­водство.

Производственные отношения есть отношения между людьми в процессе производства. Это в первую очередь отношения собственности на средства производства. Их собственники яв­ляются, по сути, хозяевами заводов, фабрик, шахт и других крупных, средних и мелких предприятий, функционирующих в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания и т.д. И, как хозяева, они нанимают для работы на своих предприятиях рабочих, инженеров и служащих на тех или иных условиях. В зависимости от характера собственности — частной, коллективной, государственной — хозяевами пред­приятий могут являться отдельные люди, различные коллективы и государство.

Производственные отношения — это также отношения обме­на деятельностью между людьми на базе сложившегося разделе­ния труда. Их суть заключается в том, что один человек, например инженер, как бы отдает другим людям и обществу свой труд, но при этом пользуется результатами труда и услугами других людей, скажем, земледельца, врача, учителя, ученого и


т.д. Таким образом осуществляется обмен деятельностью между представителями разных профессий и видов труда.

Наконец, к производственным отношениям относятся отноше­ния распределения созданных в обществе материальных благ, которые распределяются между участниками производства, ис­ходя из отношений собственности на средства производства и его продукты, а также из условий оплаты труда работающих, зафиксированных в трудовом соглашении или контракте. Итак, производственные отношения выступают как отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и по­требления материальных благ.

Производственные отношения складываются, исходя из объ­ективных потребностей людей и потребностей самого производ­ства. Данные потребности заставляют людей находить наиболее рациональные формы производственной деятельности, чтобы эф­фективнее использовать имеющиеся в их распоряжении произ­водительные силы, прежде всего способности производителей (их знания, навыки, умения), а также возможности средств производства, в том числе техники и технологии. В любом обществе люди постоянно решают эту фундаментальную пробле­му. От того, каким образом и насколько она решается, зависит подъем производства и рост общественного богатства, что созда­ет возможности решения экономических, социальных и иных проблем.

Главным звеном производственных отношений являются от­ношения собственности на средства производства и его продук­ты. Они определяют социальный характер и направленность общественного производства. Смена или же преобразование отношений собственности неизбежно влекут за собой смену и преобразование других звеньев производственных отношений. Это ведет и к изменению социального характера способа произ­водства и в конечном счете к изменению облика всего общества.

Понятно, что общественное производство в самом широком его понимании (как не только материального, но и духовного производства, производства всех форм общения между людьми и самого человека) не тождественно всему обществу. Ведь в обществе осуществляются не только производственная, но и Другие виды деятельности, различного рода общественные отно-


шения (политические, нравственные, религиозные и другие), а также многочисленные формы межличностного общения людей. Наконец, общество — это определенный предметный мир мате­риальной и духовной культуры. Все эти явления занимают свое место в обществе как неком социальном организме — социуме и играют свою роль в его функционировании и развитии.

Из предыдущей главы видно, что подход к обществу как к социальной системе имеет место в социальной философии О. Конта и Г. Спенсера. Определенные взгляды на этот счет высказаны М. Вебером, П. Сорокиным, Т. Парсонсом и А. Тойн-би. Свое толкование общества как системы дано в учении К. Маркса об общественно-экономической» формации. Это учение имеет своих сторонников и оппонентов, что вполне естественно в философии. Поскольку его в той или иной мере разделяют многие представители социальной философии, марксистской и немарксистской, остановимся на нем несколько подробнее.

Исходя из работ Маркса и Энгельса, общественно-экономи­ческую формацию можно истолковать как общество_на_опреде-леннокГ этапе его развития с характерными для него способом производства,соцйальн^^стру^ктуррй, политическои^^ист^ и дyxoвнoй~жйзнь"ю--Bыдeляютcя такие общественно-экономичес­кие формации, как первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая из них характеризуется, во-первых, как к^чественно^определедный тип^эбщества, во-вторых, как ступень общественного^рогресс.а. В то же время Маркс не настаивал на том, что все страны должны пройти поочередно указанные формации. Напротив, он указывал, в частности, на особенности развития некоторых стран Востока, прошедших через так называемый азиатский способ производства, отличный от тех, которые существовали в странах Европы. Другие страны прошли не через все, а через три или четыре из названных формаций. Все это показывает неодно­мерность и многовариантность исторического процесса, его раз­нообразие и сложность.

Важно, однако, что понятие «общественно-экономическая формация» позволило представить общество как целостную со­циальную систему, каковым оно является в действительности. Названные выше общественно-экономические формации показы-


вают, скорее, объективную тенденцию мирового исторического процесса, а не развитие каждой отдельной страны. Они появля­лись на разных этапах развития человечества. При этом каждая последующая из них представляет собой, по Марксу, новый и качественно более высокий тип общества. Методология форма-ционного анализа ориентирует на изучение довольно сложного процесса перехода общества от одной формации к другой, путей и способов этого перехода, взаимодействия объективных и субъ­ективных факторов данного процесса.

Формационный подход к изучению общества может сочетать­ся с так называемым^ивилизационным подходом, направленным прежде всего на изучение _культуры того или иного общества, тенденций развития современной цивилизации. Выделяют так называемые западную и восточную цивилизации, христианскую и исламскую цивилизации, современную индустриальную циви­лизацию и т.д. Важно выявить общие черты материальной и духовной культуры народов разных стран и континентов, а также ее региональные, национальные и другие особенности. Сочета­ние формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного развития позволяет выработать более конкрет­ные представления о нем, как о весьма сложном, противоречи­вом и многовариантном процессе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.