Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия в Новейшее время




План.

1.Особенности философии Новейшего времени.

2.Массовые политические идеологии.

3.Основные направления новейшей философии.

4.Философская ситуация в современной России.

 

В 20 веке человечество вступило в новую эпоху своего развития, получившую у историков название - Новейшее время. Эта эпоха сложна, противоречива и не до конца еще осмыслена. Действительно, с одной стороны мы видим бурное развитие техники, науки, образования, экономики и культуры, а с другой стороны наблюдается нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни. Двадцатый век - это век экономических кризисов, потрясших основы мирового хозяйства; век революций, изменивших уклад жизни многих народов и государств; век мировых войн, принесших огромные жертвы и разрушения. Двадцатый век - это также век противостояния двух мировых систем: коммунистической и капиталистической. Это век национально-освободительных движений, приведших к распаду колониальных империй и образованию молодых независимых государств.

Противоречиво и духовное состояние современного общества. Новейшее время дало миру образцы, как высочайшей индивидуальной духовности, так и полной деградации личности. Проблемы пьянства, наркомании и преступности заявили о себе в полный голос.

Конец 20-го века ознаменовался появлением новых, глобальных проблем, угрожающих самому существованию человечества. Это, прежде всего угроза термоядерной войны, а также экологические и демографические проблемы. Не до конца еще поняты и последствия крушения Советского Союза, как для бывших советских народов, так и для всего человечества.

Вот в таких, крайне обостренных и противоречивых, условиях развивается философия в 20-21 столетиях. Это привело к тому, что и современная философия также многогранна и противоречива, и представляет собой сложную систему различных философских концепций и направлений. Таким образом, главное отличие философской мысли Новейшего времени от предыдущих эпох - это гораздо больший плюрализм мнений и гораздо большее многообразие философских школ и течений.

 

Еще одной важной особенностью Новейшего времени является доступность философии широким массам народа. В прошлом к философии имел доступ узкий круг образованных людей, и она являлась, по сути, элитарной наукой. В наши дни почти всеобщей грамотности, появления новых средств хранения и распространения информации, философские идеи стали доступны многим. В условиях начавшегося, еще в 19 веке, глубокого кризиса религиозного мировоззрения, все эти явления привели к формированию массовых политических идеологий.

Что же такое идеология, и какую роль она играет в обществе? По этому поводу существует множество разных точек зрения. Так К.Маркс определял идеологию как «ложное сознание», итальянский социолог В.Парето считал идеологией - учение, опирающееся на чувства и веру. Немецкий социолог К.Манхейм утверждал: «Идеология - это идеи, имеющие влияние на ситуацию, но которые в действительности не могут реализовать свое потенциальное содержание. Когда же их стараются реализовать в практической жизни, имеет место деформация их содержания». Например, христианская идея братской любви к ближнему, зародилась в рабовладельческом обществе, где в принципе не могла осуществиться, но, деформировавшись, она стала выступать как цель индивидуального поведения христианина.

Довольно основательно (хотя и с классовых позиций) было разработано толкование идеологии в марксистско-ленинской философии. Здесь идеология определяется как система взглядов и идей, с помощью которых осмысливаются и оцениваются отношения и связи людей с действительностью и друг с другом, социальные проблемы и конфликты, а также определяются цели и задачи общественной деятельности, заключающиеся в закреплении или изменении существующих общественных отношений. Причем идеология всегда носит классовый характер, т.е. выражает интересы определенного класса. И хотя идеология производна от общественного бытия, но, обладая относительной самостоятельностью, оказывает огромное воздействие на все стороны реальной жизни. В переломные исторические периоды жизни общества - это влияние может стать решающим.

Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод, что идеология - это упорядоченная система идей и взглядов, в которых отражается то, как люди осознают и оценивают реальность и формируют идеальный образ будущего. Какие же функции выполняет идеология? Чем она привлекает людей?

1. Идеология выражает интересы определенных групп населения и

способствует их объединению и организации.

2. Идеология побуждает людей к конкретным действиям по

достижению желаемых целей.

3. Идеология наполняет жизнь отдельных людей и социальных групп определенным смыслом, позволяет ощутить непосредственную причастность к великим событиям.

Таким образом, притягательность идеологий заключается в том, что они. выполняют в современном обществе смыслообразующую функцию, которую в прошлом выполняли только религия и философия.

Говоря о зарождении идеологий, следует иметь в виду, что они не возникают сами по себе из повседневной жизни людей, а создаются философами или политическими деятелями. Востребованной же идеология становится только в том случае, если она выражает реальные потребности конкретного общества в социально-экономических и политических преобразованиях, а также соответствует духовному менталитету этого общества. Так Германия, с ее классической философией, стала колыбелью для социал - демократической и национал-социалистической идеологий. В условиях России социал-демократическая идея трансформировалась в коммунистическую идеологию. Англоязычный мир породил либерально-демократическую идеологию и т.д.

 

Итак, мы выяснили, что современная философия многолика и многогранна. Так, не смотря на огромные успехи науки, продолжает функционировать религиозная философия. Не закончено также противостояние материализма и идеализма. Возрождаются древние философские системы, и философские школы Нового времени, стоящие как на позициях рационализма, так и на позициях иррационализма. Но в то же время возникают и новые философские направления. Среди них особо выделяются: феноменология, герменевтика, аналитическая философия и постмодернизм.

Основателем феноменологии считается немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938гг.). Феноменологи считают, что богатый природный мир, пройдя через сознание и достигнув стадии мыслей, оказывается чрезвычайно обедненным, обезжизненным. Забвение жизненного мира - это результат плохого философствования. Феноменологи стремятся выработать новый феноменологический метод познания, который позволит научно воспроизводить жизненный мир во всей его полноте и красоте.

У истоков герменевтики стоял немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976гг.). Герменевтика - это философское течение, которое стремится добиться понимания окружающего мира, посредством переживаний и языка. Что такое понимание? Общепринятая точка зрения гласит, что понять - это значит объяснить. Герменевтики считают этого для понимания не достаточно. У каждой конкретной вещи, в том числе и у человека, есть границы. Понимание вещи будет достигнуто, только при условии слияния границ объекта и субъекта познания. Например, чтобы понять сущность автомобиля, мало узнать его устройство и принцип работы, необходимо сесть в автомобиль и проехать на нем. Только в этом случае возникнет полное понимание, что такое автомобиль. Но мало понять, нужно еще и выразить, интерпретировать объект познания. Но выразить объект можно только с помощью языка или текста. Для полноты выражения вещи опять же нужно использовать тот же принцип слияния границ.

Аналитическая (лингвистическая) философия - представляет собой попытку отразить действительность с помощью усовершенствованной логики и языка. Для решения этой задачи, аналитики подвергли детальному анализу логику и пытались даже создать особый научный язык. На формирование этого направления оказал очень большое влияние Людвиг Виттгенштейн (1889-1951гг.). Этот философ и логик детально разработал проблемы значения и понимания, логики и оснований математики, но основное внимание уделил логическим проблемам языка.

Постмодернизм, по сути, является авангардизмом в философии и направлен, прежде всего, против классической философии. Крупнейшими представителями этого течения являются французы Жак Деррида и Жан Лиотар. Постмодернисты считают, что феноменология, герменевтика, аналитическая философия и другие современные течения не порвали связей с философией Нового времени и являются ее продолжателями. И только постмодернизм полностью отрешился от старого мира, и является настоящей современной философией. Отсюда лозунги постмодернизма; никаких авторитетов, больше иронии по отношению к признанным ценностям, больше несогласия, неустойчивости, интуитивизма, чувственности и т.п.

 

Что же представляет собой в философском плане современная Россия? Чтобы понять это, необходимо вспомнить, что весь советский период нашей истории, в стране безраздельно господствовала марксистско-ленинская философия, которая составляла фундамент коммунистической идеологии. После распада СССР, эта философия была выброшена из всех учебных программ и мы оказались у «разбитого корыта», т.е. без собственной философии и идеологии.

С 90-х годов, в России начался процесс формирования новой философии. На этот процесс оказывают влияние следующие основные факторы.

Многие современные философы, ученые, преподаватели, политические и государственные деятели получили образование в советские годы и поэтому являются воспитанниками марксистско-ленинской философии. И хотя официально от нее отказались, она, по - прежнему, оказывает большое влияние на мировоззрение российского общества.

После падения «железного занавеса» в России опять начали распространяться идеи западной философии, в том числе ее новейшие направления.

Также в настоящее время начался процесс возрождения русской идеалистической философии. Это выражается, прежде всего, в издании трудов знаменитых русских философов конца 19- го - первой половины 20-го веков.

И, наконец, второе рождение переживает православная богословская философия и ее влияние на общество значительно усилилось.

Таким образом, современная российская философия представляет собой сложный, динамично развивающийся конгломерат различных философских школ и течений. Именно в этом многообразии и свободном идейном противостоянии заключается залог ее дальнейшего успешного развития.

Вопросы и задания.

1.Каковы особенности современной философии? Из чего они вытекают?

2.Что представляют собой массовые политические идеологии? Какую роль

они играют в современном обществе?

3.Назовите основные направления современной философии. Какие проблемы

в них поднимаются?

4.Охарактеризуйте философскую ситуацию в современной России.

Рекомендуемая литература. 1.Аристотель. Политика / Аристотель, пер.С.А.Жебелева, М.Л.Гаспарова. -М., 2005.

2.Бердяев Н. Русская идея. - М., 2005.

3.История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И.Богута. - М., 1991.

4.Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. -М., 1999.

5.Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов на Дону. Изд. «Феникс». 1997. б.Платон. Избранное. - М., 2004, 7.Радугин А.А. Философия. Курс лекций. - М., 1995.

8.Смирнов И.Н. Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов высших

учебных заведений. - М., 1998.

9.Тарасов Ю.Н. Философия для техникумов и колледжей. - Воронеж, 2000.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 9183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.