Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек как главная философская проблема




Часть III. Философская антропология.

План.

1. Философская антропология - учение о человеке.

2. Исторические концепции человека.

3. Сущность человека.

4. Человек - как индивид, индивидуальность и личность.

 

Наряду с вопросами онтологии и гносеологии, на одно из первых мест в философии выходят проблемы человека. Что такое человек? Какова его природа, сущность, предназначение? Какова его роль в природе и обществе? Каковы основные проблемы человеческого бытия? Какое будущее ожидает человечество? Эти и многие другие вопросы, связанные с бытием человека, стали основой философского учения о человеке, получившем определение - философская антропология.

В этом параграфе, мы попытаемся, прежде всего, определить: «Что такое человек?» Для решения этой вроде бы простой задачи необходимо в свою очередь ответить на вопрос: «Чем человек отличается от высокоразвитых животных?» Если мы правильно вычленим эти отличия, то выясним сущность человека и приблизимся к более полному пониманию феномена человека. Но прежде чем приступить к решению этой задачи, мы рассмотрим историю развития взглядов на сущность человека.

 

В первобытную эпоху вопрос о сущности человека не мог возникнуть в принципе. Потому, что согласно тогдашнему мировоззрению, человек ничем не отличается от животных. А если точнее, то первобытные люди не опускали себя до животного уровня, а наоборот наделяли животных человеческими качествами. Так, в древних мифах, легендах, сказках животные вступают в диалог с человеком, испытывают человеческие чувства и эмоции, различают добро и зло и т.д.

С возникновением цивилизаций появляется понимание, что человек все таки довольно существенно отличается от животных. И естественно встал вопрос, в чем заключается это различие. Так древнегреческие философы, начиная с Сократа, считали человека двойственным существом, состоящим из смертного тела и бессмертной души. Причем именно душа является главной, определяющей частью человека. Отсюда можно сделать вывод, что именно душа делает человека человеком, а значит и сущность человека заключается в его душе.

В средние века, в Европе утвердилось христианское понимание человека. Человек - тройственное существо, состоящее из тела, души и духа. Духовность человека проявляется в Вере, Надежде, Любви, и именно посредством духа человек обретает связь с Богом.

В Новое время, наряду с религиозными, появляются научные концепции человека. Рассмотрим основные тезисы этих концепций.

а) Человек существо разумное (Хомо сапиенс) - здесь главная специфика человека усматривается в разуме, в способности мыслить.

б) Человек существо деятельное (Хомо фабер) - здесь суть человека заключается в его деятельности: трудовой, научной, общественно-политической и т.д..

в) Человек существо бессознательное - сущность человека не в разуме, а в глубинных бессознательных инстинктах и порывах.

г) Последняя из нововременных концепций - это трактовка человека в учении Ф.Ницше. Современный человек - это получеловек, полуживотное, тупиковая ветвь антропогенеза. Будущее за «сверхчеловеком», освобожденным от пут современной цивилизации и ее морали.

В современной философии продолжается поиск истинной сущности человека и этот процесс, наверное, будет продолжаться пока существует человечество.

Как мы выяснили, чтобы определить сущность человека, необходимо ответить на вопрос; «Чем человек отличается от животных?» Часть философов стоит на том, что человек ничем, по большому счету, не отличается от животных (человек - самое развитое животное). Другая часть считает, что человек существо уникальное, в корне отличающееся от всех живых организмов (человек - существо богоподобное). Но большинство современных философов утверждает, что человек произошел от животных (приматов) и поэтому по своей природе существо биологическое. И действительно, мы имеем аналогичное со всеми приматами строение, такие же внутренние органы, подобную нервную систему, а также системы кровообращения и размножения. Современные исследования показали также, что генетический код человека ненамного отличается от кода других приматов. Подтверждением нашего родства с животными являются также операции по пересадке донорских органов млекопитающихся - человеку. В то же время ясно, что человек довольно сильно отличается от животных. Но эти различия возникли уже в ходе социо-культурной эволюции человека и окончательно выделили его из мира животных. В чем же заключается уникальность человека?

1. Человек существо прямоходящее. Если приматы могут передвигаться и на четырех конечностях, и на двух задних, то человек, в процессе трудовой деятельности, окончательно перешел к прямохождению. По мнению многих физиологов, это привело к структурным изменениям грудной клетки и гортани человека, что позволило издавать гораздо больше звуков и тем самым подготовило почву для появления членораздельной речи. Кстати, маленькие дети начинают говорить, только после того, как научатся ходить, т.е. перейдут к прямохождению.

2. Человек существо разумное. Если для высших животных характерно только образное мышление, то человек обладает и образным, и абстрактным мышлением, которое возникает только на безе членораздельной речи. Но самое главное, человек обладает чувством собственного «Я» (самосознанием), что позволяет ему сделать самого себя объектом познания, а это в свою очередь позволяет человеку самосовершенствоваться.

3. Человек существо духовное. Если поведение животных определяется врожденными инстинктами и физиологическими потребностями, то человек, имея те же самые потребности и инстинкты, в своем поведении ориентируется на духовные идеалы и ценности (нормы морали, религиозные предписания, обычаи, юридические нормы и т.д.). Человек ради идеи может отказаться от пиши, секса, благополучия и даже от самого ценного, что есть у человека - жизни. Ни одно животное на это не способно.

4. Человек существо творческое. Если животные и трудятся, то их труд, как правило инстинктивен. Ученые нашли окаменелые пчелиные соты, возраст которых около 300 млн. лет. Так вот за это время, пчелы не внесли ни одного изменения в конструкцию сот и делают их до сих пор по строго заданной программе, отступить от которой не могут. И только человек способен вносить изменения в уже отработанные процессы и самое главное - создавать что-то принципиально новое. Это позволяет человечеству активно преобразовывать среду своего обитания и значит поступательно развиваться.

5. Человек существо открытое, незавершенное. Если взять любой вид живых существ, то мы увидим, что они достигли своего потолка и дальше уже не развиваются. Многие насекомые, рыбы, птицы, животные неизменны уже на протяжении десятков тысяч, а иногда и миллионов лет. И только человек не завершил еще своей эволюции. А некоторые философы считают, что у человека вообще нет потолка развития, и он будет развиваться вечно. Человек необычайно пластичен, он открыт как внешним, так и внутренним импульсам развития. В прошлом определяющими для эволюции человека были природные воздействия (климатические, географические и т.п.). Именно они привели к разделению человечества на расы и нации. В настоящее же время на первый план вышло влияние самого человеческого общества (культурные нормы, каноны красоты, мода и т.п.). Вот эти факторы и определяют внешний вид человека и содержание его внутреннего мира. Но культурные нормы и каноны красоты сами постепенно изменяются, а это значит вслед за ними, будет меняться и человек. Тем более, что с каждым годом возрастают возможности целенаправленного воздействия на человека (искусственный отбор, косметика и парфюмерия, стрижка, пластические операции, операции по пересадке кожи и органов и т.д.). И самое главное на подходе генная инженерия, которая может иметь для человечества непредсказуемые последствия.

Итак, подведем итог, что же представляет собой современный человек. Человек действительно двойственное существо. По своему происхождению он дитя природы и общества, и без них существовать не может. Отсюда следует, что человек существо биосоциальное.

 

Что такое человек мы уже выяснили. Однако этого не достаточно для того, чтобы понять, почему люди одной и той же национальности отличаются друг от друга, почему одни известны на весь мир, а о существовании других знает только ограниченный круг. Чтобы понять качественные отличия людей, необходимо проанализировать такие понятия как индивид, индивидуальность, личность.

Индивид - это любой отдельно взятый представитель человечества. В этом понятии отражаются природные, биологические особенности человека как живого организма (тело, прямохождение, раса и т.п.), и наиболее общие культурные признаки человека, как представителя общества (речь, манеры поведения, наличие одежды и т.д.). Причем конкретные индивидуальные качества человека в расчет не принимаются. Можно сказать, что индивид - это человек как единица общества.

Наряду с общими чертами присущими всему человечеству, у каждого человека есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от Других. Здесь и природные качества: рост, строение тела, цвет волос и глаз, темперамент, эмоциональность, и социальные: воспитанность, образованность, эрудиция и т.п. И чем больше эти качества отличаются от тех, которые присущи людям той же социальной среды, тем большей индивидуальностью обладает этот человек. Человек, как индивидуальность, имеет свою точку зрения по большинству жизненных вопросов, по своему реагирует на природные и социальные явления, дает собственные оценки поступкам и действиям людей. И в этом отношении подавляющее большинство современных взрослых людей являются индивидуальностями. Таким образом, индивидуальность - это конкретный человек, со всеми его телесными качествами, духовными ценностями, установками и запросами.

Следующим, более высоким уровнем развития человека является - личность. Чем же личность отличается от индивидуальности? Индивидуальность проявляет себя лишь на уровне семьи, компании, учебного или трудового коллектива. Личность же, помимо этого активно участвует в социально-политической или культурной жизни города, региона, страны, и оказывает определенное влияние на происходящие в них процессы. Масштаб личности определяется именно уровнем их деятельности: личность местного, регионального, национального значения. Деятельность наиболее выдающихся личностей приобретает международное значение и их имена становятся известными всему миру.

Все ли люди становятся личностями? Конечно же, нет. Становление личности зависит от множества факторов. Это и наследственные способности, и воспитание, и образованность, но, прежде всего, это целеустремленность и трудолюбие самого человека. Исходя из своих качеств и исповедуемых ценностей, человек ставит перед собой определенные цели и пытается их реализовать. Но поскольку человек действует в обществе, он в известной мере зависит от него. Роль общества заключается в том, что оно или создает необходимые условия для самореализации человека, или наоборот препятствует ему в этом. Если говорить конкретно, то многое зависит от возможностей получения образования, желаемой профессии, трудоустройства, свободы участия в культурной и политической жизни. Чем больше страна предоставляет таких возможностей своим гражданам, тем больше в ней появляется личностей, действующих на благо себя и всего общества.

Вопросы и задания.

1. Что такое философская антропология?

2. Охарактеризуйте развитие взглядов на сущность человека с древнейших времен до наших дней.

3. В чем сущность человека? Чем он отличается от животных?

4. Что такое индивид, индивидуальность, личность?

5. Как вы думаете, каким будет человек в далеком будущем?

 

 

№ 16. Основополагающие категории человеческого бытия:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.