Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды деятельности,обеспечивающие су­ществование человека и формирование его как личнос­ти, — это общение, игра, учение и труд




Под психическими свойствами человека следует по­нимать устойчивые образования, обеспечивающие опре­деленный качественно-количественный уровень деятель­ности и поведения, типичный для данного человека.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышен­ной или пониженной активности личности.

Психические процессы — динамическое отражение дей­ствительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс — это течение психического яв­ления, имеющего начало, развитие и конец, проявляюще­еся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что ко­нец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельно­сти в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воз­действиями, так и раздражениями нервной системы, иду­щими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познава­тельные — к ним относятся ощущения и восприятия, пред­ставления и память, мышление и воображение; эмоциональ­ные — активные и пассивные переживания; волевые — ре­шение, исполнение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные про­цессы связаны и составляют единый поток сознания, обес­печивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психичес­кие процессы протекают с различной быстротой и интен­сивностью в зависимости от особенностей внешних воз­действий и состояний личности.

Наиболее изученными являются: 1) общее психичес­кое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнера­достное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раз­дражительное и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое на­зывают вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Каждое психическое свойство формируется постепен­но в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и прак­тической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно класси­фицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познава­тельной, волевой и эмоциональной деятельности человека.

Психические свойства не существуют вместе, они син­тезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: 1) жизненную позицию личности (систему потребнос­тей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую из­бирательность и уровень активности человека); 2) темпе­рамент (систему природных свойств личности — подвиж­ность, уравновешенность поведения и тонус активности,– характеризующую динамическую сторону поведения);
3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмо­циональных свойств, определяющую творческие возмож­ности личности) и, наконец, 4) характер как систему от­ношений и способов поведения.

 

Психика и особенности строения мозга

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашего века профессором психологии Кали­форнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была при­суждена Нобелевская премия).

Оказалось, что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памя­тью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает про­странственные отношения, разбираясь в формах и струк­турах неизмеримо лучше левого, умеет опознать целое по части. Значит, одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает.

Именно специализация полушарий и позволяет чело­веку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грам­матической логикой, но и интуицией с ее пространствен­но-образным подходом к явлениям и моментальным охва­том целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозгу двух собеседников и создает физиологическую осно­ву для творчества.

Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то эмоциональное состояние резко меняется и творятся чудеса. Человека ох­ватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив, его реак­ции маниакальны. Но главное — словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каж­дый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматически­ми конструкциями.

Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Худож­ник, скульптор, композитор, ученый — все они перестают творить.

Полная противоположность — отключение левого по­лушария. Творческие способности, не связанные с верба­лизацией (словесным описанием) форм, остаются. Ком­позитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физике. Но от хорошего
на­строения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах — отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете.

Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией,
а подавление левого — глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, — безоглядный опти­мизм, сущность правого — «дух отрицания, дух сомнения».

Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он не­продуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творчес­кие способности, но и саму возможность нормально рабо­тать, а не витать в эмпиреях.

 

Деятельность

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активнос­тью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет мес­то импульсивное поведение, которое управляется непо­средственно потребностями и эмоциями.

Поступок — действие, выполняя которое, человек осо­знает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель — мотив, способ — результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (дей­ствия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, вы­полняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют сле­дующие компоненты действия.

Сенсомоторные процессы — это процессы, в кото­рых осуществляют связь восприятия и движения. В них раз­личают четыре психиче-ских акта: 1) сенсорный момент реакции — процесс восприятия;
2) центральный момент реакции — более или менее сложные процессы, связан­ные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции — процессы, определяющие начало и ход движе­ния; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов — центральная про­блема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы — это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувства­ми, психическими состояниями, переживаемыми чело­веком.

Интериоризация — процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному дей­ствию.

Экстериоризация — процесс превращения внутреннего психиче-ского действия во внешнее действие.

 

Функции речи

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развива­лось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Языксистема знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Объективным свойством словесного знака, обусловли­вающим нашу теоретическую деятельность, является зна­чение слова, которое представляет собой отношение зна­ка (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова личностный смысл — это отражение в индивидуальном сознании того места, кото­рое занимает данный предмет (явление) в системе дея­тельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл — это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка: 1) сред­ство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта;
2) средство общения (коммуника­ции); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприя­тия, памяти, мышления, воображения). Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информа­ции об изученных свойствах предметов и явлений. Посред­ством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника — прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвен­ное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его дея­тельности, на которые он будет ориентироваться немед­ленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначе­ния), обобщения, коммуникации (передачи знаний, от­ношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на един­стве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозна­чает не только отдельный, данный предмет, но целую груп­пу сходных предметов и всегда является носителем их су­щественных признаков.

Третья функция речи — функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи мо­гут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятель­ность, то коммуникативная функция выступает как внеш­нее речевое поведение, направленное на контакты с дру­гими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобще­ния.

Выразительная сторона речи помогает передать чув­ства и отношение говорящего к предмету сообщения.

Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

 

Виды речевой деятельности и их особенности

В психологии различают два основных вида речи: вне­шнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (ди­алогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких чело­век.

Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; со­беседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориен­тировать ее).

Разновидностью диалогического общения является бе­седа, при которой диалог имеет тематическую направ­ленность.

Монологическая речь — длительное, последователь­ное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, по­этому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воз­действие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно из­меняется смысловая сторона. Монологическая речь — связ­ная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказа­тельности в изложении. Другое условие, неразрывно свя­занное с первым,– грамматически правильное построе­ние предложений.

Письменная речь представляет собой разновидность монологиче-ской речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письмен­ная речь предполагает отсутствие обратной связи с собе­седником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающе­го, кроме самих слов, их порядка и организующих пред­ложение знаков препинания.

Внутренняя речь — это особый вид речевой деятель­ности. Она выступает как фаза планирования в практи­ческой и теоретической деятельности. Поэтому для внут­ренней речи, с одной стороны, характерны фрагментар­ность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключают­ся недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внут­ренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи,
а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развер­тывания структуры внутренней речи, построения ее в со­ответствии не только с логическими правилами, но и грам­матическими.

Информативность речи зависит прежде всего от цен­ности сообщаемых в ней фактов и от способности ее ав­тора к сообщению.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смысло­вого содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, пра­вильную интонацию, умение пользоваться словами и вы­ражениями переносного и образного значения.

 

Методы психологии

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение — древнейший метод познания. Его при­митивной формой — житейскими наблюдениями — пользу­ется каждый человек в своей повседневной практике.

Различают следующие виды наблюдения: срез (крат­ковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид — включенное наблюдение (когда наблюда­тель становится членом исследуемой группы).

Общая процедура наблюдения складывается из следу­ющих процессов:

1) определение задачи и цели (для чего, с какой це­лью?);

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблю­дать?);

3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вес­ти записи?);

5) обработка и интерпретация полученной информа­ции (каков результат?).

Наблюдение входит составной частью и в два других метода — беседу и эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получе­ние от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопрос­ники и психологические анкеты. Анамнез (лат. «по памя­ти») — сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или — при объективном анамнезе — от хоро­шо знающих его лиц. Интервью — вид беседы, при кото­рой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопро­сы.
В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Одна из разновидностей наблюдения — самонаблю­дение, непо-средственное либо отсроченное (в воспоми­наниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным мето­дом психологического исследования является экспери­мент — активное вмешательство исследователя в деятель­ность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, ис­пользуется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что про­водится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что по­зволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явле­ний.

Метод тестов — метод испытаний, установления опре­деленных психических качеств человека. Тест — кратко­временное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень раз­вития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тес­ты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

 

Психология познавательных процессов

Понятие об ощущении
и его физиологической основе

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрыв­ными частями единого процесса отражения действитель­ности. Чувственное наглядное познание предметов и явле­ний окружающего мира есть исходное. Однако ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обоб­щать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление составляют позна­вательные процессы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.