Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Социально-психологическая сущность семьи и брака




План

1. Семья как социально-психологический феномен.

2. Исторические аспекты развития семьи и брака.

3. Соотношение понятий "брак" и "семья".

4. Основные тенденции развития современной семьи.

5. Психологический анализ функций семьи.

 

1. Семьи как социально-психологический феномен. Каждый человек уникален и неповторим, оборотной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. Человек приходит в этот мир один, в одиночестве же его

 

 

и покидает. Кроме того, земная жизнь длится весьма недолго. Осознание уникальности своего бытия, неповторимости личностных качеств и проявлений толкает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял нас, необходимо быть кому-то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке и семье (JI. Б. Шнейдер).

Семейная жизнь чем-то похожа на айсберг. Большинство людей в курсе приблизительно одной десятой части тех событий, которые происходят на самом деле, то есть того, что они видят и слышат, часто принимая за действительность. Некоторые подозревают, что, возможно, существует что-то еще, но не представляют, как узнать об этом больше. Незнание может привести семью к pазрушению. Судьба матроса зависит от его знания подводной части айсберга, а Судьба семьи - от понимания чувств, потребностей и структуры, которые стоят за ежедневными событиями, происходящими в этой семье. Семья - это "фабрика", где формируется человек: физически здоровый, умственно развитый, чувствующий, любящий, веселый, настоящий, творческий, продуктивный. По мнению В. Сатир семья формирует новых людей.

Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии:

· через семью сменяются поколения людей,

· в ней человек рождается,

· в семье происходит первичная социализация и воспитание детей,

· в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества,

· семья является ячейкой организации быта

· семья является важной потребительской единицей.

Все это относится к социальной значимости семьи. Но она обладает и персональной значимостью. Семейное положение человека и качество его семейной жизни оказывают значительное влияние:

· на физическое, психическое состояние и самочувствие;

· для большинства людей семья - это нормальная, необходимая среда обитания, существования;

· смертность у людей, не имеющих семьи, значительно превышает смертность у людей семейных, особенно это касается мужчин.

Любое определение семьи, с точки зрения какой-либо отдельной науки, будет неполным. Изучением семьи до недавнего времени занималась почти исключительно социология: были созданы теоретические концепции семьи с точки зрения социальных функций и связей семьи с другими общественными институтами. Однако в последние десятилетия наблюдается большой интерес к проблемам семейного функционирования со стороны различных областей знания психиатрии, психологии, этнографии, педагогики и т.д.

В социологии семьей называют социальное объединение, члены которого связаны общим бытом, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Но существу семья представляет собой систему отношений между мужем и

 

женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию.

Иными словами, по мнению В.И. Зацепина «...семья - это новый объект, с новыми свойствами, где "старые" свойства членов семьи могут таинственным образом исчезнуть. Нас восхищает киевская София или московский Василий Блаженный, и мы не задумываемся над тем, что это просто сумма камней или кирпичей и связывающего их вещества. Мы видим их форму, т.е. закономерность связи различных строительных материалов и элементов. Мы игнорируем то, что одни из них образуют фундамент, другие - стены, третьи - своды, четвертые - башни и т.д. Нам важно, что храм, собор - велик, одухотворен, устремлен, что он утешает, радует глаз. В семье мы чаще всего не замечаем, что мы части целого, что наша "функция" - быть в своде или быть в фундаменте. Что наша индивидуальность в данном случае выступает лишь в качестве строительного материала этого нового храма - семьи. Мы зачастую не понимаем, что создать семью - это, значит, построить отношения любви, взаимопонимания, поддержки...»

Согласно определению Н.Я.Соловьева, "семья - малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство". Традиционно ядром семьи считают супружескую пару с добавлением к "ядру" детей, родственников, родителей супругов.

Основные признаки семьи:

· брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;

· совместное проживание в одном помещении;

· общий семейный бюджет.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах "Идеального государства" в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой "Истории" отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи. Аристотель, критикуя проекты "идеального государства", развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют "селения", а соединение "селений" - государство. Подобная точка зрения 1?а семью господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: "Самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья... Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель - это подобие отца, народ - детей...".

 

 

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли немецкие философы Кант и Гегель. Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее.

Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И.Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), и шотландский юрист Дж.Ф. Мак-Леннан, автор исследования "Первобытный брак" (1865). Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818 - 1881) "Древнее общество", которому удалось на примере ирокезского рода описать полную стадиальность исторического развития семьи (матриархальную и патриархальную структуру, атак же переходные формы).

Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что "семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество". Ф. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей, формы в высшую.

И марксистской идеологии также отмечалось, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

2. Исторические аспекты развития семьи и брака. Считается, что в первобытном человеческом стаде существовал промискуитет, т.е. имели место неупорядоченные половые отношения, когда самцы спаривались поочередно с разными самками. Однако абсолютно не регулируемые половые отношения вряд ни существовали когда-либо. Наличие строгой иерархии в стаде привело к тому, что вожак - главный самец - получал доступ к любой самке. Половые связи регулировались имевшейся иерархией. Однако в отсутствие вожака любой самец спаривался с самкой. Таким образом, шансы на продолжение рода доминирующего самца резко уменьшились.

Прямохождение и переход к мясной пище, которой всегда не хватало, должны были осложнить взаимоотношение, что неизбежно вело к дракам и убийствам. Фактором, препятствующим полному уничтожению стада, могло служить создание устойчивых парных связей. При этом самка постепенно теряла качества, привлекавшие всех самцов (набухание половой кожи, возбуждающие запахи и др.) все более индивидуальными становились призывные сигналы, направленные избирательно на одну особь мужского пола. Это были уже зачатки пнищи, присущей лишь человеку.

 

При изоляции племен друг от друга, когда половые связи существовали только внутри племени (эндогамия), появилась опасность вырождения. Древние люди инстинктивно понимали это, ибо в период, когда они не имели половых связей со своими соплеменницами по каким-либо причинам, им разрешалось вступать в половую связь с представительницами чужого племени (экзогамия). Половые контакты людей из разных групп способствовали их оздоровлению, увеличению числа крепких как в физическом, так и в психическом плане людей. В результате образовались человеческие роды.

С появлением родов половые сношения были упорядочены, но считать это время наступлением периода брачных отношений было бы неверно. Половые отношения существуют и до брака и вне его; брак же несет в себе определенные права и обязанности, которые должны быть признаны обществом. Впервые такие обязанности возникли с появлением группового брака, представляющего собой союз двух родов, которые обеспечивал половые отношения между ними. В условиях группового брака, прежде всего, возникали права и обязанности по обеспечению питанием и воспитанию детей и подростков. Все дети находились в женской группе, и лишь повзрослев, мальчики переходили в группу мужчин; ведущая роль стала принадлежать женщине, т.е. наступил век матриархата (скорее многофункциональность женщины, а не ее главенство). Группы мужчин и женщин жили рядом, ведя совместное хозяйство. Все чаще встречи мужчин и женщин стали носить избирательный характер, что постепенно вылилось в создание семьи.

Перед парной семье стояли крупные проблемы. Прежде всего, такая семья была как бы вне рода, вне группового брака. Мужчина должен был сам обеспечивать возможность существования жены и детей. В ответ на это жена стала оказывать мужчине посильные услуги - готовить пищу, заботиться о нем, шить одежду. Подобное сожительство между мужчиной и женщиной возникало все чаще. Но парный брак - это не есть брак одного мужчины и одной женщины. Широкое распространение имели и многоженство, и многомужество, т.е. мужчина и женщина могли состоять в нескольких парных браках.

Так, например, в Северной Америке полигамные ("поли" - много, "гамос"- брак) браки были распространены несколько больше, чем в Южной. В Африке полигамная семья встречалась очень часто и нередко принимала чудовищные формы: некоторые вожди крупных племенных союзов и правители африканских государств имели по несколько сотен жен; несколько десятков жен считалось довольно обычным явлением. В Индии многоженство было допущено еще в древности Риг-Ведой и, по-видимому, считалось обычным еще в XIX в. около 5% индусов жили в полигамном браке. Примерно такое же распространение имело многоженство и у буддистов. Христианство вначале не запрещало полигамию, еще в раннем средневековье некоторые короли и князья имели по 2 жены. Однако впоследствии почти все церкви и секты резко осудили многоженство; лишь отдельные секты (анабаптисты и особенно мормоны), опираясь на Библию, проповедовали полигамию, но даже у мормонов в полигамном браке состояло лишь около 7% мужчин. По существу, единственной из мировых религий, последовательно поддерживающей полигамию, является ислам. Коран разрешил

 

 

мусульманину иметь до 4 законных жен, не считая наложниц-рабынь, число которых у отдельных богатых мусульман измерялось десятками и даже сотнями. Впрочем, и среди мусульман полигамия, видимо, никогда не была господствующей формой брака.

Одной из причин полигамии является диспропорция полов – значительное численное преобладание женщин, связанное с потерями мужчин в межплеменных и прочих войнах; иногда мужчины покорённого народа подвергались почти полному истреблению, а женщины становились женами и наложницами победителей. Важной причиной полигамии являлась бездетность первой жены, а у народов с патриархальными традициями и рождение только девочек. Так, у бахайя (Южная Африка) в случае бесплодия жены её семья должна была дать в мены младшую сестру или другую близкую родственницу первой жены, причем и норнам жена, обычно оставалась в хозяйстве мужа. Немаловажную роль играло стремление мужчин увеличить удовольствие от половых сношений, особенно если первая жена была старше мужа или быстро старела от тяжелой работы, болезней и т.п. Большое, а часто и главное значение имели социально- экономические стимулы полигамии, так как у многих народов женщины выполняли основные трудоёмкие работы в поле и в домашнем хозяйстве, а число жен нередко являлось своего рода показателем социального положения или ранга мужчины.

Полиандрия (многомужество) - по сравнению с полигинией (многоженство) Представляет собой гораздо более редкое явление. Известны случаи полиандрии у некоторых индейских племён Северной Америки, среди эскимосов и на Маркизских островах. Область сравнительно широкого бытования полиандрии - Тибет, Гималаи и некоторые районы Южной Индии. При полиандрии, все мужья являлись кровными братьями; если у женщины имелись сёстры, то они нередко становились также женами братьев; в этом случае полиандрия приобретала форму группового брака. В жилище женщина, как правило, имела отдельную спальню и посещалась мужьями в установленную ночь; дети обычно принадлежали старшему мужу-брату.

К причинам полиандрии следует отнести, прежде всего, нехватку женщин, обусловленную пренебрежительным отношением к девочкам, и связанной с этим их повышенной смертностью. Полиандрия почти всюду уступила место моногамии и встречается лишь как пережиток. Известную роль в этом отношении сыграло законодательное запрещение умерщвления новорожденных девочек, что привело к смягчению прежней диспропорции полов.

Следующим этапом развития брачных отношений является моногамный брак. С возникновением частной собственности и расширением меновой торговли постепенно на передний план выдвигается мужчина. Если в парной семье и мужчина, и женщина участвовали по мере своих возможностей в создании материальных и бытовых благ, то теперь женщина постепенно утрачивает свое положение, муж захватывает бразды правления в свои руки. Задача женщины сводится к рождению детей, которые будут наследовать имущество отца. На первый план выносится соблюдение супружеской верности. Материнство всегда достоверно известно, а отцовство - нет. Единственно надежный способ для

 

мужчины получить в наследники своего собственного ребенка - жестко контролировать и ограничивать женщину. Патриархат по своей сути выражает не власть мужа, а власть отца. В Европе и других развитых в социально- экономическом отношении регионах мира дальнейшая эволюция моногамной семьи шла по пути замены патриархального брака таким брачным союзом, в котором женщина становится уже равноправным членом семьи.

Таким образом, путь к моногамной семье был долгим и сложным. Отношения между полами постоянно претерпевали изменения. Происходят они и ныне: меняются взгляды на половое поведение мужчин и женщин. Выдвинутая в свое время сексологом И. Блохом теория полового поведения мужчины и женщины, теория "половой потребности в разнообразии" предполагала, что мужчина имеет врожденную склонность к полигамии, а женщина - к моногамии.

3.Соотношение понятий "брак" и "семья". Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия "брак" и "семья", различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями "брак" и "семья" существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого и настоящего они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Вопрос о том, что первично - брак или семья, пока еще дискутируется. Некоторые исследователи утверждают, что брак является основой, ядром семьи, но окончательного вывода нет, ни в теории, ни в обыденной жизни.

Термины "брак" и "семья" как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся обычно рядом. Однако брак и семья - не одно и то же, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак - без семьи. Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак - легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи.

По мнению А. Г. Харчева брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Американский исследователь К. Роджерс считает, что брак - это закрытый ящик, все образы после брака статичны, панорама меняется иногда драматическим образом, но на смену ей приходит лишь очередная застывшая картинка.

Причем, для женщины брак, по его мнению, это романтический домик, в который заводят детей и потом живут долго и счастливо. Позже он превратился в ужасно тесный гроб, куда попадает собственное "Я" человека. Следующий образ - ловушка, которая захлопывается принятыми на себя обязательствами. И, наконец, - камера, где узница выполняет домашнюю работу и воспитывает детей. Все это подобие надежно огороженного пятачка, где может обитать женщина, не

 

 

Заботясь и не беспокоясь о своем муже, и, самое главное, - это всегда конкуренция, созданная другими.

Для мужчины брак - это помещения другие, но в любом случае всегда замкнутые. Это глухой забор, ограничивающий свободу; довольно просторное и циник- обиталище, которое дает больше свободы, чем он рассчитывал, коробка фокусника, содержащая в себе решение всех проблем взаимоотношений; будка с неотвратимо надвигающимися стенками, давящими на него: почему у тебя нет работы? Почему ты не зарабатываешь деньги? Для него все эти конструкции тоже созданы другими.

В отечественных исследованиях различают брак симметричный, комплементарный и метакомплементарный. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто из них не подчинен другому. Проблемы решаются Путем соглашения, обмена или компромисса. В комплементарном браке один распоряжается, дает приказания, другой ожидает совета или инструкции. В метакомплиментарном браке ведущего положения достигает тот, кто реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя своим партнером.

Социальное наследование личностных свойств и поведенческих шаблонов определяет и сходство супружеских отношений, которые также наследуются, но ному мы часто повторяем многие ошибки и проблемы родителей. Два важнейших измерения родительских взаимоотношений во многом определяют успешность брака ребенка. Первым измерением является доминирование в семье, вторым - общее благополучие (уравновешенность и взаимопринятие) и взаимоотношений.

Таким образом, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругов и необходимых им людей. Кроме того, социально-психологическая сущность семьи выражается через такие понятия как: функции семьи, структура семьи, ролевое поведение ее членов.

Наиболее распространенная возрастная структура семей в нашем обществе - это семья, включающая мужа, жену, детей и кого-нибудь из старшего поколения (бабушку, дедушку). Семья чаще всего ориентирована на равноправное распределение прав и обязанностей, а так же на равное участие в решении всех семейных проблем. С точки зрения структуры семьи можно выделить такие семьи и которых руководство и организация всех её функций сосредоточены в руках одного её члена семьи (централизованный авторитарный стиль) семьи, где все члены семьи принимают участие в решении тех или иных проблем (демократический стиль отношений). Таким образом, структура семьи - это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. А нализ структуры семьи дает возможность ответить на вопросы: кто в семье осуществляет руководство; кто является исполнителем; как распределены между членами семьи права и обязанности.

Так как, семейная структура характеризуется определенными взаимоотношениями, которые выражаются в совокупности семейных связей, то,

 

 

используя опыт В. Сатир, можно изучить структуру семьи, нарисовав "Карту семьи" на которой все члены семьи соединены целой сетью связей. Связи эти невидимы, но они, безусловно, существуют. Вот некоторые структурные параметры, разработанные Н. Смелзером:

· форма семьи (нуклеарная, расширенная);

· форма брака (моногамия, полигиния, полиандрия);

· предпочитаемый партнер (экзогамия, эндогамия);

· выбор местожительства (матрилокальный, патрилокальный, неолокальный);

· родословная и наследование имущества (по женской линии, по мужской линии, по обеим линиям).

Описывая структуру семьи, как правило, характеризуют социальные роли (формальные и неформальные), статус конкретных ее членов, социометрические позиции, характеризующие межличностные отношения. Само понятие семейной роли как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т.д. является по сути социологическим. Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Роль — это социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Если проанализировать роли, которые выполняют члены семьи, то можно отметить что роли в семье всегда парные, нельзя играть роль жены при отсутствии мужа, роль отца - без детей и т.д. Парные роли в семье бывают трех видов:

· супружеские (муж, жена);

· детско-родительские (отец и дочь, мать и дочь, отец и сын);

· детские (брат-брат, брат-сестра)

Как отечественные, так и зарубежные авторы указывают, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи. Классификация основных ролей в семье, описанных Ю. Е. Алешиной:

· ответственный за материальное обеспечение семьи;

· хозяин-хозяйка;

· роль ответственного по уходу за младенцем;

· роль воспитателя;

· роль сексуального партнера;

· роль организатора развлечений;

· организатор семейной субкультуры;

· роль ответственного за поддержание родственных связей;

· роль "психотерапевта".

В традиционной семье между супругами закреплены определенные роли в зависимости от их пола - жена выполняет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения. В

 

 

эгалитарной семье (семья "равных") - все роли распределяются между мужем и «сноп поровну. Полное понимание ролей в семье помогает адекватно вести себя и принимать поведение других людей. Теперь попытаемся рассмотреть типы родительских ролей в отдельности.

Родитель-начальник. Тиран - подчеркивает свою власть, все на свете знает и считает себя образцом, обвиняет и держит в страхе. Результат: неуверенное поведение. Мученик - выступает в позиции миротворца, идет на жертвы из-за пустяков, воспитание строится на чувстве вины. Вещатель - с каменным лицом, произносящий прописные истины, считает, что в воспитании главное - компетентность, похож на робота.

Родитель-товарищ - снисходительный друг, готовый простить. Результат - не воспитанное у ребенка чувство ответственности.

Родитель-наставник - добрый, воодушевленный, понимающий, руководствуется реальностью, а не стремлением к власти.

Таким образом, каждый член семьи оказывает определенное влияние на другого члена семьи. Каждый в семье играет, по меньшей мере, три роли, которые очень, сильно влияют на всю его жизнь.

4. Основные тенденции развития современной семьи. Отечественные и зарубежные монографии, посвященные проблемам семьи и брака, перестали быть редким явлением. В большинстве исследований (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, Б.Н. Кочубей, В. Сатир, Г. Навайтис и др.) рассматриваются мотивы вступления в брак, функции семьи, причины семейных конфликтов. Круг Психологических работ, в которых предметом изучения становилась бы эволюция ii Mi.it, специфика семейных отношений ограничен. Из известных работ можно упомянуть исследования А.Г. Харчева и В.Н. Дружинина. Причина кроется в том, что углубленные исследования семейных отношений и процесса воспитания в семье начались лишь в XX веке.

Можно согласиться с утверждением, что каждая культура порождает определенную нормативную модель семьи, группу моделей. Модель современной семьи качественно иная. Назовем ее э галитарно-нуклеарной. Основой ее являются Супруги (нуклеарность). Именно эти люди, состоящие в браке, определяют стиль жизни семьи, решают все семейные проблемы. Причем оба имеют одинаковые права и обязанности во всех областях семейной жизни (эгалитарность). Такая семья чаще всего двупоколенная - родители и их дети. Родители как экономически самостоятельная часть семьи обеспечивают ее существование и одновременно управляют ей. Дети растут в семье, являясь иждивенцами. Численный состав такой семьи 3-5 человек. Родственные отношения вне такой семьи не обязательны и устанавливаются только по желанию членов семьи. В такой семье не существует общих предписаний, но распределению обязанностей, и тем более нет никаких предписаний поведения. В каждой ситуации, при изменении структуры и отношений в семье семейные обязанности могут быть |ШШ1ш перераспределены по договору между супругами.

Типичная современная семья - муж, жена, один - двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к

 

 

равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабленні эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведетквозникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в, то, же время не является правовым институтом.

Типичная современная семья, по мнению В.Н. Дружинина, выглядит следующим образом:

· муж и жена борются за доминирование, победа достается более сильному не физически, а психически;

· противостояние поколений, подавление детей и борьба детей с властью родителей;

· муж не несет ответственность за семью в целом;

· мать имеет более близкие эмоциональные контакты с детьми.

В последнее время в структуре современной семьи произошли определенные изменения: уменьшились размеры семьи, количество детей, уменьшилась значимость старшего брата и сестры, стали менее дифференцированы роли различных членов семьи в целом.

5. Психологический анализ функций семьи. Если опираться на три самых общих подхода к семье, т.е. рассматривать ее как социальный институт, как малую группу и как систему взаимоотношений, можно заметить, что представления о семье все больше отходят от признанных строгих функций, заданных обществом, и все более приближаются к образу семьи как малой группы, в которой функции роли и ценности зависят от составляющих ее личностей. Исходя из этого, в изучении функций семьи можно отталкиваться от тех потребностей, которые важны для супругов, создавших семью, и тех, на которые рассчитывает в отношении семьи общество.

Обсуждая функции семьи, можно согласиться с мнением Н.Я.Соловьева, полагающего, что "... функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет". Именно этот аспект позволяет отделить семейные потребности, семейные функции от других, а также укрупнить и обобщить их.

По мнению Г. Навайтиса, можно обозначить следующие основные группы семейных потребностей:

· создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи;

· потребность в любви и опеке, связанные с материнством;

· потребность в психологической и физической близости;

· потребность в семейном общении.

Исходя из такого деления обозначаются основные сферы семейного влияния: быт, дети, интимность и семейное общение. Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией.

 

 

Существуют и другие взгляды на эту проблему. Так, И.В.Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию организации досуга и отдыха. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис указывают на то, что семье принадлежит воспитательная, хозяйственно-бытовая и эмоциональная функции, а также функции духовного общения, первичного социального контроля и сексуально-эротическая функция.

Некоторые авторы А. Г. Харчев, А. И. Антонов делят функции семьи на специфические, вытекающие из сущности семьи и отражающие ее особенности как социального явления, и неспецифические - те функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособилась в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание (экзистенциальная) и воспитание детей (функция социализации), сохраняются при всех изменениях общества.

К неспецифическим функциям семьи относят накопление и передачу собственности, статуса, организацию производства и потребления, домохозяйство, отдых и досуг, заботу о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению Я каждого и др. Эти функции раскрывают исторически преходящую картину жизнедеятельности семьи. Таким образом, единого перечня основных функций семьи не существует. Современная семья утратила многие функции: производственную, охранительную, образовательную и др.

Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

1) Хозяйственно-экономическая - она связана с питанием семьи, Приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, формированием и расходованием домашнего бюджета, созданием домашнего уюта.

2) Репродуктивная функция. В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она сопряжена с часто неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети - это фактор стабилизации семьи, а с другой это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами.

3) Регенеративная функция (от лат.- возрождение, возобновление) связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей.

4) Образовательно-воспитательная (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

5) Рекреативная (от лат. - восстановление). Эта функция связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

6) Психотерапевтическая. Возникла в современной семье, в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений. Эта функция позволяет членам семьи

 

удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Задания

1. Проанализировать правила, которые определяют жизнь непосредственно в вашей семье: открытые, закрытые, жесткие или устаревшие.

2. Нарисовать карту собственной семьи, при этом каждого члена семьи обозначить кружком, внутри написать имя и семейную роль. Определить тип парных ролей. Проанализировать структуру семьи.

3. Указать причины возникновения полигамных браков. Привести примеры из художественной литературы.

 

Литература

1. Дружинин В.П. Психология семьи. - М., 1996.

2. Зацепин В.И. Молодая семья. - К., 1991.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой.- М., 2002.

4. Психология: словарь / Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М„ 1990.

5. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту.- М., 2001.

6. Смелзер П. Социология. — М., 1994.

7. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций.- М., 2000.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.