Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии психосексуального развития 3. Фрейда





Оральная стадия. Основной зоной тела, которая в этот момент является ответственной за получение удовольствия, является зона рта. То, что младенец получает при грудном вскармливании удовольствие, сходного с эротическим у взрослого человека, доказывается тем, что у младенцев мужского пола можем наблюдаться эрекция во время вскармливания. Ребенок в грудном возрасте играет со своим телом, это ему дает опыт, что он может доставлять себе удовольствие сам, без помощи взрослого, что закладывает основу для чувства личной автономии в будущем. Особую опасность представляет для будущего сексуального развития человека ситуация, когда младенец большую часть времени находится либо в изоляции от матери, либо в обстановке, где приближение взрослого означает болезненные процедуры (больница). Может остаться страх перед телесным контактом с другими людьми.

Основным результатом этой стадии является открытие ребенком, другого, способность получать удовлетворение от эмоционального контакта с матерью и готовность испытывать радость от телесного контакта. Чувство базисного доверия (недоверия) к другому человеку, означающему для ребенка на этом этапе всей мир в целом, определит на долгие годы, как будут складываться ею эмоциональные и сексуальные контакты с другими людьми.

Анальная стадия. На этой стадии внимание ребенка смещается ни сфинктеры (мочеиспускание, дефекация). Ребенка обучают навыкам опрятности,

 

 

он впервые сталкивается с социальной нормой (формируется отношение к социальной норме). Характерна "проверка мамы на прочность"- проявляет агрессию (амбивалентность) к матери, так как мама стала что-то требовать, поэтому ребенку необходимо подтверждение, что она еще его любит. Лучше не показывать. Задачей является овладение агрессивными импульсами, решение проблем собственной амбивалентности.

Неблагополучно пройденная стадия может оставить след в бессознательной в форме садомазахистских установок, тенденций навязчиво проигрывать в жизни роль постоянной жертвы или постоянного преследователя.

Эдипова стадия. Ребенок обнаруживает себя в "треугольнике", включающим отца. Ребенок начинает осознавать отличия роли отца от роли матери в своей жизни. Возникает интерес к различиям полов, своему происхождению, сексуальным отношениям родителей, других взрослых. В основании своей роли помогают ролевые игры. Важно, чтобы ребенок испытал чувство гордости от принадлежности к своему полу, иначе ребенок может вырасти робким и неуверенным в себе. Итогом является не только присвоение ребенком психосексуальной идентичности посредством ролевой игры, но и формирование инфантильных "концепций" о различиях и взаимоотношениях полов. Это на время снижает интерес к проблемам пола и создает предпосылки для перехода на следующую стадию.



Латентная и пубертатная стадия. Совпадает с началом школьного обучения. Появляется интерес узнать о мире вне семьи. Интерес к сексуальным проблемам у ребенка снижается. Расширяется социальная компетентность ребенка. Понимает, что нормы, существующие в его семье, могут отличаться от тех, которые придерживаются другие люди.

Пубертатная стадия. Совпадает с наступлением половой зрелости. Сексуальная энергия концентрируется на чувствах и мыслях, касающихся гениталий, появляется интерес к противоположному полу. Основная задача – рождение у подростка потребности в эмоциональной эмансипации от родителей через обретение объекта "первой любви". Важно, чтобы подросток ощутил в себе саму способность полюбить кого-то за пределами собственной семьи. Если в ранней юности человек легко отказывается от первой любви, предпочитая ценности детско-родительских отношений или отношений со сверстниками своего пола, то вне зависимости от уровня его физиологической зрелости можно говорить о задержке психосексуального развития.

6. Нарушения психосексуального развития. Благополучное сексуальное развитие это основа построения "здоровой" интимной жизни. Сексуальным расстройствам посвящено много литературы, но больше медицинской, чем психологической. Поэтому при обилии сексуальных расстройств, недостаточно информации об истоках и психологических механизмах, которые являются почвой для их закрепления.

1. Нарушения полового самосознания (аутоидентификации). Нарушения полового самосознания проявляются различными вариантами транссексуализма. Транссексуализм - стойкое осознание своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное (соответствующее генетическому полу)

 

формирование урогенитального тракта и вторичных половых признаков. Утверждения о том, что транссексуализм возникает при попытках воспитывать ребенка в другом поле, не имеют под собой никакой основы. Во-первых, кои проявления транссексуализма у ребенка начинают восприниматься окружающими как патология, половое самосознание оказывается уже сформированным (и) позже 5 лет, а обычно раньше), и любые воспитательные меры не могут его изменить, и, во-вторых, для коренного изменения поведения (например, половой роли) лишь воспитательными мерами требуется не только время, но и стремлен и самого пациента.

В транссексуализме на первый план выступают нарушения поведения, обусловленные ощущением принадлежности к другому полу. На этапе формирования полового самосознания такие дети называют себя именами противоположного пола, просят родственников в присутствии других говорим, что они не мальчики, а девочки, или наоборот. Дети добиваются права носить хотя бы нейтральную в половом отношении одежду, но ставят целью ношение одежды противоположного пола. Первое время подобное поведение воспринимается взрослыми как детские шутки или капризы. Осознав серьезность положения и неэффективность уговоров, родители пытаются применять более "действенные" меры, но обычно не достигают цели. Полоролевые игры в "дочки-матери", "доктора", "семью" и т.п. служат как бы индикатором сформированного полового самосознания.

Этап формирования психосексуальных ориентации при транссексуализме еще более сложен и ответствен, чем при нормальном становлении сексуальности. Его начало приходится на пубертатный период, когда достигает максимум» развитие вторичных половых признаков и половых органов, а также происходит формирование полового влечения. Большая часть таких женщин и мужчин адаптируется, находя компенсацию в работе, свойственной противоположному полу. Женщины выбирают не просто мужские профессии, а наиболее престижные из них: летчиков, капитанов дальнего плавания, геологов, следователей, хирургом и т.д. При этом они получают возможность не только самоутвердиться, но и "на равных" вращаться в мужском обществе. Профессия оправдывает их мужские привычки, манеру держаться, стиль одежды.

Труднее социально адаптироваться мужчинам-транссексуалам. С детства их действенность вызывает насмешки, пренебрежение и даже травлю со стороны сверстников. Женские профессии, которые они в последующем выбирают, непрестижны и продолжают вызывать удивление и насмешки мужчин. Однако девочки, а в последующем женщины относятся к ним благожелательно, охотно принимают в свой коллектив этих мягких и покладистых мужчин, лишенных недостатков "сильного" пола.

2. Нарушения психосексуальных ориентации. Нарушения психосексуальных ориентации представляют собой искажения направленности полового влечения и форм его реализации, которые известны под названием половые извращении (сексуальные перверсии, парафилии). Кроме того, целесообразно выделять перверсные (парафилические) элементы - легкие девиации полового влечения, свойственные нормальной сексуальности, играющие роль дополнительных,

 

 

второстепенных аксессуаров и не являющиеся патологией.

2.1. Нарушения психосексуальных ориентации по объекту (замещающие нормальный объект). Нарциссизм (аутоэротизм, аутомоносексуализм, аутофилия, аутоэрастия) - направленность полового влечения на самого себя, влечение к любованию собственным телом (культ своего тела), сопровождающееся половым возбуждением. Нарциссизм как перверсия, замещающая другие формы сексуальной активности, и у мужчин, и у женщин встречается крайне редко. Наибольшее значение в становлении нарциссизма имеет изоляция от сверстников с раннего возраста, когда объектом изучения становится только собственное тело.

Эксгибиционизм - влечение к обнажению половых органов перед представителями того или иного пола; встречается, как правило, у мужчин. Эксгибиционизм в зачаточной форме как возрастную норму можно обнаружить у детей в обнажении и разглядывании друг у друга половых органов. Попытки обнажения отмечены у 5% детей моложе 7 лет, единичные случаи - у детей 7-11 %, и среди подростков к этому склонны 1% мальчиков и 1% девочек.

Одним из механизмов возникновения эксгибиционизма в пубертатном возрасте может быть внезапное появление взрослых во время мастурбации. Страх, стыд резко усиливают высокое половое возбуждение, в связи, с чем наступает необычно яркий оргазм. В последующем для получения ярких ощущений пациенты ищут повторения подобных ситуаций, а долго практикуемые акты эксгибиционизма закрепляют патологическое влечение. Эксгибиционистами часто бывают натуры, с неудовлетворенной потребностью в любви и неспособные найти удовлетворение в самих себе. Для них эксгибиционирование служит поиском контакта или аутистической формой самоутверждения.

Эксгибиционизм проявляется в демонстрации обнаженных половых органов, эрегированного полового члена. Особо важное значение при этом имеет испуг женщин, и эксгибиционисты стремятся появиться внезапно - из-за кустов, в проеме окна, в подъезде дома. При сочетании эксгибиционизма с садизмом пациента в первую очередь привлекают реакции страха и стыда у женщины, а при сплетении с мазохизмом, наоборот, у него преобладают собственные ощущения стыда и страха перед наказанием.

Скопофилия (миксоскопия, визионизм, вуайеризм) - влечение к подглядыванию за половым актом или обнаженными представителями избранного пола. К скопофилии следует отнести и сверхценное увлечение порнографическими изображениями, фильмами и т.д.

Подглядывание за интимными отношениями (визионизм) встречается значительно чаще, чем обнажение, и нередко наблюдается у детей и подростков при нормальном психосексуальном развитии. Подобные явления встречаются у 25% детей дошкольного возраста, в возрасте 7-11 лет их частота возрастает у мальчиков до 33% и снижается у девочек до 6,2%, среди подростков – сокращается у мальчиков до 5,5% и у девочек до 0,3%. Подглядывание обычно сопровождается страхом быть застигнутым врасплох, это еще больше усиливает половое возбуждение и способствует получению яркого оргазма. Одним из вариантов возникновения визионизма может быть случайное присутствие при половом акте в детском (чаще в подростковом) возрасте, если это вызвало

 

половое возбуждение и закрепилось в последующем как механизм условного рефлекса. Явления визионизма могут стойко зафиксироваться еще в детстве, но возможно замещение ими нормального полового влечения и на этапе формирования психосексуальных ориентаций.

Фетишизм (идолизм, сексуальный символизм) - возведение в культ фетиша символизирующего сексуального партнера, и половое влечение к нему сопровождающееся сексуальным возбуждением. В качестве фетиша могут выступать предметы туалета (носовые платки, нижнее белье, одежда, обувь) или определенные части тела (ноги, волосы, молочные железы, половые органы и т.д. Фетишизм встречается почти исключительно у мужчин. Влечение определенным предметам, связанное с наслаждением, иногда наблюдается у детей дошкольного возраста. Фетишами у них могут становиться, прежде всего, нижнее белье, носовые платки любимых людей, резиновые игрушки. Фетишизм как перверсия отражает нарушения коммуникации с предпочитаемыми объектами влечения. Элементы фетишизма сопровождают как нормальную, так патологическую сексуальность. Преодоление трудностей в приобретении фетиша (кража) уже доставляет определенное наслаждение.

2.2. Нарушения психосексуальных ориентаций по возрасту объекта. Педофилия - половое влечение к детям. Основой для формирования педофилии служат нарушения коммуникации с лицами другого пола и нередко сексуальные расстройства, мешающие нормальной половой жизни. Явления педофилии чаще наблюдаются у подростков, у 30-летних и пожилых мужчин.

Эфебофилия - половое влечение к лицам подросткового и юношеского возраста. В формировании этого влечения, так же как и педофилии, трудности контактов со сверстниками играют не последнюю роль, хотя они выражены значительно меньше. Влечение к подросткам ближе всего к нормальной возрастной ориентации. Нередко эфебофилия развивается у лиц с половыми расстройствами, при этом к сексуальным контактам с подростками их побуждают неопытность юношей, незнание ими техники полового акта и вытекающая отсюда меньшая вероятность услышать осуждение своих сексуальных действий.

Геронтофшия - половое влечение к лицам пожилого и старческого возраста. В истоках геронтофилии лежит отношение ребенка к взрослому человеку как к идеалу, кумиру, образцу для подражания. Недостаток внимания к себе, нарушение связи с родителями, отсутствие заботы со стороны взрослых дети нередко пытаются компенсировать самостоятельно. В 26% случаев они с нежностью относятся к воспитателям детских дошкольных учреждений, прижимаются к ним, говорят им ласковые слова. В школьные годы первая влюбленность, особенно у девушек, нередко направлена на учителя, артиста и т.д. В генезе геронтофилии может играть роль стремление найти старшего друга, причем не столько сексуального партнера, сколько человека, который окружил бы заботой. Это иногда особенно четко «выступает у инфантильных лиц, в первую очередь у девушек со слабым половым влечением.

11. Нарушения психосексуальных ориентаций по полу объекта. Гомосексуализм - половое влечение к лицам своего пола. Этиологические факторы и патогенетические механизмы гомосексуализма полностью неизвестны.

 

Согласно нейроэндокринной теории гомосексуализм предопределяется нарушениями процесса половой дифференциации мозга в пренатальном периоде. Однако нарушения дифференциации мозга и гормональные сдвиги не предопределяют формирования гомосексуального влечения, а становятся почвой для искажений полового самосознания и полоролевого поведения, которые повышают риск возникновения гомосексуализма. Появившееся гомосексуальное половое влечение в результате постоянной и трудной борьбы долго не реализуется. Компенсацией служат работа, спорт и различные увлечения. Иногда как частичное разрешение конфликта между половым влечением и негативным отношением к нему практикуются заместительные формы сексуальной активности. Мужчины - гомосексуалы часто посещают общественные бани, где они могут найти объект, как для истинных сексуальных контактов, так и для суррогатных форм половых отношений (взаимный массаж и т д.). Не менее сильным патогенным фактором, способствующим формированию гомосексуального влечения, может стать внушение родителями и воспитателями неприязненного отношения к противоположному полу.

Среди множества разнообразных психосоциальных факторов, играющих определенную роль в развитии сексуальных дисфункций, основное значение имеют личностные, а среди них - связанные с нервной системой. Наибольшую роль в возникновении сексуальных дисфункций играет тревожность. По отношению к сексуальной сфере можно выделить три вида тревожности (боязни, страха):

12. боязнь полового сношения, как формы действий, которая вызывает беспокойство, опасения, страх;

13. страх, перед последствиями полового сношения, а именно перед нежелательной беременностью, перед заражением венерическим заболеванием и т. д.;

14. боязнь, которая является сопутствующей, не связанной непосредственно с сексуальной активностью, но зависящей, прежде всего от личности партнера, его ожиданий, а также ситуации, в которой происходит сношение.

Большая группа сексуальных дисфункций имеет характер фобий. Фобия возникает после травмирующего события в прошлом, которое вызывает множество обусловленных страхом реакций на ситуацию, непосредственно связанную с травмирующим переживанием. В результате этого человек старается избежать этой ситуации и получает "награду" в виде отсутствия состояния тревоги. Так, формируется вторично обусловленный навык избегать ситуаций, вызывающих страх, тревогу. Реакции избегания являются фобией. Это лишь один из механизмов возникновения сексуальных дисфункций, поскольку к ним присоединяются еще ошибочные сведения относительно физиологических функций и форм сексуального поведения, ошибочная, неправильная установка по отношению к сексуальности и т. п.

Характер взаимоотношений супругов является важным фактором сексуального "здоровья". Если человек чувствует неравноправным, понукаемым, ощущает себя как жертву, возникает стойкое нежелание расточать ласки в отношении другого члена супружеской пары. Иные враждебно настроенные

 

 

партнеры сами не позволяют возбуждать себя. Возбуждение для таких лиц равносильно вмешательству на личность, чему они склонны противостоять.

 

Задания

1. Составьте два списка. Первый - черты личности относимые фемининным. Второй - черты личности относимые к маскулинным.

2. Составьте словарь основных понятий по данной теме.

3. Напишите сочинение на тему "Я и моя семья." Необходимо закончить предложения:

Для женщин Для мужчин

· Мне нравится быть женщиной • Мне нравится быть мужчиной

потому, что. ……… потому, что…………..

Я ценю в женщинах…… Я ценю в мужчинах…….

Я хотела бы быть.. … Я хотел бы быть………

 

5. Составьте список личностных качеств родителя - субъект взаимодействия, которые могут повлиять на характер, содержание, эмоциональную окраску детско-родительских отношений.

Литература

1. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. М.В. Дубровиной. - М., 1995.

2. Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. - Л., 1977.

3. Кон И.С. Введение в сексологию. - М., 1988.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М„ 2002.

5. Сексопатология: справочник / Под ред. Г.С. Васильченко. - М.,

1990.

6. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. - М.,

2000.

 

Раздел 3. Взаимоотношения поколений в семье.

 





Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.