Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предприятие как участник электронного рынка, формы присутствия в сети Интернет




Как и в случае традиционного бизнеса, основными участниками электронного рынка являются предприятия – поставщики и потребители товаров и услуг. Для успешной работы на электронном рынке предприятие должно иметь развитую корпоративную информационную систему, поддерживающую основные бизнес-процессы и имеющую подсистему для выхода в Интернет, с помощью которой предприятие реализует свои задачи в области электронного бизнеса.

Эффективное управление современным предприятием, учитывая многообразие используемых ресурсов и высокую скорость изменения операционного окружения, представляет собой достаточно сложную задачу. Решение этой задачи осуществляется корпоративными информационными системами. Подобные системы должны поддерживать существующие бизнес-процессы, а также соответствовать методам и структуре управления. Более подробно эти вопросы будут освещены в следующих главах, однако с точки зрения электронного бизнеса необходимо отметить, что современные информационные системы целесообразно реализовывать на базе архитектуры клиент-сервер с возможностью применения современных систем управления базами данных. Кроме того, они должны обеспечивать безопасность с помощью различных методов контроля и разграничения доступа к информационным ресурсам, поддержку распределенной обработки информации, модульный принцип построения из оперативно-независимых функциональных блоков с расширением за счет открытых стандартов, а также поддержку Интернет- и Интранет-технологий.

Связь с внешней экономической средой в корпоративных информационных системах обеспечивается за счет интеграции с интерактивными Web-представительствами и порталами – решениями электронного бизнеса.

Под Web-представительством (корпоративным представительством) понимают сайт компании в сети Интернет, решающий в первую очередь рекламно-маркетинговые задачи. Web-представительство обычно содержит информацию о компании: историю ее развития, новости и пресс-релизы, описание основных видов товаров и услуг, предлагаемых компанией, информацию о ее региональной деятельности, дистрибьюторской и дилерской сетях, и т. д. Например, система сбыта (B2B distribution) в интегрированных корпоративных информационных системах (рис. 3.2) обеспечивает гибкую связь производителя продукции с ее распространителями. Это позволяет оперативно обновлять информацию о товарах в электронных магазинах.

Рис. 3.2. Технологии электронного бизнеса (Сбыт)

Для реализации функций электронного бизнеса в полном объеме предприятия создают корпоративные порталы (EIP - Enterprise Information Portal – аппаратно-программный комплекс), предоставляющие сотрудникам предприятия, клиентам, партнерам доступ к разнообразным информационным ресурсам предприятия: программам, корпоративным и другим данным, а также предлагющие сервисы в соответствии с целями и задачами предприятий и организаций (поисковая система, электронная почта или электронная доска объявлений, система заказа или система контроля за ходом выполнения заказа). По сути дела, портал не только осуществляет связь с внешней экономической средой, но и создает среду взаимодействия между производителями и потребителями или поставщиками. Например, системы закупок или снабжения предоставляют возможность для размещения информации о своих потребностях в материально-технических ресурсах, для поиска поставщиков и получения от них коммерческих предложений, организации тендеров и т.д. (рис. 3.3). Вся информация в системе классифицируется и хранится в соответствии со стандартизированным каталогом, что позволяет получать агрегированную информацию о предложениях поставщиков.

Рис. 3.3. Технологии электронного бизнеса (Снабжение)

3.3. Формы взаимодействия участников рынка: электронные торговые площадки

Особую роль в системах электронного бизнеса играют электронные торговые площадки (e-marketplaces). Торговые площадки в B2B-модели бизнеса обеспечивают несколько основных функций для участников. Первая функция – это предоставление сведений поставщикам и потребителям на общей аппаратной и программной платформе, посредством которой торговые компании обеспечивают необходимую информацию и выполняют транзакции. Другая функция – предоставление сервисов, таких как возможности on-line оплаты, логистики и динамической торговли. Еще одна функция торговых площадок – предоставление механизмов лимитирования, бюджетирования, кредитования и накопительных скидок (рис 3.4).

В настоящий момент электронные торговые площадки находятся в стадии бурного развития. Рассмотрим более подробно типы электронных торговых площадок, модели организации, особенности управления и примеры.

Электронные торговые площадки развиваются в двух основных направлениях, ориентируясь либо на узкоотраслевые, либо на межотраслевые процессы, образуя соответственно либо вертикальные, либо горизонтальные сообщества. Горизонтальные сообщества охватывают разные отрасли, предлагая решения по автоматизации функциональных процессов (финансового учета, логистики, обслуживания и ремонта, работы с кадрами и других).

Рис. 3.4. Технологии электронного бизнеса (Торговая площадка)

В зависимости от того, кто является организатором электронных торговых площадок, последние подразделяются на три типа:

- управляемые покупателями (buyer-driven);

- управляемые продавцами (supplier-driven или seller-driven);

- управляемые третьей стороной (third-party-driven).

Обычно возникновение тех или иных видов торговых площадок зависит от степени влияния покупателей и продавцов в конкретной отрасли.

Площадки, управляемые покупателями создаются одной или несколькими крупными компаниями для привлечения множества компаний-поставщиков в целях оптимизации процесса закупок, расширения торговых контактов и сети поставок. Площадки, управляемые продавцами, создаются крупными продавцами, которые играют активную роль менеджеров торговых площадок. Площадки, управляемые третьей стороной, призваны свести вместе покупателей и продавцов. Обычно такие площадки создаются теми, кто хорошо ориентируется в данном секторе бизнеса. Нейтральным посредникам легче объединить конкурирующих между собой участников рынка.

Формы организации электронных торговых площадок также могут быть различными. Современные участники рынка электронных торговых площадок используют одну или несколько из четырех основных моделей их организации - это каталог on-line, аукцион, биржа и сообщество (http://www.e-commerce.ru/).

Каталог on-line (online catalog) получен не простым переводом информации из традиционных каталогов в электронный формат, а используют все преимущества сети Интернет и современных технологий для поиска и анализа необходимых данных. С помощью такого каталога покупатели могут сравнивать товары сразу по нескольким параметрам, включая цену, даты поставки, гарантии, информацию по обслуживанию и т.д. Электронные каталоги расширяют рынок для продавцов, одновременно повышая эффективность доступа покупателей к товарам и их поставщикам. Доходы этой категории торговых площадок обычно складываются из комиссий за транзакции и рекламных средств, получаемых от поставщиков. Примерами каталогов могут служить: каталог потребительских товаров «Подбери.ру» (http://www.podberi.ru/), каталог товаров и услуг, предоставляемый российским порталом оптовой торговли (http://market.opt.msk.ru/).

Аукцион (auction) отличается от каталога on-line состоит в том, что цена здесь не фиксирована, а устанавливается во время торгов. Источники дохода те же, что и для каталогов. Примером ведущей электронной площадки такого типа является FreeMarkets. Наиболее популярны в российском сегменте сети Интернет аукционы molotok.ru (http://www.molotok.ru/), Аукцион.Ру (http://www.auction.ru/)и др.

Биржа (exchange) – электронная торговая площадка, где цена регулируется спросом и предложением и может существенно меняться. Биржи позволяют компаниям торговать анонимно, что немаловажно, например, в энергетической промышленности, где огласка может повредить конкурентоспособной позиции покупателя и продавца и повлиять на цены. Источниками дохода для бирж главным образом служат комиссии за транзакции и членские взносы участников. Примерами этого типа торговых площадок служит Enermetrix (http://www.enermetrix.com/) – разработчик технологий электронного бизнеса для рынков энергоносителей в энергетической промышленности, Arbinet (http://www.arbinet.com/) – в области телекоммуникаций.

Сообщество (сommunity). Это Интернет-площадки, которые собирают вместе потенциальных покупателей и продавцов на базе общего профессионального интереса. Как правило, они представляют собой информационные порталы, обеспечивающие компании необходимой информацией. Они содержат промышленные новости, результаты маркетинговых исследований, информацию по состоянию рынка, списки вакансий, а также позволяют общение участников непосредственно через чат или с помощью доски объявлений. Доходы этих площадок, в основном, состоят из прибыли от рекламы, спонсорских взносов и членских взносов участников. Уже сейчас в годовом обороте большинства подобных Интернет-площадок присутствует небольшой процент доходов от комиссий за транзакции, и ожидается, что в дальнейшем он будет расти. Типичным представителем этой группы торговых площадок является VerticalNet.

Несмотря на внешнюю простоту, процесс создания и развития электронных торговых площадок очень сложен, поэтому для их обслуживания требуются менеджеры (операторы), их называют также e-маркетмейкерами – on-line-посредники, которые для успешной работы должны хорошо понимать динамику отрасли, состав рыночных игроков, а также владеть современными информационными технологиями и стандартами.

В настоящее время существуют компании-провайдеры решений в области электронного бизнеса, которые обеспечивают технологическую инфраструктуру торговых Интернет-площадок и принимают непосредственное участие в их создании и поддержке. По направленности решений такие компании делятся на горизонтальных операторов-провайдеров аппаратно-программного комплекса (eMarketplace Platform Providers/Operators) и вертикальных операторов (Vertical eMarketplace Operators). Провайдеры аппаратно-программного комплекса предоставляют технологическую базу для ведения электронного бизнеса – решения, общие для всех компаний и отраслей промышленности. Крупнейшими представителями этого сектора индустрии информационных технологий являются компании Ariba (www.ariba.com/) и CommerceOne (www.commerceone.com/).

Среди вертикальных провайдеров известна компания PaperExchange (www.purchasepro.com/Main.jsp) – организатора аукциона по продаже оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности. Примерами в области горизонтальных провайдеров служат FreeMarkets (www.freemarkets.com) или TradeOut (www.tradeout.com).

Компания Oracle (www.oracle.com) – ведущий производитель систем управления базами данных и ERP-систем, поставляет также собственные решения для создания систем электронного бизнеса и электронных торговых площадок. Технологии и решения для создания систем электронного бизнеса поставляют и другие ведущие поставщики системного и прикладного программного обеспечения, такие как Microsoft (www.microsoft.com), SAP AG (www.sap.com), IBM (www.ibm.com) и другие.

Примеры _______________________________________________________________________________ Поставщики программных решений для торговых Интернет-площадок: Ariba (www.ariba.com) Компания Ariba была основана в 1996 году, и среди ее 200 клиентов такие компании, как FedEx, BMW, Hewlett-Packard, Cisco Systems, Dell Computer и Buzzsaw.com. Одно из крупных достижений компании – союз с IBM и i2 Technologies в целях создания всестороннего программного обеспечения для онлайновых В2В площадок. Дополнительно Ariba приобрела новый рынок сбыта в лице сотен тысяч клиентов IBM и получила доступ к технологиям автоматизации сети поставок компании i2. CommerceOne (www.commerceone.com) Основными стратегическими партнерами Commerce One являются компании General Motors, British Telecom и Shell International, а среди ее крупных клиентов можно назвать Wells Fargo, Boeing, BellSouth и Eastman Chemical. Ключевые сделки – участие в разработке портала TradXchange компании GM, роль одного из основных технологических партнеров в создании автомобильной биржи Covisint, инициаторами которого выступили Ford, GM, DaimlerChrysler и Oracle. VerticalNet (www.verticalnet.com) Компания была создана в 1995 году и в настоящее время объединяет 57 онлайновых сообществ. Сообщества охватывают свыше 10 промышленных отраслей, высокие технологии, коммуникации, экологию, здравоохранение, науки, финансовые службы, сферу услуг, и т.д. Каждое сообщество предлагает своим участникам информацию, содержащую новости рынка, сведения о продукции, промышленные каталоги и списки вакансий. Кроме того, торговые сообщества VerticalNet предоставляют профессионалам возможность общения на дискуссионных форумах. Первоначально реклама была для VerticalNet главным источником дохода, но в дальнейшем она стала получать больше прибыли от совершаемых транзакций и продажи программного обеспечения. Ключевыми партнерами компании являются Microsoft, IBM и Softbank. e-STEEL (www.e-steel.com) Компания основана в 1998 году и первоначально финансировалась группой инвесторов во главе с Bessemer Venture Partners, Greylock и Kleiner Perkins. Биржа e-STEEL Exchange предназначена для нужд сталелитейной промышленности, чей годовой оборот составляет 700 млрд. долл. Хотя на сайте www.e-steel.com участники рынка могут найти всю необходимую им информацию о данной отрасли промышленности, главная статья дохода для e-steel - комиссии за транзакции, которые платят продавцы. Число зарегистрированных клиентов торговой площадки сейчас превышает 600. Новое название компании NewView Technologies. По материалам сайта http://www.e-commerce.ru/biz_tech/implementation/b2b/emarketplaces.html#2

 

Примеры _______________________________________________________________________________ Электронные торговые площадки, играющие заметную роль в мировой и российской экономике: Covisint (www.covisint.com) Крупнейшая торговая площадка компаний автомобильной промышленности, организованная консорциумом крупнейших автомобилестроителей: GM, Ford, DaimlerChrysler, Renault, Nissan и Meritor. Она объединяет более 250 участников в Северной Америке и Европе, которые контролируют более 64% мирового рынка в своей области. Провайдером аппаратно-программного комплекса является Commerce One. Электронная площадка поддерживает объединенные каталоги покупателей, позволяет проводить различные типы торгов, а также автоматизирует цепочку поставок и взаимодействия между покупателями и поставщиками. За время с начала работы в феврале 2000 года до июня 2001 года партнерами через данную торговую площадку были проведены транзакции на общую сумму более 1,5 млрд. долларов. Pantellos (www.pantellos.com) Торговая площадка, организованная консорциумом 15 лидирующих энергетических компаний Северной Америки. Площадка объединяет около 1500 участников по всему миру, контролирующих 45% мирового рынка, и стремится расширить свое глобальное присутствие. Площадка позволяет проводить различные типы торгов, а также управлять цепочками поставок. Провайдером аппаратно-программного комплекса является Commerce One. FreeMarkets (www.freemarkets.com) Ведущая электронная торговая площадка, обеспечивающая B2B-взаимодействие. FreeMarkets предоставляет высококачественные услуги на лидирующей в компьютерной индустрии технологической платформе. К сегодняшнему дню FreeMarkets уже провела более 5000 интерактивных (on-line) аукционов товаров и услуг на сумму свыше 7,6 млрд. долларов, позволив своим клиентам сэкономить, по приблизительным оценкам, около 1,5 млрд. долларов. Электронная торговая площадка FreeMarkets позволяет закупочным организациям приобретать продукты от более чем 130 вертикалей поставщиков. В ее работе участвует свыше 5600 поставщиков из более чем 50 стран. Компания также обеспечивает работу FreeMarkets Asset Exchange, лидирующего в мире электронных торговых площадок B2B для реализации лишних активов и материальных запасов. FreeMarkets можно найти по web-адресу http://www.freemarkets.com. Europe-Steel Plc. (www.europe-steel.com) Интернациональная электронная торговая площадка, представляющая интересы металлургических предприятий России и СНГ. Площадка открылась в феврале 2001 года, ее организатором выступает компания Europe-Steel Plc., имеющая трех учредителей: Газпроминвестхолдинг (дочерняя компания РАО «Газпром»), Middlesex Holdings (британский металлотрейдер, продающий на Западе продукцию ряда российских предприятий), Интерфакс (российское информационное агентство, выпускающее специализированное издание «Горнометаллургическое обозрение»). Товарная номенклатура – продукция российских предприятий черной металлургии. Торговая площадка имеет форму портала, состоящего из двух частей – информационно-справочной и торговой. Первая часть включает в себя информацию об участниках рынка, новости, результаты аналитических исследований. Вторая часть представляет услуги по организации торговли либо по принципу доски объявлений, позволяющей сторонам в реальном времени договариваться по всем условиям сделки, либо по аукционному принципу: торговая заявка (на покупку или продажу) выставляется на установленный срок в ожидании наилучшего ценового предложения. В России проект представляет ООО «Интеллектуальные ресурсы» (www.intres.ru), разработчик электронной системы снабжения и сбыта предприятий металлургического комплекса "Русмет-трейд" (www.rusmet-trade.ru).   По материалам сайтов http://www.microsoft.nn.ru/news.new?ext=862, www.e-commerce.ru

 

Сеть Интернет представляет уникальные возможности для осуществления операций продажи и приобретения товаров и услуг, и эти возможности могут значительно расшириться по мере развития уникальных проводников электронного бизнеса – торговых площадок. Данные компании Forrester Research показывают о перспективы роста оборота систем класса B2B и увеличение относительной доли электронных торговых площадок в этом обороте (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Динамика годового оборота B2B электронной коммерции и электронных торговых площадок (источник: Forrester Research).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.