Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития личности умственно отсталого ребенка




ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Для умственно отсталых детей характерно позднее и неполно­ценное формирование всех видов деятельности. Особенно страда­ет у дошкольников произвольная деятельность. Это обусловлено тем, что ее осуществление требует определенного уровня разви­тия мышления и речи, устойчивого внимания, а также умения целенаправленно приложить волевые усилия. Выполнение различ­ных видов деятельности, предполагающих практические действия, затруднено ввиду отклонений в развитии двигательной сферы.

Простейшая предметно-практическая деятельность, включаю­щая в себя элементы самообслуживания, принятия пищи и не представляющая большой сложности для нормально развиваю­щихся дошкольников, у умственно отсталых детей вызывает серь­езные затруднения и далеко не всегда осуществляется ими долж­ным образом.

 

Личность развивается в процессе деятельности и общения с другими людьми, во взаимодействие с ко­торыми она включена социально необходимым обра­зом. Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: социализации и индивидуализации (приобретение самостоятель­ности, относительной автономности).

В процессе личностного развития формируются оп­ределенные социальные ориентиры по отношению к себе и другим. Самооценка является важной состав­ляющей самосознания, определяющей не только от­ношение к себе, но и создающей основу для построе­ния отношений с другими. Источником самооценки является обобщенное отношение к себе, не ограни­ченное рамками какой-либо одной деятельности.

Повышенная самооценка умственно отсталых детей связана с их общим интеллектуальным недоразвити­ем, общей незрелостью личности. Такая самооценка может возникнуть как псевдокомпенсаторное харак­терологическое образование в ответ на низкую оцен­ку со стороны окружающих. Из-за чувства собственной малоценности (часто бессо­знательного) и возникает псевдокомпенсаторная переоценка своей личности. Специальное иссле­дование Б.И. Пинского о влиянии оценки на выпол­нение простого двигательного задания показало, что некоторое ухудшение результативности демонстри­руют все категории испытуемых: нормально развива­ющиеся дети, психически здоровые взрослые и умс­твенно отсталые дети. Однако если испытуемые с нормальным уровнем психического развития показывают увеличение темпа выполняемой деятельности, связанное с желанием улучшить ее результаты, то у умственно отсталых детей не наблюдается подобной заин­тересованности, и темп работы остается прежним. При этом наблюдаемая тенденция не должна исклю­чать дифференцированного подхода к использова­нию оценки при обучении детей данной категории, так как у некоторых из них обнаруживается понижен­ная и очень хрупкая самооценка, полностью завися­щая от внешней оценки. Кажущаяся независимость от внешней оценки может возникнуть у ранимых и низко оценивающих себя детей, но привыкших к не­удачам и создавших себе защитный барьер от вне­шней оценки.

 

ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ СЛАБОВЫРАЖЕННЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА (ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)

Основной отличительной патогенной характеристи­кой детей, испытывающих трудности в усвоении зна­ний на начальном этапе обучения по общеобразовательным программам, является незре­лость эмоционально-волевой сферы по типу инфан­тилизма. Инфантилизм отчетливо проявляется в ус­ловиях, когда ребенок должен выполнять новые для него требования, в частности при переходе от до­школьного детства к школьному. Инфантильные дети двигательно расторможены, непоседливы, движения их порывисты, быстры, недостаточно скоординированны и четки.

В 1966 г. М.С. Певзнер была предложена класси­фикация задержки психического развития (ЗПР), включающая следующие клинические варианты:

1) психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфан­тилизм);

2) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

3) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейро-динамическими нарушениями;

4) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недо­развитием речевой функции.

В последующие годы при обследовании детей, ис­пытывающих трудности в обучении и обладающих слабовыраженными отклонениями в развитии, клинический диагноз ЗПР все чаще ставился в случаях, ког­да эмоционально-волевая незрелость сочеталась с недостаточным развитием познавательной сферы неолигофренической природы.

В качестве причин, приводящих к задержкам пси­хического развития, М.С. Певзнер и Т.Д. Власова выделили неблагоприятное течение беременности, обусловленное:

1) болезнями матери во время беременности;

2)хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности;

3) токсикозами, особенно во второй половине бе­ременности;

4) токсоплазмозом;

5) интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, хими­ческих и лекарственных препаратов, гормонов;

6) несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору.

Патология родов:

1) травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родо­вспоможения, таких как, например, щипцы;

2) асфиксия новорожденных и ее угроза.

Социальные факторы:педагогическая запущен­ность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные пе­риоды.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗПР ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ И ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКОМУ ПРИНЦИПУ

ЗПР конституционального происхождения. Речь идет о так называемом гармоническом инфантилиз­ме (неосложненном психическом и психофизическом инфантилизме, по классификации М.С. Певзнер и Т.Д. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени раз­вития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего воз­раста. Иными словами психологический возраст таких детей не соответствует фактическому. Такое несоответствие может составлять один, два года и более. В зависимости от этого определяется степень тяжести задержки психического развития. Для таких детей характерны преобладание игровой мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредс­твенность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. При переходе к школьному возрасту значимость игровых интересов для детей сохраняется. Гармонический инфантилизм можно считать «ядерной» формой психического ин­фантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и час­то сочетаются с инфантильным типом телосложения.

ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип аномалии развития обусловлен длительной сомати­ческой недостаточностью (ослабленностью) различ­ного генеза: хроническими инфекциями и аллерги­ческими состояниями, врожденными и приобретен­ными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца.

ЗПР психогенного происхождения. Данное от­клонение в развитии связано с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правиль­ному формированию личности ребенка (неполная или неблагополучная семья, психические травмы). Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера.

ЗПР церебрально-органического происхожде­ния. Этот тип ЗПР занимает основное место в данной полиморфной аномалии развития. Он встречается чаще других вышеописанных типов, нередко облада­ет большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познава­тельной деятельности. Церебрально-органическая недостаточность прежде всего сказывается на струк­туре самой ЗПР — как на особенностях эмоционально-волевой незрелости, так и на характере нарушений познавательной деятельности.

Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. Больные дети харак­теризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Внушаемость имеет у них более грубый оттенок и нередко отражает орга­нический дефект критики. Игровую деятельность ха­рактеризуют бедность воображения и творчества, определенные монотонность и однообразие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.