Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Параграф 10. Повторение пройденного, или работа над ошибками




 

Пока Профессор Дорога обсуждал со своими юными коллегами тему прав и полномочий ученического самоуправления, в почтовом ящике Юниорского союза «Дорога» вновь накопились письма в адрес наших собеседников. С чтения почты и началась новая встреча.

 

Вася Активистов: Вскрываем первый конверт. Ба, да это же наша старая знакомая пишет! Директор школы Анна Петровна Строгая!

Федя Пессимистов: Сейчас она нам задаст!

Вася Активистов: Чему быть, того не миновать. Читаем. «Молодые люди! Вы так много говорите о ваших правах. А когда же вы хоть словечко скажете о ваших ученических обязанностях? Неужели ученическое самоуправление имеет только права, а обязанностей – никаких? Голубчики, так не бывает! Раньше нас учили с самого детства: сначала ты выполняешь свои обязанности, а уже потом можешь претендовать на какие-то права. И сейчас мы так же воспитываем своих учеников. Уважаемый профессор! Вы ведь опытный человек! Что ж Вы не поправили своих юных друзей?..»

Федя Пессимистов: В самом деле! Стыдно, профессор! Интересно, на какие-такие обязанности ученического самоуправления намекает Анна Петровна?

Вася Активистов: Естественно, на те обязанности, которые возложит на него администрация школы!

Федя Пессимистов: С чего ты взял?

Вася Активистов: Федя, учись работать с первоисточником! Слушай внимательно, что говорит уважаемая Анна Петровна: «…сначала ты выполняешь свои обязанности, а уже потом можешь претендовать на какие-то права.» Перевод таков: я, директор школы, готов позволить ученическому самоуправлению иметь права. Но только после того, как самоуправление получит от меня список обязанностей и начнёт их выполнять.

Федя Пессимистов: И что же будет в этом списке?

Вася Активистов: А это, брат Фёдор, непредсказуемо! Я знаю, например, такой случай. В одной из школ была проблема: ученики вечно ломали сантехнику. То кранчик отвинтят, то раковину разобьют… Так вот, директор этой школы каждый раз вызывал к себе ученический совет и отправлял его на поиски виновников происшествия.

Федя Пессимистов: Получается, что для этого директора ученическое самоуправление было чем-то вроде сыскной конторы?

Вася Активистов: Во-во! Осталось только официально записать в положение: «Ученический совет обязан найти и обезвредить любого, кто хоть пальцем прикоснётся к водопроводной трубе».

Федя Пессимистов: Весело! А второй пункт обязанностей, наверное, еще веселее будет?

Вася Активистов: Дальше будет уже не так смешно. Во многих школах ученическое самоуправление обязывают проводить внеклассные мероприятия. Кое-где на ученические советы «вешают» организацию дежурств. И, конечно же, вопросы пресловутой «дисциплины и успеваемости». Например, проработку нарушителей и двоечников.

Федя Пессимистов: И во что же превратится ученическое самоуправление, если оно действительно начнёт этим заниматься?

Вася Активистов: Во что превратится? Хороший вопрос! Например, в филиал администрации школы. На общественных началах. А Вы как думаете, профессор?

Профессор Дорога: Я думаю, коллеги, что Анна Петровна Строгая подарила нам возможность обсудить очень важную и интересную тему. Ведь, в самом деле, если ученическое самоуправление должно выполнять некие поручения администрации школы, значит, оно ей подчиняется и перед ней отчитывается…

Федя Пессимистов: У нас так и было! Нашему школьному парламенту велели прийти на педсовет и отчитаться перед учителями о проделанной работе.

Профессор Дорога: Иллюстрация, конечно, уместная. Но нормально ли такое положение дел? Может ли, по-вашему, ученическое самоуправление быть подчинено администрации?

Вася Активистов: Профессор, Вы же сами прекрасно понимаете, что не может! Ведь ученическое самоуправление – это власть школьников. Если оно будет подчиняться директору, то никогда не сможет быть самостоятельным. А это значит, что ученики так и не будут иметь собственного голоса при решении школьных вопросов. По-моему, директор должен чувствовать, что ученический совет – это орган школьной власти. А коли уж это - власть, то командовать ею нельзя.

Профессор Дорога: Совершенно справедливо, коллега! Ни один орган самоуправления школы – будь то ученический совет, педагогический совет или родительский комитет – не может подчиняться школьной администрации. Наоборот, те решения, которые приняли органы самоуправления, в определенной степени регулируют работу директора и других административных работников.

Вася Активистов: Значит, если сравнить школу со страной, то самоуправление будет похоже на парламент, а администрация школы – на правительство! Парламент принимает законы, а правительство на основе этих законов работает.

Профессор Дорога: Твоя аналогия, Василий, вполне уместна. По сути, именно самоуправление во многом может решать, какой быть школе. Собственно, никто не знает ответ на этот вопрос лучше, чем сами ученики, их родители и педагоги. Вот и нужно им вместе об этом договариваться. А задача директора – выполнить тот заказ, который ему дают, с одной стороны, государство, а с другой – ученики, родители и педагоги. То есть, школьное самоуправление.

Федя Пессимистов: Выходит, ученический совет директору не подчиняется. А раз так, то никаких обязанностей перед директором у самоуправления быть не может. Правильно я понял?

Вася Активистов: Хотя Анна Петровна Строгая и будет разочарована, но это действительно так! Не может орган самоуправления отчитываться перед директором за количество проведенных праздников или исправленных двоек. Как не может парламент страны быть подчинён правительству.

Федя Пессимистов: А этот самый парламент вообще хоть кому-нибудь подчиняется?

Вася Активистов: Естественно! Тем, кто его избрал - то есть гражданам страны. Хорошо работали депутаты – будут переизбраны на новый срок. Плохо работали – потеряют свой мандат.

Федя Пессимистов: Получается, что ученический совет подчиняется не директору, а самим школьникам?

Вася Активистов: Вот именно! И обязанности у ученического совета - не перед директором, а перед учениками.

Профессор Дорога: Я бы говорил не столько об обязанностях, сколько об обязательствах. Действительно, ученики выбирают орган самоуправления и дают ему право от своего имени участвовать в управлении школой. Совет должен распорядиться полученными полномочиями так, чтобы школьники от этого выиграли. Следовательно, у органа самоуправления возникают обязательства именно перед учениками. Эти обязательства вполне могут быть оговорены в положении об ученическом самоуправлении.

Федя Пессимистов: Не водите вы кота за хвост! Дайте конкретный пример, чтобы всё было понятно! Что в положение-то записывать?

Вася Активистов: Можно записать, что ученический совет обязан рассматривать заявления учеников.

Федя Пессимистов: Значит, если у учеников есть какие-то просьбы или предложения к ученическому совету, то он обязан с ними познакомиться. И, конечно, начать по ним работать. А еще примерчик слабо?

Вася Активистов: Еще можно записать, что ученический совет обязан о своей работе отчитываться.

Федя Пессимистов: Что, опять на педсовет идти, басни рассказывать?

Вася Активистов: Про педсовет мы уже «проехали», Федя! Я имел в виду отчёты не перед учителями, а перед учениками. И пусть у ребят будет право отзывать из ученического совета тех депутатов, которые только на басни и способны!

Федя Пессимистов: Я понял! Нужно продумать всё так, чтобы ученический совет не «оторвался от народа». Чтобы активисты не «позабыли» о тех самых школьниках, для которых они и должны работать.

Вася Активистов: А еще было бы неплохо, чтобы ребята имели возможность дать ученическому совету прямое поручение - чем ему следует заняться.

Федя Пессимистов: Как это?

Вася Активистов: Очень просто! Созывается школьная конференция учеников и решает: поручить Совету заняться… да хоть вопросом озеленения школьного двора! Кстати, в положение можно так и записать: решения общешкольной конференции учеников являются для ученического совета обязательными к исполнению.

Федя Пессимистов: Ну, допустим. И как же ученический совет будет озеленять школьный двор? Лопаты в руки – и вперед?

Вася Активистов: Не всё так просто, Федя! Сначала ученический совет разберется в проблеме: почему до сих пор двор стоял без единого кустика. А потом вместе с администрацией поищет решение. Например, они могут договориться, что завхоз достанет саженцы, а ученический совет соберет добровольцев их высадить.

Федя Пессимистов: Какие-такие добровольцы?! Вывести с пятого по седьмой класс в приказном порядке, и пусть вкалывают!!!

Вася Активистов: Ого! И кто же этот приказной порядок будет вводить?

Федя Пессимистов: Как кто? Ученический совет! Он же – власть! Прикажет – и точка!

Вася Активистов: А знаешь ли ты, Федечка, что принудительный труд запрещен Конституцией?

Федя Пессимистов: Да?.. И что же получается: школьное правительство никого даже на трудовой десант вывести не может?

Вася Активистов: Ну почему же не может? Может. Но не силком, а по желанию.

Федя Пессимистов: Ага, разбежался! Ты много видел чудаков, которые по собственному желанию лопаты в руки возьмут?

Вася Активистов: Дело-то, Федя, не в лопате! А в том, как этот труддесант будет «раскручен».

Федя Пессимистов: Ничего не понимаю! Почему школьное правительство должно что-то там раскручивать? Скомандовать - и дело с концом!

Вася Активистов: Знаешь, брат Фёдор, у нас есть письмо от Кузьмы Ивановича Советкина, ветерана пионерского движения. По-моему, в этом вопросе вы с ним сходитесь. Вот послушай: «Дорогие дети! Мы, первые пионеры, занимались самоуправлением еще в тридцатые годы. Мой вам совет: познакомьтесь-ка вы с нашим опытом! Мы, в отличие от вас, не права качали, а помогали нашей родной партии. Носили красные галстуки и выполняли законы пионеров. Решил совет дружины за успеваемость бороться – все борются. Решил революционные песни разучивать – все разучивают. А кто отлынивал – исключали из пионеров, и точка! Хватит вам, внучата, велосипед-то изобретать. Берите-ка на вооружение наши методы, и будет у вас самое лучшее самоуправление.»

Федя Пессимистов: Не-е, лично я в красном галстуке ходить не хочу!

Вася Активистов: А чтоб тобой командовали, значит, хочешь?

Федя Пессимистов: Ну-у… ты, Васечка, не переходи на личности! Лучше скажи прямо: подчиняются школьники ученическому совету или нет?

Вася Активистов: Клянусь говорить правду и только правду! Нет, Фёдор, не подчиняются!

Федя Пессимистов: И почему же ты так решил?

Вася Активистов: А вот почему! Ученики избирают орган самоуправления не для того, чтобы он ими командовал. А для того, чтобы он представлял их интересы в управлении школой.

Профессор Дорога: Чтобы Федя лучше тебя понял, давай, Василий, снова сравним ученическое самоуправление и общественную организацию. Ты правильно подметил, что орган ученического самоуправления избирается не для того, чтобы руководить учениками. А ведь многие думают, что слова «школьное самоуправление» расшифровываются так: «школьники сами собой управляют». Нет, они управляют не собой, а школой. Ученический совет от имени учеников решает те вопросы, которые в его власти. Но он не может школьникам ничего приказать. Этим ученическое самоуправление и отличается от пионерской организации, так же, как и от современных общественных организаций. В общественную организацию люди приходят добровольно, чтобы делать какое-то общее дело. Вступая в организацию, они знают, какие у её членов права и обязанности. И, как правило, руководящий орган общественной организации может принимать решения, которые обязательны для всех её членов.

Вася Активистов: В Юниорском союзе «Дорога» - так и есть! Раз в год юниоры избирают совет командиров. И если совет командиров принял какое-то решение, то все должны его выполнять.

Профессор Дорога: Это - одна из главных отличительных особенностей общественной организации: в ней есть единый центр, который руководит работой объединения.

Вася Активистов: А в школу, в отличие от организации, приходят не по желанию, а… ну, в общем, потому, что так надо. И если ученик избирает орган самоуправления, то это не означает, что у него появляются какие-то дополнительные обязанности. Например, подчиняться ученическому совету. У всех учеников – одинаковые права и обязанности. Они записаны в законах и в уставе школы.

Федя Пессимистов: Так, подвожу итог. Получается, что у ученического совета нет права командовать учениками. Зато у него есть власть в решении вопросов школьной жизни.

Вася Активистов: Вспомните, как мы сравнивали школу со страной. Парламент страны тоже не может людям ничего приказать. Но он принимает законы, по которым страна и живёт.

Федя Пессимистов: Теперь даже я понял! Можно спокойно вскрывать следующее письмо. О! Опять наш старый знакомый – ученик Николай Неформалов. «Дорогие вы наши мечтатели! Неужели вам не жаль потерянного на бесплодные беседы времени? Вы столько дней подряд талдычите про полномочия самоуправления, а толку? Ведь от того, что все эти бесконечные пункты будут до последней буквы расписаны в вашем положении, ровным счётом ничего не изменится! Если самоуправление в школе не работает, то никакая, пусть даже самая распрекрасная бумажка ему не поможет.»

Вася Активистов: Совершенно согласен! Если самоуправление не работает, то эта бумага ему – как мёртвому припарка!

Федя Пессимистов: Так для чего же тогда мы её обсуждали?

Вася Активистов: В первую очередь, для того, чтобы и ученики, и педагоги, и родители могли выбрать – нужно ли им настоящее самоуправление. Или они хотят, чтобы оно по-прежнему было лишь на бумаге. Если они решат, что пора самоуправлением заняться серьезно, тут-то наше положение и пригодится.

Профессор Дорога: Пригодится, скорее всего, для того, чтобы написать своё собственное. Ведь каждая школа может сама решать, какими правами и полномочиями наделить органы ученического самоуправления. Возможно, некоторые пойдут дальше нас. Как, например, поступили в одной из школ Москвы: там детский суд чести имеет право даже приказ директора отменить. А другие школы, наоборот, поостерегутся давать ученикам слишком много полномочий сразу. Но, в любом случае, нужно чётко понимать: ученическое самоуправление заработает только тогда, когда у него появятся реальные рычаги власти. Такие, с помощью которых действительно можно повлиять на школьную жизнь.

 

Домашнее задание:

1. Какие, по-твоему, обязательства перед школьниками должен взять на себя ученический совет? Предложи новые пункты об обязанностях совета в положение об ученическом самоуправлении.

2. Обсуди материал этого параграфа с товарищами по школе. Какие выводы вы сделали?

 


ГЛАВА 3. МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.