Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика познания и многообразие его результатов




Знание как идеальная информация выступает результатом познавательного процесса. Такой результат - знания - выступает в различных видах и формах. При этом сама специфика знания накладывает существенный отпечаток на процесс его получения.

Знание: единство и многообразие видов. Под знанием имеется в виду высший уровень информации, функционирующей в обществе. При этом информация, которая облечена в форму знания, должна быть особым образом организована: быть выражена в знаковой форме, получить смысл и значение. Знание приобретает свое собственное качество идеальной информации только в сознании субъекта. Однако формализуется оно с помощью различного вида символических систем, чаще всего - с помощью естественных и искусственных языков. Упрощенно можно сказать, что язык (или иная система символов) есть та материальная оболочка, в которую «завернуто» идеальное содержание знания. Знания выполняют в обществе разнообразные функции. Эффективность реализации таких функций определяется конкретным видом и типом знания, либо его формой.

Могут быть выделены различные критерии классификации основных разновидностей знания. Так, в соответствии со спецификой и основными формами отражения выделяют: донаучное (житейское), художественное, научное знание. Определенную специфику имеют также, например, этические и религиозные знания. В зависимости от глубины отражения сущности вещей знания могут выступать как эмпирические и как теоретические.

Научное знание выступает, прежде всего, в форме теории, включенной в содержательный состав той или иной науки. Спецификой научного знания является его стремление проникнуть в сущность процессов и явлений, выявить закономерности в системе отношений между конкретными объектами. Результат научного знания выражается, прежде всего, в системе понятий той или иной науки. Важнейшей целью научного познания является достижение истины.

Однако наука не может заменить собой всей культуры, всех форм познания и духовного освоения действительности. То, что не включено в поле зрения науки, осваивают другие формы духовного постижения мира: искусство, религия, нравственность, практическое знание. Они имеют особый и достаточно высокий социальный статус. Поэтому трудно оправдать искусственное придание научного статуса практическим знаниям, и вряд ли заслуживает подражания пример университета в штате Миннесота (США), где сделана попытка сформировать «похоронные науки».

Житейские знания базируются на здравом смысле, на обыденном познании. Вместе с тем бытовые знания формируют важную ориентировочную основу для повседневной деятельности человека, для его общения в быту с другими людьми. Житейские знания постоянно обогащаются на основе развития жизненного опыта индивида, а также за счет развития художественного и научного знания. Вместе с тем как художественное, так и научное знание существенным образом обогащаются за счет житейского знания, вбирают в себя богатый опыт повседневного познания индивида. Важнейшей целью обыденного знания является формирование «здравого смысла».

Художественное (или эстетическое) знание важнейшей функцией имеет освоение прекрасного. Это знание формирует эстетическую сторону самых разнообразных видов человеческой деятельности (в том числе умение найти красоту в профессиональной деятельности), оттачивает творческое воображение, фантазию, формирует и развивает лучшие и высшие чувства человека. Этот тип знания отражает действительность преимущественно в художественных образах.

С точки зрения методологической роли знания его классификация может быть реализована иным образом. Выделяются:

1. Знание-узнавание дает возможность опознать конкретный объект: «Я знаю, что это отечественный автомобиль». Это исходный вид знания на уровне отличения одного объекта от другого.

2. Знание-мастерство, «знание, как», например: «Я знаю приемы и методы социальной работы». Это знание означает компетенцию, выступает составной частью конкретного умения, конкретной технологии действия.

3. Знание-информация, или «знание, что» характеризует понимание конкретных свойств, отношений, закономерностей, объективно присущих исследуемым объектам: «Я знаю, что угол падения равен углу отражения».

Уже эти примеры показывают, что знания могут быть и средством ориентации в окружающем мире, и использоваться для получения новых знаний, и служить для преобразования действительности, для планирования и реализации деятельности.

Диалектика процесса познания. Каким образом человек получает знания? Каковы основные этапы познавательного процесса? Мы уже отмечали, что органы чувств - это фактически единственные каналы, по которым человек получает информацию об окружающем мире, что помимо ощущений мы никаким иным образом не можем получать внешнюю информацию о существующих объектах. Каковы возможные выводы из этого факта?

Целый ряд философов (Дж. Локк, К. Гельвеций) стали принижать роль разума. Они утверждали, что роль разума сводится лишь к простому суммированию показаний органов чувств. Такое направление в философии называется сенсуализмом (лат. sensus - чувство). Однако на практике чувства нередко обманывают человека. Так, в воде видимые размеры предметов увеличиваются, глаз с трудом различает предметы, которые по цвету сливаются с фоном. На этом основании другие философы - рационалисты (лат. ratio – разум), например, Р. Декарт, - стали доказывать, что чувства являются помехой для разума, который якобы лишь один способен познавать мир.

Нетрудно видеть, что как те, так и другие философы абсолютизируют один из видов познания, игнорируют реально существующие взаимосвязи между чувственным познанием и познанием рациональным (логическим, абстрактным). Такую взаимосвязь доказывает уже рассмотрение основных форм соответствующего уровня познания.

Исходной формой чувственного познания, его простейшей составляющей является ощущение. Ощущение - это отражение отдельных свойств познаваемых предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Это элементарное, далее психологически неразложимое познавательное явление, к примеру: зеленое, круглое, острое, пахучее, твердое и др. Органы чувств – это окна, открывающие сознанию внешний мир. Можно сказать, что ощущение является отражением окружающего мира по отношению к познающему человеку. В ощущениях мы отражаем именно ту сторону предмета, которая непосредственно взаимодействует с человеком.

Однако свойства объектов мы чаще всего ощущаем не по отдельности (желтое, сладкое, круглое, твердое), а воспринимаем как единое целое в процессе познания целостного объекта. Целостный чувственно-наглядный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, есть восприятие. Восприятие - это мыслящее живое созерцание. Смотрим на вещи мы внешним взором, а видим их взором внутренним. Поэтому восприятие объекта существенным образом зависит от уровня его духовной культуры, жизненного опыта. Так в художественном музее разные зрители смотрят на одну и ту же картину, а воспринимают ее по-разному.

В качестве высшей формы чувственного отражения выступает представление, как наглядно-образное знание об объектах, которые в данный момент непосредственно органами чувств не воспринимаются. Основой представления выступает сохранение следов прошлых чувственных воздействий и их «извлечение» из памяти в данный момент. Без памяти было бы невозможным узнавание, а вместе с ним и представление.

Часть представлений возникает за счет воображения, за счет создания субъектом ранее не присущих ему ощущений (или их сочетаний), восприятий, представлений. Репродуктивное воображение производится в соответствии с уже ранее известным. Продуктивное (творческое) воображение приводит к созданию новых, оригинальных образов. В качестве распространенных форм творческого воображения выступают фантазии, мечты.

Лишь небольшая часть исследуемого человеком мира может быть познана с помощью чувственного созерцания. В основном познание осуществляется при помощи мышления, которое упорядочивает данные чувственных восприятий. Однако к такому упорядочиванию отнюдь не сводится деятельность мышления - оно рождает нечто новое, а именно то, что не дано в чувственных восприятиях. Живое созерцание помогает охватить главным образом внешние стороны вещей, их явления, а сущность предметов и процессов познается не иначе, как с помощью мышления.

В процессе перехода от чувственного к понятийному, рациональному познанию формируется понимание. Понимать как раз и означает выявить существенное в предмете. Понимать можно и то, что органы чувств не в состоянии непосредственно воспринимать. Вспомним известных литературных героев Шерлока Холмса и инспектора Лестрейда. Смотрели они, как правило, на одни и те же следы преступлений, но Холмс видел больше и понимал глубже, поскольку его чувственные восприятия были рационально организованы: он знал, что надо воспринимать.

Мышление - это поисковый процесс, который требует сосредото­ченности на разрешаемой проблеме. Этим мышление отличается от хаотической игры ассоциаций, свойственной, например, утомленному человеку, мысли которого так же легко появляются, как и «разбегаются» в разные стороны. Такое «мышление» Гегель обозначал как «смутное брожение духа в самом себе».

Мышление, или процесс рационального познания, осуществляется в трех формах: в понятии, суждении и умозаключении. Понятие суть элементарная форма мысли, ее своеобразная логическая единица. Понятие отражает и обозначает свойства, связи и отношения предметов и явлений, а также сами эти предметы и явления. В понятиях, как правило, отражаются общие черты целого класса объектов. Таковы, к примеру, понятия: «человек», «сила», «скорость», «закон» и т.д. Понятие выступает как весьма наглядное проявление взаимосвязи чувственного и рационального познания: логическая форма понятия образуется как фиксация общего в целом ряде чувственных восприятий. Так, множество раз человек чувственно воспринимал различные фрукты, прежде чем выявил общее в них и отразил понятием «плод».

Суждение посредством связи понятий утверждает или отрицает что-либо. Оно может рассматриваться как логическая операция над понятиями, а с точки зрения решения познавательной задачи суждение выступает как конкретное умственное действие. Сходные по форме суждения могут объединяться в характерные типы или классы, которые в логике - науке о правильном мышлении - фиксируют формулами. Так, формула «S есть P» объединяет суждения: «Железо есть металл», «Социальная работа есть один из наиболее гуманных видов человеческой деятельности».

Умозаключение представляет собой такую связь суждений (рассуждение), при котором новое суждение (заключение, или следствие) выводится из одного или нескольких суждений-посылок. Пример подобного рассуждения:

 
 
Все металлы - проводники Железо есть металл Следовательно, железо - проводник

 


Способность человека к мышлению, к оперированию понятиями, суждениями и умозаключениями называют умом. От Канта идет традиция различения в уме рассудка и разума. При этом рассудок рассматривается как характеристика обычного повседневного мышления, «здравого смысла». Задача рассудка, прежде всего, заключается в упорядочении ощущений. Он менее гибок и теоретичен, чем разум. Разум выступает как высшая ступень логического мышления, преодолевающая недостаточность рассудочного мышления, стремящаяся проникнуть в сущность вещей. Высшей характеристикой развитого разума (интеллекта) выступает творчество.

Творчество и интуиция. Творческое мышление предполагает умение самостоятельно ставить проблемы и решать их, как правило, нетрадиционным путем. В условиях современной науки творческий акт нередко оказывается «разделенным»: одни ученые ставят проблемы, другие исследователи решают их, причем нередко гораздо позже того, как проблема возникла и научно сформулирована.

Платон считал творчество родственным особому виду безумия. Христианская традиция рассматривает его как божественный дар. С точки зрения Канта творчество - это деятельность, доступная только гению. Представители психоанализа (З. Фрейд, Э. Фромм) относят творчество целиком к сфере бессознательного и гипертрофируют его неповторимость и невоспроизводимость.

Рационально-диалектический подход считает, что творчество отнюдь не противоположно рациональности, разумности. «Разумность» включает в себя использование гигантского, но все же ограниченного числа правил, норм, стандартов. Творчество начинается там, где этих стандартов нет. Не подчиняясь стандартам, творчество (протекая сознательно или бессознательно) в качестве итога может получить новые правила и стандарты (например, нормы технологического обслуживания вновь созданного технического объекта), т.е. в определенном смысле творчество является продолжением рационального познания и тесно связано с ним. Многие исследователи связывают возможности творчества с биофизической и нейрофизиологической структурами мозга, которые позволяют:

- перерабатывать чувственные образы и абстракции,

- перерабатывать знаковую информацию,

- хранить информацию в системах краткосрочной и долговременной памяти,

- устанавливать связи между отдельными элементами и блоками памяти,

- вызывать хранимую информацию из памяти,

- группировать и перегруппировывать различные образы и абстрактные знания.

Творчество может быть определено как деятельность, результатом которой является создание неповторимых культурных, социально значимых ценностей, установление новых фактов, открытие новых свойств и закономерностей мира. Творческая активность по-разному реализуется в различных отраслях человеческой деятельности. К примеру, в естествознании наиболее важным результатом творчества является открытие. Важное место в процессе творческой деятельности играет развитое воображение.

Процесс мышления, особенно мышления творческого, не всегда реализуется в стройном, логически развернутом и обоснованном виде. Нередко человек практически мгновенно «схватывает» условия и обстоятельства сложной ситуации и находит правильное решение. Как ни парадоксально это звучит, но такие нетипичные ситуации являются типичными, к примеру, для талантливых полководцев: на войне практически всегда приходится действовать в условиях жесткого дефицита времени, а нередко - и информации.

Способность получения знания путем прямого его «усмотрения», без развернутого логического обоснования и длительных размышлений именуют интуицией. Интуиция выступает как непосредственное, неосознанно полученное знание и проявляется в двух основных разновидностях: чувственная (наиболее характерна для художников, композиторов, других деятелей искусства) и интеллектуальная (наиболее характерна для людей науки; вспомним озарение, которое пришло во сне к Д.И. Менделееву и позволило создать великий Периодический закон).

Современная нейрофизиология и психология творчества выделяют несколько этапов интуиции:

· накопление и бессознательное распределение образов,

· неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил для решения определенной задачи,

· четкое осознание задачи,

· неожиданное для данного человека нахождение решения.

Интуиция не может возникнуть на «пустом месте». Как правило, она опирается на широкий багаж чувственных и рациональных знаний, на многолетний опыт творческого мышления, алгоритм которого постепенно «свертывается» до почти мгновенного решения возникающих проблем. Есть попытка видеть тайну интуиции в глубинах бессознательного (З. Фрейд) либо, как это было характерно для К.С. Станиславского, усматривать ее в «сверхсознании», отличном как от бессознательного, так и от осознанного. В действительности интуиция выступает как сложное взаимодействие осознанного и неосознанного, при этом осознанное знание представляет собой базу интуиции, и чем шире такие знания, тем больший простор интуиция получает.

Объективные потребности современного научно-технического прогресса поставили задачу обучения творчеству. Сформировалась эвристика, изучающая творческую деятельность и методы обучения. Творческие способности личности могут быть развиты посредством специальных методов, в роли которых могут выступать сократические диалоги, дискуссии, анализ проблемных ситуаций, метод «мозгового штурма» и т.д. Важное место при этом занимает овладение наиболее общими - философскими - закономерностями бытия, которым вынуждено подчиняться самое творческое воображение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.