Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Время и нравы




Этнический образ порождается особым видом традиции, в которой знание эталона является основой трансляции. У этнического образа, воображаемого конструкта нет другого, кроме эталона, способа существования В иных условиях он должен распасться

Отсюда проистекает ряд важных последствии поведения людей, ориентированных на этнический образ. Поскольку это эталон, постольку требуется повторение для его реализации. Этнический образ функционирует в различных, вариативно изменяющихся ситуациях, в которых актуализируется то интраобраз, то экстра образ. Существование через уподобление эталону обладает свойством ритмичности. Ее проявления многообразны. Есть большее или меньшее приближение реального человека к этническому образу. Это определенный вид «неупорядоченности». Зато этнический образ обладает устойчивостью во времени, которая ассоциируется с «кровью».

Целостная трансляция усиливает относительную самостоятельность этнического образа по отношению ко всей культуре. Это не передача некоего «опыта», те суммы знании, навыков или эмоций. Благодаря целостности этнический образ сам может становиться истоком мотиваций или своеобразной программой действий. Эта мотивационно-деятельностная нагрузка этнического образа порождает то, что обычно называют нравом.

Основной семантический круг, связанный с кровью, — биологическое начало, начало жизни. Такую роль она играет в самых древних обрядах, даже там, где нет еще развитых жертвоприношении, как, например, в культуре австралийцев или в наиболее архаических культурах американских индейцев, где она — важнейший атрибут магии плодородия. На этой же основе зиждется весь комплекс жертвы. Очень хорошо такая роль крови видна в свадебных обрядах значение девственности в ряде традиций или разные виды кровопускания.

Предикат крови — выход наружу, выход из невидимого пространства, синонимичного потустороннему миру, хаосу Вокруг этого предиката создаются представления об опасности крови. Она связана с нижним миром, миром злых духов. Поэтому считается опасной менструальная кровь. В этом же круге идеи кровь получает значение души человека, как у нганасан, манси, хантов, малайцев Умершие нуждаются в крови — традиции египтян, персов, древних греков и римлян. Связь между душой и кровью особенно выражена в европейской и арабской философских системах.

Кровопускание из языка, руки или других частей тела маркирует встречу гостя у некоторых индейцев Центральной Америки.

Как особый знак начала человеческая кровь проливается во время возрастных инициации, в обрядах вызывания дождя.

Осмысление единства этническою происхождения через символ крови основано именно на ассоциации этого символа с началом. Сакрализация начала порождает генеалогические этногонии, в которых происхождение этносов возводится к эпонимам, обычно мужским и связанным кровным родством. В рамках сакрального мира значение вопроса о физическом типе людей снижается. В генеалогических системах (разновидность биологического кода), например в библейской, указываются имена этнических прародителей Ассур — у ассирийцев, Арам — у арамеев, Елам — у эламитов Ханаан — у хананеев, Иевусей — у иевусеев, Аморрей — у амореев, Евер — у евреев, Куш — у кушитов Мадай — у мидийцев, Мицраим — у египтян, Яван — у ионийских греков (Книга бытия, X). Такова же западнославянская генеалогия с Чехом, Ляхом и Русом, а также многие другие. Примечательно, что акцент на территорию остается и в таких системах «Пойти в Чехи» означало отправиться в указанную страну. У древних греков существовала генеалогия, связывавшая происхождение их и египтян с братьями близнецами Данаем и Египтом. Этнические подразделения самих греков возводились к Эллину, имевшему сыновей Эола, Дора и Ксута. От первых двух пошли эолийцы и дорийцы, от сыновей третьего — Ахея и Иона пошли ахейцы и ионийцы Геродот приводит этногоническии миф о восхождении лидиицев мизинцев и кариицев к трем братьям — Лиду, Мису и Кару. Такого рода генеалогий очень много.

В генеалогических концепциях, где акцент переносится на единство происхождения, понимаемого как кровное родство, гаснет интерес к различию внешнего облика народов, но самое главное здесь «земля» не воспринимается составной частью этнического образа. Для Геродота, развившего генеалогическую концепцию («египтяне были первыми людьми на свете»), территория — только атрибут этноса.

В китайской исторической традиции проблемы генеалогии занимали большое место. Это было одно из средств, поставленных на службу централизованному политическому единству, основанному в рамках китайского этноса. Отсюда сильные тенденции историзации даже мифологических моментов.

Генеалогические концепции с основателями-эпонимами порождаются в довольно развитых этнокультурных системах как результат осмысления сходств и различий взаимодействующих народов. Очевидно, это явление сравнительно позднее для истории этносов. Это должно как будто подтверждать положение Владимира Топорова об отнесении описаний биологического характера — типа династииных — к развитому уровню исторических представлений. Действительно, генеалогические концепции выражают идею выпрямленного и однонаправленного времени, идущего из прошлого в будущее.

Первоначально же время, включенное в этнический образ, — ритмизированное время переживание. Оно было доступно членам немногочисленного раннего этноса, все члены которого знали друг друга. Их объединяло доминантное психическое чувство подражания, ритмизировавшее все проявления их жизнедеятельности. Это время физиологически окрашено. Но развитая этническая общность, будучи территориальным образованием, не предполагает обязательного единства происхождения, общей «крови». Даже в этническом сознании носителей традиционно-бытовой культуры эта метафора не всегда знаменует единство происхождения. Зато, как правило, «кровь» означает близость поведенческих особенностей, установок и других выражении, вплоть до общности языка. Но это необязательно единство генетическое.

В современном понимании метафора крови означает, конечно, не происхождение, а то, что лучше обозначить термином «нрав». Этот термин почти исчез из современной этнологической литературы вместе с этническим образом. Но еще в описаниях народов XIX в. нравы учитывались как постоянная черта этнической жизни. Характерно, что нравы стояли в центре внимания тех исследователей которые занимались фиксированием и изучением обычного права. Таковым, например, был подход Максима Ковалевского к быту народов Кавказа.

Под нравом мы понимаем характер ограничения своевольных импульсов личности. Нрав — это зона ненормированных, нестереотипизированных проявлений темперамента и психических состояний настроения, любви, ненависти, ревности, храбрости и т.д. В ранней античности «этос» (нрав) означал первоначально нечто низменное, стоящее в оппозиции ко всему высокому. Это древнейший уровень когда нравы людей считались взаимозависимыми

с явлениями природы. Так, у Гезиода погода зависит от этики. Затем нрав — нечто сугубо личное, стремящееся ускользнуть от общественного контроля. Нрав Эдипа, выражающийся во вспыльчивости, нетерпимости, самообольщении, уверенности в умственном превосходстве, ведет героя к катастрофе. Другой пример — Медея Еврипида: одержимость, неистовство, непреклонное самоволие — вот дикий нрав Медеи. Различие нравов народов осознается на очень ранней стадии. У австралийцев соседи наделяются неэтичным поведением, в силу чего они получают пренебрежительные клички. Этимология китайских названий соседних народов эпохи Хань включала смыслы «злой», «жестокий», «дикий», «упрямый».

Как известно, эмоции рождают непосредственные импульсы к действию. Пограничная и в силу этого слабоконтролируемая полоса эмоций, стоящих рядом с действием, выступает как содержание понятия «нрав». В этнических культурах в разных сферах жизни (труде, обряде, празднике, семейной жизни и т.п.) нрав проявляется в разной степени — что допустимо в будни, не допускается в праздники и наоборот. Допустимое в семье непозволительно в обществе. Иначе говоря, проявления нрава ритмизированы. Это тоже один из способов освоения времени. В производственной жизни охотничьих и крестьянских обществ нрав выступает часто как мобилизация всех физических и духовных сил, необходимых для преследования зверя, победы в схватке, тушения пожара, для длительных усилий по выращиванию урожая, рыбной ловли и т.п. Но суть нрава — в его постоянном уходе из-под общественного контроля, в тенденции к чрезмерности. И не случайно, что одна из основных оппозиций древнейших мифов — это оппозиция между умеренностью и неумеренностью.

Биологически наследственная компонента нрава — темперамент. Роль последнего в жизни этноса неоспорима, хотя, как указывал Юлиан Бромлей, нужно учитывать воздействие на него социальных моментов, которое заключается в подавлении темперамента. Очевидно, что нрав — это социально ограниченное проявление темперамента, способ регулирования биопсихических реакций. Нрав, выражающий свойства индивида, играет особую роль в сложении типичного этнического образа. Как элемент последнего нрав служит выражением биологических, природных, субстанциальных качеств личности, и в этом смысле он метафорически

бывает равен крови. «Кровь взыграла», — говорят о пылком проявлении нрава.

Сказанное приводит нас к заключению, что в формулировках типа «чопорный англичанин» или «легкомысленный француз» следует видеть такой этнический образ (в данном случае экстраобраз), в котором выделен прежде всего нрав. Нрав, отраженный в этническом образе, — это тот или иной ритм, это особое биологическое время. Время в традиционно-бытовой культуре даже на своих наиболее абстрактных макроуровнях субстантивировано в биологические процессы. Зато на макроуровнях (трудовые операции, поведенческие акты) оно оказывается сакралиэованным. Иными словами, в дихотомии природа — культура носители традиционно-бытового сознания, биологизируя человека, не отрывают его от природы. Отсюда возникает необходимость рассмотреть этнический образ еще в одном отношении к природе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.