Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доверие




Подготовка к изменениям

 

Вот несколько основных правил в семьях алкоголиков: “Не верь! Не смей говорить о реальных проблемах! Не смей чувствовать!”(Black 1981). Психодрама, основанная на теории и методологии Дж. Л. Морено, с ее активными техниками просто незаменима в работе с этими правилами. “Действие” способствует конструктивным изменениям, так как дает возможность взглянуть на привычные вещи под иным углом зрения.

 

Доверие является необходимой предпосылкой терапевтического процесса в любой группе, где работают с чувствами и межличностным взаимодействием. Взрослые дети алкоголиков должны научиться доверять терапевту и группе, прежде чем начнется процесс выздоровления. Они также должны открыть для себя возможность ставить определенные границы - как в терапевтической работе, так и в жизни.

Выбор упражнений и техник во многом зависит от характера и размера группы, а также от продолжительности сессии. Решающей, в конечном счете, будет общая оценка ведущего, насколько группа готова к данному виду работы. Мы обычно используем для разогрева набор простых упражнений, в результате чего уровень доверия возрастает. Здесь важно структурировать задание, давать четкие инструкции - по одной за раз, отслеживать, как чувствует себя каждый участник группы в данный момент. В малой группе мы чаще всего обращаемся с вопросом к каждому по очереди. Иногда лучше вначале попросить всех закрыть глаза или смотреть в пол, чтобы сконцентрироваться на своих ощущениях. Можно “настроить” группу, предложив сделать несколько глубоких вдохов - выдохов. Дайте время участникам сосредоточиться на вашем вопросе и попросите всех открыть глаза, когда они будут готовы. Выбирая тему и углубляясь в индивидуальную беседу, отдавайте себе отчет, какова ваша цель в данный момент. Вот несколько примеров:

 

Какое самое сильное чувство вы испытываете сегодня - или в последние дни?

Что вы за человек? Опишите себя, дайте образ, метафору, картинку.

Назовите человека (одного) или событие своей жизни, вызывающее ваш гнев.

По поводу чего в вашей жизни вы испытываете печаль? (Тоже одно событие или человек).

Кто оказал большое влияние на вашу жизнь (положительное или отрицательное)?

Чем в себе вы больше всего гордитесь?

Какой поступок или способ поведения (один) вы бы хотели изменить, если это возможно?

Если бы вы могли стать кем-либо или чем-либо в этом мире, кем или чем вы бы стали?

Опишите значимый для вас объект, который есть сейчас в вашей жизни или был в прошлом.

Чем из того, что вы любите и умеете делать, вы давно не занимались?

 

Можете расширить или изменить эти вопросы, но не упускайте из виду их цель. Не забудьте поделиться с группой вашими собственными ответами, можно сделать это в самом конце, можно в начале - чтобы “разбить лед недоверия”.

Большую группу можно разбить на подгруппы от 4 до 8 человек каждая, а можно начать работать в парах, чтобы люди лучше узнали друг друга и почувствовали себя комфортнее. Выполнив задание в малых группах, все возвращаются в круг, обмениваются впечатлениями и делятся переживаниями.

Существуют более сложные и рискованные упражнения “на доверие”, например, “прогулка слепых”. Разбейте группу на пары и в каждой назначьте одного из партнеров “поводырем”, а другого “слепым”. Попросите всех “слепых” в группе закрыть глаза, а “поводырям” объясните, что они должны вести своего партнера, невербально знакомя его с окружающей обстановкой и давая почувствовать как можно больше разных ощущений. Упражнение можно выполнять в комнате, на улице или сочетать оба варианта; учитывайте особенности своей группы. Дайте партнерам достаточно времени, а сами внимательно наблюдайте за их взаимодействием. Затем предложите им поменяться ролями в парах или образовать новые.

Когда все участники группы побывают в обеих ролях, переходите к шерингу - обмену чувствами и переживаниями. Однако следует помнить, что жизненный опыт взрослых детей алкоголиков отнюдь не способствует быстрому установлению доверия. Поэтому, прежде чем давать вышеописанное упражнение, убедитесь, что ваша группа к нему готова.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.