Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика русской философии. 1. Русская философия- феномен мировой философской мыс­ли




1. Русская философия - феномен мировой философской мыс­ли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философии являются:

Ü сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

Ü специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);

Ü целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

Ü большая роль проблем морали и нравственности;

Ü конкретность;

Ü широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основные этапы развития русской философии:

1) период зарождения древнерусской философии и раннехри­стианской философии Руси;

2) философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского госу­дарства (Московской Руси и России);

3) философия XVIII в.;

4) философия XIX в.;

5) русская и советская философия XX в.

Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киев­ской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания). Среди наиболее ярких представителей философииуказанного периода выделяются: Иларион Киевский (XIв.), Владимир Мономах (1053-1125 ), Климент Смолятич( начало XII века - после 1164 г.), Филипп Пустынник (XIв.).

Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходит­ся на XIII - XVII вв.Среди видных философов данного периода :Сергий Радонежский (1314 - 1392),, Максимилиан Грек (1475 - 1556 ), Андрей Курбский (1528 - 1583), Нил Сорский (1433 - 1508), Юрий Крижанич (около 1617-1683).

Русская философия XVIII в. включает два основных этапа: философию эпохи петровских реформ и материалистическую философию середины и второй полови­ны XVIII в.

К философии эпохи петровских реформ относится творчество Феофана Прокоповича (1681 - 1736), В.Н. Татищева (1686-1750), А.Д. Кантемира (1708 - 1744). Основной направленностью их философии были вопросы устройства императорской власти, ее божественности и нерушимости; войны и мира, познания, нравственных ценностей и др.

Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонни­ком механистического материализма. Им была заложена мате­риалистическая традиция в русской философии. На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 - 1802). Помимо обоснования материали­стических начал бытия большое внимание Радищев уделил со­циально-политической философии. Ее кредо - борьба против самодержавия, за народовластие, правовую идуховную свободу.

Основные направления русской философии XIX в.

• декабристская философия;

• философия западников и славянофилов;

• консервативная религиозная и монархическая философия;

• философия писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого;

• революционно-демократическая философия;

• либеральная философия.

1. Декабристская философия была представлена творчеством П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева, И.Д. Якушкина, М.С. Лунина, В.К. Кюхельбекера и других.

Основная направленность философии декабристов - соци­ально-политическая. Ее опорными идеями были: приоритет естественного права; личная свобода человека; ограничение самодержавия законом либо замена его республикой.

2. Проблемами истории, выбора исторического пути для Рос­сии занимались представители философских направленийзапад­ников и славянофилов.

Видными представителями западников являлись П.Я. Чаадаев, А.И. Гер­цен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. Западники хорошо усвоили философские традиции совре­менной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пыта­лись привести их в русскую философию.По мнению западников, «уникального» исторического пути у России нет.

Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лиде­рами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы. Согласно славянофилам, основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему образу жизни от народов Запа­да (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыруч­ка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада). По их мнению, любые реформы, попытки насадить на рус­скую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

3. В противовес философии декабристов и другим направлени­ям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия. Ее цели - отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную фило­софию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность». Важную роль в ортодоксаль­но-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.Ф. Федоров (1829 - 1903) и К.Н. Леонтьев (1831 - 1891).Спасение для России - отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый пра­вославно-христианский центр (по образу Византии).

4. Представителями философского религиозного направления также были великие русские писатели - Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое фило­софское наследие. Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «нацио­нальную почву» - обычаи, традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе от­дельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», обере­гающий человека от грехов.

Л.Н. Толстой (1828 - 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть толстовствав следующем: религия должна стать простой и доступной для народа; необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; государство - аппа­рат насилия, поэтому не имеет права на существование; в основе поведения всякого достойного человека должно быть непротивление злу.

5. Представители революционно-демократического направле­ния русской философии XIX в. отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, но будущее государственного устройства России видели совершенно по-разному:

Н.Г. Чернышевский; видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» (к идее аграрно­сти России), личной свободе и общинном укладе жизни.

Народники (Н.К. Михайловский, П.Л. Лав­ров, П.Н. Ткачев) ратовали за непосредственный переход к социа­лизму, минуя капитализм. Для этого подходят любые средства, даже терроризм.

Анархисты (П.А. Кропоткин, М.А. Бакунин) вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (меха­низм подавления) источником всех бед.

Марксисты (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин) видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.