КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дочери легкомысленных, не способных ни в чем себе отказать и не добившихся успеха отцов часто стараются компенсировать их неудачи, стремясь ради них стать успешными. 6 страница
лишает себя тех качеств, которые традиционно ассоциировалось с фемининностью... а потому личность женщины-амазонки, которая ради силы отказывается от возможности вступать в отношения с другими людьми, становится односторонней, а следовательно, жен щина-амазонка становится жертвой именно тех качеств, которые она пыталась подавить/ 9 Зачастую женщина, у которой сформировалась маскулинная идентичность как реакция на безответственного отца, лишается связи с жизнью ради удовлетворения потребности в силе, которую реализует посредством самозащиты, оберегая себя от всего, что не может контролировать. Фактически она попадает в ловушку ≪пан циря амазонки≫, могущественной Персоны, которая может не со49 June Singer, Androgyny (New York: Anchor Books, 1977), p. 61. 86 Глава 4 ответствовать ее сущности, так как эта Персона является реактив ной, а не формируется из ее внутреннего фемининного ядра. До вольно часто такой женщине оказываются недоступны ее чувства, восприятие и сила фемининных инстинктов. В наше время и в нашей культуре мы видели появление фе мининной реакции на ≪отцов≫, которая направлена против влас ти коллективной маскулинности. И мы видели, как женщины са моутверждались подобно амазонкам; наверное, они могли бы счи таться самыми сильными женщинами из известных в истории. Коллективная маскулинная власть так обесценила фемининность, что лишила ее возможности действовать в качестве самодостаточ ного и родственного духовного начала. Однако в своем ригидном отношении к фемининности взгляды маскулинности были одно сторонними и иррациональными. Коллективная маскулинная власть вела себя по отношению к фемининности, как невнима
тельный отец. Согласованные усилия женщин, направленные на изменение этой ситуации в культуре, а также борьба женщин за возможности фемининного бытия и осознание фемининности как явления были очень важны для повышения уровня сознания все го общества - и женщин, и мужчин. Вместе с тем женщины пред почитают идентифицироваться с маскулинностью и подражать ей. Все это привело к стиранию различий между мужчинами и жен щинами. Когда женщины стремятся одержать победу над мужчи нами, идентифицируясь с ними, уникальность фемининности не заметно обесценивается, так как подразумевается, что маскулин ность обладает большей силой. Такая реакция женщин вполне по нятна, учитывая эти тенденции в нашей культуре. Вместе с тем, в конечном счете, разве реальная задача не заключается в том, что бы научиться ценить истинную уникальность фемининности? На эту тему в 1904 году Рильке говорит в ≪Письмах к моло дому поэту≫: В процессе нового самораскрытия у девушки и женщины не будет проявляться ничего иного, кроме подражания маскулинному пове дению: и в его хороших, и в его плохих чертах, и в следовании маску линным профессиям. Когда пройдет неопределенность этого пере ходного периода, станет ясно, что женщины всего лишь испытали на себе все изобилие и все превратности таких (зачастую смешных) внешних превращений лишь затем, чтобы очистить свою собствен ную природную сущность от искажающего ее влияния другого пола. Амазонка в панцире 87 Женщины, у которых жизнь движется и распространяется более непосредственно, более продуктивно и более уверенно, обязатель но должны стать в своей основе более зрелыми, более человечны ми, чем легковесный мужчина, которого не увлекает в глубину от поверхности жизни бремя плода, находящегося внутри его тела и который, будучи опрометчивым и самонадеянным, обесценивает все, что, по его мнению, он любит. Эта человечность женщины, ко
торую все время порождали ее страдания и ее унижение, станет за метной, когда она отбросит все конвенциальные условности, кото рые приобрела фемининность, подвергнутая изменениям ее внеш него статуса, и те мужчины, которые сегодня еще не ощущают ее приближения, будут удивлены и даже поражены ею... Наступит вре мя, когда имена девушек и женщин больше не будут означать лишь нечто противоположное именам маскулинным; они будут иметь не кий свой собственный смысл, который побудит задуматься не о ка- ких-то дополнениях и ограничениях, а только о жизни и бытии: о фемининном человеческом существе.50 С моей точки зрения негативная реакция на безответственно го отца, не выполняющего свой отцовский долг и в своем инди видуальном, и в своем культуральном проявлении, может служить необходимой стадией развития женщины и на индивидуальном, и на культурном уровне. Но, как и Рильке, я считаю, что это лишь очередной шаг в развитии фемининности. В этой главе я хочу ис следовать некоторые разновидности поведения женщины, кото рые могут быть реакцией на отношение к ней нерадивого отца, то есть речь пойдет о защитном ≪панцире амазонки≫. Кроме того, я хочу рассмотреть возможности трансформации этого реактивного аспекта в направлении истинной активной фемининности. Мне бы хотелось еще раз подчеркнуть, что эти разновидности паттер на ≪амазонки≫ не являются ≪типами≫ или ≪категориями≫, к кото рым можно было бы отнести каждую женщину51. Скорее они от носятся к феноменологическому описанию тех разновидностей поведения, которые проявляются в жизни женщины в виде реак ции на поведение нерадивого и безответственного отца. 50 Riner Maria Rilke, Letters to a Young Poet, trans. M. D. Herter Norton (New York: W. W. Norton and Co., 1963), p. 58-59. 51 Мое описание ≪амазонки≫ здесь отличается от описания типа ≪амазон ки≫ согласно типологии Тони Вулф. Подробное обсуждение этого вопроса мож но найти в книге: Ann Ulanov, The Feminine, p. 205-207. 88 Глава 4 1. С уп ер зв ез да Наверное, самая обычная реакция женщины на безответ ственного отца - желание сделать то, что не сделал отец и чего он не добился в социальной или профессиональной сфере. Ощуще
ние идентичности и отношение к работе, которых не удалось до биться отцу, в таком случае достигает его дочь. Однако тенденция компенсировать недостатки отца часто приводит дочь к перенап ряжению в работе и стремлению к сверхуспешности; такой пат терн поведения в наше время хорошо известен как паттерн трудо голика. Зачастую женщина остается сухой, лишенной связи со сферой своих чувств и инстинктов. Это часто заканчивается де прессией и потерей смысла жизни, ибо в конечном счете иденти фикации с работой оказывается совершенно недостаточно. В повести Сильвии Плат52 ≪Под стеклянным колпаком≫ раскрывается такой тип поведения, а также характерные для него опасности. Главная героиня повести, Эстер Гринвуд, в основу об раза которой легли собственные переживания писательницы, была студенткой-отличницей, которая прекрасно успевает по физике, хотя ненавидит ее; она заставляет себя быть успешной во всем независимо от того, что чувствует. Мы встречаемся с ней, когда, став победительницей конкурса, в качестве вознагражде ния она получает возможность целый месяц жить в Нью-Йорке к качестве высокооплачиваемого сотрудника престижного нью- йоркского журнала мод. Эстер, как и других победительниц кон курса, поселили в специальный отель для женщин под названи ем ≪Амазонка≫ - там жили преимущественно богатые девушки. Сама Эстер вышла из бедной среды: ее отец умер, когда ей было всего девять лет. И несмотря на то, что как будто теперь пришло время радоваться жизни и наслаждаться достигнутым успехом, она сама ничего не испытывает кроме тоски и уныния. Вот что она думает: 52 Сильвия Плат (1932-1963) - культовая американская поэтесса и писа тельница, Независимая, страстная, творческая натура - ее называли американ ской Мариной Цветаевой. В ее стихах - и экстатическое стремление к смерти, и завораживающие архетипическис образы, и обличающая гордость, и глубина бе зысходности; суицидальные наклонности у нее проявлялись еще в юности, а единственный роман ≪Под стеклянным колпаком≫ - о ее первой попытке - вы
шел незадолго до ее самоубийства. - П ри ме ч. р ед Амазонка е панцире 89 Они могли бы сказать: смотри, что может случиться в этой стране. Девятнадцать лет девушка живет в неком захолустном городишке; она такая бедная, что не может позволить себе купить журнал, а затем она попадает в колледж и выигрывает призы то здесь, то там и заканчивает тем, что смотрит на Нью-Йорк как на свой собствен ный автомобиль. Только я ни на что не смотрела - даже на саму себя. Я просто носилась из своего отеля на работу и на тусовки, а с тусовок - обратно в отель и снова на работу, как онемевший трол лейбус. Наверное, я должна была радоваться так, как радуется боль шинство других девушек, но я не могла вызвать у себя такую реак цию. Я ощущала себя абсолютно безмолвной и совершенно опусто шенной: гак должен себя чувствовать глаз торнадо53, который тупо продвигается вперед среди всеобщего шума.54 Добившись успеха, Эстер пребывает в глубокой депрессии. Независимо от того, чем занята и чего достигла, она не видит в жизни никакого смысла. Выжить в такой ситуации она пытается, пряча истинные чувства за циничным юмором и высмеивая каж дого встречного. Точно так же в сарказме она находит защиту от собственных чувств, поэтому отношения с мужчинами не склады ваются из-за ее отчужденности и отстраненности, ибо на все про исходящее она смотрит глазами постороннего наблюдателя, а не участника событий. Ее отношения с мужчинами - не общение с субъектом, а взгляд на объект, причем с насмешкой. Например, она коллекционирует мужчин с интересными именами. Однако за этой холодной установкой стоит страх быть отверженной. Этот страх проявляется в ее высказывании: ≪Если вы от человека ни чего не ждете, то никогда не разочаруетесь в нем≫55. В отношени ях с мужчинами Эстер ощущает себя покинутой - в первую оче редь из-за смерти отца, а затем это ощущение воспроизводится в череде холодных и отчужденных отношений. Она считает мужчин ≪женоненавистниками≫. Ее слова: Я стала понимать, почему женоненавистники могут делать из жен щин таких дур. Женоненавистники - как боги: они неуязвимы и во 53 Глаз торнадо - область затишья в его центре, вокруг которого воздуш ные массы вращаются с огромными скоростями, вызывая катастрофические раз рушения и человеческие жертвы. С течением времени скрещивающиеся вихри внутри глаза образуют мощный восходящий неуправляемый поток, сметающий все на своем пути подобно гигантскому пылесосу. - П ри ме ч. р ед 5i Sylvia Plath, The Bell Jar (New York: Pantheon Books, 1972), p. 2. 55 Ibid., p. 48. 90 Глава 4 всем опираются на власть. Они снисходят до вас, а затем исчезают. Вам никогда не удастся поймать ни одного из них.56 Подобно отцу, который умер и таким образом бросил ее, же ноненавистники совершенно непредсказуемы и независимы. Вернувшись домой, в маленький городок, после месяца рабо ты в Нью-Йорке, Эстер ожидало длинное лето и ничегонеделание, ибо на этот раз она потерпела неудачу. Она хотела поступить на литературные курсы, но у нее не приняли заявление. Ее инерт ность и депрессия постепенно становились все сильнее, ибо она не знала, что делать. Сначала она пыталась заполнить вакуум, обра зовавшийся в жизни, ленью и сном. Но постепенно заснуть стано вилось все труднее, и ее начали преследовать бессонница и суици дальные фантазии* Единственный выход из тупика - попытаться себя убить, но и эта попытка оказалась безуспешной. Лишенная отцовской поддержки, она наблюдала рядом с собой лишь беско нечные страдания матери и ощущала, что и она сама и ее отноше ния с другими людьми становятся все более обезличенными; и наконец, она почувствовала, будто находится под стеклянным колпаком, где не хватает воздуха и с каждым вдохом трудней ды шать. По словам Эстер, ≪человеку, находящемуся под стеклянным колпаком, бледному и заторможенному, весь мир представляется кошмарным сном≫57. Оказавшись в клинике, Эстер, по счастью, попадает к пони мающей и эмоционально теплой женщине-терапевту. В терапев тических отношениях девушка наконец получает от чужого чело века то, что было ей необходимо как воздух, и то, что никогда не получала от отца и матери: понимание и нежность. И, наконец, благодаря этим отношениям Эстер находит в себе силу и муже ство повернуться к миру лицом, но уже без той непоколебимой жесткости, какая была у нее раньше, а просто, по ее словам, ста вя перед миром ≪знаки вопроса≫, которые хотя и не дают иллю зии абсолютного контроля и всемогущества, но, как ей кажется, обязательно раскроют перед ней ее возможности и смысл суще ствования. Основную роль в формировании этого паттерна играет не отец, который рано умер и лишил дочь своего воздействия, а мать 56 Ibid., р. 88. 57 Ibid, р. 193. Амазонка в панцире 91 с характерным для нее маскулиноподобным отношением к рабо те по типу ≪амазонки≫ и мученицы. Следовательно, через мать, подавлявшую все свои чувства, и осуществлялось маскулинное влияние на дочь. Мать даже не могла выразить скорбь по умер шему мужу, отцу Эстер. И сама Эстер тоже не горевала, когда отец умер, хотя в какой-то момент ей захотелось прийти на его могилу и там наконец оплакать его смерть: слезы ручьями текли по ее лицу. Именно посещение кладбища привело ее к попытке самоубийства - это было бы самое ужасное, что могло бы слу читься, доведи до конца она свою попытку, зато Эстер попала в клинику, где ей оказали помощь. До этого она нигде не находи ла признания, оставаясь такой, какой была раньше. Ее способ выживания заключался в развитии маскулинной части ее лично сти и формировании идентичности, в основе которой лежала внешняя успешность. Однако она с пренебрежением относилась к своим и чужим фемининным чувствам, а потому оказалась от резанной от собственной фемининной сущности, потеряв смысл жизни в облике женщины. Довольно часто в семьях, где нет отца, а мать принимает на себя маскулинную роль, у дочери отсутствует не только подлин ная модель маскулинности, но и модель фемининности, которую девочка обычно заимствует у матери. В таком положении и ока залась Эстер. Поразительно, насколько часто бывает, что первую помощь в подобных случаях оказывает посторонняя женщина, у которой интегрированы маскулинное и фемининное начало. Для конкретного переживания, обусловленного отсутствием отца, вполне вероятно, такое связующее звено, созданное женской муд ростью, окажется наиболее эффективным. Однако прежде всего в данном случае в интеграции нужда ются фемининные компоненты, которые до сих пор оставались неразвитыми. Разумеется, их гиперкомпенсация за счет трудого лизма и навязчивого стремления к успеху также не дают соедине ния с духовной стороной маскулинности. Но чтобы вступить в контакт с маскулинным компонентом, следует в первую очередь обратиться к фемининным чувствам и инстинктам. Это вовсе не значит, что упорная работа и стремление к успеху неважны; одна ко источником подлинной самореализации женщины должен быть общий центр ее личности, а не какой-то его сектор. Благодаря вос соединению с фемининностью отношение к работе должно стро иться на собственном основании. Современное женское движение 92 Глава 4 развивалось, пожалуй, подобно процессу внутреннего странствия Остер. Женщины, видя, что мужчины не проявляют уважения к их способностям, их уникальности и их возможностям, реагирова ли на это, утверждая свою силу и отвергая мужчин, что вполне понятно. При этом их скрытая модель самовыражения зачастую была маскулинной, что и внешне выглядело как подражание муж чинам. Ключевая проблема заключается в том, чтобы женщина осознала, насколько важно для нее восстановить связь с феминин- ностью, чтобы оставаться женщиной и ценить в себе э го. Избегать работы - вовсе не лучший способ реализовать фемининный по тенциал; основной путь реализации пролегает через соединение с фемининными корнями, которые станут основой для уникально го развития женщины как женщины. ≪Суперзвезды≫ часто приходят на анализ, испытывая эмоци ональное истощение от работы и страдая от неудовлетворенной потребности в близких отношениях с другими. Довольно часто они чувствуют, что мужчины их боятся, потому что они смогли добиться успеха и стать самостоятельными. Своей ≪звездностью≫ они, возможно, компенсируют слабость отца, который не смог са мореализоваться. Я подозреваю, что эти женщины в семье воспи тывались как сыновья, а отец таким образом пытался компенсиро вать собственные нереализованные возможности. Одной женщине с таким паттерном, когда она проходила ана лиз, приснилось, что она купила очень тяжелую зимнюю шубу у крупного ученого, который ее обманул. Эта шуба была ее ≪панци рем амазонки≫. Во сне женщина-аналитик ей сказала, чтобы она сбросила шубу и попыталась взлететь. Женщина осознала, что все се многочисленные усиехи оказались компенсацией близких отно шений, и почувствовала себя обманутой тем, что ей все время при ходится работать, вместо того чтобы чувствовать себя свободно: играть и просто быть, - то есть тем самым она отвергала в себе ребенка. Другой моей клиентке - весьма профессионально успеш ной - часто снилось, что она в ярости кричит на слабого, бессиль ного мужчину, имевшего над нею какую-то власть. В этом он был похож на ее отца, поведение которого характеризовалось неактив- ностью и бессознательными проекциями. Она тоже стремилась быть сверхуспешной, тем самым компенсируя влияние как депрес сивного и бездеятельного отца, так и честолюбивой матери, кото рой тем не менее так и не удалось реализовать себя. Впоследствии моей клиентке часто сиились игривые мужчины и дети, и через Амазонка в панцире 93 эти сновидения в конце концов раскрылась светлая сторона ее личности, которая смогла проявиться и в ее отношениях с други ми людьми. Другой пример паттерна амазонки можно увидеть в фильме Ингмара Бергмана ≪Лицом к лицу≫58. Главная героиня, Йенни - психиатр, компетентный и способный специалист, добросовест ный, ответственный и уравновешенный. Она замужем за талант ливым коллегой психиатром, у них есть дочь, и жизнь ей кажется спокойной, успешной и предсказуемой. После нервного срыва и попытки совершить самоубийство она попадает в психиатриче скую клинику. В фильме делается акцент на галлюцинациях и сновидениях Йенни, которые возвращают ее в те времена, когда еще не была сформирована ее рациональная адаптация. В начале фильма одна из пациенток бросает ей вызов, обви няя в том, что Йенни неспособна любить и проявлять слабость, что она надевает маску Персоны психиатра, чтобы удержать власть и контроль. Эта открытая конфронтация дает начало борь бе, порожденной бессознательным. Когда уезжают муж и дочь Йенни, она на два месяца остается с бабушкой и дедушкой. Ее на чинают преследовать воспоминания, она мысленно возвращается в те места, где она росла, и эти образы и сновидения постепенно вторгаются в ее хорошо структурированную жизнь, как бы вос пользовавшись ее усталостью, эмоциональной истощенностью и перегруженностью работой. Перед ней снова и снова появляется образ страшной старухи в серо-черном одеянии, с вытекшим гла зом. Этот образ символизирует слепой и вместе с тем бросающий ся в глаза комплекс исполнения долга, который руководит жиз нью Йенни. В детстве она была очень привязана к отцу, очень доб рому человеку, однако он был алкоголиком. Мать и бабушка осуж дали отца и смотрели на него снисходительно, и потому Йенни стала стесняться его внимания, его объятий и поцелуев. А затем 58 ≪Лицом к лицу≫ - фильм режиссера Ингмара Бергмана (1976). Главную героиню Йенни неотступно преследуют призраки прошлого, в результате чего она в конце концов оказывается неспособной быть ни женой, ни доктором, ни личностью. - П ри ме ч. п ер П ок ор на я, п ре ис по лн ен на я д ол гад оч ь 94 Глава 4 произошло несчастье: родители погибли в авиакатастрофе. Йенни воспитывается в доме бабушки, где царит жесткая дисциплина: никакого плача, никакой мягкости, слабости и лени, никаких удо вольствий. Ценились долг, дисциплина и контроль. В процессе адаптации своего Эго Йенни ≪прогибалась≫ - сперва для того, чтобы стать хорошей дочерью, а затем - добросовестной, ответ ственной и надежной взрослой женщиной. Она была преисполне на ответственности по отношению к проекции, исходящей от ба бушки, однако внутри нее скрывался измученный строгостью эмо ционально истощенный ребенок. Когда у Йенни начинаются галлюцинации, в ее психике про исходит борьба с образами людей, от которых ей изо всех сил хо телось избавиться. Однажды она увидела себя одетой в красное и лежащей в гробу: она была мертва, но при этом чувствовала себя живой. Она старалась освободиться, и край ее красного платья показался из гроба. Но священник взял бабушкины ножницы и аккуратно обрезал подол, чтобы материя не мешала ему закрыть крышку, и Йенни уже никто не мог увидеть. В знак протеста Йен ни зажгла огонь прямо в гробу; на мгновение снова показалось красное платье, в гробу послышалась борьба, а затем все поглоти ло пламя. Здесь образно говорится о том, что чувства Йенни, запертые внутри, как бы покоятся в гробу и стремятся из него выбраться, они хотят жить. Священник с бабушкиными ножницами - это прежние силы, которые принуждали Йенни исполнять долг, кон тролировать себя и свое поведение. Бабушкины ножницы пыта ются отделить Йенни от ее чувств - от красного платья. Но в итоге разгорается огромное пламя страсти, которое невозможно погасить. После нервного срыва и попытки самоубийства Йенни смогла прийти в себя и получить новые инсайты именно благо даря этой галлюцинации. Ей становится ясно, что, стараясь все держать под контролем, она душит себя и губит свою жизнь. Те перь ей стало ясно, что, пока она не освободится от стремления к контролю, она не сможет ни радоваться жизни, ни общаться с дочерью, ни любить ее. В итоге, как и у Эстер, все остается под вопросом. Нервный срыв прошел; она многое осознала, и у нее появились возможности жить по-новому. Однако Йенни все еще стоит па пороге той жизни, в которую должна вступить, чтобы открыться себе и другим. Фильм, как его задумал Бергман, на Ал ло зо нк о вп ан ци ое95 мой взгляд, заканчивается обнадеживающе: вернувшись в дом бабушки, Йенни поняла, что та уже стара и многое пережила и что теперь ≪в каком-то смысле бабушка стала меньше, не слиш ком, но довольно заметно≫59. Символически это означает, что не гативное влияние бабушки стало менее существенным. И вдруг Йенни ощутила пробудившееся внутри настоящее чувство к ней. Когда Йенни вновь видит саркастичную старуху с вытекшим глазом, теперь она ведет себя по-дружески, проявляя к ней пони мание и сочувствие, необходимые для трансформации язвитель ной, негативной внутренней фигуры. Основная проблема женщин, оказавшихся под воздействием паттерна ≪покорной, преисполненной долга дочери≫, заключается в том, чтобы увидеть, что этот обязывающий паттерн был сформи рован кем-то другим. Таким женщинам важно понять, что этот об раз у них является спроецированным, а не собственным. Хотя та кая ≪покорная, преисполненная долга дочь≫ кажется воплощением праведности и добродетели, она вместе с тем отвергает свою Тень и все, что ей соответствует в жизни, в том числе творческие воз можности. Отрицая существование важной части личности, она, в конечном счете, теряет связь с Самостью. Нет ничего удивительно го в том, что женщины, играющие эту роль, чаще всего жалуются на эмоциональное истощение, опустошенность и отсутствие смыс ла. Таким образом, данный тип женщины имеет тенденцию скры ваться за Персоной, созданной в соответствии с образом, который в действительности ей чужд, и ощущение долга и взятых на себя обязательств, как правило, имеет отношение к очень строгой авто ритарной структуре. В историческом плане примерами воплоще ния такого паттерна могут послужить многие монахини, ибо их учат быть послушными дочерьми, подчиняющимися матушке-игу- менье, которая, в свою очередь, подчиняется жесткой авторитарной системе. Эта система требует, чтобы монахини прятали свое тело. По традиции облачение монахинь играет роль панциря и служит для того, чтобы скрыть их фемининность и защитить от мужчин и мирских соблазнов. Как мне сказала одна монашенка, ≪теперь пе редо мной стоит задача сбросить “панцирь амазонки”≫. Избавить ся от панциря или сбросить с себя Персону - значит стать откры тым для темных и слабых сторон своей личности, которые были 59 Ingmar Bergman, Face to Face, trans. A. Blair (New York: Pantheon Books, 1976), p. 115. 96 Глава 4 подавлены или вытеснены ради подчинения сильному, жесткому авторитету, и также отказаться от контроля, установившегося в силу такого подчинения, а это опасно, ибо подавленная сторона личности остается неразвитой и примитивной. И если темные сто роны личности будут раскрываться бессознательно, это может про изойти неожиданно, как у Йенни, вызвав нервное потрясение. ≪Покорная, преисполненная долга дочь≫ попадает в услуже ние другим, препятствуя развитию собственных творческих спо собностей и межличностных отношений. У одной знакомой жен щины, которая играла роль обязательной дочери, был отец, кото рый не одобрял ее выбор профессии. По его мнению, женщины могли работать лишь ассистентками, а быть врачами, адвокатами, профессорами - мужское дело. Поэтому дочь, закончив учебу, ушла из той области, в которой получила образование. Но ей очень хотелось стать ≪настоящим≫ профессионалом. У нее тоже была тайная фантазия о том, что она уходит в монастырь и для :)того должна сжечь все тетради и остричь волосы. На мой взгляд, в этой фантазии ясно видно, что нужно было принести в жертву, чтобы заслужить любовь отца, - а именно ее творческую энергию. Затем ей приснился сон. Она вышла замуж за короля и забереме нела, но не от него. Но король (который для нее символизировал отца) не хотел ребенка, так как новорожденный мог испортить его родословную. Поэтому король посадил ее в тюрьму. Чтобы совер шить побег, ей пришлось убить монахиню и переодеться в ее пла тье, чтобы ее не узнали. В каком-то смысле женщина прятала за монашеским облачением свои творческие возможности, ибо они оставались скрытыми. Будучи прилежной ученицей в школе, она чувствовала, что должна вести себя так, чтобы учителя были ею довольны, там самым также отыгрывая роль послушной дочери. Вместе с тем она точно знала, что в конце концов ей придется по кинуть их и строить свою жизнь. Поэтому она постоянно чувство вала себя виноватой перед ними, потому что должна уйти от них и жить своей жизнью, ибо ей нужно было избавиться от отцов ских проекций. Но она чувствовала вину и перед собой, потому что до сих пор от них не ушла. Поэтому выход был один - оста
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |