Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марксизм в России




Русский космизм

В конце XIX - начале XX в. в России появилось философское направление, утверждавшее взгляд на человека как существа, самим Богом предназначенного для преобразования космоса, всего мироздания в целом. Отсюда идеи:

· Н.Ф. Федорова о необходимости воскрешения всех умерших во плоти и заселении человеком всего Космоса;

· всеединства В.С. Соловьева;

· С.Н. Булгакова об очеловечении природы (как незавершенного творения Бога) посредством хозяйственной деятельности человека;

· Н.А. Бердяева о творчестве, как основной задаче человека в силу его богоподобия, которое проявляется в продолжающемся творении мира;

· В.И. Вернадского о превращении биосферы в ноосферу (сферу разума);

· К.Э. Циолковского о возможности полета в Космос и стремление на практике реализовать такую возможность.

Космос в русской философии рассматривается как незавершенное творение Бога, которое нуждается в дальнейшем совершенствовании. Человек создан свободным по подобию Бога для дальнейшего сотворчества. Он творец, художник мира. Его деятельность очеловечит, одухотворит Космос.

В 60-90-х гг. XIX в. Россия стала капиталистической страной, но развитие капитализма шло по прусскому пути (то есть с охранением феодальных пережитков, а значит, мучительному для народа). [Противоположный путь — американский, фермерский]

В 70-е гг. возникли первые рабочие организации — «Южно-российский союз рабочих» (1875), «Северный союз рабочих» (1878). В 80-х гг. появились первые марксистские кружки: группа Д. Благоева, П.В. Точисского. Но идеи марксизма не получили широкого распространения. В то время была широко распространена идеология народничества, утверждавшая, что Россия придет к социализму через общину, а главной силой революции будет крестьянство. Главным двигателем истории народники считали не народные массы, а героев — критически мыслящих личностей.

Первые марксисты стремились опровергнуть воззрения народников и доказать применимость марксизма к России. Первая российская марксистская организация была создана Г.В. Плехановым в 1883 г. в Женеве.

Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в семье мелкопоместного дворянина. В 1875 г. (в то время студент горного института) примкнул к народничеству. В 1876 г. во время демонстрации у Казанского собора призвал к открытой борьбе с самодержавием. После раскола «Земли и воли» создал организацию «Черный передел» (1879). В 1882 г. перевел «Манифест коммунистической партии» и в 1883 г. объявил о разрыве с народничеством и создал марксистскую организацию «Освобождение труда».

В первых марксистских работах «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия» критиковал народничество, его идеалистические философские и социологические воззрения. Он показал, что Россия уже идет по капиталистическому пути, крестьянская община уже разлагается на кулачество и бедноту, в стране растет промышленный пролетариат.

Он считал, что:

  1. Коммунистическая революция рабочего класса не может вырасти из крестьянского социализма, который проповедуют народники.
  2. Сельская община стремится уступить место буржуазным, а не коммунистическим формам общежития.
  3. Община не в состоянии двинуть Россию к коммунизму. Она может только менее сопротивляться, чем мелкотоварное землевладение.
  4. Инициативу коммунистического движения может взять на себя лишь рабочий класс.
  5. Освобождение рабочего класса может быть достигнуто только им самим.

На Первом конгрессе II Интернационала в 1889 г. Плеханов в своей речи заявил: «Революционное движение в России может восторжествовать только как революционное движение рабочих».

Плеханов боролся против тех, кто, по его мнению, ревизировал марксизм. Он защищал диалектику, которую Бернштейн и Струве считали гегелевской ловушкой, в которую попали марксисты. Его произведение этого периода — «Materialismus militans». Он критиковал махистов (русских сторонников Э. Маха — противников материализма), выступал против ликвидаторов (сторонников только легальной деятельности и ликвидации подпольных социал-демократических организаций).

В годы I Мировой войны Плеханов стал на путь защиты России. Он отрицательно отнесся к Октябрьской революции, считая ее «нарушением всех исторических законов». Для Плеханова, как для материалиста, законы истории объективны, а субъективизм большевиков был очевиден.

В трудах «Очерки по истории материализма», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалистическом понимании истории», «К вопросу о роли личности в истории» Плеханов выступал как воинствующий материалист-диалектик. Он доказывал, что философия марксизма — самая великая революция, которую знает история человеческой мысли.

В теории познания он сторонник «теории иероглифов», то есть утверждал, что наши восприятия вещей лишь частично сходны с самими вещами. В то время физик Гельмгольц называл их символами, то есть не имеющими с вещами никакого сходства.

В трудах «Письма без адреса» и «Искусство и общественная жизнь» Плеханов применил марксову теорию исторического материализма к эстетике: «Искусство есть специфическая форма общественного сознания, развитие которой, в конечном счете, обусловлено трудовой деятельностью людей, зависит от экономики общества».

Другой этап в развитии марксизма в России связан с деятельностью Владимира Ильича Ленина (1870-1924).

Соратник Ленина по партии, но его философский оппонент А.А. Богданов утверждал, что Ленин относился к учению Маркса, как к религии. Но на самом деле это не так. Его философия была тесно связана с задачами практической политической борьбы, поэтому если его не устраивало то или иное положение учения Маркса, Ленин от него отказывался. Но в начальный период Ленин начинал, как и Плеханов, с применения марксизма к анализу российской действительности. Первые его работы «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?», «От какого наследства мы отказываемся», «Развитие капитализма в России» были направлены против народников. Он отвергает их идеалистическое мировоззрение, их метафизический метод, их субъективизм. Он доказывает, что марксизм — это не фатализм, что надстройка не «пассивная рефлексия экономики», что историческая необходимость (в основе которой лежат экономические законы) — это лишь основа для сознательной деятельности людей, свобода же заключается в познании ее и воздействии на нее.

В идейной борьбе с «легальным марксизмом», «экономизмом», меньшевиками Ленин создает свою теорию революции в работах «Что делать?», «Две тактики социал-демократии в демократической революции». Необходимым условием победы в революции он считает создание боеспособной, дисциплинированной организации революционеров.

После революции 1905-1907 гг. в среде интеллигенции распространились модные идеалистические течения — неокантианство, прагматизм, интуитивизм и особенно эмпириокритицизм (махизм). Ленин пишет книгу «Материализм и эмпириокритицизм». Резкость и грубость ее шокировала даже сторонников Ленина. Читателями же работа не была замечена. Главное для Ленина было отстоять принцип партийности в философии. Этот принцип, по его мнению, состоял в приверженности материализму.

Рассматривая основные проблемы онтологии и гносеологии, Ленин следует за Марксом и Энгельсом.

Выясняя сущность ощущения, Ленин называет его субъективным образом объективного мира, «копией» вещей, высшей формой отражения. По его мнению, вся материя обладает свойством отражения, по существу родственному ощущению. При этом Ленин критикует Гельмгольца (за «теорию символов») и поправляет Плеханова (за его «теорию иероглифов»), которые на самом деле были ближе к истине, чем Ленин.

Ленин дает определение материи, как объективной реальности данной нам в ощущении, которая копируется, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них.

В годы подъема рабочего движения Ленин пишет работы: «Три источника и три составные части марксизма», «Исторические судьбы учения Маркса», «Карл Маркс». В них он дает характеристику учения Маркса. Социологические идеи были развиты им в работах «Империализм как высшая стадия капитализма», «О лозунге соединенных штатов Европы», «Военная программа пролетарской революции», «Государство и революция». Государство диктатуры пролетариата, по Ленину, — это Советы, они по типу Парижской коммуны, парламентская же республика, по его мнению, есть шаг назад. Он создает свою теорию социалистической революции. Главным в этом учении является учение о революционной ситуации, о союзе рабочих и крестьян, о руководящей роли марксистской партии.

Занимаясь изучением диалектики, он конспектирует труды Гегеля, делает свои пометки. Они впоследствии получили название «Философские тетради». Анализируя в них источники развития, он отдает предпочтение самодвижению, источником которого является единство и борьба противоположностей. Этот закон Ленин называет ядром диалектики, а диалектику называет учением о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности. Он обосновывает положение о единстве диалектики, теории познания и логики. Особое место он уделяет выяснению гносеологических корней идеализма и религии. «Философский идеализм — это не чепуха, — пишет он, — а одностороннее, преувеличенное развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный. Раздвоение познания — возможность идеализма даны уже в первой элементарной абстракции».

В послеоктябрьский период Ленин разрабатывает вопросы переходного периода от капитализма к социализму. Он пишет работы: «О нашей революции», «Детская болезнь левизны в коммунизме». В «Великом почине» дает определение классов, как больших групп людей, различающихся главным образом по отношению к средствам производства, в статье «О значении воинствующего материализма» пишет о борьбе с идеализмом и религией. Эти работы стали программой дальнейшего развития СССР. Главными задачами по мысли, Ленина были:

· создание материальной базы для перехода к коммунизму (производительные силы в марксизме — основа для развития общества);

· формирование коммунистических отношений (это замена всего частного, личного на государственное, которое Ленин считал общественным, коммунистическим, так как постепенно государство должно отмереть);

· воспитание нового человека, способного жить по-коммунистически (субботники Ленин и назвал «великим почином» такого воспитания).

Коммунистическая партия после Ленина пыталась осуществить эти идеи на практике. Жестокости по отношению к противникам объяснялись тем, что они мешали коммунистическому счастью всего человечества. Достижение коммунизма понималось как избавление человечества от страданий навсегда.

Ленин продолжил тенденции марксизма, как хорошие, так и плохие. Его партийная непримиримость и нетерпимость нанесли вред развитию философии и трагически отразились на судьбах философов. Сначала изгнание выдающихся русских философов, затем разгром советской философии в результате развязанных идеологических кампаний против «механицистов» и «меньшевиствующих идеалистов». Ссылки, лагеря, физическое уничтожение в сталинский период, преследование инакомыслия в последующие годы — все это следствия той же причины.

Вопросы для повторения:

  1. Началом древнегреческой философии считается милетская школа, а первыми философами — жители города Милета Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Можно ли с такой определенностью сказать о начале русской философии?
  2. В какой форме содержались философские идеи, отражающие собственно русские проблемы?
  3. С чем связано возникновение идеи централизованного русского государства?
  4. Почему Пересветов боярству противопоставлял служилое дворянство?
  5. Почему спор «осифлян» и «нестяжателей» носил философский характер?
  6. Почему ереси носили философский характер, а не только религиозный?
  7. В начале XIX в. в России центральным вопросом был вопрос о крепостном праве. Но он рассматривался как другой вопрос. Какой же это был вопрос?
  8. На вопрос о судьбе и предназначении России в XIX идеологи правительственного лагеря выдвинули принципы: «православия, самодержавия и соборности(народности)» как якобы присущие русскому народу от природы. Какие события в русской истории могут подтверждать правоту этого взгляда?
  9. В чем расходились славянофилы с идеологами правительственного лагеря?
  10. Что утверждали «западники»?
  11. В чем видел П.Я. Чаадаев причину отсталости и бед России?
  12. П.Я. Чаадаева считают автором «русской идеи». В чем она заключается?
  13. Не отрицая значения опытного и рационального знания, П.Я Чаадаев считал, что это знание недостаточно, неполно. Чем он предлагал дополнить его?
  14. Что лежит в основе истории, по П.Я Чаадаеву?
  15. К какому направлению (западничеству или славянофильству относился) А.И. Герцен?
  16. Как повлияли на А.И. Герцена поражение революций 1848 г. в Европе?
  17. Что, по мнению А.И. Герцена, способствовало тому, что в России возможен социализм?
  18. Чем различались взгляды А.И. Герцена и славянофилов на общину?
  19. Что свидетельствует о том, что Чернышевский являлся последователем Герцена?
  20. Какие идеи Н.Г. Чернышевского развивали начатое А.И. Герценым?
  21. Каким образом учение Н.А. Добролюбова о роли личности в истории продолжало начатое А.И. Герценым?
  22. Кто продолжил дело А.И. Герцена после Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова?
  23. Какова дальнейшая судьба народничества, а значит и идеи А.И. Герцена о русском социализме?
  24. Что представляет собой религиозная философия?
  25. Почему философию Ф.М. Достоевского называют философией страдания?
  26. Почему Ф.М. Достоевский считает страдание необходимым?
  27. Можно ли, по Ф.М. Достоевскому, как-либо избежать страданий?
  28. Кто такой «Великий инквизитор»?
  29. Что означает главный принцип философии В.С. Соловьева — принцип «всеединства»?
  30. Что подразумевает В.С. Соловьев под «Софией»?
  31. Отпадение от Бога у В.С. Соловьева соответствует эволюции мира. Каковы ступени этой эволюции по В.С. Соловьеву?
  32. Принцип «всеединства» В.С. Соловьев проводит и в теории познания. Какому виду познания отдает предпочтение В.С. Соловьев и почему?
  33. Чем отличается, по В.С. Соловьеву, состояние человека в человеческом царстве и в царстве божием?
  34. Как относился В.С. Соловьев к другим религиям?
  35. Почему философию Н.А. Бердяева называют философией свободы?
  36. Почему Н.А. Бердяев против идеологии страдания Ф.М. Достоевского?
  37. Отрицая страдание, Н.А. Бердяев в то же время отрицает и классовую борьбу. Как же тогда избежать страданий?
  38. Как Н.А. Бердяев объясняет необходимость и возможность свободы человека?
  39. Н.А. Бердяев называет человека микрокосмом и макрокосмом. Что это означает?
  40. В каком виде, по Н.А. Бердяеву, происходит «внутреннее духовное освобождение личности, человека из плена необходимости»?
  41. Как относился Н.А. Бердяев к коммунизму и марксизму?
  42. Как Н.А. Бердяев проводит идею свободы в теории познания?
  43. Что же, по Н.А. Бердяеву, представляет собой естествознание?
  44. Был ли Н.А. Бердяев последователен политических взглядах?
  45. Возможно ли то, что предлагает Н.Ф. Федоров?
  46. Может ли любовь обеспечить всеединство человечества?
  47. Считается, что в 60-90-е гг. XIX в. Россия стала капиталистической страной. Получил ли в это время марксизм распространение в России? Почему?
  48. Россия была крестьянской страной. Пролетариат не составлял и пятой части населения. Почему же Г.В. Плеханов считал, что в России должна победить пролетарская революция?
  49. Почему Г.В. Плеханов отрицательно отнесся к Октябрьской революции?
  50. Как В.И. Ленин доказывает, что революция может произойти и в России?
  51. В.И. Ленин отстаивал принцип партийности в философии. Что он означал?
  52. Философ, экономист и политический деятель А.А. Богданов утверждал, что Ленин относился к учению К. Маркса как к религии. Так ли это?
  53. Немецкий естествоиспытатель Генрих Гельмгольц считал наши ощущения символами вещей, Г.В. Плеханов — иероглифами вещей.
  54. Какова позиция В.И. Ленина в этом вопросе? Кто был ближе к истине?
  55. Объективная реальность, данная нам в ощущении, которая копируется, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них. Что под этим понимает В.И.Ленин?

 

Глава 8. ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.