Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отражение и его эволюция. Психика и сознание




Отражение -всеобщее свойство бытия в мире соответствующим образом реагировать в процессе взаимодействия явлений друг с другом. Данное свойство раскрывает, что взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение, которое выступает в виде простой механической деформации (столкновение металлического и пластилинового шариков); сокращение или расширение в зависимости от колебаний окружающей температуры; отражение света, звуковых волн; химические реакции; физиологические процессы (сужение зрачка при ярком свете).

Исходя из сущностного содержания перечисленных явлений действительного мира, не трудно определить, что отражение всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Так, в качественных формах и в зависимости от уровня организации материи отражение выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека.

Другими словами на каждом уровне бытия неживой и живой природы, социальной действительности отражение имеет свою специфику.

Для отражения на уровне неживой природы (механическое, физическое, химическое) характерны непосредственность, моментальность, тональность, объективность явлений, процессов, состояний и событий. Сила действия обязательно предполагает наличие противодействия. Здесь возможны определенные варианты в интервале от сохранения структуры тела, предмета, вещи до их деформации и даже разрушения. Именно по этому отражение на уровне неживой природы называют зеркальным.

В условиях живой природы отражение становится регулятором адаптивного поведения, четко заявляя свой информационный характер, обеспечивая избирательность и способность упреждать ситуацию. Здесь мы имеем более сложное состояние отражения, то есть, эволюция биологического отражения включает:

— возрастание объема информации и её усложнение;

— возникновение неотъемлемого свойства живого организма (раздражимость как отражение внешней внутренней среды в виде возбуждения, ответной избирательной реакции и регулятора приспособительного поведения);

— переход от раздражимости к чувственности и формированию психики;

— развитие условно-рефлекторной деятельности;

— формирование способности опережать отражение, предвидеть ситуацию и подготовиться к ней;

— развитие головного мозга как специального аппарата снятии переработки информации;

Всё сказанное свидетельствует о том, что начальной формой психики как реакции на внешнее раздражение является приспособление к внешним условиям для выживания. Такая эволюция была направлена на развитие динамизма, пластичности, лабильности как возникновение качественной особенности биологического отражения, связанного в первую очередь с целесообразностью и необходимостью самовыживания.

Раздражимость, таким образом, обеспечила переход от вещества к организму (появлению жизни) и ориентировала последний на постоянный поиск оптимального сосуществования со средой и тем самым она обеспечила возникновение биологического отражения в период эволюционного развития от уровня одноклеточного организма до многоклеточного., когда формируется постепенно нервная система. И в этом смысле образование центральной нервной системы по — существу означало новое качество биологического отражения.

Что это означает? Прежде всего то, что эволюция центральной нервной системы приводит к формированию двух систем:

— аффекторной (воспринимающей);

— эффекторной (исполнительной).

Специализация этих систем в какой-то мере сдерживает реакцию на внешний раздражитель, но, с другой стороны, она есть следствие значительного прогресса, который обеспечивает анализ, сравнительную оценку ситуации и возможных ответов, выбор реакции на раздражения и принятия решения. И каков результат? Такая усложнившаяся специализация нервной системы обусловила относительную независимость организма от внешней среды.

Основу отражения у животных составляют по этому их безусловные и условные рефлексы, выработанные под воздействием среды обитания. Однако нельзя её переоценивать и ставить поведение животных в прямую зависимость от изменения среды. Главным образом благодаря эволюции нервной системы, специализации её подсистем животные приобретали избирательный характер.

С другой стороны, реакция организма на раздражитель внешней среды обусловлена внутренним состоянием организма, его потребностями. С учетом своих особенностей организм осуществляет отбор различных влияний среды обитания, усваивает полезные и отбрасывает вредные, а при возможности и необходимости пытается изменить среду обитания (термиты, крот создают себе целый подземный город, бобры выстраивают на речках огромные платины). Так живая природа сформировала в себе способность к опережающему отражению на базе, если так можно выразиться информационного банка памяти (представления), обрела свойство чувствительности (ощущения) у более высоких видов живых существ, являющиеся начальной формой психики на основе формирования органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса).

В свою очередь, ощущение сделало возможной не только особую связь живого существа со средой, но и стало отправной точкой отсчета чувственного уровня познания среды, фактором формирования психики животного, взаимная координация действий чувственных органов привело к образованию способности к восприятию целостной картины мира.

На этой базе сформировались основные слагаемые животной психики:

— поведение на уровне инстинктов;

— условно-рефлекторные акты;

— элементарно-рассудочная деятельность, являющаяся предпосылкой становления и формирования рассудочной деятельности людей.

Так, животные не только дифференцировано воспринимают свойства и отношения вещей, но и отражают значительное число существенных в биологическом смысле пространственно-временных и элементарных причинных связей в окружающем мире. Мало того, они вырабатывают определённые представления на основе памяти (как собака узнает своего хозяина, которого долго не видел? Как корова находит дорогу к своему дому?).

Эти примеры показывают наглядно, как у животных в ходе эволюции постепенно формировалась способность психического отражения внешних воздействий в тот период их развития, когда у них возникла центральная нервная система. А совершенствование психики животных под влиянием изменения образа жизни было тесно связано с развитием их мозга.

Следовательно, длительный путь эволюции досоциального отражения завершился оформлением головного мозга с его безграничными возможностями.

Что такое головной мозг? Ответ на этот вопрос пытаются дать многие естественные и гуманитарные науки. Интерес философии прежде всего в том и состоит, что головной мозг представляет собой наивысший уровень структурной организации бытия в мире. Мозг есть основание психических процессов. С помощью мозга и на его основе формируется у человека сознание, осуществляется его духовная жизнь, складывается его осознанное отношение к миру.

По результатам исследования многих наук, мозг дифференцирован на различные участки, обладающие функциональными особенностями. Психические функции находятся в зависимости от состояния определенных участков мозга, а сам мозг представляет собой целостную систему подсистем. В нем есть блоки, отвечающие за обмен веществ и регуляцию организма в целом; обеспечивающие получение, переработку и хранение информации; за осмысление, проектирование и осуществление тех или иных действий.

При этом мозг высоко развитого животного формирует психику главным образом на уровне инстинкта, условно-рефлекторного акта и элементарной рассудочной деятельности, обеспечивая подготовку и осуществление действия. В отличие от животных, психика человека существенно иная по своим основаниям и механизму осуществления своего замысла.

Если человек живет, например, в среде, которая в значительной мере является продуктом его трудовой деятельности или деятельности других людей в виде второй (искусственной) природы, то животные обитают в среде, которую застали при своем рождении и приспособились к ней. Отсюда первая и существенная разница в психике: у животных приспособительный характер, а у человека — созидательный. Кроме того, цели и содержание поведения (деятельности) и для животного и для человека задаются, как правило, не мозгом, а образом жизни.

Что это означает?

1. Рассудочная деятельность животных обеспечивается функционированием первой сигнальной системы и ограничено ощущениями, восприятиями и простейшими представлениями. Поэтому животные реализуют только одну функцию — способность отражать среду своего обитания на феноменальном уровне (иногда даже лучше человека), так как здесь имеет место многократное повторение репродуктивной деятельности на основе безусловного рефлекса.

2. В отличие от животных, рассудочная деятельность человека обеспечивается не только первой, но и второй сигнальной системой, диалектическим единством эмпирического и рационального опыта. Поэтому человеческое сознание способно отражать мир и на феноменальном и на сущностном, рациональном уровне. Именно это единство позволяет человеку иметь не только адекватное представление о мире бытия, но и творить, преобразовывать мир бытия по мере необходимости.

Высокоразвитый человеческий мозг, многогранная специализация его подсистем, наличие двух сигнальных систем, особая среда обитания, единство естественной и искусственной природы создают условия становления и психики и сознания человека. Сверх того, действия человека заранее отработаны, осмыслены, запрограммированы, спроектированы. Они имеют свою логик, эмпирическую ориентированность и методологическую направленность.

3. Принципиальное отличие психики человека заключается в том, что он имеет сознательно направленную и запрограммированную цель действия. Человек способен при этом на любом этапе осуществлять контроль и корректировку своих действий, изменить способы и средства ее реализации. При этом нельзя не учитывать и то общее, что связывает психику человека и животных — это сенсорный компонент, характеризуемый чувствительностью к внешней среде; способность интегрировать воздействующие свойств в единый целостный образ. Это в своей наглядности подтверждает тезис о генезисе человека, об эволюции отражения от элементарного уровня до сознания.

Анализ эволюции отражения позволяет сделать вывод о том, что сознание есть результат развития структурно развивающегося бытия в мире от неосознанного взаимодействия до осознанного субъективного восприятия. Поэтому сознание человека — это новое качество отражения, которое имеет вои особые характеристики:

— во-первых, оно универсально и будучи высшей формой отражения способно адекватного отразить любые проявления бытия в мире (орел видит дальше, но человек обнаруживает в вещах больше орла);

— во-вторых, сознание по своему содержанию объективно, оно есть образ отраженной действительности;

— в-третьих, сознание является основой творчества, конструктивного воображения, предвидения, и создания проектов новой реальности (изменяет природу, реализуя свои идеи, замыслы, где идеи — это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть в соответствии с потребностями, приобретающими характер цели);

— в-четвертых, сознание опосредованно языком, одновременно возникающим с развитием мышления для обозначения понятий и как средство обмена информацией между людьми, средство связи, общения и коллективных действий;

— в-пятых, сознание социализировано, его возможности, как на уровне функций отражения, так и на уровне творчества формируются под влиянием развития общества в целом;

— в-шестых, в процессе руда возникает новая сознательная форма отражения действительности — мышление как обобщенное отражение действительности в форме понятий, суждений и умозаключений;

— в-седьмых, сознание индивидуально и несет на себе печать уникальности: в каждом отдельном случае возникает образ объективный по содержанию и субъективный по восприятию.

Таким образом, обобщая характерные особенности сознания, можно сделать вывод о том, что сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились главными стимулами, под влиянием которых сформировался человеческий мозг, возникло сознание, выступающее специфическим человеческим способом бытия в мире, способом взаимодействия людей между собой и с миром в целом. Поэтому именно практика является преобразовательным отношением человека к действительности, позволяющей создавать вторую природу. Именно поэтому сознание выступает как условие программирования коллективной деятельности людей по созданию и развитию форм культуры, выполняя функцию социальной памяти человечества.

Наконец, сознание структурно представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов. В его структуре отчетливо выделяются такие моменты, как осознание вещей, переживание, то есть определенное отношение того, что отражается.

Способ, каким существует сознание, есть знание. Развитие сознания предполагает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. При этом осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное и этическое осознание мира, а также чувственная и рациональная ступени сознания определяется главным образом уровнем знания в данных областях.

С этой точки зрения, знания получают различную значимость для личности, что находит свое выражение в убеждениях, проникнутых глубокими и устойчивыми чувствами, что является показателем особой ценности тех знаний, которые стали жизненным ориентиром.

Вторым элементом сознания является эмоция, как акт внимания на определенный круг объектов мира в фокусе сознания. Этот элемент так же играет важную роль в познавательной деятельности человека. Мало того, «эмоциональные бури» заставляют трепетать волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть. В этом смысле, «без человеческих эмоций никогда не бывало, не и быть не может человеческого искания истины». (см.: Ленин В.И. Полн. собр. соч.; Т.25, С.112).

Эмоция, как важнейший структурный элемент сознания включает чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, любовь, горе), настроение (веселое, подавленное) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние, паника и т. д.).

Третьим элементом сознания является воля, благодаря которой наши намерения претворяются в дело. Она определяет способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствие с принципами и нормами личности.

Для субъекта волевого характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию.

Воля как элемент сознания тесно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. И, видимо, в народе не зря говорят, что волевой человек горы сдвинет. Характер человека является, поэтому такой же основой волевых процессов, как и интеллект — основой мыслительных процессов, а темперамент — эмоциональных состояний.

Наконец, в структуре сознания как важнейший элемент присутствует и память – способность сохранить в коре головного мозга усвоенное в виде знания, воли и эмоции. Мало того, их органическое единство в процессе практической деятельности составляет органическое целое того, что из себя, представляет человек на самом деле.

Рассматривая структуру сознания, необходимо вместе с тем иметь ввиду что сознание — это не сумма составляющих его элементов, а интегральное целое. И человек, наделенный сознанием, думает, делает, чувствует себя как личность со сформировавшимся самосознанием (умение отличить самого себя, своего «Я» от всего, что его окружает). Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания предполагает при этом не только общение с другими людьми, но и в формулировании требований общества в виде его прав и обязанностей, предъявляемых к отдельному человеку для осознания существующих в обществе и государстве права взаимоотношения через созданную обществом материальную и духовную культуру.

Поэтому самосознание есть ответ на зов общественных условий жизни, который требует от каждого умения оценить свои поступки, мысли с точки зрения существующих социальных норм в целях осуществления самоконтроля и саморегулирования, чтобы взять на себя ответственность за результаты своих действий.

Наконец, каким бы высоким сознанием не обладал человек, моменты бессознательного невозможно исключить, так как сознание находится в сложном соотношении с различными формами неосознанных и иррациональных явлений духа, которые вызывают два вида неосознанных действий:

1. Действие никогда не осознававшиеся;

2. Действие ранее осознаваемые.

Бессознательно – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах и свойствах человека (бессознательная память, бессознательное мышление, мотивация, бессознательные ощущения). Бессознательными могут быть ошибки, оговорки, описки, непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, фактов; это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако их роль в этом управлении различна. Сознание, как правило, управляет самыми сложными формами поведения, особенно в таких случаях:

- когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

- когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

- когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации и необходимо найти оптимальный выход;

- когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Поэтому понимание

Взаимоотношений между осознаваемой и неосознаваемой сторонами психической деятельности важно для всех сотрудников правоохранительных органов, поскольку они работают непосредственно как со всеми гражданами, так и особой категорией населения. Уяснение соотношения сознательного и бессознательного имеет в связи с этим большое значение для работников следствия: знание действия механизмов бессознательного трудно переоценить при осуществлении следственных процедур – допросов, бесед со свидетелями. Здесь очень важно обращать внимание на оговорки, обмолвки, ошибочные действия…, причем обращать надо внимание не только на поведение и речь человека, с которым ведешь беседу, но и на свое собственное поведение и на свою речь, чтобы не выдать той или иной информации, которая может что-либо «подсказать» подследственному. Именно поэтому наибольший интерес для философии, преподаваемой в вузах МВД, представляет личностное проявление бессознательного, о чем говорилось выше.

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что многие действия, находящиеся в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются неосознанно. Как известно, сознательная деятельность возможна, если максимальное число элементов этой деятельности осуществляется автоматически, машинально, в том числе и мышление по принципу: мне не хотелось думать, но думалось само собой. При этом сознание обязательно присутствует и в бессознательных проявлениях духовной активности, осуществляемой в глубинах духа. А это означает, что сознание в большинстве случаев может взять под контроль привычные действия, ускорить, замедлить и даже остановить их.

С другой стороны, в реальных действиях человека не всегда последствия поступков соответствуют задуманной цели. Иногда они бывают даже противоположны тому, к чему стремились. Кроме того, разумное и иррациональное в жизни, как отдельных людей, так и коллектива и общества в целом не всегда соответствуют ожиданиям. Вследствие этого бессознательное проявляется многообразно, в том числе и в социальной памяти человечества. Но при всем этом человек прежде всего сознательное существо: не только мышление, но и его эмоции и волевые состояния всегда пронизаны сознанием.

Итак, если в целом попытаться определить, что же такое человеческое сознание, то, учитывая выявленные выше характеристики, можно сформулировать следующее: сознание есть высшая форма отражения действительности в коре головного мозга человека. Оно неразрывно связано с языком (членораздельная речь), это идеальный образ объекта. Данное определение не может отразить, безусловно, все содержание сознания, но оно, на наш взгляд, позволяет считать принципиально невозможным наступление «эры роботов» вместо «эры человека». Самые сложные кибернетические устройства не смогут превзойти полностью возможности человеческого мозга (а главное - его сознательную функцию и господствовать над человеческим родом, подобно тому, как рабовладелец господствовал над рабом. Говоря иначе, ЭВМ какой бы сложности не достигли и при всей их громадной важности не только в настоящем, но и в далеком будущем не заменят индивидуальное и общественное сознание, так как не смогут взять на себя функции общественного сознания, с помощью которого общество и индивид осознают сами себя.

Современное сознание, поэтому способно вмешиваться в бытие, преодолевать слепые, как говорил В. Вернадский, бессознательные устремления науки и техники, породившие значительное количество глобальных проблем человечества. Для решения этих сложных задач необходимо сравнимое с мощью технократического мышления планетарное, гуманистическое, вселенское, подлинно культурное сознание. В поисках такого сознания философия и наука должны в первую очередь обратиться к культуре, религии, политике, к своей собственной истории, где, как известно, возникли блестящие представления о ноосфере, о власти Разума, нового гуманистического сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.